уроки литературного чтения в 1классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Уроки литературного чтения С.Маршак "Автобус номер двадцать шесть" с аудиозаписью в исполнении автора, Тема: А. Плещеев «Сельская песенка».
А. Майков «Ласточка примчалась …», «Весна» с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_literaturnogo_chteniya_v1kl.rar | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»
Цель деятельности педагога: создать условия для развития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Личностные: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относиться к нравственному содержанию поступков.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: знание основ смыслового чтения художественного произведения.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения и сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Коммуникативные: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: алфавит; карточки-ребусы; карточки с загадками; фотографии и рисунки с изображением животных; кроссворд; энциклопедия о животных, аудиозапись стихотворения в исполнении С.Я.Маршака
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса и стремления хорошо учиться; умение оценивать своё отношение к учёбе.
Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока.
II. Актуализация знаний.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Отработка техники чтения.
– Прочтите чистоговорку:
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
Ор-ор-ор – подмели мы двор.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
– Прочтите слоги на одном выдохе:
на-ня-ла-ля
са-ся-за-зя
ба-бя-да-дя
III. Изучение нового материала.
Личностные УУД: оценка своих поступков, действий и слов; диагностика базового уровня сложившихся навыков.
1. Чтение стихотворения С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть».
– Кто автор этого произведения?
– Как называется это стихотворение?
– Рассмотрите иллюстрации к произведению.
– Предположите, о чём или о ком стихотворение.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
ав-то-бус – автобус
верб-люд – верблюд
гип-по-по-там – гиппопотам
дель-фин – дельфин
вполз-ти – вползти
на-воз-ный – навозный
про-вор-ча-ла – проворчала
за-спо-ри-ла – заспорила
по-ссо-рил-ся – поссорился
про-жуж-жал – прожужжал
– Прочтите самостоятельно стихотворение.
Далее учащиеся читают стихотворение вслух цепочкой по одной строке.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
2. Беседа по вопросам.
Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, принимать и сохранять учебную задачу.
– Что необычного в этом автобусе?
– О ком это стихотворение?
– Прочтите обращение автора к читателям.
– Какой совет скрывается в последнем четверостишии?
– Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет. Если вы выпишете первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете.
– Какой секрет вы открыли?
– Какие буквы алфавита не использовал автор?
– Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные?
Учитель демонстрирует изображения животных и кратко рассказывает о них.
Физкультминутка
На носочки поднимайся.
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны и вкось,
Ножки вместе, ножки врозь.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест, –
Это успех!
3. Игра «Назовите буквы».
Познавательные УУД: ументь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; познакомиться с иллюстрациями букв.
Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.
– Какие буквы вы видите? Назовите!
Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас.
– А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?
– Нарисуйте и вы сказочные буквы.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Личностные УУД: положительное отношение к учебному труду и умение оценивать своё отношение к учёбе; ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Регулятивные УУД: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учётом характера сделанных ошибок; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
– Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово в кроссворде.
Загадки:
1. От цветка к цветку порхает, 2. Рыжая, с пушистым хвостом,
Утомится – отдыхает. (Бабочка.) Живет в лесу под кустом. (Лиса.)
3. Узнать его и просто и легко: 4. У меня ходули – не страшит болото:
Высокого он роста и видит далеко. Лягушат найду ли – вот моя забота.
(Жираф.) (Цапля.)
5. Кто зимой холодной 6. Вот иголки и булавки
Ходит злой, голодный? (Волк.) Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
7. Кто на себе свой домик носит? Молока они хотят. (Ёжик.)
(Улитка.)
Ключевое слово: алфавит.
– Что такое алфавит?
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Какой совет дает С. Маршак читателям?
Внеурочная деятельность: перечитать понравившиеся произведения первого раздела «Жили-были буквы».
Тема: А. Плещеев «Сельская песенка».
А. Майков «Ласточка примчалась …», «Весна»
Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и авторами, иллюстрациями к этим произведениям; воспитывать любовь к природе.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения.
Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: поиск в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной*.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.
Коммуникативные: уметь формулировать вопросы для получения необходимой ему информации и сопоставлять полученные ответы.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, постеры и фотографии о природе весной; «Времена года» П. И. Чайковского, презентация «Весна»
Сценарий урока
I. Актуализация знаний, постановка цели урока.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в содержании рубрик, системе обозначений, структуре текста учебника.
Отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной.)
– Перечислите весенние месяцы.
– Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта – день весеннего равноденствия.)
Слайды 1-3
– Посмотрите, как много книг написано о весне русскими поэтами и писателями. Прочтите название третьего раздела на с. 65 учебника.
– Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел?
II. Изучение нового материала.
Слайд 4. 1. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорку:
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.
2. Отработка навыков чтения.
Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Слайд 5 – Прочтите целыми словами:
Утром, присев на зелёном пригорке,
Учат сороки скороговорки:
3. Чтение диалога автора с учениками.
Личностные УУД: внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства (музыка, живопись).
Слайд 7. Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март» .
– Какое настроение передает музыкальное произведение?
– Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?
Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…
Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждет настоящей весны.
4. Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка».
Познавательные УУД: уметь знакомиться с новым произведением, его автором, названием, иллюстрациями, самостоятельно находить значение отдельных слов в словаре учебника.
– Какие признаки наступления весны вы знаете?
– Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.
– Объясните значение слов:
Слайд 8
Сени – прихожая в избе.
Краше – красивее.
Милей – больше всего нравится.
– Какое настроение передаёт автор?
– Нравится ли весна поэту?
– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?
– С какой просьбой обращается автор к ласточке?
– Прочтите стихотворение выразительно.
Физкультминутка
Собирайтесь быстро, братцы,
В чёт и нечет посчитаться.
Вот Январь, а вот Февраль –
Выгнать их из круга жаль.
Братец Март и ты, Апрель,
Заиграйте-ка в свирель.
Братцу Маю да Июню –
Спеть овсяночкой-певуньей,
А Июлю, Августу –
Растить зерна трав густых,
Чтобы ждали мы не зря
Сентября и Октября.
Ноябрю – повеять вьюгой,
Декабрю – уйти из круга.
Л. Дружинина
III. Продолжение изучения нового материала.
1. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась …».
Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию, ключевым словам и фразам.
– Прочтите фамилию автора.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
при-мча-лась – примчалась
хмурь-ся – хмурься
– Объясните значение этих слов.
– Прочтите стихотворение самостоятельно.
– Какое настроение передает это стихотворение?
– О ком оно?
– Откуда прилетела ласточка?
– Найдите и прочтите песенку ласточки.
– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?
2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».
Коммуникативные: уметь обсуждать содержание произведения, аргументируя свою позицию, слушать и оценивать высказывания одноклассников.
Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».
– О каком растении рассказал поэт?
– Как автор называет этот цветок?
– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?
– Объясните значение выражения.
Сквозистый снежок – рыхлый снег.
– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».
– Чем отличается стихотворение от сказки?
3. Игры Деда Буквоеда.
Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения учебных действий и вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Игра «Песочные часы».
– Буквы, проходя через узкое горлышко песочных часов, образуют слова. Пересыпьте песочек с буквами и назовите эти слова.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Слайд 8.
– Как называется третий раздел учебника?
– Стихотворения каких авторов вы прочитали?
– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?
– Прочтите пословицу и объясните её значение:
• Весна да осень – на дню погод восемь.
Слайд 9
Внеурочная деятельность: выучить наизусть стихотворение по выбору; подготовить иллюстрацию к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1класс.Тема:«Родина!Она всего милей!»
Это сценарий урока литературного чтения по программе «Начальная школа ХХI века». Основа плана урока - авторская (автор курса литературного чтения Ефросинина Л.А.) ...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"
Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...
Технологическая карта урока Литературное чтение 1класс ( Школа России)
Тема: Знакомство с учебником «Литературное чтение» (1класс)....
Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».
Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе
Тема: Э. Шим «Глухарь».Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».Проверь себя.Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о животн...
Урок литературного чтения (по программе «Л. В Занкова»1класс IV четверть). Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
Технологическая карта урока литературного чтения. Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди» По программе развивающего обучения «Л. В Занкова»1классУча...