Урок литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Снегурочка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок, проведенный в рамках семинара городской проблемной группы учителей начальных классов «Формирование метапредметных навыков через технологию развития критического мышления» .
В основу урока положена игровая технология с применением ИКТ и технология критического мышления.
На уроке реализуются задачи развития мышления, обогащение устной речи, развивается умение работать над лексическим значением слов, выдвигать гипотезы, обобщать полученные знания и делать выводы.
Формированию коммуникативных универсальных учебных действий способствует работа с различными видами информации.
Познавательные универсальные учебные действия формируются на всех этапах урока: при прогнозировании, осмыслении и рефлексии через следующие приемы: «Чтение по ролям», «Поиск и выделение необходимой информации», «Чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя», «Синквейн». На стадии вызова пробуждение интереса к сказке через приемы «Корзина» и «Скрытая информация». Используются «тонкие» и «толстые» вопросы для работы над содержанием сказки, инсерт-прием (маркировка текста значками). Прием восстановления логической цепочки подготовил учащихся к
пересказу.На стадии закрепления используется «Самоконструкция» и «Афиширование». Эти приемы помогли выполнить творческую работу по раскрытию секрета сказки.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, направлены на развитие познавательной активности учащихся.
С воспитательной точки зрения урок способствует формированию у детей интереса к чтению произведения большого объема, положительному отношению к людям, семейным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку "Снегурочка." | 153.46 КБ |
k_uroku.ppt | 830 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема: Русская народная сказка «Снегурочка».
Задача: продолжить знакомство со сказками как жанром литературного произведения
Цели:
- Развивать критическое мышление, внимание, речь учащихся, умение работать с текстом
- Познакомить учащихся с содержанием сказки «Снегурочка»
- Провести работу по содержанию, работать над правильным, выразительным, осознанным чтением
- Расширять кругозор учащихся
Оборудование: учебник, выставка книг, мультимедийный проектор и экран, музыка.
Раздаточный материал: - обложка книги «Снегурочка», тест, синквейн, семь предложений из текста, две открытки.
Ход урока.
1 - Начинаем урок литературного чтения. Какими вы должны быть во
время урока? (активными, думающими).
- Мне хочется вам пожелать, чтобы радостное и творческое настроении не покидало вас во время урока.
1 слайд:
Жили – были… В некотором царстве, …. Было у старика три сына … Стоит перед ним избушка… |
- Откуда эти строки?
- – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Что вы уже знаете о сказках? (авторские – народные; волшебные, о животных, бытовые; фольклорный жанр; …
- О чем бы вы хотели еще узнать?
3) 2 слайд (у каждого на парте обложка книги)
- Когда берем книгу, то на что в первую очередь обращаем внимание?
(обложку)
- Какую информацию несет в себе обложка? (автор, название, иллюстрация)
- Расскажите, что вы узнали по обложке книги.
- О ком это произведение? Почему вы так решили?
- Почему именно так называется произведение?
- А что вы уже знаете о Снегурочке? (внучка Деда Мороза, дочка Весны, слепили дед и баба, …)
- Подтвердятся ли наши предположения узнаемпосле знакомства с произведением.
- Вы внимательно слушайте и читайте, чтобы ответить на тестовые вопросы.
4 - Как начнется сказка? С каких слов? (жили – были…)
- О чем будет идти речь? Как считаешь … ?
Чтение учителем (до слов … души ни чаяли в доченьке.)
- О чем дальше пойдет речь? Как считаешь … ?
(чтение сильным ребенком до слов – … вздумали через него прыгать.)
- Что произойдет дальше? Как считаешь …. ?
(чтение учеником до конца)
Пауза. Свободные высказывания детей, впечатление от сказки.
5 - Назовите главных героев.
Тест: почему растаяла Снегурочка?
А) Она хотела превратиться в студеный ручей.
Б) Она обиделась на Ивана с Марьей.
В) Она была из снега, а снег боится огня.
Г) Другое мнение.
6 - Сейчас прочитаем сказку еще раз, чтобы ответить на вопросы. А самое главное
понять, чему учит сказка, какие тайны она скрывает!
7 Повторное чтение. (При чтении делать пометки «?» около слов и выражений,
которые непонятны). 1 часть (тихое самостоятельное чтение)
Объяснение выражений, слов.
«Экий день то выдался славный; расти не по дням, а по часам; все краше становится; души не чаяли».
- Как родилась Снегурочка? (выборочное чтение)
- Зачитайте описание Снегурочки.
- Почему она ожила? (любовь Ивана и Марьи, желание иметь ребенка).
- Что главное в первой части? (Иван да Марья сделали Снегурочку).
2 часть.Чтение диалога и по цепочке.
- Найдите во второй части диалог, зачитайте (работа парами), затем чтение по цепочке.
«запечалилась; студеный ручей; заплакала да так горько…»
- Зачитайте слова, которые говорят о ласковом отношении Ивана да Марьи к Снегурочке.
- Как Снегурочка обращалась к своим близким?
- Какой стала Снегурочка с приходом весны?
- Почему у нее менялось настроение?
- Что самое главное в этой части? (Снегурочка боится тепла).
3 часть. Чтение про себя.
«затормошили ее; боязно им стало; спохватились; уж как горевали-то они»
- Зачитайте отрывок к иллюстрации.
- Что главное в третьей части? (Снегурочка растаяла).
8 Работа в парах. Расставить последовательно предложения.
3 слайд
Жили – были муж да жена: Иван да Марья. - Пойдем-ка, Марьюшка, слепим и мы бабу из снега. Вот и стала у них дочка Снегурочка расти не по дням, а по часам. Все весне рады, а Снегурочка запечалилась. Раз собрались девушки в рощу песни петь, хороводы водить. Только вдруг позади не то стон, не то вздох раздался: «А-а-а…» Уж как горевали- то о своей доченьке Иван с Марьей!... |
9 Как вы считаете, может другой заголовок подобрать к этой сказке?
10 - Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костер?
(Время снега не вечно. Позже всего снег тает в лесу, но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи; снег – символ зимы, зима уходит – приходит весна. Всему свое время).
11 – О чем же эта сказка? Народные сказки называют мудростью народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу?!
- Нет, в сказке прячется еще что-то, мы должны раскрыть ее тайны!
- Прочитаем начало сказки.
- Что узнали об Иване и Марье?
- Счастливы ли они были? Почему?
- А когда счастье поселилось в их доме?
- Значит без детей нет счастья в семье. О каких же детях мечтают родители?
4 слайд (Характеристика Снегурочки: красивая, жизнерадостная, веселая, ласковая, приветливая, смышленая, добрая, трудолюбивая).
12 Вот мы и раскрыли тайну сказки. Это сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает. Смысл жизни – в воспитании детей. Мечтают родители о ласковых, смышленых, трудолюбивых детях, мечтают о взаимопонимании.
Закройте глаза, вспомните своих мам и пап. Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись? Подумайте об этом.
13 - Какое настроение вызвала у вас сказка? Только ли грустное? Может оно менялось при прочтении сказки? Расскажите в какие моменты?
14 5 слайд. Свое настроение, впечатление можно отобразить в синквейне.
Существительное | Снегурочка. | |||
Прилагательное | Ласковая | Приветливая | ||
Глагол | Улыбается | Поет | Радуется | |
Что думаете о данном персонаже? | Хорошая | дочка | любящим | родителям |
Новое имя героя | Девочка - мечта | |||
Ученик (ца) |
15 - Сегодня мы раскрыли секреты сказки.
- Подтвердились ли наши предположения о ком или о чем эта сказка?
- Что вы поняли? - Какие мысли побудила сказка? (о семейном счастье)
(творческая работа)
16 6 слайд ; 7 слайд. - Я думаю, что никого эта сказка не оставила равнодушным. Давайте напишем открытку, тема на выбор: «Прощальное письмо Снегурочки». Или «Прощальное письмо Снегурочке».(по желанию открытки зачитываются)
Кому: Снегурочке От кого: ученика 2 «А» класса МАОУ «СОШ № 83» ____ января 2014 год |
Кому: ученикам 2 «А» класса МАОУ «СОШ № 83»
От кого: от Снегурочки ____ января 2014 год |
(на доске 2 конверта: От учеников 2»А» класса для Снегурочки.
От Снегурочки ребятам 2 «А» класса.
17 Домашнее задание
Придумайте дома другое продолжение сказки. (творческая работа)
Почитайте легенду о происхождении цветка Иван да Марья. Найдите другие легенды о цветах или придумаете свои. (творческая работа)
Найдите в библиотеке сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и прочтите её.
18 В сказке описывается древний праздник — день Ивана Купалы. (слайд 10)В середине лета отмечается народный праздник Ивана Купала. Он приходится на 7 июля. Девушки и юноши собираются вместе, идут в лес, чтобы увидеть, как вполночь цветет папоротник. На самом деле папоротник не имеет цветов. В лесу девушки плетут венки, водят хороводы, а вечером разжигают юноши большой костер. Существует поверье, что, увидевший цветок папоротника, найдет свое счастье, пустивший по воде венок , обретет любовь, а прыгнув через костер станешь здоровым.
19 Может кто-то еще заметил в этой сказке тайну, загадку?
6 слайд. Прочитайте конец сказки. Если в классе найдутся дети, которые скажут о легенде в конце сказки — легенде о цветке Иван-да-Марья, отрывок зачитывается.
20 Итог урока. – Я сегодня увидела не просто учеников, а думающих читателей, умеющих рассуждать.
Письмо Снегурочке от учеников 2 «А» класса.
Здравствуй, Снегурочка!
Мне было интересно прочитать сказку про тебя. Я узнал, какая ты добрая, трудолюбивая, приветливая, отзывчивая. Буду рад встрече с тобой следующей зимой.
Сидоров Давид.
Здравствуй, Снегурочка!
Пишут тебе ученики 2 «А» класса. Мы знаем о тебе многое. Знаем, какая ты умница и помощница, как заботишься о своих родителях. Мы с ребятами хотели бы пригласить тебя в гости.
Погода у нас хорошая, морозная. Сходим в лес. Покатаемся на коньках и санках. В лесу очень красиво. Еще мы покажем тебе наш замечательный город. Сходим в театр или просто поедим мороженое. Приезжай, мы тебя очень ждем!
Куликов Ярослав.
Здравствуй, Снегурочка!
Я была рада видеть тебя и Деда Мороза на праздновании Нового года. Нам с было весело с тобой: мы пели, танцевали, играли. Очень жаль, что вам с Дедушкой Морозом пора возвращаться домой в Великий Устюг. Береги Дедушку Мороза, помогай ему во всем. Мы с нетерпением будем ждать вас в следующем году!
Девязорова Даша.
Здравствуй, Снегурочка!
Пишет тебе Ульяна из города Перми. Мне 8 лет. Я очень люблю зиму. В это время года я катаюсь с горки, играю в снежки, леплю снеговиков.
А как я люблю Новый год! Мы ждем тебя домой с дедом Морозом. Мы водим хороводы вокруг елки, поем песни.
Если вдруг случится так, что ты не сможешь приехать, то и праздника не будет. Мы все будем скучать по тебе.
Сальникова Ульяна.
Здравствуй, Снегурочка!
Мой любимы й праздник – Новый год. Я его провожу в Кизеле. Дедушка ставит елку, а бабушка печет торт. Они мне дарят подарки, я им тоже. Каждый день мы ходим кататься на горку.
Снегурочка! Передай, пожалуйста, мою просьбу Деду Морозу – я очень хочу самолет на пульте управления. Пожелайте здоровья моим родителям, дедушке и бабушке.
Воробьев Кирилл.
Письмо от Снегурочки ученикам 2 «А» класса.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Вы все такие добрые, веселые, умные. Мне с вами было очень весело. Вы знаете много стихов, загадок, конкурсов, песен. Я желаю вам учиться на пятерки. Мне грустно, что мы расстаемся. Я очень буду скучать по вам.
До встречи, ребята.
(Казанина Полина)
Дорогие, ребята!
Здравствуйте, это я – Снегурочка. Вот и пришла пора попрощаться, ведь скоро наступит весна. Мы с Дедушкой Морозом уходим на север. Нам с вами было очень весело: водили хороводы вокруг елки, катались на лыжах, коньках, снегокатах, играли в снежки, лепили снеговиков.
Но вы не огорчайтесь. В следующую зиму я к вам снова вернусь!
(Михеева Екатерина)
Дорогие, ребята!
Вот и наступил последний месяц зимы. Скоро мы с Дедом Морозом поедем домой и вернемся только следующей зимой. Хочу чтобы вы росли здоровыми, умными, добрыми. Будьте счастливы, не переставайте верить в чудеса! До новых встреч!
(Швацкий Даниил)
Здравствуйте, дорогие ребята!
Большое вам спасибо! Я очень рада получить от вас письмо. Спасибо за приглашение. У меня все хорошо. Приехать не могу, очень много забот по дому. Да и в лесу работы хватает. Птички да зверушки ждут от меня помощи.
Весной я уезжаю к Деду Морозу в Великий Устюг. А вот на следующий год постараюсь к вам приехать. Очень хочу с вами познакомиться, мечтаю о встрече!
(Куликов Ярослав)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.Русская народная сказка "Снегурочка"
На уроке дети знакомятся с русской народной сказкой, развивают навыки беглого выразительного чтения, обогащают словарный запас, развивают творческие способности ( артистизм, умение перевоплащаться ), ...
Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....
Презентация к уроку литературного чтения по русской народной сказке"Снегурочка"
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс....
Урок литературного чтения во 2м классе "Русская народная сказка "Снегурочка"
Тип урока: комбинированный Цели и задачи урока: • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству; • учить самостоятельно искать ...
Урок литературного чтения во 2 классе. Русская народная сказка «Снегурочка»
Урок литературного чтения по УМК "Начальная школа XXI века" для 2 класса...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс - Русская народная сказка "Снегурочка" в обработке Л.Н. Толстого.
Тема: Русская народная сказка «Снегурочка» в обработке Л.Н. Толстого.Цель урока: научиться сравнивать сказки на одну тему.Образовательные задачи: научиться понимать смысл...