Урок литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Снегурочка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Мустафина Райхан Хамидуловна

 Урок, проведенный в рамках семинара городской проблемной группы учителей начальных классов «Формирование метапредметных навыков через технологию развития критического мышления» . 

В основу урока  положена игровая технология с применением ИКТ и технология критического мышления.

На уроке  реализуются задачи развития мышления, обогащение устной речи, развивается  умение работать над лексическим значением слов, выдвигать гипотезы, обобщать полученные знания и делать выводы.

Формированию коммуникативных универсальных учебных действий способствует работа с различными видами информации.

Познавательные универсальные учебные действия формируются на всех этапах урока: при прогнозировании, осмыслении и рефлексии через следующие приемы: «Чтение по ролям», «Поиск и выделение необходимой информации», «Чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя», «Синквейн». На стадии вызова пробуждение интереса к сказке через приемы «Корзина» и «Скрытая информация». Используются «тонкие» и «толстые» вопросы для работы над содержанием сказки, инсерт-прием (маркировка текста значками). Прием восстановления логической цепочки подготовил учащихся к

пересказу.На стадии закрепления  используется «Самоконструкция» и «Афиширование». Эти приемы помогли выполнить творческую работу по раскрытию секрета сказки.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке,  направлены на развитие познавательной активности учащихся.

С воспитательной точки зрения урок способствует формированию у детей интереса к чтению произведения большого объема, положительному отношению к людям, семейным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку "Снегурочка."153.46 КБ
Office presentation icon k_uroku.ppt830 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Тема: Русская народная сказка «Снегурочка».

Задача: продолжить знакомство  со сказками как жанром литературного произведения

Цели:

  • Развивать критическое мышление, внимание, речь учащихся, умение работать с текстом
  • Познакомить учащихся с содержанием сказки «Снегурочка»
  • Провести работу по содержанию, работать над правильным, выразительным, осознанным чтением
  • Расширять кругозор учащихся

Оборудование: учебник,  выставка книг,  мультимедийный проектор и экран, музыка.

Раздаточный материал: - обложка книги «Снегурочка»,  тест,  синквейн, семь предложений из текста, две открытки.

                                                      Ход урока.

1  - Начинаем урок литературного чтения.  Какими вы должны быть во

время урока?   (активными, думающими).

- Мне хочется вам пожелать, чтобы радостное и творческое настроении не покидало вас во время урока.

1 слайд:  

Жили – были…

В некотором царстве, ….

Было у старика три сына …

Стоит перед ним избушка…

-  Откуда эти строки?

  1. – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-  Что вы уже знаете о сказках?  (авторские – народные;  волшебные, о животных, бытовые; фольклорный жанр; …    

        - О чем бы вы хотели еще узнать?

      3) 2 слайд   (у каждого на парте обложка книги)

         - Когда берем книгу, то на что в первую очередь обращаем внимание?

 (обложку)

        - Какую информацию несет в себе обложка? (автор, название, иллюстрация)

 - Расскажите, что вы узнали по обложке книги.

      - О ком это произведение? Почему вы так решили?

      - Почему именно так называется произведение?

- А что вы уже знаете о Снегурочке? (внучка Деда Мороза, дочка Весны, слепили дед и баба, …)

- Подтвердятся ли наши предположения узнаемпосле знакомства с произведением.

- Вы внимательно слушайте и читайте, чтобы ответить на тестовые вопросы.

4  - Как начнется сказка?  С каких слов? (жили – были…)

    - О чем будет идти речь?  Как считаешь … ?

Чтение учителем (до слов …  души ни чаяли в доченьке.)

- О чем дальше пойдет речь?  Как считаешь … ?

(чтение сильным ребенком до слов –  … вздумали через него прыгать.)

- Что произойдет дальше?  Как считаешь …. ?

(чтение учеником до конца)

Пауза.  Свободные высказывания детей,  впечатление от сказки.

5  - Назовите главных героев.

    Тест:  почему растаяла Снегурочка?    

               А) Она хотела превратиться в студеный ручей.

               Б) Она обиделась на Ивана с Марьей.

               В) Она была из снега, а снег боится огня.

               Г) Другое мнение.

6  - Сейчас прочитаем сказку еще раз, чтобы ответить на вопросы. А самое главное

      понять,  чему учит сказка, какие тайны она скрывает!

7  Повторное чтение.  (При чтении делать пометки «?» около слов и выражений,

которые непонятны).                                                                                                                                          1 часть  (тихое самостоятельное чтение)

     Объяснение выражений, слов.

«Экий день то выдался славный;    расти не по дням, а по часам;   все краше становится;  души не чаяли».

- Как родилась Снегурочка?  (выборочное чтение)

- Зачитайте описание Снегурочки.

- Почему она ожила?  (любовь Ивана и Марьи, желание иметь ребенка).

- Что главное в первой  части?  (Иван да Марья сделали Снегурочку).

2 часть.Чтение диалога и по цепочке.  

- Найдите во второй части диалог, зачитайте (работа парами), затем чтение по цепочке.

«запечалилась;  студеный ручей;  заплакала да так горько…»

- Зачитайте слова, которые говорят о ласковом отношении Ивана да Марьи  к Снегурочке.

- Как Снегурочка обращалась к своим близким?

- Какой стала Снегурочка с приходом весны?

- Почему у нее менялось настроение?

-  Что самое главное в этой части?  (Снегурочка боится тепла).

3 часть.  Чтение про себя.

«затормошили ее;  боязно им стало;  спохватились;  уж как горевали-то они»

- Зачитайте отрывок к иллюстрации.

- Что главное в третьей части? (Снегурочка растаяла).

8  Работа в парах.  Расставить последовательно предложения.

3 слайд    

Жили – были  муж  да  жена: Иван да Марья.

- Пойдем-ка,  Марьюшка, слепим  и  мы  бабу  из  снега.

Вот и  стала  у  них дочка Снегурочка расти не по дням, а по часам.

Все  весне  рады,  а  Снегурочка   запечалилась.

Раз  собрались  девушки  в  рощу  песни  петь,  хороводы  водить.

Только  вдруг  позади  не то стон, не то вздох раздался: «А-а-а…»

Уж  как  горевали- то  о  своей  доченьке  Иван  с  Марьей!...

9   Как вы считаете, может другой заголовок подобрать к этой сказке?

10  - Как вы думаете, что могло  бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костер?

(Время снега не вечно. Позже всего снег тает в лесу, но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи;  снег – символ зимы, зима уходит – приходит весна. Всему свое время).

11 – О чем же эта сказка?     Народные сказки называют мудростью народа, учебником жизни.  Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу?!

- Нет, в сказке прячется еще что-то, мы должны раскрыть ее тайны!

- Прочитаем  начало  сказки.

-  Что узнали об Иване и Марье?

-  Счастливы ли они были?  Почему?

-  А когда счастье поселилось в их доме?

-  Значит без детей нет счастья в семье.  О каких же детях мечтают родители?

4 слайд  (Характеристика Снегурочки: красивая, жизнерадостная, веселая, ласковая, приветливая, смышленая, добрая, трудолюбивая).

12  Вот мы и раскрыли тайну сказки.  Это сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает.  Смысл жизни – в воспитании детей.  Мечтают родители о ласковых, смышленых, трудолюбивых детях, мечтают о взаимопонимании.

       Закройте глаза,  вспомните своих мам и пап.  Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись?  Подумайте об этом.

13  - Какое настроение вызвала у вас сказка?  Только ли грустное?  Может оно менялось при прочтении сказки?   Расскажите в какие моменты?

14  5 слайд.  Свое настроение, впечатление можно отобразить в синквейне.

Существительное

Снегурочка.

Прилагательное

Ласковая

Приветливая

Глагол

Улыбается

Поет

Радуется

Что думаете о данном персонаже?

Хорошая

дочка

любящим

родителям

Новое имя героя

Девочка - мечта

Ученик (ца)

15  - Сегодня мы раскрыли секреты сказки.

      - Подтвердились ли наши предположения о ком или о чем эта сказка?

      - Что вы поняли?   -  Какие  мысли  побудила  сказка?  (о семейном счастье)

(творческая работа)

16  6 слайд ;  7 слайд.  - Я думаю, что никого эта сказка не оставила равнодушным.  Давайте напишем открытку, тема на выбор:  «Прощальное письмо Снегурочки». Или  «Прощальное письмо  Снегурочке».(по желанию открытки зачитываются)

                                     

Кому:  Снегурочке                              

От кого:  ученика 2 «А» класса                                                     МАОУ «СОШ № 83»

____    января 2014 год

                             

Кому:   ученикам  2 «А» класса

    МАОУ «СОШ № 83»

                                       

     От кого:   от Снегурочки

____    января 2014 год

(на доске 2 конверта: От учеников 2»А» класса для Снегурочки.

                                           От Снегурочки ребятам 2 «А» класса.

17  Домашнее задание

 Придумайте дома другое продолжение сказки.   (творческая работа)

 Почитайте легенду о происхождении цветка Иван да Марья. Найдите другие легенды о цветах или придумаете свои.  (творческая работа)

 Найдите в библиотеке сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и прочтите её.

18  В сказке описывается древний праздник — день Ивана Купалы. (слайд 10)В середине лета отмечается народный праздник Ивана Купала. Он приходится на 7 июля. Девушки и юноши собираются вместе, идут в лес, чтобы увидеть, как вполночь цветет папоротник. На самом деле папоротник не имеет цветов. В лесу девушки плетут венки, водят хороводы, а вечером разжигают юноши большой костер. Существует поверье, что, увидевший цветок папоротника, найдет свое счастье, пустивший по воде венок , обретет любовь, а прыгнув через костер станешь здоровым.

19  Может кто-то еще заметил в этой сказке тайну, загадку?

6 слайд.   Прочитайте  конец сказки.   Если в классе найдутся дети, которые скажут о легенде в конце сказки — легенде о цветке Иван-да-Марья, отрывок зачитывается.

20  Итог урока.   – Я сегодня увидела не просто  учеников, а думающих читателей, умеющих рассуждать.

Письмо  Снегурочке  от учеников 2 «А» класса.

Здравствуй, Снегурочка!

Мне было интересно прочитать сказку про тебя.  Я узнал, какая ты добрая, трудолюбивая, приветливая, отзывчивая. Буду рад встрече с тобой следующей зимой.

                                                                                   Сидоров Давид.

Здравствуй, Снегурочка!

       Пишут тебе ученики 2  «А» класса.  Мы знаем о тебе многое.  Знаем, какая ты умница и помощница, как заботишься о своих родителях.  Мы с ребятами хотели бы пригласить тебя в гости.

        Погода у нас хорошая, морозная.  Сходим в лес.  Покатаемся на коньках и санках.  В лесу очень красиво. Еще мы покажем тебе наш замечательный город. Сходим в театр или просто поедим мороженое. Приезжай, мы тебя очень ждем!

                                                                                              Куликов Ярослав.

Здравствуй, Снегурочка!

         Я была рада видеть тебя и Деда Мороза на праздновании Нового года. Нам с было весело с тобой: мы пели, танцевали, играли.  Очень жаль, что вам с Дедушкой Морозом пора возвращаться домой в Великий Устюг. Береги Дедушку Мороза,  помогай ему во всем. Мы с нетерпением будем ждать вас в следующем году!

                                                                                                   Девязорова Даша.

Здравствуй, Снегурочка!

          Пишет тебе Ульяна из города Перми.  Мне 8 лет.  Я очень люблю зиму.  В это время года я катаюсь с горки, играю в снежки, леплю снеговиков.

          А как я люблю Новый год!  Мы ждем тебя домой с дедом Морозом.  Мы водим хороводы вокруг елки, поем песни.  

         Если вдруг случится так, что ты не сможешь приехать, то и праздника не будет. Мы все будем скучать по тебе.

                                                                                           Сальникова Ульяна.

Здравствуй, Снегурочка!

         Мой любимы й праздник – Новый год.  Я его провожу в Кизеле. Дедушка ставит  елку, а бабушка печет торт. Они мне дарят подарки,  я им тоже.  Каждый день мы ходим кататься на горку.

        Снегурочка!  Передай, пожалуйста, мою просьбу Деду Морозу – я очень хочу самолет на пульте управления.  Пожелайте здоровья моим родителям, дедушке и бабушке.

                                                                                                       Воробьев Кирилл.

Письмо от Снегурочки ученикам 2 «А» класса.

         

Здравствуйте, дорогие ребята!

            Вы все такие добрые, веселые, умные. Мне с вами было очень весело.  Вы знаете много стихов, загадок, конкурсов, песен.  Я желаю вам учиться на пятерки.  Мне грустно, что мы расстаемся.  Я очень буду скучать по вам.  

        До встречи, ребята.

                                                                                                               (Казанина Полина)

Дорогие, ребята!

             Здравствуйте, это я – Снегурочка.  Вот и пришла пора попрощаться, ведь скоро наступит весна.  Мы с Дедушкой Морозом уходим на север.  Нам с вами было очень весело: водили хороводы вокруг елки, катались на лыжах, коньках, снегокатах,  играли в снежки, лепили снеговиков.

       Но вы не огорчайтесь.  В следующую зиму я к вам снова вернусь!

                                                                                                    (Михеева Екатерина)

Дорогие, ребята!

           Вот и наступил последний месяц зимы.  Скоро мы с Дедом Морозом поедем домой и вернемся только следующей зимой.  Хочу чтобы вы росли здоровыми, умными, добрыми. Будьте счастливы, не переставайте верить в чудеса!                              До новых встреч!

                                                                                                          (Швацкий Даниил)

Здравствуйте, дорогие ребята!

           Большое вам спасибо!  Я очень рада получить от вас письмо.  Спасибо за приглашение.  У меня все хорошо.  Приехать не могу, очень много забот по дому.  Да и в лесу работы хватает.  Птички да зверушки ждут от меня помощи.

         Весной я уезжаю к Деду Морозу в Великий Устюг.  А вот на следующий год постараюсь к вам приехать.  Очень хочу с вами познакомиться, мечтаю о встрече!

                                                                                                          (Куликов Ярослав)

                                                         

   

                                                                                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.Русская народная сказка "Снегурочка"

На уроке дети знакомятся с русской народной сказкой, развивают навыки беглого выразительного чтения, обогащают словарный запас, развивают творческие способности ( артистизм, умение перевоплащаться ), ...

Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....

Урок литературного чтения во 2м классе "Русская народная сказка "Снегурочка"

Тип урока: комбинированный Цели и задачи урока: • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству; • учить самостоятельно искать ...

Урок литературного чтения во 2 классе. Русская народная сказка «Снегурочка»

Урок литературного чтения по УМК "Начальная школа XXI века" для 2 класса...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс - Русская народная сказка "Снегурочка" в обработке Л.Н. Толстого.

Тема: Русская народная сказка «Снегурочка» в обработке Л.Н. Толстого.Цель урока:  научиться сравнивать сказки на одну тему.Образовательные задачи:  научиться понимать смысл...