Разработка урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Котёнок» для учащихся 2 класса.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Горлачева Олеся Викторовна

В данной разработке урока литературного чтения я использую технологию продуктивного чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения: антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

2. Работа с текстом во время чтения: первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", повторное чтение текста, беседа по содержанию в целом.

        3. Работа с текстом после чтения: смысловая беседа по тексту; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания.

То есть, чтение становится продуктивным, когда:

  1. ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;
  2. ученик владеет поиском информации в рамках текста;
  3. ученик использует полученную информацию в дальнейшей своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературного чтения

 по теме: «Л. Н. Толстой «Котёнок»

для учащихся 2 класса.

Автор: Горлачева Олеся Викторовна

учитель начальных классов

2024г.

1.Пояснительная записка.

Актуальность.

Главная цель школьного обучения на современном этапе - формирование личности учащегося. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое мощное средство влияния на личность, как книга.

В данной разработке урока литературного чтения я использую технологию продуктивного чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения: антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

2. Работа с текстом во время чтения: первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", повторное чтение текста, беседа по содержанию в целом.

        3. Работа с текстом после чтения: смысловая беседа по тексту; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания. 

То есть, чтение становится продуктивным, когда:

  1. ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;
  2. ученик владеет поиском информации в рамках текста;
  3. ученик использует полученную информацию в дальнейшей своей деятельности.

Цели:

Образовательные:

Обеспечить условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Котёнок», способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом, высказывать свои мысли, развитию устной связной речи, творческих навыков

Формировать УУД:

- Личностные УУД: проявлять интерес к литературному чтению, выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе беседы; способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

-  Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно); определять и формулировать цель на уроке с помощью опорных слов; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях, слушать, понимать и принимать речь одноклассников, учителя;  

- Познавательные УУД: анализировать произведение с опорой на систему вопросов учителя, находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; выделять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения.

Предметные: уметь читать произведение выразительно, отражая его настроение и настроение героев, называть героев произведения, высказывать своё мнение о событиях и поступках, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, определять тему и главную мысль, соотносить пословицы со смыслом произведения. Уметь прогнозировать содержание по названию (заголовку) и   иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию.  

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, групповая.

Ресурсы: учебник, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.

2. Содержание разработки

  1. Мотивация.  

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть.

-Посмотрите друг на друга и подарите своему соседу улыбку. Теперь возьмитесь за руки с соседом по парте, мысленно пожелайте своему однокласснику хорошего настроения, радости, и удачи на время урока.

- Я желаю вам, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу. Чтобы вы всегда решали возникающие проблемы вместе. Чтобы хорошее настроение присутствовало у вас на уроке и в течение всего дня.

-Садитесь на свои места.

- На перемене вы рассматривали книги.

- Что общего у этих книг?  (Их написал Л.Н. Толстой).

- Чем они отличаются? (В них разные произведения, разные рисунки, книги разные по размеру).

- Для кого писал Л.Н. Толстой? (Он писал для детей и взрослых).

- 625 произведений для детей написал Л.Н. Толстой.

  1. Актуализация знаний.

1) Поиграем в игру «Найдите лишнее».

 - На экране изображены названия произведений. Найдите среди четырех названия произведений лишнюю.

2) Проверка выполнения упражнения.

- Обоснуйте свой ответ. (Лишнее произведение – «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С. Пушкина так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.) (слайд 2)

III. Определение темы урока. Постановка задач урока.

Работа с текстом до чтения.

1. Первичное восприятие. Сегодня на уроке мы прочитаем ещё одно произведение Льва Николаевича Толстого.

Но прежде вспомним некоторые факты из его биографии (Слайд 3-6)

- Л. Н. Толстой родился в 1828 году в имении (усадьбе) ……  Ясная Поляна.

- Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей … школы

- Писатель написал для детей учебник…. «Азбука»

- Он сочинял … для детей: (рассказы, сказки, быль  - произведения)

2.Отгадайте загадку.

-Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н. Толстого мы познакомимся сегодня.

- Что за зверь со мной играет,

Не мычит, не ржёт, не лает.

Нападает на клубки, прячет в лапках коготки? (Это котёнок).

- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня?  («Котёнок»)

Работа в группах

- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Котёнок”? (ответы детей)

- Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?) (о котёнке)

- Сформулируйте тему урока. (Л. Н. Толстой « Котёнок»)      (слайд 7)

- Поставим задачи урока. Продолжите предложения:                (слайд 8-9)

Определять ……………………………(главных героев произведения);

 Определять ……………………………(главную мысль произведения)

Читать произведение………(правильно, выразительно). (Приложение 1)  

Учиться  быть воспитанными, заботливыми друзьями.

  1. Работа по теме урока.

Речевая разминка.

— Начнём с чистоговорки.                (слайд 10)

Шка – шка –шка  - маленькая мышка

Шка – шка –шка  - убегает мышка

Шки – шки – шки  - убегает мышка от кошки

Шка – шка –шка  - убежала в норку мышка

Шка – шка –шка  - ловкая мышка.

Работа с текстом во время чтения.

- Проверим, оправдаются ли наши предположения.

 (Чтение  произведения Л. Н. Толстого « Котёнок»  учителем с остановками,  с уточняющимися вопросами по поводу  значения слов, по содержанию.)  

Словарная работа. (Слайд 11)

- Подле – около.

- Амбар –  это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

- Пустился что было духу - очень быстро.

- Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ.

Чтение 1 части.

     Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

- Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

- Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

    Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.    (делаем остановку)

- Когда происходило событие? (Весной кошка пропала).

- Из каких слов видно, что дети переживали за кошку? (Дети искали её везде, но не могли найти).

- Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события? (Нет, так как произведение не дочитали. Мы не знаем, что там произошло с кошкой и почему же она пропала).

Чтение 2 части.

   Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним.   (делаем остановку)

- Какого котёнка ребята выбрали себе? (Дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками)

 - Что они делали с котёнком? (Дети кормили его, играли с ним).  

- Что произошло с другими котятами? (Мать раздала всех остальных котят).

- Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут

развиваться события? (Что-то произошло с котёнком. Смотря по картинке).

Чтение 3 части.

    Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

- Назад, назад!                            (делаем остановку)

- Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (Дети радовались на него). Что значит -  радовались? (любовались)

- Почему же котёнок остался один? (Они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его).

- Когда ребята вспомнили о котёнке? (Они услыхали, что кто-то громко кричит).

- В какой момент вы испытали волнение (заволновались?) (Когда они его оставили одного и когда, кто-то закричал).

- Можете вы предположить, что случится?

Чтение 4 части.

      И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

   Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой  в поле.           (делаем остановку)

- Как вы думаете, что пережили дети в этот момент? (Страх).

- Как повела себя Катя? (Она испугалась собак).

- Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (Нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

- Как поступил Вася? (Вася храбрый. Он побежал к котёнку и его спас от собак, лег на котёнка).

- Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент?  (Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного

переживания способны на отважные поступки, в нашем случае - как раз это и видно).

Работа с текстом после чтения.

Беседа о прочитанном.

- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем? (Рассказ – быль).

Это рассказ - быль, быль о том, что произошло на самом деле.

- Сколько действующих персонажей в рассказе? (7 - Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)

- Кто является главным героем? (Дети)

- Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?

- Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?        

- Вам понравился рассказ?

Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно во все времена …)

-Какие впечатления получили от произведения?

- Было ли в тексте то, над чем заставило вас задуматься?

IV. Физкультминутка

-Отдохнём. Проведём физкультминутку:

 V. Закрепление знаний и способов действий

1)Беседа по содержанию рассказа.

-Ребята, вы послушали рассказ, кто герои рассказа? (дети, котёнок, собаки).

2) Работа по карточке. Работа в группе. (Слайд 12-13)

-Работаем в группах. У вас на парте карточка, в которой не хватает слов, определите какому герою соответствуют пропуски, заполните пропуски, используя слова-помощники. Выбирайте нужные, не берите лишние.

- Группа, которая справилась с заданием, поднимите флажок вверх.

 (Каждая группа получает одну карточку и слова – помощники - Приложение 2).

Карточка 1.

1. Вася

2. Маленький, храбрый.

3. Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на котёнка.

5. Храбрец    

Слова-помощники: Вася, котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1. Котёнок

2. Глупый, беспомощный.

3. Играл, бегал, не убежал.

4. Он играл с соломинкой.      

5. Глупец

Слова-помощники: котёнок,  он, глупец.

Карточка 3.

1. Катя

2. Маленькая, трусливая.

3. Испугалась, побежала, играла.

4. Она побежала прочь от собак.

5. Заботливая   

Слова-помощники: Катя,

она, заботливая.

3) Восстановление последовательности событий рассказа. (Слайд 14-15)

- А теперь проверим, как вы запомнили рассказ.

У каждого листик с событиями рассказа. Расставьте числа от 1 до 5, восстановив последовательность событий.                   (Приложение 3)        

Восстановите последовательность событий рассказа

2  кошка пропала  

3   котята

1   Катя и Вася

5   котёнок спасён

4    собаки

VI. Подведение итогов.

-Как вы думаете, что хотел нам сказать автор? Сформулируйте главную мысль произведения. (Нам всем нужно любить братьев наших меньших; относиться к ним с уважением: кормить, играть, защищать, а главное – не выбрасывать на улицу.)

VII. Рефлексия. (Слайд 16)

-на уроке я узнал…

-на уроке я научился…

-на уроке мне понравилось…

VIII. Оценивание.

IX. Домашнее задание (дифференцированное).   (Слайд 17)       

- Перечитать рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок».      - Подготовьтесь пересказ текста от лица Васи.  

Приложение 1

Определять ……………………………  и …………………………

Читать произведение …………………..

Учиться быть воспитанными, заботливыми друзьями.

главных героев произведения

главную мысль произведения

правильно, выразительно

Приложение 2

Карточка 1.

1. _________________________

2. Маленький, храбрый.

3. Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5. _________________________    

Слова-помощники: Вася, котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1. _________________________

2. Глупый, беспомощный.

3. Играл, бегал, не убежал.

4. _______ играл с соломинкой.      5. _________________________

Слова-помощники: котёнок,  он,

глупец.

Карточка 3.

1. ________________________

2. Маленькая, трусливая.

3. Испугалась, побежала, играла.

4. __________ побежала прочь от собак.

5. _________________________    

Слова-помощники: Катя,

она, заботливая.

Карточка 1.

1. _________________________

2. Маленький, храбрый.

3. Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5. _________________________    

Слова-помощники: Вася, котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1. _________________________

2. Глупый, беспомощный.

3. Играл, бегал, не убежал.

4. _______ играл с соломинкой.      5. _________________________

Слова-помощники: котёнок,  он,

глупец.

 Карточка 3.

1. ________________________

2. Маленькая, трусливая.

3. Испугалась, побежала, играла.

4. __________ побежала прочь от собак.

5. _________________________    

Слова-помощники: Катя,

она, заботливая.

Карточка 1.

1. _________________________

2. Маленький, храбрый.

3. Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5. _________________________    

Слова-помощники: Вася, котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1. _________________________

2. Глупый, беспомощный.

3. Играл, бегал, не убежал.

4. _______ играл с соломинкой.      5. _________________________

Слова-помощники: котёнок,  он,

глупец.

Карточка 3.

1. ________________________

2. Маленькая, трусливая.

3. Испугалась, побежала, играла.

4. __________ побежала прочь от собак.

5. _________________________    

Слова-помощники: Катя,

она, заботливая.

Приложение 3

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

     

____ котята

 ____ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

     

____ котята

 ____ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

     

____ котята

 ____ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно –методическая разработка урока литературного чтения. Тема: Татарская сказка «Мудрый старик» 2класс

Вид урока: урок – исследование, ИКТ. Тип урока: знакомство с новым произведением. Обучающие цели: • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при чтении сказки. • Учить детей п...

Урок литературного чтения. Тема: Л.Н.Толстой

Цели:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие интереса детей к русской класической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общечеловеческ...

Разработка урока литературного чтения. Тема: "Колосок"(украинская народная сказка) УМК "Начальная школа XXI века"

В разработке представлен конспект открытого урока литературного чтения для учащихся 2 класса. Использовался учебник "Литературное чтение" 2 класс. Автор образовательной программы по литературному чтен...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Школьник"

Литературное чтение, УМК "Школа России", 4 класс  Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник»Знакомство обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» ...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Мороз - Воевода"

Литературное чтение,  УМК «Начальная школа 21 века», 3 классТема урока: Н.А Некрасов «Мороз-Воевода»   (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)...

Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Урок литературного чтения   Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»УМК «Школа России» Класс: 3.Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ТЕМА ДРУЖБЫ И ВЕРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «БАРБОС И ЖУЛЬКА»

Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 4 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-м...