Конспект урока литературного чтения в 1 классе (вариант 4.2) М.М.Пришвин «Глоток молока»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Птицына Ольга Олеговна

Представлен конспект урока по произведению М.Пришвина "Глоток молока".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 0В (1В)  классе (вариант 4.2)

Урок подготовлен Труфановой О.О., учителем начальных классов

М.М.Пришвин  «Глоток молока»

Цель: Продолжить работу по ознакомлению учащихся с творчеством М.М.Пришвина, работать над совершенствованием техники чтения, обогащать словарный запас, развивать речь, воспитывать любовь к животным.

Задачи:

  • Формировать у учащихся умение определять основную мысль текста;
  • Формировать навык выразительного чтения;
  • Расширять словарный запас;
  • Продолжать знакомить с произведениями М.М.Пришвина;
  • Воспитывать чуткое отношение к природе;
  • Развивать ориентировку в микропространстве (учебные карточки, учебник);
  • Учить формулировать и высказывать свою точку зрения;
  • Развитие внимания, памяти; зрительного восприятия и координации движений.

Оборудование: учебник «Азбука» (часть 3); карточки «Светофор», карточки для словарной работы,  набор цветных          карандашей; наглядный материал для фронтальной работы (круги красного и зелёного цвета на магнитах).

Ход урока

  1. Организационный момент

(Проверка готовности обучающихся к уроку)

- Проверьте, всё ли готово к уроку литературного чтения? На столе должен быть учебник «Азбука» на подставке, в верхнем правом углу парты проверьте наличие пенала, под пеналом лежит карточка (перевёрнута текстом вниз). Если всё в порядке - присаживайтесь.

II.      Актуализация полученных знаний

1) -  Начнём с игры «Литературный светофор». Приготовьте 3 цветных карандаша: красный, жёлтый и зелёный. Из-под пенала возьмите карточку и положите её перед собой. Сколько столбиков вы видите?

- Какие геометрические фигуры? Сколько кругов в каждом столбике? Как расположены круги?

- Начнём нашу работу с первого столбика. Слушайте внимательно инструкцию: я зачитаю 5 утверждений. Ваша задача внимательно слушать. Если вы будете согласны с утверждением, то закрасите соответствующий круг зелёным цветом. Если посчитаете утверждение неверным - поработаете красным карандашом. Остался жёлтый цвет. Предположите, в каком случае вы воспользуетесь жёлтым цветом?

- Итак, начнём:

1. Кирилл и Мефодий первыми написали и напечатали русский букварь.

2. А.С.Пушкин родился 6 июля 1799 года

3. К.И.Чуковский - автор таких произведений, как «Айболит», «Мойдодыр»,    «Путаница».

4. Рассказ «Первая охота» - произведение С.Я.Маршака

5. В.В.Бианки и М.М.Пришвин - авторы произведений о жизни животных и растений и об отношении человека к родной природе.

- Отложите карандаши, проверим. Я прошу одного ученика выйти к доске и расположить цветные круги так, как он раскрасил их в своей карточке. Остальные ребята внимательно смотрят, и сверяют.

(Далее проходит работа над ошибками с комментариями учителя и учеников).

- Поработайте со вторым столбиком: раскрасьте круги второго столбика в соответствии с образцом на доске и сравните свои ответы с тем, что должно быть. Кто не допустил ни одной ошибки?

- Сложно было работать с литературным светофором? В чём заключались трудности?

2) - Сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой видеофрагмент и вспомнить, с каким произведением мы работали на прошлом уроке (видеоряд).

- Какое время года наблюдали? Как догадались?

- Итак, какое произведение читали на прошлом уроке? Назовите автора этого произведения.

- М.М.Пришвин очень любил природу нашей Родины. Внимательно послушайте отрывок из произведения «Моя Родина» и ответьте на вопрос: какие же сокровища мы должны с вами охранять и почему.

Моя Родина (из воспоминаний Михаила Михайловича Пришвина).

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

- Какие сокровища мы должны охранять?

III. Постановка темы и цели урока

- На прошлом уроке вы выполняли творческое задание - рисовали большой лесной дом, где живут птицы, звери, деревья, цветы. Но некоторые животные живут с нами в домах, в городских квартирах. Люди заботятся о своих маленьких друзьях.

- Прочитайте на слайде слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Как вы понимаете это выражение?

- Предположите, о чём сегодня будем рассуждать на уроке?

-Верно, сегодня поговорим о взаимоотношениях человека и братьев наших меньших.

IV. Работа над темой урока

  1. Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем)

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

- От чьего имени ведётся повествование? Кто рассказывает историю?

- Сейчас вы прочитаете этот рассказ самостоятельно, методом жужжащего чтения: тихо, чтобы никому не мешать. Но перед этим поработаем со сложными словами. Я прошу одного ученика раздать карточки для словарной работы.

- Положите карточку перед собой. Возьмите линейку и положите под первую строку. Сначала читаем слово по слогам, хором, слушая друг друга. Потом читаем, сливая слоги вместе, также хором.

за-бо-ле-ла

от-вёр-ты-ва-лась

под-ня-ла

за-би-ла      пру-том

за-иг-ра-ла

за-ла-ка-ла

при-ба-ви-лись

  1. Самостоятельное чтение детьми рассказа.

- Откройте учебник по закладке, найдите заголовок, выделенный жирным шрифтом. Внимательно прочитайте рассказ. Если возникнут вопросы, поднимите руку.

  1. Чтение произведения вслух по цепочке с параллельной беседой по содержанию.
  • - Кто такая Лада?

          - Что с ней случилось?

  • - Кого позвали к Ладе?

- Как отреагировала собака на появление автора?

- Что сделал автор?

- Как вы понимаете выражение «жизнь заиграла в её глазах»?

  • - Что ещё сказал автор Ладе?

- Как собака отреагировала  на слова автора?

V. Физминутка

Итак, начали: левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (3 раза).

VI. Продолжение работы над темой урока

Беседа по прочитанному.

- Слышали ли вы фразу «читать между строк»? Что означает это выражение?

- В рассказе «Глоток молока» очень много важных мыслей. Их не сразу увидишь – они спрятаны за строчками. Но мы можем эти мысли обнаружить, внимательно читая произведение и думая над каждым словом. И если вам удалось отгадать мысли автора, значит получилось прочитать между строк.

- Попробуем и мы прочитать этот рассказ между строчками.

- Прочитайте последнее предложение.

- Как вы думаете, глоток ли молока спас собаку?

- Так что же спасло Ладу?

- Прочитайте предложение, которое доказывает, что именно ласка автора помогла собаке.

- Так в чём же заключается основная мысль рассказа?

- А что вы скажете о самом авторе, как о человеке?

VII. Работа с пословицами

- Посмотрите на слайд. Прочитаем 3 фразы (3 ученика читают фразы).

  • Собаку палкой не учат.
  • Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
  • И собака помнит, кто её кормит.

- Что вы только что прочитали?

- Какую мудрость вы бы предложи в качестве названия рассказа?

- Ребята, а для кого написаны эти пословицы? И для чего?

VIII. Рефлексия

- Почему же мы в ответе за тех, кого приручили?

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- О чём стоит подумать каждому человеку, прежде, чем завести домашнее животное?

IX. Итог урока

- Я надеюсь, что после нашего урока вы станете более чуткими, добрыми, милосердными и будете добры по отношению не только к животным, но и к другим людям.



Предварительный просмотр:

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"

Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...

уроки литературного чтения в 1классе

Уроки литературного чтения С.Маршак "Автобус номер двадцать шесть" с аудиозаписью в исполнении автора, Тема:  А. Плещеев «Сельская песенка».А. Майков «Ласточка примчалась …», «Весна» с презентаци...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Пришвин "Глоток молока" конспект урока литературного чтения в 1 классе

Конспект урока литературного чтения в 1 классе, разработанный в соответствии с ФГОС...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе

Тема:  Э. Шим  «Глухарь».Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».Проверь себя.Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о животн...