Разработка урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Котёнок» для учащихся 2 класса.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
В данной разработке урока литературного чтения я использую технологию продуктивного чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения: антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
2. Работа с текстом во время чтения: первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", повторное чтение текста, беседа по содержанию в целом.
3. Работа с текстом после чтения: смысловая беседа по тексту; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания.
То есть, чтение становится продуктивным, когда:
- ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;
- ученик владеет поиском информации в рамках текста;
- ученик использует полученную информацию в дальнейшей своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературного чтения
по теме: «Л. Н. Толстой «Котёнок»
для учащихся 2 класса.
Автор: Горлачева Олеся Викторовна
учитель начальных классов
2024г.
1.Пояснительная записка.
Актуальность.
Главная цель школьного обучения на современном этапе - формирование личности учащегося. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое мощное средство влияния на личность, как книга.
В данной разработке урока литературного чтения я использую технологию продуктивного чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения: антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
2. Работа с текстом во время чтения: первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", повторное чтение текста, беседа по содержанию в целом.
3. Работа с текстом после чтения: смысловая беседа по тексту; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания.
То есть, чтение становится продуктивным, когда:
- ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;
- ученик владеет поиском информации в рамках текста;
- ученик использует полученную информацию в дальнейшей своей деятельности.
Цели:
Образовательные:
Обеспечить условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Котёнок», способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом, высказывать свои мысли, развитию устной связной речи, творческих навыков
Формировать УУД:
- Личностные УУД: проявлять интерес к литературному чтению, выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе беседы; способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.
- Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно); определять и формулировать цель на уроке с помощью опорных слов; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные УУД: осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях, слушать, понимать и принимать речь одноклассников, учителя;
- Познавательные УУД: анализировать произведение с опорой на систему вопросов учителя, находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; выделять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения.
Предметные: уметь читать произведение выразительно, отражая его настроение и настроение героев, называть героев произведения, высказывать своё мнение о событиях и поступках, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, определять тему и главную мысль, соотносить пословицы со смыслом произведения. Уметь прогнозировать содержание по названию (заголовку) и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, групповая.
Ресурсы: учебник, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.
2. Содержание разработки
- Мотивация.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть.
-Посмотрите друг на друга и подарите своему соседу улыбку. Теперь возьмитесь за руки с соседом по парте, мысленно пожелайте своему однокласснику хорошего настроения, радости, и удачи на время урока.
- Я желаю вам, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу. Чтобы вы всегда решали возникающие проблемы вместе. Чтобы хорошее настроение присутствовало у вас на уроке и в течение всего дня.
-Садитесь на свои места.
- На перемене вы рассматривали книги.
- Что общего у этих книг? (Их написал Л.Н. Толстой).
- Чем они отличаются? (В них разные произведения, разные рисунки, книги разные по размеру).
- Для кого писал Л.Н. Толстой? (Он писал для детей и взрослых).
- 625 произведений для детей написал Л.Н. Толстой.
- Актуализация знаний.
1) Поиграем в игру «Найдите лишнее».
- На экране изображены названия произведений. Найдите среди четырех названия произведений лишнюю.
2) Проверка выполнения упражнения.
- Обоснуйте свой ответ. (Лишнее произведение – «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С. Пушкина так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.) (слайд 2)
III. Определение темы урока. Постановка задач урока.
Работа с текстом до чтения.
1. Первичное восприятие. Сегодня на уроке мы прочитаем ещё одно произведение Льва Николаевича Толстого.
Но прежде вспомним некоторые факты из его биографии (Слайд 3-6)
- Л. Н. Толстой родился в 1828 году в имении (усадьбе) …… Ясная Поляна.
- Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей … школы
- Писатель написал для детей учебник…. «Азбука»
- Он сочинял … для детей: (рассказы, сказки, быль - произведения)
2.Отгадайте загадку.
-Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н. Толстого мы познакомимся сегодня.
- Что за зверь со мной играет,
Не мычит, не ржёт, не лает.
Нападает на клубки, прячет в лапках коготки? (Это котёнок).
- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня? («Котёнок»)
Работа в группах
- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Котёнок”? (ответы детей)
- Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?) (о котёнке)
- Сформулируйте тему урока. (Л. Н. Толстой « Котёнок») (слайд 7)
- Поставим задачи урока. Продолжите предложения: (слайд 8-9)
Определять ……………………………(главных героев произведения);
Определять ……………………………(главную мысль произведения)
Читать произведение………(правильно, выразительно). (Приложение 1)
Учиться быть воспитанными, заботливыми друзьями.
- Работа по теме урока.
Речевая разминка.
— Начнём с чистоговорки. (слайд 10)
Шка – шка –шка - маленькая мышка
Шка – шка –шка - убегает мышка
Шки – шки – шки - убегает мышка от кошки
Шка – шка –шка - убежала в норку мышка
Шка – шка –шка - ловкая мышка.
Работа с текстом во время чтения.
- Проверим, оправдаются ли наши предположения.
(Чтение произведения Л. Н. Толстого « Котёнок» учителем с остановками, с уточняющимися вопросами по поводу значения слов, по содержанию.)
Словарная работа. (Слайд 11)
- Подле – около.
- Амбар – это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.
- Пустился что было духу - очень быстро.
- Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ.
Чтение 1 части.
Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
- Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
- Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)
- Когда происходило событие? (Весной кошка пропала).
- Из каких слов видно, что дети переживали за кошку? (Дети искали её везде, но не могли найти).
- Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события? (Нет, так как произведение не дочитали. Мы не знаем, что там произошло с кошкой и почему же она пропала).
Чтение 2 части.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним. (делаем остановку)
- Какого котёнка ребята выбрали себе? (Дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками)
- Что они делали с котёнком? (Дети кормили его, играли с ним).
- Что произошло с другими котятами? (Мать раздала всех остальных котят).
- Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут
развиваться события? (Что-то произошло с котёнком. Смотря по картинке).
Чтение 3 части.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
- Назад, назад! (делаем остановку)
- Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (Дети радовались на него). Что значит - радовались? (любовались)
- Почему же котёнок остался один? (Они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его).
- Когда ребята вспомнили о котёнке? (Они услыхали, что кто-то громко кричит).
- В какой момент вы испытали волнение (заволновались?) (Когда они его оставили одного и когда, кто-то закричал).
- Можете вы предположить, что случится?
Чтение 4 части.
И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле. (делаем остановку)
- Как вы думаете, что пережили дети в этот момент? (Страх).
- Как повела себя Катя? (Она испугалась собак).
- Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (Нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)
- Как поступил Вася? (Вася храбрый. Он побежал к котёнку и его спас от собак, лег на котёнка).
- Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного
переживания способны на отважные поступки, в нашем случае - как раз это и видно).
Работа с текстом после чтения.
Беседа о прочитанном.
- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем? (Рассказ – быль).
Это рассказ - быль, быль о том, что произошло на самом деле.
- Сколько действующих персонажей в рассказе? (7 - Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)
- Кто является главным героем? (Дети)
- Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?
- Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?
- Вам понравился рассказ?
Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно во все времена …)
-Какие впечатления получили от произведения?
- Было ли в тексте то, над чем заставило вас задуматься?
IV. Физкультминутка
-Отдохнём. Проведём физкультминутку:
V. Закрепление знаний и способов действий
1)Беседа по содержанию рассказа.
-Ребята, вы послушали рассказ, кто герои рассказа? (дети, котёнок, собаки).
2) Работа по карточке. Работа в группе. (Слайд 12-13)
-Работаем в группах. У вас на парте карточка, в которой не хватает слов, определите какому герою соответствуют пропуски, заполните пропуски, используя слова-помощники. Выбирайте нужные, не берите лишние.
- Группа, которая справилась с заданием, поднимите флажок вверх.
(Каждая группа получает одну карточку и слова – помощники - Приложение 2).
Карточка 1. 1. Вася 2. Маленький, храбрый. 3. Искал, не испугался, закрыл. 4. Упал животом на котёнка. 5. Храбрец Слова-помощники: Вася, котёнка, храбрец. | Карточка 2. 1. Котёнок 2. Глупый, беспомощный. 3. Играл, бегал, не убежал. 4. Он играл с соломинкой. 5. Глупец Слова-помощники: котёнок, он, глупец. | Карточка 3. 1. Катя 2. Маленькая, трусливая. 3. Испугалась, побежала, играла. 4. Она побежала прочь от собак. 5. Заботливая Слова-помощники: Катя, она, заботливая. |
3) Восстановление последовательности событий рассказа. (Слайд 14-15)
- А теперь проверим, как вы запомнили рассказ.
У каждого листик с событиями рассказа. Расставьте числа от 1 до 5, восстановив последовательность событий. (Приложение 3)
Восстановите последовательность событий рассказа
2 кошка пропала
3 котята
1 Катя и Вася
5 котёнок спасён
4 собаки
VI. Подведение итогов.
-Как вы думаете, что хотел нам сказать автор? Сформулируйте главную мысль произведения. (Нам всем нужно любить братьев наших меньших; относиться к ним с уважением: кормить, играть, защищать, а главное – не выбрасывать на улицу.)
VII. Рефлексия. (Слайд 16)
-на уроке я узнал…
-на уроке я научился…
-на уроке мне понравилось…
VIII. Оценивание.
IX. Домашнее задание (дифференцированное). (Слайд 17)
- Перечитать рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок». - Подготовьтесь пересказ текста от лица Васи.
Приложение 1
Определять …………………………… и …………………………
Читать произведение …………………..
Учиться быть воспитанными, заботливыми друзьями.
главных героев произведения
главную мысль произведения
правильно, выразительно
Приложение 2
Карточка 1. 1. _________________________ 2. Маленький, храбрый. 3. Искал, не испугался, закрыл. 4. Упал животом на _____________. 5. _________________________ Слова-помощники: Вася, котёнка, храбрец. | Карточка 2. 1. _________________________ 2. Глупый, беспомощный. 3. Играл, бегал, не убежал. 4. _______ играл с соломинкой. 5. _________________________ Слова-помощники: котёнок, он, глупец. | Карточка 3. 1. ________________________ 2. Маленькая, трусливая. 3. Испугалась, побежала, играла. 4. __________ побежала прочь от собак. 5. _________________________ Слова-помощники: Катя, она, заботливая. |
Карточка 1. 1. _________________________ 2. Маленький, храбрый. 3. Искал, не испугался, закрыл. 4. Упал животом на _____________. 5. _________________________ Слова-помощники: Вася, котёнка, храбрец. | Карточка 2. 1. _________________________ 2. Глупый, беспомощный. 3. Играл, бегал, не убежал. 4. _______ играл с соломинкой. 5. _________________________ Слова-помощники: котёнок, он, глупец. | Карточка 3. 1. ________________________ 2. Маленькая, трусливая. 3. Испугалась, побежала, играла. 4. __________ побежала прочь от собак. 5. _________________________ Слова-помощники: Катя, она, заботливая. |
Карточка 1. 1. _________________________ 2. Маленький, храбрый. 3. Искал, не испугался, закрыл. 4. Упал животом на _____________. 5. _________________________ Слова-помощники: Вася, котёнка, храбрец. | Карточка 2. 1. _________________________ 2. Глупый, беспомощный. 3. Играл, бегал, не убежал. 4. _______ играл с соломинкой. 5. _________________________ Слова-помощники: котёнок, он, глупец. | Карточка 3. 1. ________________________ 2. Маленькая, трусливая. 3. Испугалась, побежала, играла. 4. __________ побежала прочь от собак. 5. _________________________ Слова-помощники: Катя, она, заботливая. |
Приложение 3
Восстанови последовательность событий рассказа ____ кошка пропала
____ котята ____ Катя и Вася ____ котёнок спасён ____ собаки | Восстанови последовательность событий рассказа ____ кошка пропала
____ котята ____ Катя и Вася ____ котёнок спасён ____ собаки | Восстанови последовательность событий рассказа ____ кошка пропала
____ котята ____ Катя и Вася ____ котёнок спасён ____ собаки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно –методическая разработка урока литературного чтения. Тема: Татарская сказка «Мудрый старик» 2класс
Вид урока: урок – исследование, ИКТ. Тип урока: знакомство с новым произведением. Обучающие цели: • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при чтении сказки. • Учить детей п...

Урок литературного чтения. Тема: Л.Н.Толстой
Цели:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие интереса детей к русской класической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общечеловеческ...

Разработка урока литературного чтения. Тема: "Колосок"(украинская народная сказка) УМК "Начальная школа XXI века"
В разработке представлен конспект открытого урока литературного чтения для учащихся 2 класса. Использовался учебник "Литературное чтение" 2 класс. Автор образовательной программы по литературному чтен...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Школьник"
Литературное чтение, УМК "Школа России", 4 класс Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник»Знакомство обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» ...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Мороз - Воевода"
Литературное чтение, УМК «Начальная школа 21 века», 3 классТема урока: Н.А Некрасов «Мороз-Воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)...

Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Урок литературного чтения Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»УМК «Школа России» Класс: 3.Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ТЕМА ДРУЖБЫ И ВЕРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «БАРБОС И ЖУЛЬКА»
Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 4 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-м...