Урок литературного чтения 1 класс Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Технологическая карта урока и презентация. На уроке представлены разнообразные формы работ в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puzyr_solominka_i_lapot.ppt | 1.05 МБ |
konspekt.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка – повествовательное , обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Мыло заменить решили, пышную пену быстро взбили. Как подули, посмотри: полетели …
Из коры плели галошки и одевали их на ножки.
Летом в полюшке росла - колос к солнышку несла, а как только пожелтела, ей нашлось другое дело.
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе.
Тема: Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Цели деятельности учителя:
создать условия для знакомства с содержанием русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; создать условия для совершенствования техники чтения;
способствовать развитию умения ставить вопросы, выделять главное, видеть смысл в информации, аргументировано высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности;
создать условия для формирования активности, социальной роли ученика, нравственных качеств (взаимопомощи).
Планируемые результаты обучения:
Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Предметные: умеют пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей и героев; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать набольшие по объёму тексты; получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.
Метапредметные:
Познавательные: овладение приёмами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные: оценивать уровень овладения учебными действиями; корректировать деятельность; вносить изменения с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Этап урока | Цель этапа, формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | Цели: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством эмоциональной обстановки; определить содержательные рамки урока. Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе: - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л). | Мы начинаем урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. Что может сделать улыбка? | Улыбки друг другу, пожелания. Ответы детей. |
Актуализация знаний и фиксация «незнания» в учебном действии | Цель: выявить уровень знаний и индивидуальные затруднения, обсуждение затруднений «Чего мы еще не знаем?») Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе 1) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ; (П) 2) мотивировать учащихся к выполнению учебного действия, направленного на выявление проблемной ситуации; (Л) 3) организовать фиксацию учащимися «незнания» ; (Р) 4) постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); 5) построение речевых высказываний (П); 6) постановка вопросов (К); | Что такое сказка? Давайте проверим наши предположения. Поработайте в парах – восстановите текст пословицы. Как понимаете эту пословицу? Попробуйте из частей сложить иллюстрации. Детям предлагается работа в паре. Назовите эти произведения? На какие группы их можно разделить? Что значит авторские? Народные? Игра называется «Угадай-ка». Прочитайте загадку, обсудите в команде вариант отгадки. Как вы думаете, почему мы объединили эти слова? А какой жанр произведения? Кто сможет сформулировать тему урока? Какую цель поставим? | Высказывания детей. (чтение текста на слайде). Сказка - ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Высказывания детей. Работа в парах. Собирают иллюстрацию из сказки, приклеивают на лист, вешают на доску, называя название произведения. Ответы детей. (Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о царе Салтане…», Владимир Григорьевич Сутеев «Под грибом» и «Елка»; Русские народные сказки «Кот, петух и лиса» и «Лиса и Журавль». Авторские и народные. Ответы детей. Мыло заменить решили, пышную пену быстро взбили. Как подули, посмотри: полетели … (Пузыри) Из коры плели галошки и одевали их на ножки. (Лапти) Летом в полюшке росла - колос к солнышку несла, а как только пожелтела, ей нашлось другое дело. (Солома). Предположения детей. Не знаем. Сегодня мы будем знакомиться с новым произведением «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Познакомиться с произведением, определить жанр и узнать чему оно учит. |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | Цель: решение учебной задачи. Способ выхода из затруднения – это подводящий диалог, деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе: 1) самоопределение (Л); 2) постановка познавательной цели (П); 3) познавательная инициатива (Р); 4) построение речевых высказываний (К); 5) выбор наиболее эффективного способа реализации поставленной задачи (П). 6) планирование деятельности (Р) 7) планирование учебного сотрудничества (К)- учащиеся повторяют правила работы в группах 8) подведение под понятие (П); | Прослушайте запись произведения. Понравилась ли вам сказка? Чем? Прочитайте сказку. Смоделируйте обложку. - С чего начинаем моделирование? Какой это жанр? О чем эта сказка? О природе, животных, людях? Кто автор? Проверка работы. Назовите - Какая это сказка: о животных, волшебная или бытовая? | Слушание сказки. Высказывания детей. Работа самостоятельная и в парах. Моделирование обложки. Сказка, т.к. предметы разговаривают. Значит, рисуем круг. Желтый, т.к. подразумеваются люди. Русская народная сказка. Дети поднимают свои обложки. Бытовая. |
Первичное закрепление. | Цель: усвоение нового способа действий, осознанность восприятия, первичное обобщение во внешней речи. Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе: 1) анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); 2) извлечение из текстов необходимой информации (П); 3) установление причинно−следственных связей (П); 4) осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); 5) построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); 6) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); 7) формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); 8) использование критериев для обоснования своего суждения (К); 9) следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). | Упражнение в чтении сказки. Выразительное чтение сказки. Анализ произведения. - Чем занимались Пузырь, Соломинка и Лапоть? - Почему они не смогли пройти к лесу? - Что предложил Лапоть Пузырю? - Что предложил Пузырь? - Смогли ли они перебраться через реку? - Чему учит сказка? - Могли ли они перебраться через реку? | Выразительное чтение сказки. Ответы детей. Взаимопомощи. Да, если бы Пузырь сел в Лапоть (он не тонет ,т.к. деревянный), а Соломинка была бы веслом. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цель: организовать самостоятельную деятельность на новый способ действия, проверка по эталону. Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе: 1) анализ, синтез, сериация, (П); 2) поиск и выделение необходимой информации (П); 3)умение структурировать знания (П); 4) смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); 5) выбор наиболее эффективного способа реализации поставленной задачи (П). 6) построение речевых высказываний (П); 7) выведение следствий (П); 8)доказательство (П); 9) формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). | Работа в тетради на печатной основе с.4, задание 1,2. Что подчеркнули в первом задании? А как еще могут начинаться сказки? Кто помнит – как называется начало сказки? Как заканчивается сказка? | Выполнение работы и проверка. Жили-были.. В некотором царстве, давным-давно… Зачин. Пузырь хохотал и лопнул. |
Включение в систему знаний | Цель: организовать повторение необходимого для непрерывного обучения, каждый для себя делает вывод о том, что он уже умеет. Закрепить знания и умения учащихся. Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе: 1) анализ, сериация, (П); 2) поиск и выделение необходимой информации (П); 3) умение структурировать знания (П); 4) смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); 5) выбор наиболее эффективного способа реализации поставленной задачи (П); 6) использование общих приемов решения задач (П); 7) построение речевых высказываний (П); 8) выведение следствий (П); 9) планирование учебного сотрудничества (К); 10) формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); | По выбору группы: ***Пересказ сказки - Игра «Расскажи-ка». ***Инсценирование. ***Чтение по ролям | Пересказ фрагментов сказки. На экране будут появляться картинки к сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а представители команд должны будут пересказать тот момент сказки, которому соответствует иллюстрация. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе: 1) внутренняя позиция школьника (Л); 2) самооценка на основе критерия успешности (Л); 3) рефлексия способов и условий действия (П); 4) адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); 5) контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); 6) формулирование и аргументация своего мнения (К); | 1.Какую цель ставили в начале урока? 2.Удалось решить поставленную цель? 3.Где можно применить полученные знания? 4.Что на уроке у вас получилось хорошо? 5.Чтобы вы хотели исправить? Спасибо за урок. | Самооценка учащихся. |
Литература:
Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2011;
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. Учреждений/ Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2011;
Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие/автор-составитель Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф ,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....
Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....
Презентация к уроку литературного чтения по русской народной сказке"Снегурочка"
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс....
А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка « Пузырь, Соломинка и Лапоть
Цели: создать условия для знакомства учащихся с отрывком из сказки А.С.Пушкина и русской народной сказкой, способствовать формированию читательских умений, развитию навыков чтения, речи, умения сравни...
Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: Народная сказка "Пузырь, Соломинка и Лапоть"
Ознакомить с содержанием русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; создать условия для совершенствования техники чтения; активизировать мыслительную деятельность – умения ставить воп...
Тема: Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Урок литературного чтения в 1 классе....
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...