Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс. Тема: М.М. Пришвин «Лимон»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Иншакова Любовь Васильевна

Познакомить детей с биографией и произведением М. М. Пришвина «Лимон».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inshakova_lv._limon._prishvin_m.m._liter_chtenie.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс.

ФИО учителя: Иншакова Л.В.

Класс: 3класс

УМК: «Школа России»

Предмет: Литературное чтение  

Тема: М.М. Пришвин «Лимон»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений 

Цели: создать условия для развития внимания к состоянию рассказчика; способствовать формированию умений объяснять действия персонажей, аргументировать сделанные выводы; содействовать формированию умения создавать рассказы на основании впечатлений от прочитанного произведения.

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

выразительно читают текст; вычленяют фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос; объясняют действия персонажей, определяют отношение автора к героям; определяют настроение, выраженное в произведении, передают его при чтении; выражают свое отношение к прочитанному, обосновывают его; объясняют переносное значение слов, фразеологизмы.

выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предложение на основе работы с текстом произведения.

 рассказывают об опыте общения с природой; привлекают свой жизненный опыт; рассказывают о своих впечатлениях.

получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.

понимают, любят и бережно относятся к живой природе

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

Организационный момент

Проверить подготовку к уроку и посадку учащихся.

(На фоне музыки учитель рассказывает притчу про дверь, ведущую в Мир знаний).

Слайд  (Дверь и алгоритм к активизации знаний.)

- Один мудрец решил передать свои знания и опыт талантливому ученику. Он собрал всех своих учеников и предложил им открыть тяжёлую, массивную дверь в Мир знаний без посторонней помощи. Для одних учеников проблема оказалась неразрешимой. Они опустили глаза. Другие подошли, посмотрели на дверь и отошли – спасовали. Все предполагали, что дверь была плотно закрыта или её заклинило. И лишь только один ученик подошёл к двери, исследовал её: простучал её поверхность, оценил её толщину и плотность материала, сосредоточился и слегка толкнул её. Дверь открылась без малейшего сопротивления. Мудрец нашёл себе приемника. И всем ученикам он сказал следующее: «Успех в жизни и в работе зависит от нескольких факторов.

1. Надо понять реальность, которая нас окружает.

2. Не делать поспешных выводов.

3. Включить свой опыт, знания, умения.

4. Смело принимать решение.

 5. Не бояться совершить ошибку». Данные советы мудреца имеют место на каждом уроке. А таинственная дверь введёт нас в Мир знаний и познакомит нас с новым произведением.

Дети готовятся к работе.

 

Получают позитивный настрой.

Личностные:

самоопределение к деятельности 

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

2

Актуализация знаний

-  Ребят скажите, что за произведение было пройдено на занятии и о чем оно? Как зовут автора, который его написал? Что больше всего запомнилось в биографии писателя?

- Сегодня ребята мы перейдем к новой теме урока. Но сначала отгадайте ребус(лимон)

-Как звали писателя, которого мы изучали на прошлом уроке
- Кто может сформулировать тему сегодняшнего  урока ?
 (Среди ответов выделено ключевые слова это и есть тема урока.)

- Молодцы ребята!

Внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя.

-произведение «Белолобый»

-автора зовут А.П.Чехов.

-появлялся в юмористических рассказах под псевдонимом Антоша Чехонте. Проживая в Мелихове, врач по образованию, он лечил сельских людей, хотя сам был болен.

Отгадывают ребус

Слушают учителя.

Познавательные:

строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные:

возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.

Личностные:

мотивация к изучению нового учебного материала

3

4

Изучение  нового материала

Работа в группах

- Сегодня тема урока нашего это « М. М. Пришвин «Лимон»

- Кто такой М. М. Пришвин? Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством писателя, который о себе говорил: «Я верстовой столб. Вокруг меня ездят в разные стороны, а я стою на месте»

С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку.

1 группа- готовит биографию М.М.Пришвина

2 группа-работает со словарными словами ,которые встретятся в тексте

3 группа- делит произведение на части

и составляет план

Работа с иллюстрациями к рассказу

Выступают дети, подготовившие сообщение о биографии М.М. Пришвина.  

Михаил Михайлович Пришвин родился в деревне Хрущево Елецкого уезда 4 февраля 1873 года в купеческой семье. В шесть лет, благодаря стараниям матери, Михаил поступает в гимназию Ельца, но, проучившись там 4 года, был отчислен Благодаря ходатайству родного дяди Миша отправился доучиваться в Тюменское реальное училищеЗатем, с 1893 по 1897 год будущий писатель становится студентом Рижского политеха, который также не заканчивает. В 1900 году молодой Пришвин решает идет учиться на агронома в Лейпцигский Университет, после окончания которого, в 1902 году работает по специальности, а по вечерам занимается сочинительством. Известным имя Пришвина стало после публикации его «Путевых заметок», которые он публикует после окончания путешествия по крайнему северу, Карелии и Заволжью. Писатель делает вынужденный перерыв в своей работе только с приходом Первой Мировой. С 1918 года – он – военный корреспондент, с 1919-го – сельский учитель в Смоленске. Начиная с 1940 года, Пришвин публикует свой дневник наблюдений в рассказах и очерках.  С именем Пришвина связывают произведения, которые так четко и натурально описывают природу. Его при жизни называли «певцом природы», который смог облечь свои записи в дневнике в настоящее искусство. В сентябре 1941 года семья писателя вместе с ним переезжает в глухую деревню Усолье под городом Переславль Залесский и остается там до окончания войны. В 1943 году Михаила  Пришвина награждают Орденом Трудового Красного Знамени. С 1946 по 1954 годы Михаил Михайлович проживает на своей даче под Звенигородом, где сейчас действует музей М.М.Пришвина.

Остальные внимательно слушают.

Работают со словарем Ожегова

2 Работа с незнакомыми для детей  словами (совхоз, дармоед, тиранить и т.д.) Проверяем по доске.

унижение – (обида, оскорбление)

дармоед – (бездельник, живущий за чужой счёт)

тиранить – (мучить, угнетать)

забияка – ( озорник)

Работают по учебнику

3(План рассказа)

1. Подарок от китайца.

2. Жильцы дома.

3. Самая маленькая собачка.

4. «Визгу много, шерсти мало».

5. Маленький тиран.                                          . 6План спасения 

Мнения детей.

 Делятся своим мнением об иллюстрациях, которые показаны в учебнике.

Познавательные:

извлечение информации из опыта детей; читать и слушать, извлекая нужную информации.

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; прогнозирование.

4

Обобщение и систематизация полученных знаний

Работа в группах

- Какие герои встречаются в рассказе?

- Какие животные живут в доме директора?

- А кто больше всего обрадовался новому питомцу? И как отнеся к этому новый житель

- Что за подарок принес знакомый китаец? Найдите в тексте этот момент

- Как выглядела эта собачка, найдите описание в тексте?

- Прочитать фрагмент текста (Со слов «Но было уже поздно … до слов «И передал свой подарок хозяйке).

Чихуахуа известны как самая мелкая пород собак в мире. Величина и вес: рост в холке 15-23 см; вес не более 2,5 кг. Характер: Чихуахуа настороженно относятся к чужакам и обычно преданы одному хозяину. Они могут проявлять норов, но при этом очень сообразительны и живо интересуются всем происходящим вокруг, и нередко подают голос, чтобы выразить своё мнение.

- Какие сравнения использовал автор при описании внешнего вида Лимона?

- Ребята что произошло дальше?

- Подружились ли домашние питомцы с новым жителем?

- Так как же зовут нового жителя дома?

- Сейчас мы прочитаем отрывок из рассказа по ролям.

- Проведем литературную разминку, откроем рабочие тетради и выполним первое задание.

1 группа   Работа с фразеологизмами Пускает пыль в глаза. (Обманывает, морочит голову, хвастается).

2 группа Нашла коса на камень. (Когда люди не хотят уступить друг другу).

3 группа  Визгу много, шерсти мало. (Визгу, т. е. крику много, а толку мало).

-директор Трофим Михайлович, рабочий знакомый китаец, жена директора Елена Васильевна.

-кудрявый пес Нелли, гончая собака Трубач, Мишка кот чёрный, грач ручной, ёжик домашний, Борис молодой красивый баран.

-жена директора Елена Васильевна. Собака полюбила хозяйку нового дома и начала защищать ее.

-вынул из своей кофты притаённую за пазухой собачку.

-она была рыженькая, с очень короткой шерстью, почти голая; а глазища большие, черные, блестящие и навыкате как у муравья.

Читают фрагмент текста

Дети слушают внимательно, и каждый высказывает свое мнение.

-

Внимательно слушают и читают по ролям.

.
Читают  и выполняют задание

Работают с фразеологизмами

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения; возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии.

5

Подведение итогов урока, рефлексия

- Ребята, подошел к концу наш урок. Подведение итогов

(Собака – друг человека.) Давайте вернемся к словам Пришвина, которые прозвучали в начале нашего урока.(СЛАЙД 24)

- Какой главный вывод можно сделать из сегодняшнего урока?

Узнали, что М.М.Пришвин совмещал свою учебу с писательской деятельностью.

 

Произведения автора в основном написаны про природу, животных, быт.

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

6

Домашнее задание

-  вариант – задание №9 стр. 93. Найти описания к иллюстрациям.

2 вариант – задание №10 стр. 93. Составить рассказ от имени Елены Васильевны.

Выполнить оставшиеся задания в тетради по литературному чтению. 

Записывают задание в дневник, произведение М.М. Пришвина «Лимон»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе . Тема: Басня И.А.Крылова " Стрекоза и Муравей"

Формирование восприятия басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного видения её автором явлений реальной действительности....

Технологическая карта урока по литературному чтению "И.Жуков «Нападение на зоопарк».М.Пришвин «»Ежик». Ю.Моргутин «Убежал» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о животных, развития умений выражать свое отношение к героям произведения и произведению в...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Приёмы понимания прочитанного. Михаил Пришвин "Разговор деревьев" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения М.Пришвина «Разговор деревьев»Зада...