Технологическая карта урока литературного чтения «В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»» УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

 

Цель урока: формирование представлений о биографии автора.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 02.02.24

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс:

Урок: 2

Время: 14:00 – 14:40   Кабинет: 212

Студент: Шарифьянова Виктория Эльдаровна

Группа: 31

Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока: «В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о биографии автора.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся с творчеством В. Голявкина, его произведением «Никакой горчицы я не ел»;
  2. Познакомить обучающихся с биографией автора;
  3. Научить определять жанр произведения; главную мысль произведения.

Предметные:

  1. Оперировать навыкам определять жанр произведения и его главную мысль;
  2. Иметь представление о биографии автора;
  3. Оперировать навыкам анализировать прочитанный текст произведения.

Развивающие:

  1. Развивать речевые умения в ходе обсуждения прочитанного;
  2. Развивать умение работать с текстом через анализ произведения.

Личностные:

  1. Осознать важность труда в своей жизни.
  2. Становление бережного отношения к дружбе.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать интерес к литературному чтению через использование продуктивных заданий;
  2. Воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, умение дружить через сотрудничество в парах.

Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, учебная презентация, раздаточный материал(карточки с заданиями).

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Психологический настрой

Словесный метод

1 Психологически настраивает учащихся класса на урок. 

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

3. Приветствует учащихся

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Эльдаровна. Сегодня я проведу вам урок литературного чтения.

- Перед началом нашей работы, я предлагаю вам повернуться к своему соседу по парте и продолжить фразу «Я рад(а) видеть тебя сегодня, потому что …»

- Спасибо, попрошу повернуться обратно. Давайте продолжим наш урок.

Приветствуют учителя.

Показывают готовность к уроку.

- Мы готовы.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Стихотворение

 

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. 

- Чтобы начать работать, нам нужно сделать разминку.

- Послушайте скороговорку.

Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.

- А теперь прочитайте скороговорку медленно, проговаривая чётко каждый звук. прочитайте в ускоренном темпе, в быстром.

- Какой звук встречается чаще?

- Зачем нам скороговорка?

- Вы правы. И прочитайте ещё раз и постарайтесь её запомнить. Кто готов сказать скороговорку без опоры?

-Молодцы!

Выдвигает проблему.

- Послушайте внимательно стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех». На

русский язык стих перевела Елена Благинина.

И ответьте на вопрос, какова идея стихотворения?

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного.

Но ведь портному работать

Слушают учителя.

- Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.

- Звук [к].

- Что бы внятно проговаривать звук.

Слушают учителя.

Предметные: повторить необходимый материал.

Метапредметные:

П: извлечение необходимой информации из текста; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное или произвольное построение речевого высказывания

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный метод

Негде без тёплого крова.

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба

Много ль нашьёт, натачает?

Стало быть, так и выходит,

Всё, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

- Как вы считаете, какова идея стихотворения?

- Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, о труде, о том, какой ваш главный труд.

- А какой ваш главный труд на сегодняшний день?

- Спасибо, а как вы считаете, ходить в школу это важно? Почему?

- Молодцы. Предлагаю отгадать вам загадку.

И колючая и злая

Больно за язык кусает.

Почему она так злится

Эта горькая..

-Верно.  Ребята, а вы сегодня ели горчицу?

- Вот и герой нашего сегодняшнего рассказа «Никакой горчицы не ел».

 

- О труде.

- учиться.

- Да, учиться это важно. Потому что это нужно для того что бы грамотным и работать на хорошей работе.

- Горчица

- Нет, не ели.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядный метод

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

- Предположите, какая же будет тема нашего урока?

- Предположите, какую цель мы можем поставить?

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите:

  1. Познакомимся…
  2. Прочитаем…
  3. Научимся …
  4. Подведем..

3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

- На партах вы видите Карточки «Моя успешность на уроке». В них вы будете оценивать свои результаты по пунктам их выполнения. «+» - если вы справились с заданием, «+-» - если мысль была не законченной или допустили одну ошибку, «-» - если не справились с заданием.

 - Давайте прочитаем первый пункт в карточке.

- Оцените, как вы справились с этим пунктом.

- Отлично, продолжим.

- Виктор Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

- познакомиться с произведением Виктора Голявкина «Никакой горчицы я не ел»

1. Познакомимся с биографией В.Н. Голявкин

2. Прочитаем рассказ «Никакой горчицы я не ел»

3. Научиться определять жанр

4. Подведем итоги урока

- Определил(а) тему, цель и план.

Предметные:: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Метапредметные:

Л: мотивация к учению и познанию

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи   учебной   деятельности.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Карточка «Моя успешность»

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

П, И

Словесный: беседа

Наглядный метод

Практический: выполнение задания

1.Рассказывает о творчестве автора. 

-Сейчас мы с вами познакомимся с биографией Виктора Голявкина. Вам нужно в парах прочитать биографию автора и рассказать, что же вы узнали. Перед выполнением задания, давайте повторим правила работы в парах.

- Хорошо. На это задание я даю вам 2 минуты.

2. Подводит учащихся к выводу.

- Какая перед нами стояла учебная задача?

- Справились с решением?

-Оцените свою работу на карточке успеха.

3. Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

- Откроем учебник на странице 29. Сейчас мы прослушаем аудио чтение. А вы внимательно следите за текстом, позже мы ответим на вопросы.

4.Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

- И так, вот мы с вам и прослушали произведение. Давайте ответим на вопросы. Какие слова в тексте вам стали не понятны?

- Ребята, давайте предположим, что значит слово патент.

- Спасибо вам за предположение, давайте поразмышляем, что строительные леса.

- Хорошо, а вы знаете, что такое экскаватор?

- Отлично, давайте узнаем правильные ответы. Прочитайте с экрана.

Патент - документ, который определяет право на изобретение или иную интеллектуальную собственность.

 Экскаватор - специальная машина, которая создана для проведения земляных работ, таких как рытьё траншей, котлованов и так далее.

 Строительные леса - это приспособления вокруг здания, по которым передвигаются рабочие, производящие ремонт или строительство.

- Кто главный герой произведения?

- От чьего лица ведется повествование?

- В какое время года проходят действия?

- Где должен был находиться мальчик вместо того, чтобы гулять?

- Какую учебную задачу ставили?

- Справились с её решением?

-Оцените свою работу на карточке успеха.

Озвучивают правила работы в парах.

Работают с текстом.

- Познакомиться с биографией В. Голявкина.

-Да

Оценивают себя в карточке.

Случают аудио чтение, следят за текстом.

- Патент, экскаватор, строительные леса.

Предполагают ответы.

Читают.

- Мальчик

- От лица мальчика – рассказчика

- весна

- В школе

- Прослушать произведение и узнать значение новых слов.

- Да, справились

Предметные:

Расширить свои знания о творчестве В. Драгунского.

Метапредметные:

Л:готовность и способность обучающихся к саморазвитию

П: извлечение из текста необходимой информации; анализ, синтез, обобщение, сравнение.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Учебник

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,И

Словесный метод: учебный диалог

Практический: оценивание

1.Организует повторное,(или выборочное) чтение и обсуждение содержания произведения.

- Мы с вами сейчас перечитаем рассказ и составим план этого рассказа и проанализируем, какие чувства испытывал главный герой в каждой части рассказа. Прочитайте сначала до слов «Ходи себе и ходи».

О чем говорится в этой части?

- Как можем озаглавить эту часть?

- Какие чувства испытывал герой?

- Читаем дальше, 2 часть до слов «вздохнул и дальше пошел»

- Как можем озаглавить эту часть?

-Какие чувства испытывал герой после встречи с шофером?

- Какое отношение у шофера к мальчику?

- Чему научила эта встреча мальчика?

- Прочитайте 3 часть до слов «значит, я опоздал немножко».

- Озаглавьте часть.

-Какие чувства испытывал мальчик?

- Как относятся изобретатели к мальчику?

- Чему могла научить эта встреча?

- 4 часть до слов «Ребят никого не видно»

-Озаглавьте.

- Какие чувства испытывал мальчик?

-Как отнесся дворник к герою?

- Чему учит эта встреча?

- Сколько встреч еще будет у мальчика?

- С кем он встретиться?

- Давайте дочитаем до конца и проведем анализ каждой части.

- Молодцы.

- Ребята, а почему произведение «Никакой горчицы я не ел», является рассказом?

2.Организует оценивание

- Молодцы, ребята! Оцените себя на карточке успеха.

3.Подводит к выводу.

- Давайте подумаем, чему же нас учит этот рассказ?

- Вы, правы. Автор дает понять нам, как важен труд.

Читают по цепочке. Отвечают на вопросы.

- Прогульщик.

-Хотел петь, радовался свободе.

- Шофер.

- Вздохнул и дальше пошел.

-Прогнал. Мальчик не умеет ничего, не смог ему помочь, только отвлекал.

- Делай то, что умеешь.

- Изобретатели.

-Удивление, обида, возмущение.

- Смеются над ним. Иронизируют.

-В мире много непознанного. Познай!

- Дворник.

-Нечем заняться, скучно, обидно.

-Злится, прогнал. Метла для работы.

-Не мешай другим работать.

- Еще 3 встречи.

-Строители, кондуктор, экскаваторщик.

- Потому что там есть: завязка, кульминация и развязка.

- Рассказ учит нас тому, что нужно трудиться.

Предметные: уметь отвечать на вопросы по тексту произведения.

Метапредметные:

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, П

Практический: выполнение задания, оценивание

1 . Организует самостоятельную работу.

- Ребята, теперь вы будете выполнять задание самостоятельно. У вас на столе небольшой тест, в котором есть вопросы по рассказу, а также соотнесение слова, которые мы сегодня с вами узнали, и его значения.  

Тест. 1 вариант. 2 вариант.

1) В каком году была первая публикация В. Голявкина? / Кто сказал мальчику «Как будто горчицей объелся..»

А) 1959 / шофер

Б) 1958 / дворник

В) 1957 / кондуктор

2) На каком виде транспорты катался герой? / В каком году была издана первая книга В. Голявкина?

А) машина / 1957

Б) автобус / 1959

В) трамвай / 1958

3) Какой вопрос мучил мальчика? / Что сказал мальчику дворник?

А) Почему мне так скучно? / Не трогай метлу!

Б) Как я тут очутился? / Ты откуда мальчик?

В) Что мне будет за прогул? Давай, помоги.

4) Соотнесите слово и его значение. (общий)

1. Строительные леса

2. Патент

3. Экскаватор

А) Это приспособления вокруг здания, по которым передвигаются рабочие, производящие ремонт или строительство.

Б) Специальная машина, которая создана для проведения земляных работ, таких как рытьё траншей, котлованов и так далее.

В) Документ, который определяет право на изобретение или иную интеллектуальную собственность.

2.Контролирует выполнение работы.

- Теперь давайте проверим. Обмениваемся с соседом по парте карточками и сверяем с эталоном.

3.Организует взаимооценивание и самооценивание.

- Оценим свою успешность в карточке успеха. Если вы нигде не ошиблись ставим «+», одна ошибка «+-», две и более ошибок «-».

Выполняют самостоятельную работу

1 вариант.

1) б

2) в

3) а

4) 1-а, 2-в, 3-б

2 вариант.

1) в

2) б

3) а

4) 1-а, 2-в, 3-б

Предметные: уметь выделять главную мысль произведения.

Метапредметные:

Л:Развитие самостоятельности и личной ответственности

Р: контроль, оценка

карточки с заданием

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г

Словесный метод: беседа

Наглядный метод

Практический: оценивание

1.Формулирует задание, организует его выполнение

-Ребята, а теперь я предлагаю вам провести инсценировку этого рассказа. Для этого я раздам вам листы, в которых вы узнаете о направлении вашего труда, ролях и определенных указаниях. У нас будет 3 группы: актеры, звукорежиссеры и декораторы. Перед тем, как я разобью вас на группы, вспомните правила работы в группах. Самое главное, помните о том, что нужно работать дружно и соблюдать дисциплину.

- Отлично. На подготовку я даю вам 3 минуты. Можете начинать.

- И так, время вышло. Я попрошу выйти и показать, что у вас получилось.

- Спасибо, вы отлично справились с заданием.

2. Организует работу по проблемным вопросам.

- Что вы чувствовали, когда были в роле тех или иных героев?

- Спасибо за ваши ответы. Как бы вы поступили на месте главного героя?

- Определите жанр произведения

- Докажите. Почему автор назвал своё произведение «Никакой горчицы я не ел»

3. Организует самооценивание

- Какую учебную задачу ставили?

- Справились с её решением?

- Оценим свою успешность в карточке успеха.

4. Подводит учащихся к выводу

- Что вы для себя поняли, прочитай и даже разыграв рассказ?

- Замечательно.

Слушают учителя.

 

- Я считаю, что лучше бы он пошел в школу, т.к. в школе можно узнать много нового и интересного. Тогда ему не было бы так скучно.

- Инсценировать рассказ.

Предметные: уметь составлять словесный портрет главных героев произведения.

Метапредметные:

П: построение логической цепи рассуждений.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Карточки с заданием

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный метод: беседа

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Давайте подводить итоги. Скажите, какая была тема урока?

-Какую цель мы ставили?

- Как вы считаете мы достигли поставленной цели?

2. Проводит беседу по вопросам.

-Кто главные герои этого произведения?

-К какому жанру литературы относится текст?

-Какова основная тема рассказа?

- У вас есть такие друзья? Расскажите о них.

- Настоящий друг, это тот, кто никогда: не обманет, не выдаст секреты, умеет делиться, с которым не скучно и интересно, не смеётся над неудачами, понимает, старается защитить.

-Что нового вы узнали о творчестве В. Голявкина?

-Чему научил вас рассказ Голявкина?

- Какой нравственный урок вы вынесли из этого рассказа?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

3. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

- А теперь проанализируйте свою карточку успеха. Если у вас:

Если у вас все «+» - «5»

Если у вас хотя бы один «-» или два «+-» - «4»

Если у вас два «-» - «3»

Если больше двух «-» – «2»

«Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете.

- Сегодня на уроке у меня было открытие…

- Сегодня на уроке я научился…

- Осталось   непонятным…

- Сегодня на уроке я был (каким?) учеником…

- Молодцы! Благодаря вашему продуктивному труду и дружеским отношениям, вы отлично справились со всеми заданиями. На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч!

- Виктор Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

- познакомиться с произведением «Никакой горчицы я не ел»

-Да

- мальчик

- рассказ

- труд

Высказывают своё мнение.

Оценивают свою работу.

Предметные: уметь оценивать свою работу на уроке.

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; отвечать на вопросы учителя.

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Игра «Закончи предложение»

Слайд №17

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

«Моя успешность на уроке»

Критерии

Оценка

1. Смог определить тему, цель и план урока.

2. Познакомился с биографией В. Голявкина.

3. Умею слушать аудиозапись, участвовать в анализе прочитанного.

4. Узнал значение новых слов.

6. Могу читать «цепочкой», отвечать на вопросы.

7. Выполнил самостоятельную работу.

8. Смог инсценировать рассказ.

9. Подвел итоги.

Отметка:

 

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон". Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя. Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "На горке" Н.Н.Носов для 2 класса

Конспект урока с презентацией по литературному чтению во 2 классе по теме "На горке" Н.Н.Носов.Программа "Школа России".Учебник Литературное чтение в 2-ух частях 2 класс.Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Гор...

Конспект урока литературного чтения "К. Г. Паустовский "Кот Ворюга"" (УМК Планета знаний 3 класс)

Добрый юмор, способность видеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом живут в душе К. Паустовского."Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" (К. ...

Конспект урока литературного чтения "Рассказы Л.Н.Толстого "Правда всего дороже. Котёнок", 2 класс Ермилова Н.Н.

На уроке отрабатывается дикция, пересказ по плану от лица автора, словарная работа. Вырабатывается умение оценивать свои достижения и знания одноклассников. Используются ИКТ, здоровьесберегающие техно...

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс...

Конспект урока литературного чтения по теме: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока литературного чтения (3 класс)Тема: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе"Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с факторами биографии Ю. Коваля и произведен...