Урок литературного чтения 1 класс Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Дольник Светлана Юрьевна

Технологическая карта урока и презентация. На уроке представлены разнообразные формы работ в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon puzyr_solominka_i_lapot.ppt1.05 МБ
Файл konspekt.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сказка – повествовательное , обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Слайд 3

Мыло заменить решили, пышную пену быстро взбили. Как подули, посмотри: полетели …

Слайд 5

Из коры плели галошки и одевали их на ножки.

Слайд 7

Летом в полюшке росла - колос к солнышку несла, а как только пожелтела, ей нашлось другое дело.



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе.

Тема: Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Цели деятельности учителя: 

создать условия для знакомства с содержанием русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; создать условия для совершенствования техники чтения;

способствовать развитию умения ставить вопросы, выделять главное, видеть смысл в информации, аргументировано высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности;

создать условия для формирования активности, социальной роли ученика, нравственных качеств (взаимопомощи).

Планируемые результаты обучения:

Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Предметные: умеют пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей и героев; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать набольшие по объёму тексты; получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.

Метапредметные:

Познавательные: овладение приёмами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: оценивать уровень овладения учебными действиями; корректировать деятельность; вносить изменения с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Этап урока

Цель этапа, формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Цели: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством эмоциональной обстановки; определить содержательные рамки урока.

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе:

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л).

Мы начинаем урок литературного чтения.

Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. Что может сделать улыбка?

Улыбки друг другу, пожелания.

Ответы детей.

Актуализация знаний и фиксация «незнания» в учебном действии

Цель: выявить уровень знаний и индивидуальные затруднения, обсуждение затруднений «Чего мы еще не знаем?»)

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе 

 1) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ; (П)

2) мотивировать учащихся к выполнению учебного действия, направленного на выявление проблемной ситуации; (Л)

3) организовать фиксацию учащимися «незнания» ; (Р)

4) постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

5) построение речевых высказываний (П);

6) постановка вопросов (К);

Что такое сказка?

Давайте проверим наши предположения.

Поработайте в парах – восстановите текст пословицы.

Как понимаете эту пословицу?

Попробуйте из частей сложить иллюстрации.

Детям предлагается работа в паре.

Назовите эти произведения?

На какие группы их можно разделить?

Что значит авторские? Народные?

Игра называется «Угадай-ка».

Прочитайте загадку, обсудите в команде вариант отгадки.

Как вы думаете, почему мы объединили эти слова?

А какой жанр произведения?

Кто сможет сформулировать тему урока?

Какую цель поставим?

Высказывания детей.

(чтение текста на слайде).

Сказка - ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.

Высказывания детей.

Работа в парах.

Собирают иллюстрацию из сказки, приклеивают на лист, вешают на доску, называя название произведения.

Ответы детей. (Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о царе Салтане…», Владимир Григорьевич Сутеев «Под грибом» и «Елка»; Русские народные сказки «Кот, петух и лиса» и «Лиса и Журавль».

Авторские и народные.

Ответы детей.

Мыло заменить решили, пышную пену быстро взбили. Как подули, посмотри:  полетели … (Пузыри)

Из коры плели галошки и одевали их на ножки. (Лапти)

Летом в полюшке росла - колос к солнышку несла, а как только пожелтела, ей нашлось другое дело. (Солома).

Предположения детей.

Не знаем.

Сегодня мы будем знакомиться с новым произведением «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Познакомиться с произведением, определить жанр и узнать чему оно учит.

Построение и реализация проекта выхода из затруднения

Цель: решение учебной задачи. Способ выхода из затруднения – это подводящий диалог, деятельность учащихся по  исследованию  проблемной ситуации

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе:

1) самоопределение (Л);

2) постановка познавательной цели (П);

3) познавательная инициатива (Р);

4) построение речевых высказываний (К);

5) выбор наиболее эффективного способа реализации поставленной задачи (П).

6) планирование деятельности (Р)

7) планирование учебного сотрудничества (К)- учащиеся повторяют правила работы в группах

8) подведение под понятие (П);

Прослушайте запись произведения.

Понравилась ли вам сказка? Чем?
Какие чувства, эмоции вызвала эта сказка?

Прочитайте сказку.
Определите заглавие и авторскую принадлежность.

Смоделируйте обложку.

- С чего начинаем моделирование? Какой это жанр?

О чем эта сказка? О природе, животных, людях?

Кто автор?

Проверка работы.

Назовите

- Какая это сказка: о животных, волшебная или бытовая?

Слушание сказки.

Высказывания детей.

Работа самостоятельная и в парах.

Моделирование обложки.

Сказка, т.к. предметы разговаривают. Значит, рисуем круг.

Желтый, т.к. подразумеваются люди.

Русская народная сказка.

Дети поднимают свои обложки.

Бытовая.

Первичное закрепление.

Цель: усвоение нового способа действий, осознанность восприятия, первичное обобщение во внешней речи.

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе:

1) анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

2) извлечение из текстов необходимой информации (П);

3) установление причинно−следственных связей (П);

4) осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

5) построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

6) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

7) формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

8) использование критериев для обоснования своего суждения (К);

9) следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Упражнение в чтении сказки. Выразительное чтение сказки.

Анализ произведения.

- Чем занимались Пузырь, Соломинка и Лапоть?

-  Почему они не смогли пройти к лесу?

- Что предложил Лапоть Пузырю?

- Что предложил Пузырь?

- Смогли ли они перебраться через реку?

- Чему учит сказка?

- Могли ли они перебраться через реку?

Выразительное чтение сказки.

Ответы детей.

Взаимопомощи.

Да, если бы Пузырь сел в Лапоть (он не тонет ,т.к. деревянный), а Соломинка была бы веслом.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самостоятельную деятельность на новый способ действия, проверка по эталону.

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе:

1) анализ, синтез, сериация, (П);

2) поиск и выделение необходимой информации (П);

3)умение структурировать знания (П);

4) смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);

5) выбор наиболее эффективного способа реализации поставленной задачи (П).

6) построение речевых высказываний (П);

7) выведение следствий (П);

8)доказательство (П);

9) формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

Работа в тетради на печатной основе с.4, задание 1,2.

Что подчеркнули в первом задании? А как еще могут начинаться сказки?

Кто помнит – как называется начало сказки?

Как заканчивается сказка?

Выполнение работы и проверка.

Жили-были..

В некотором царстве, давным-давно…

Зачин.

Пузырь хохотал и лопнул.

Включение в систему знаний

Цель: организовать повторение необходимого для непрерывного обучения, каждый для себя делает вывод о том, что он уже умеет. Закрепить знания и умения учащихся.

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе:

1) анализ, сериация, (П);

2) поиск и выделение необходимой информации (П);

3) умение структурировать знания (П);

4) смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);

5) выбор наиболее эффективного способа реализации поставленной задачи (П);

6) использование общих приемов решения задач (П);

7) построение речевых высказываний (П);

8) выведение следствий (П);

9) планирование учебного сотрудничества (К);

10) формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

По выбору группы:

***Пересказ сказки - Игра «Расскажи-ка».

***Инсценирование.

***Чтение по ролям

Пересказ фрагментов сказки.

На экране будут появляться картинки к сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а представители команд должны будут пересказать тот момент сказки, которому соответствует иллюстрация.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Перечень УУД, формируемых у обучающихся на данном этапе:

1) внутренняя позиция школьника (Л);

2) самооценка на основе критерия успешности (Л);

3) рефлексия способов и условий действия (П);

4) адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

5) контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

6) формулирование и аргументация своего мнения (К);

1.Какую цель ставили в начале урока?

2.Удалось решить поставленную цель?

3.Где можно применить полученные знания?

4.Что на уроке у вас получилось хорошо?

5.Чтобы вы хотели исправить?

Спасибо за урок.

Самооценка учащихся.

Литература:

Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2011;

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. Учреждений/ Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2011;

Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие/автор-составитель Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф ,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....

А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка « Пузырь, Соломинка и Лапоть

Цели: создать условия для знакомства учащихся с отрывком из сказки А.С.Пушкина и русской народной сказкой, способствовать формированию читательских умений, развитию навыков чтения, речи, умения сравни...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: Народная сказка "Пузырь, Соломинка и Лапоть"

Ознакомить с содержанием русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; создать условия для совершенствования техники чтения; активизировать мыслительную деятельность – умения ставить воп...