Урок литературного чтения во 2 классе. Русская народная сказка "Зимовье зверей"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Задачи урока: организовать процесс изучения русской народной сказки «Зимовье зверей», формировать читательскую компетентность, навык выразительного чтения; формировать умения обобщать и анализировать, находить информацию, строить речевое высказывание, работать в парах, группах, прогнозировать, умения высказывать предположение, развивать память, воображение; воспитывать умение сопереживать, желание заботиться друг о друге, понимание того, что победить можно только сообща.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 2 класс
Тема урока: «Русские народные сказки. Зимовье зверей»
Вид урока: урок изучения нового материала
Цели:
образовательные: знакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье зверей», формировать читательскую компетентность, навык выразительного чтения;
воспитательные: формирование личностных УУД – мотивации к обучению, умения высказывать свое отношение к героям, сопереживать, оценивать поступки; воспитывать интерес к чтению
развивающие: формировать познавательные, коммуникативных, регулятивных УУД – умения обобщать и анализировать, находить информацию, строить речевое высказывание, работать в парах, группах, прогнозирование, умения высказывать предположение, развивать память, воображение.
Планируемые результаты УУД:
Предметные: научить читать сказку , анализировать произведение, выделять образные средства;
Метапредметные:
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; владеть общим приемом решения предложенных задач; осуществлять построение рассуждений, строить логическое рассуждение; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; формировать умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать свои достижения на уроке; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану; принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; проявлять творческие способности.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, познавательную активность в учебном процессе; развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог; формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Используемые методы:
фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование: презентация, мультимедийный экран, доска, ноутбук, раздаточный материал ( карточки с заданиями)
Ход урока
1.Организационный момент
- Ребята!
Я рада видеть каждого из вас.
И пусть зима в окно прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло,
Ведь мы друг друга любим, чувствуем и слышим.
-Проверили посадку, спина у всех прямая, руки положили перед собой и настроились на работу.
Артикуляционная разминка
- работа с дикцией;
-скороговорки.
2. Проверка домашнего задания
- С каким произведением мы с вами знакомились вчера?
- Что вы знаете о Чукотке?
- Правильно, на прошлом уроке мы читали замечательную чукотскую народную сказку «Хвост». Давайте проверим, как она вам запомнилась.
Работа в парах.
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой. Это русская народная сказка. И, как принято в сказках, я предлагаю вам выполнить три задания, чтобы узнать ее название и главных героев. Итак, отгадываем название!
«Дешифровальщик»
- Что такое зимовье? (Иллюстрация)
- А теперь закройте глаза и попробуйте угадать, где мы находимся и чьи голоса вы слышите.
Слушание аудиозаписи голосов животных «Ферма»
- И третье задание: отгадайте загадки и узнайте героев нашего произведения. Слушайте внимательно.
1. Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посредине - спинка,
А на спинке – щетинка.
2. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
3.Зимой спит,
Летом улья ворошит.
4.Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный ?
5.Кукарекает с утра
Хватит спать, вставать пора.
Шпоры, красный гребешок,
Что за птица?
6.С длинной шеей,
Белый, белый,
С красным клювом.
Хоть я смелый -
Он шипит, и я боюсь
Кто же это? Это ...
7.Не пожалеет за коров
Он ни копыт и ни рогов,
Пасется мирно на лугу,
Но подойти не даст врагу.
Наши маленькие журналисты подготовили интересную информацию о главных героях сказки.
- Какие животные будут героями нашей сказки?
-На какие 2 группы можно разделить этих животных?
-Чем они отличаются? (Обратить внимание, что за домашними животными ухаживает человек).
-Ребята, а легко ли животным зимой в лесу живётся?
Еще раз прочитайте на доске название произведения, с которым мы сегодня познакомимся на уроке
- Предположите, о чем мы будем читать?
Работа с текстом сказки (слушание аудиозаписи)
Проверка восприятия
-Понравилась ли вам сказка?
- Что в тексте указывает, что это произведение действительно является сказкой?
- Почему звери оказались в лесу? Как им жилось летом? Найдите предложение в тексте, в котором об этом говорится и прочитайте.
-Кто из зверей решил строить зимовье? Что значит строить зимовье?
- Поддержали его остальные звери? Чем они объяснили отказ?
- Хорошо ли они поступили? Можно ли их назвать настоящими друзьями в этот момент?
- Что произошло потом?
- Почему бык пустил зверей в жилище? Правильно ли он поступил? Как ещё он мог поступить?
- Получилось ли у медведя и волка выгнать зверей? Почему?
- Смог бы бык один справиться с медведем и волком?
- Что помогло справиться с обидчиками?
- Можно ли сказать так: «Дружба побеждает зло»? Почему?
-Счастливый ли финал у сказки?
- О чем эта сказка?
- Чему она учит? ( признавать и прощать ошибки: бык пустил друзей в избу, хотя они отказывались помочь ему её построить; как оказалось впоследствии, он впустил их не зря: в одиночку он вряд ли одолел бы хищников, решивших напасть на его жилище)
Словарная работа
зимовье прямиком в лес
много сил истратил захотелось поживиться
зима лютая получше управишься
мороз за бока щиплет горя не знают
Характеристика главных персонажей
- Назовите положительных и отрицательных героев сказки.
- Бык — надёжный, хозяйственный, благородный, умеет дружить и заботиться об остальных.
- Баран, свинья, гусь, петух — поначалу легкомысленные, ленивые и безответственные, но позже — осознавшие свою ошибку и ставшие верными друзьями.
- Волк и медведь — злые, хитрые, коварные и грубые.
Прочитайте наиболее понравившийся отрывок сказки.
Выборочное чтение
Прочитайте понравившийся отрывок.
Разгадывание кроссворда
По горизонтали
- С кем волк пришёл к избушке?
- Кто собрался зимой зарыться в землю, чтобы согреться?
- Кто из зверей один построил избушку?
- Чем собрался согреваться зимой баран?
- Кто чужой вошёл в избушку?
- Возле чего грелся бык в избушке?
- Кем стали звери по отношению друг к другу в конце сказки?
По вертикали
- В какое время года происходят события в начале сказки?
- Куда убежали звери от старика со старухой?
- Что бык предложил зверям строить к зиме?
- Кто собирался согреваться зимой крыльями?
- Кого первого решили съесть старик со старухой?
- В какое время суток убежал от старика со старухой бык?
Иллюстрирование («Раскрываем секреты текста»)
-Ребята, расположите по порядку иллюстрации к сказке.
Творческая работа
1 группа – прочитать первую часть и озаглавить ее.
2 группа – прочитать вторую часть и озаглавить ее.
3 группа – прочитать третью часть и озаглавить ее.
4 группа- прочитать четвертую часть и озаглавить ее.
Пересказ произведения по плану
Пословицы к произведению
Пословицы являются фольклорным творчеством и могут очень точно отражать народную мудрость, заложенную в данной сказке.
- Дружному стаду и волк не страшен.
- Если мы едины, мы непобедимы.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Объединишься — победишь, разъединишься — побежишь.
Оценивание
Рефлексия
На уроке:
Я узнал…
Я понял…
Мне понравилось…
Я затруднялся…
Моё настроение…
-По –вашему мнению, кто хорошо работал на уроке? Был не очень активным?
-На уроке хорошо работали…
Стоит быть больше активными…
Итог урока
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Понравилось ли вам сказка? Какой урок мы вынесем из нее? Где нам в жизни может это пригодиться?
- Молодцы!
- Урок окончен.
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"
Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-142582-1352724357.jpg)
Урок литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Снегурочка"
Урок, проведенный в рамках семинара городской проблемной группы учителей начальных классов «Формирование метапредметных навыков через технологию развития критического мышления» . В основу у...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877605-1484480807.jpg)
Урок литературного чтения 1 класс Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Технологическая карта урока и презентация. На уроке представлены разнообразные формы работ в группах....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/05/picture-883121-1488716742.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Два Мороза"
Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза» Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза» Задачи: Образовательная: отрабатыват...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/28/picture-858559-1480355353.jpg)
Урок литературного чтения, 1 класс. Русская народная сказка «Лиса и кот»
Формирование читательской компетенции младшего школьника. Развитие речи обучающихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком; развитие умений грамотно читать (у...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/29/picture-1063437-1538243424.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Журавль и цапля"
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе русская народная сказка "Журавль и цапля" УМК начальная школа 21 века....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968936-1509881787.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"...