Согласный звонкий твердый звук [ж]. Буквы ж, Ж.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Технологическая карта урока "Согласный звонкий твердый звук [ж]. Буквы ж, Ж"  1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnyy_zvonkiy_tverdyy_zvuk_zh._bukvy_zh_zh.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1

Предмет: Литературное чтение (азбука)

Тема урока: Согласный звонкий твердый звук [ж]. Буквы ж, Ж.

УМК:  Перспективная начальная школа

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства со звонким твердым звуком [ж]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ж»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; воспитывать любовь к животным.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: таблички со словами «Познакомиться…», «Научиться…», «Упражняться…»; презентация.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

I. Организационный момент

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела. 
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

Всем, всем добрый день! 
Прочь с дороги наша лень! 
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий.

II. Актуализация знаний

Организует диалог.

- С какой буквой познакомились на прошлом уроке?

- Какие звуки она обозначает?

Включаются в диалог, отвечают на вопросы. Дают характеристику изученным звукам.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

III. Постановка учебной задачи 

Загадывает загадки.

Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский ...

Лунтик с нею подружился,
Добротою поделился,
Клаву приняли друзья,
Кто она? Забыла я.

Организует фронтальную работу.

– С какого звука начинается слово «жук»? Дайте характеристику звуку.

– С какого звука начинается слово «жаба»? Дайте характеристику звуку.

– Назовите тему нашего урока.

– Давайте определим для себя цели:

(На доске вывешены слова)

Познакомиться… 

Научиться… 

Упражняться… 

Разгадывают загадки.

Жук.

– Жаба.

Отвечают на поставленные вопросы.

[ж].

[ж].

– Буквы ж, Ж.

Познакомиться…  с буквами Ж, ж.

Научиться… характеризовать изучаемый звук  в словах.

Упражняться… в чтении слогов и слов с изучаемой буквой.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

IV. Проблемное объяснение нового знания

  1. Знакомство с обозначением звука с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ж» и звука [ж].

Предметные УУД: дифференцировать твёрдый звонкий звук [ж] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного звука,

Познавательные УУД: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи; выполнять графическое моделирование слова с помощью фишек-звуков.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом, осознание социальной роли обучающегося

– Посмотрите, как обозначается звук [ж].

– Что необычного вы заметили?

– Как вы думаете, почему?

– Давайте, проверим.

– Нет мягкого звука.

Ученики высказывают свои предположения.

  1. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

Организует сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели (с.78).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что изображено слева?

– Прочитайте слово «ужи» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «ужи» стоит буква «ж»?

– Дайте характеристику звуку [ж].

– Кто изображен в центре?

– Что вы знаете про это животное?

– Какой звук обозначает буква «ж» в слове «ёжик»?

– Что нарисовано справа?

– Прочитайте слово «лыжи» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– Дайте характеристику звуку [ж].

– Какой гласный звук произносится в слоге ЖИ?

– А какая гласная буква написана в этом слоге ?

Организует исследовательскую  работу в парах.

- Поработайте в парах и определите, какой звук обозначает буква «ж» в словах, которые написаны у вас на карточках. Потом обменяетесь своими открытиями.

Учитель подводит к выводу.

– Какой вывод можно сделать?

Сравнивают звуковую и буквенную формы слов на основе двухуровневой модели.

– Ужи.

Ученики читают слово по слогам и орфоэпически.

– Два слога. 

–  На втором.

– Согласный звонкий твёрдый звук.

–Ёжик. 

Ответы учеников.

– Согласный звонкий твёрдый звук.

– Лыжи.

Ученики читают слово по слогам и орфоэпически.

– Два слога. 

– Звук согласный звонкий твердый. 

Звук [ы].

Буква «и»

Ученики работают в парах по карточкам.

Обмениваются своими маленькими открытиями.

Делают вывод:

Буква «жэ» обозначает один согласный звук: твердый звонкий звук [ж].

  1. Чтение слогов по заданным схемам.

 Организует работу со слогами.

– Чем похожи слоги в каждом столбике?

– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках?

– Какой звук обозначает буква «ж» во всех слогах?

Ученики читают слоги и сравнивают их.

- В первом столбике слоги, которые начитаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [ж].

– Согласный звонкий твердый звук. 

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Следит за выполнением физминутки всеми учениками.

Выполняют физминутку.

V. Первичное закрепление

  1. Чтение слогов и слов (с. 79).

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом, осознание социальной роли обучающегося

– Прочитайте слоги и слова, слова разделите на слоги, выделите ударный слог.

Ученики читают слоги и слова, слова делят на слоги, выделяют ударный слог.

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки.

  1. Чтение пар слов на розовом фоне и выделение в каждой из них слова, которое отличается одним лишь звуком (с. 79).

 - Прочитайте пары слов на розовом фоне.

Учащиеся читают пары слов на розовом фоне и выделяют, какими буквами отличаются данные слова. Далее объясняют значение слов.

  1. Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое отличается одним лишним звуком.

- Прочитайте пары слов на голубом фоне.

Учащиеся читают пары слов на голубом фоне и выделяют, какими буквами отличаются данные слова. Далее объясняют значение слов.

VI. Включение нового знания в систему

знаний

  1. Чтение и анализ текста «Медвежата и жук» (с. 80).

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Организует словарную работу, показывает картинки с их изображением.

– Объясните значение данных слов.

Словарная работа.

Берлога – место, где зимует медведь.

Ежевика – кустарник с сочными съедобными, черными или черно-красными ягодами, по виду похожими на малину.

Лакомились – кушали что-то лакомое, вкусное.

После чтения текста учитель проверяет как учащиеся поняли текст:

– Где росла ежевика?

– Чем лакомились медвежата?

– Кто прилетел к медвежатам?

– Что жужжал жук?

– Что сделали глупые медвежата?

– Кого медвежата встретили на лесной дорожке?

– Какая одежда у ежика?

– Что подумали медвежата?

Учитель организует выборочное чтение.

– Найдите в тексте и прочитайте слова с твердым звуком [ж].

Перед чтением учащиеся читают слова на доске по слогам и орфоэпически.

Ученики объясняют значения слов.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся читают.

VII.Итог урока. Рефлексия

Организует рефлексию.

Вспомним цели, которые мы для себя поставили.

С чем мы познакомились… 

Чему научились… 

Мы упражнялись… 

– Мы выполнили поставленные цели?

- А как вы думаете, для чего нужны будут полученные сегодня знания?

Отвечают на вопросы.

–  С буквой Ж.

–  Характеризовать звук [ж], выделять звук [ж] в словах.

–  В чтении слов и слогов с этой буквой.

– Да.

Высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Согласный глухой твердый звук (ш). Буквы Ш, ш"

урок "Согласный глухой твердый звук (Ш). Буквы Ш,ш" (обучение грамоте)...

презентация к уроку "Согласный глухой твердый звук (ш). Буквы Ш,ш"

презентация к уроку обучения грамоте "Буквы Ш, ш"...

"Согласный глухой твёрдый звук [ц].Буквы Ц, ц."

Конспект  урока обучения грамоте(чтения) с презентацией  по УМК "Перспективная начальная школа"           ...

"Согласный глухой твёрдый звук[ш].Буквы Ш,ш."

Конспект урока обучения грамоте (чтения) по УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок обучения грамоте. 1 класс Тема: Согласный звонкий твердый звук [ж [, буквы Ж, ж.

·         Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком "ж" и буквой, которой он обозначается;·         рас...

СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш].

Цели: познакомить учащихся с глухим твердым звуком [ш]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»; продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых зв...