Урок литературного чтения во 2 классе. Русская народная сказка "Зимовье зверей"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Донцова Елена Викторовна

Задачи урока: организовать процесс изучения русской народной сказки «Зимовье зверей», формировать читательскую компетентность, навык выразительного чтения; формировать умения обобщать и анализировать, находить информацию, строить речевое высказывание, работать в парах, группах, прогнозировать, умения высказывать предположение, развивать память, воображение; воспитывать умение сопереживать, желание заботиться друг о друге, понимание того, что победить можно только сообща.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного  чтения 2 класс

Тема урока: «Русские народные сказки. Зимовье зверей»

Вид урока: урок изучения нового материала

Цели:

образовательные: знакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье зверей»,  формировать читательскую компетентность, навык выразительного чтения;

воспитательные: формирование личностных УУД –  мотивации к обучению, умения высказывать свое отношение к героям, сопереживать, оценивать поступки; воспитывать интерес к чтению

развивающие: формировать познавательные, коммуникативных, регулятивных УУД – умения обобщать и анализировать, находить информацию, строить речевое высказывание, работать в парах, группах, прогнозирование, умения высказывать предположение, развивать память, воображение.

Планируемые  результаты  УУД:

Предметные: научить  читать сказку , анализировать произведение, выделять образные средства;

Метапредметные:

   Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; владеть общим приемом решения предложенных задач; осуществлять построение рассуждений, строить логическое рассуждение; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке;

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; формировать  умение определять цель деятельности на уроке;  умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать свои достижения на уроке; формулировать  выводы  из коллективного обсуждения; работать по     плану; принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Коммуникативные: формировать  умение слушать и понимать других;  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; проявлять творческие способности.

   

Личностные:  выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, познавательную активность в учебном процессе; развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог; формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Используемые методы:

фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: презентация, мультимедийный  экран, доска, ноутбук, раздаточный материал ( карточки с заданиями)

Ход урока

1.Организационный момент

- Ребята!

 Я рада видеть каждого из вас.

 И пусть зима в окно прохладой дышит,

 Нам будет здесь уютно и тепло,

 Ведь мы друг друга любим, чувствуем и  слышим.

-Проверили посадку, спина у всех прямая, руки положили перед собой и настроились на работу.

Артикуляционная разминка

- работа с дикцией;

-скороговорки.

2. Проверка домашнего задания

- С каким произведением мы с вами знакомились вчера?

- Что вы знаете о Чукотке?

- Правильно, на прошлом уроке мы читали замечательную чукотскую народную сказку «Хвост». Давайте проверим, как она вам запомнилась.

Работа в парах.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

-  Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой. Это русская народная сказка. И, как принято в сказках, я предлагаю вам выполнить три задания, чтобы узнать ее название и главных героев. Итак, отгадываем название!

«Дешифровальщик»

- Что такое зимовье? (Иллюстрация)

- А теперь закройте глаза и попробуйте угадать, где мы находимся и чьи голоса вы слышите.

Слушание  аудиозаписи  голосов  животных «Ферма»

- И третье задание: отгадайте  загадки и узнайте  героев нашего произведения. Слушайте внимательно.

1. Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посредине - спинка,

А на спинке – щетинка.

2. Заплелись густые травы,

Закудрявились луга

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

3.Зимой спит,

Летом улья ворошит.

4.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный ?

5.Кукарекает с утра

Хватит спать, вставать пора.

Шпоры, красный гребешок,

Что за птица?

6.С длинной шеей,
Белый, белый,
С красным клювом.
Хоть я смелый -
Он шипит, и я боюсь
Кто же это? Это ...

7.Не пожалеет за коров

Он ни копыт и ни рогов,

Пасется мирно на лугу,

Но подойти не даст врагу.

Наши маленькие журналисты подготовили интересную информацию о главных героях сказки.

- Какие животные будут героями нашей сказки?

-На какие 2 группы можно разделить этих животных?

-Чем они отличаются? (Обратить внимание, что за домашними животными ухаживает человек).

-Ребята, а легко ли животным зимой в лесу живётся?

 Еще раз прочитайте на доске название произведения, с которым мы сегодня познакомимся на уроке

- Предположите, о чем мы будем читать?

Работа с текстом сказки (слушание аудиозаписи)

Проверка восприятия

 -Понравилась ли вам сказка?

- Что в тексте указывает, что это произведение действительно является сказкой?

- Почему звери оказались в лесу? Как им жилось летом? Найдите предложение в тексте, в котором об этом говорится и прочитайте.

-Кто из зверей решил строить зимовье? Что значит строить зимовье?

- Поддержали его остальные звери? Чем они объяснили отказ?

- Хорошо ли они поступили? Можно ли их назвать настоящими друзьями в этот момент?

- Что произошло потом?

- Почему бык пустил зверей в жилище? Правильно ли он поступил? Как ещё он мог поступить?

- Получилось ли у медведя и волка выгнать зверей? Почему?
- Смог бы бык один справиться с медведем и волком?
- Что помогло справиться с обидчиками?
- Можно ли сказать так: «Дружба побеждает зло»? Почему?

-Счастливый ли финал у сказки?
- О чем эта сказка?

- Чему она учит?
( признавать и прощать ошибки: бык пустил друзей в избу, хотя они отказывались помочь ему её построить; как оказалось впоследствии, он впустил их не зря: в одиночку он вряд ли одолел бы хищников, решивших напасть на его жилище)

Словарная работа

зимовье                                                        прямиком в лес

много сил истратил                                    захотелось поживиться

зима лютая                                                  получше управишься

мороз за бока щиплет                                 горя не знают  

Характеристика главных персонажей

- Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

  1. Бык — надёжный, хозяйственный, благородный, умеет дружить и заботиться об остальных.
  2. Баран, свинья, гусь, петух — поначалу легкомысленные, ленивые и безответственные, но позже — осознавшие свою ошибку и ставшие верными друзьями.
  3. Волк и медведь — злые, хитрые, коварные и грубые.

Прочитайте наиболее понравившийся отрывок сказки.

Выборочное чтение

Прочитайте понравившийся отрывок.

Разгадывание кроссворда

По горизонтали

  1. С кем волк пришёл к избушке?
  2. Кто собрался зимой зарыться в землю, чтобы согреться?
  3. Кто из зверей один построил избушку?
  4. Чем собрался согреваться зимой баран?
  5. Кто чужой вошёл в избушку?
  6. Возле чего грелся бык в избушке?
  7. Кем стали звери по отношению друг к другу в конце сказки?

По вертикали

  1. В какое время года происходят события в начале сказки?
  2. Куда убежали звери от старика со старухой?
  3. Что бык предложил зверям строить к зиме?
  4. Кто собирался согреваться зимой крыльями?
  5. Кого первого решили съесть старик со старухой?
  6. В какое время суток убежал от старика со старухой бык?

Иллюстрирование («Раскрываем секреты текста»)

-Ребята, расположите по порядку иллюстрации к сказке.

Творческая работа

1 группа – прочитать первую часть и озаглавить ее.

2 группа – прочитать вторую часть и озаглавить ее.

3 группа – прочитать третью часть и озаглавить ее.

4 группа- прочитать четвертую часть и озаглавить ее.

Пересказ произведения по плану

Пословицы к произведению

Пословицы являются фольклорным творчеством и могут очень точно отражать народную мудрость, заложенную в данной сказке.

  1. Дружному стаду и волк не страшен.
  2. Если мы едины, мы непобедимы.
  3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  4. Объединишься — победишь, разъединишься — побежишь.

Оценивание

Рефлексия

На уроке:

Я узнал…

Я понял…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

Моё настроение…

-По –вашему мнению, кто хорошо работал на уроке? Был не очень активным?

-На уроке хорошо работали…

Стоит быть больше активными…

Итог урока

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Понравилось ли вам сказка? Какой урок мы вынесем из нее? Где нам в жизни может это пригодиться?

- Молодцы!

- Урок окончен.

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"

           Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...

Урок литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Снегурочка"

Урок, проведенный в рамках семинара городской проблемной группы учителей начальных классов «Формирование метапредметных навыков через технологию развития критического мышления» . В основу у...

Урок литературного чтения 1 класс Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Технологическая карта урока и презентация. На уроке представлены разнообразные формы работ в группах....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Два Мороза"

Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза» Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза» Задачи: Образовательная: отрабатыват...

Урок литературного чтения, 1 класс. Русская народная сказка «Лиса и кот»

Формирование читательской компетенции младшего школьника. Развитие речи обучающихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком; развитие умений грамотно читать (у...

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Журавль и цапля"

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе русская народная сказка "Журавль и цапля" УМК начальная школа 21 века....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"...