Буква Ц,ц. Согласный глухой твердый звук [ц]
методическая разработка по чтению (1 класс)

Аитова Марина Сергеевна

Данный материал содержит конспект урока обучения грамоте по изучению буквы Ц и звука [ц]

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obuchenie_gramote_bukva_ts_ts_soglasnyy_ts.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обучение грамоте. Твёрдый согласный [ц] ,буквы Ц ц

1 «Б» класс, Аитова М. С.

Учебник: Горецкий В.Г. Азбука. 1 класс.

Тип урока: ОНЗ

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ц] и буквой Ц, ц.

УУД

Предметные:

- создать условия для формирования у учащихся умения выделять звук [ц] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, распознавать его, характеризовать, обозначать буквой;

- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;

- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.

Личностные: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

 Метапредметные:

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;

 Коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к  мнению собеседника.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Обсуждение пословицы -  Грамоте учиться всегда пригодиться

  1. Актуализация знаний

- Распределите слова на группы: коньки, малыши, дождь, карандаши, ужи, пальто. Объясните свой выбор.

- Найдите слова, в которых гласная буква обозначает два звука: якорь, юг, мячик, поёт, едут, юла, крючок. Какое правило вам помогло выбрать нужные слова?

3. Определение темы и цели урока.

- Составьте рассказ по картинке (из «Азбуки» стр. 50)

-Как можно назвать ваш рассказ? (цирк) Какой новый звук встретился в названии?

-Давайте попробуем определить тему урока (Буква Ц, звук [Ц])

-Какие цели поставим перед собой? (определить, какой звук – гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, научиться писать букву Ц, ц, читать слоги, слова и предложения с этой буквой)

4. Открытие нового знания

- Как мы определяем, гласный или согласный звук? (пробуем пропеть)

-Сделайте вывод (этот звук согласный, его нельзя пропеть)

-Как определить, звонкий звук или глухой? (произнести, прикрыв уши)

-Какой вывод можно сделать? (звук глухой, мы не слышим голос, только шум)

-Определите по ленте букв, есть ли у него звонкая пара?(он непарный)

-Как определить, твердый звук или мягкий? (с помощью звуковых схем)


- Отгадайте загадку:
На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
                           (Цапля)
- Выложите слово цапля с помощью фонетических карточек (работают в парах).

-Проверьте свою работу по эталону. Поднимите руку, у кого получилось точно так же?

-Какой звук обозначает буква «ц» в слове цапля? (твердый, потому что буква «а» обозначает твердость согласного звука)

 

- Отгадайте следующее слово:

На арене трюкачи, 
Клоуны, жонглеры,
Разноцветные лучи, 
Громкий смех веселый!

Где это все происходит? (В цирке.)

-Давайте проведем анализ слова «цирк»

- Произнесите первый слог-слияние ([цы])

-Что мы знаем про букву «и»? (обозначает мягкость)

-Какой звук мы слышим после [ц]? Значит этот звук опять твердый, несмотря на слияние с буквой «и»

-Какой вывод можно сделать? (буква Ц может обозначать только твердый звук, у него нет мягкой пары)

Физминутка

Я буду называть слова со звуком [ ц]. Определите его место в слове. Если звук находится в начале слова, то поднимите руки вверх, если в середине, то руки на пояс, если в конце, то присядьте. А если в слове нет звука [ц], то стойте прямо, опустив руки вниз.

5. Включение в систему знаний.

Чтение слогов на слайде

Азбука с.51

Чтение выделенных слов

-Чем эти слова похожи? Чем отличаются?

-Кто такой кузнец?

-Что такое кузница?

Чтение стихотворения, нахождение слов с буквой ц

Работа в прописи стр. 29,30 – учимся писать буквы Ц, ц

6.Итог урока.

- С каким новым звуком и буквой познакомились?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что было самым интересным на уроке?

- Что вызвало затруднение?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Согласный глухой твердый звук (ш). Буквы Ш, ш"

урок "Согласный глухой твердый звук (Ш). Буквы Ш,ш" (обучение грамоте)...

презентация к уроку "Согласный глухой твердый звук (ш). Буквы Ш,ш"

презентация к уроку обучения грамоте "Буквы Ш, ш"...

"Согласный глухой твёрдый звук [ц].Буквы Ц, ц."

Конспект  урока обучения грамоте(чтения) с презентацией  по УМК "Перспективная начальная школа"           ...

Урок обучения грамоте. 1 класс Тема: Согласный звонкий твердый звук [ж [, буквы Ж, ж.

·         Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком "ж" и буквой, которой он обозначается;·         рас...

СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш].

Цели: познакомить учащихся с глухим твердым звуком [ш]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»; продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых зв...

Согласный звонкий твердый звук [ж]. Буквы ж, Ж.

Технологическая карта урока "Согласный звонкий твердый звук [ж]. Буквы ж, Ж"  1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"...