уроки литературного чтения в 1классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Федотова Марина Николаевна

Уроки литературного чтения С.Маршак "Автобус номер двадцать шесть" с аудиозаписью в исполнении автора, Тема:  А. Плещеев «Сельская песенка».
А. Майков «Ласточка примчалась …», «Весна» с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_literaturnogo_chteniya_v1kl.rar1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

Цель деятельности педагога: создать условия для развития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Личностные: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относиться к нравственному содержанию поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: знание основ смыслового чтения художественного произведения.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения и сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Коммуникативные: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.

Формы и методы обучения:  фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: алфавит; карточки-ребусы; карточки с загадками; фотографии и рисунки с изображением животных; кроссворд; энциклопедия о животных, аудиозапись стихотворения в исполнении С.Я.Маршака

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса и стремления хорошо учиться; умение оценивать своё отношение к учёбе.

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока.

II. Актуализация знаний.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Отработка техники чтения.

– Прочтите чистоговорку:

Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.

Ор-ор-ор – подмели мы двор.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

– Прочтите слоги на одном выдохе:

на-ня-ла-ля

са-ся-за-зя

ба-бя-да-дя

III. Изучение нового материала.

Личностные УУД: оценка своих поступков, действий и слов; диагностика базового уровня сложившихся навыков.

1. Чтение стихотворения С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть».

– Кто автор этого произведения?

– Как называется это стихотворение?

– Рассмотрите иллюстрации к произведению.

– Предположите, о чём или о ком стихотворение.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

ав-то-бус –         автобус

верб-люд –         верблюд

гип-по-по-там – гиппопотам

дель-фин –         дельфин

вполз-ти –         вползти

на-воз-ный –         навозный

про-вор-ча-ла –         проворчала

за-спо-ри-ла –         заспорила

по-ссо-рил-ся –         поссорился

про-жуж-жал – прожужжал

– Прочтите самостоятельно стихотворение.

Далее учащиеся читают стихотворение вслух цепочкой по одной строке.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

2. Беседа по вопросам.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, принимать и сохранять учебную задачу.

– Что необычного в этом автобусе?

– О ком это стихотворение?

– Прочтите обращение автора к читателям.

– Какой совет скрывается в последнем четверостишии?

– Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет. Если вы выпишете первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете.

– Какой секрет вы открыли?

– Какие буквы алфавита не использовал автор?

– Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные?

Учитель демонстрирует изображения животных и кратко рассказывает о них.

Физкультминутка

На носочки поднимайся.

Приседай и выпрямляйся.

Ножки в стороны и вкось,

Ножки вместе, ножки врозь.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест, –

Это успех!

3. Игра «Назовите буквы».

Познавательные УУД: ументь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; познакомиться с иллюстрациями букв.

Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.

– Какие буквы вы видите? Назовите!

Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас.

– А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?

– Нарисуйте и вы сказочные буквы.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Личностные УУД: положительное отношение к учебному труду и умение оценивать своё отношение к учёбе; ориентация в нравственном содержании собственных поступков.  

Регулятивные УУД: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учётом характера сделанных ошибок; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

– Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово в кроссворде.

Загадки:

1.        От цветка к цветку порхает,        2.        Рыжая, с пушистым хвостом,

        Утомится – отдыхает. (Бабочка.)                Живет в лесу под кустом. (Лиса.)

3.        Узнать его и просто и легко:        4.        У меня ходули – не страшит болото:

        Высокого он роста и видит далеко.                Лягушат найду ли – вот моя забота.

                                                      (Жираф.)                                                          (Цапля.)

5.        Кто зимой холодной        6.        Вот иголки и булавки

        Ходит злой, голодный? (Волк.)                Выползают из-под лавки.

                На меня они глядят,

7.        Кто на себе свой домик носит?        Молока они хотят. (Ёжик.)

                                                    (Улитка.)

Ключевое слово: алфавит.

– Что такое алфавит?

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– Какой совет дает С. Маршак читателям?

Внеурочная деятельность: перечитать понравившиеся произведения первого раздела «Жили-были буквы».

Тема:  А. Плещеев «Сельская песенка».
А. Майков «Ласточка примчалась …», «Весна»

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и авторами, иллюстрациями к этим произведениям; воспитывать любовь к природе.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения.

Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): 

Познавательные: поиск в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной*.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.

Коммуникативные: уметь формулировать вопросы для получения необходимой ему информации и сопоставлять полученные ответы.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы:  выставка   книг   русских  поэтов  о  природе;  иллюстрации,  постеры  и  фотографии о  природе весной;  «Времена  года» П. И. Чайковского, презентация «Весна»

Сценарий урока

I. Актуализация знаний, постановка цели урока.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в содержании рубрик, системе обозначений, структуре текста учебника.

Отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Весной.)

– Перечислите весенние месяцы.

– Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта – день весеннего равноденствия.)

Слайды 1-3

– Посмотрите, как много книг написано о весне русскими поэтами и писателями. Прочтите название третьего раздела на с. 65 учебника.

– Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел?

II. Изучение нового материала.

Слайд 4. 1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку:

Та-та-та – у нас дома чистота.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

То-то-то – стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать – мы идем гулять.

Ат-ат-ат – берем с собой самокат.

2. Отработка навыков чтения.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Слайд 5 – Прочтите целыми словами:

Утром, присев на зелёном пригорке,

Учат сороки скороговорки:

3. Чтение диалога автора с учениками.

Личностные УУД: внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства (музыка, живопись).

Слайд 7.  Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март» .

– Какое настроение передает музыкальное произведение?

– Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?

Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…

Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждет настоящей весны.

4. Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка».

Познавательные УУД: уметь знакомиться с новым произведением, его автором, названием, иллюстрациями, самостоятельно находить значение отдельных слов в словаре учебника.

– Какие признаки наступления весны вы знаете?

– Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.

– Объясните значение слов:

Слайд 8

 Сени – прихожая в избе.

Краше – красивее.

Милей – больше всего нравится.

– Какое настроение передаёт автор?

– Нравится ли весна поэту?

– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?

– С какой просьбой обращается автор к ласточке?

– Прочтите стихотворение выразительно.

Физкультминутка

Собирайтесь быстро, братцы,

В чёт и нечет посчитаться.

Вот Январь, а вот Февраль –

Выгнать их из круга жаль.

Братец Март и ты, Апрель,

Заиграйте-ка в свирель.

Братцу Маю да Июню –

Спеть овсяночкой-певуньей,

А Июлю, Августу –

Растить зерна трав густых,

Чтобы ждали мы не зря

Сентября и Октября.

Ноябрю – повеять вьюгой,

Декабрю – уйти из круга.

        Л. Дружинина

III. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась …».

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию, ключевым словам и фразам.

– Прочтите фамилию автора.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

при-мча-лась – примчалась

хмурь-ся – хмурься

– Объясните значение этих слов.

– Прочтите стихотворение самостоятельно.

– Какое настроение передает это стихотворение?

– О ком оно?

– Откуда прилетела ласточка?

– Найдите и прочтите песенку ласточки.

– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?

2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».

Коммуникативные: уметь обсуждать содержание произведения, аргументируя свою позицию, слушать и оценивать высказывания одноклассников.

Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».

– О каком растении рассказал поэт?

– Как автор называет этот цветок?

– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?

– Объясните значение выражения.

Сквозистый снежок – рыхлый снег.

– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».

– Чем отличается стихотворение от сказки?

3. Игры Деда Буквоеда.

Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения учебных действий и вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Игра «Песочные часы».

– Буквы, проходя через узкое горлышко песочных часов, образуют слова. Пересыпьте песочек с буквами и назовите эти слова.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 8.

– Как называется третий раздел учебника?

– Стихотворения каких авторов вы прочитали?

– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?

– Прочтите пословицу и объясните её значение:

• Весна да осень – на дню погод восемь.

Слайд 9

Внеурочная деятельность: выучить наизусть стихотворение по выбору; подготовить иллюстрацию к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1класс.Тема:«Родина!Она всего милей!»

Это сценарий урока литературного чтения по программе «Начальная  школа  ХХI века». Основа плана урока - авторская (автор курса литературного чтения Ефросинина Л.А.)  ...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"

Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...

Технологическая карта урока Литературное чтение 1класс ( Школа России)

Тема: Знакомство с учебником «Литературное чтение» (1класс)....

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе

Тема:  Э. Шим  «Глухарь».Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».Проверь себя.Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о животн...

Урок литературного чтения (по программе «Л. В Занкова»1класс IV четверть). Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

Технологическая карта урока литературного чтения. Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди» По программе развивающего обучения «Л. В Занкова»1классУча...