Разработка урока литературного чтения. Тема: "Колосок"(украинская народная сказка) УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Лазарева Елена Михайловна

В разработке представлен конспект открытого урока литературного чтения для учащихся 2 класса. Использовался учебник "Литературное чтение" 2 класс. Автор образовательной программы по литературному чтению Л.А.Ефросинина ( УМК "Начальная школа XXI века")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_2_klass.rar30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Тема урока:                                                              Сказки о животных.                                       Украинская народная сказка «Колосок»             2 класс                                                                                  УМК «Начальная школа XXI века»

01.02.2010

Материал подготовлен                                                                                учителем начальных классов                                                                           высшей квалификационной категории                                                      Лазаревой Еленой Михайловной


Тема урока: 

Народные сказки.

Слушание.                                           Украинская народная сказка «Колосок».

Учебные задачи:

  • Познакомить с произведением украинского фольклора – сказкой «Колосок»
  • Формировать читательские умения: различать  литературную и народные сказки; различать реальное и волшебное в сказке; характеризовать героев сказки; составлять схематический план сказки и пересказ по составленному плану; выполнять задания творческого характера по теме чтения
  • Формировать понятия  «трудолюбие»,  «совместный труд»
  • Воспитывать уважительное отношение к труду

Учебные умения:

  • Различать народную и авторскую сказку
  • Объяснять реальные события и волшебные
  • Рассказывать сказку близко к тексту по составленному плану

Оборудование:

  •  Учебник  Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» - 2 часть,  2 класс, М: Вентана-Граф, 2006.
  • Рабочая тетрадь №2 «Литературное чтение», М: Вентана-Граф, 2009
  • Лист ответов для каждого учащегося

  • Фигурки персонажей сказки

Ход  урока.

  1. Организация детей на работу.

Сейчас урок литературы. Проверьте готовность рабочего места: учебник, рабочая тетрадь,  лист ответов, письменные принадлежности. Настройтесь, пожалуйста, на   интересную и плодотворную работу. Отвечайте уверенно, четко, учитесь слушать ответы своих одноклассников, покажите свои знания и умение трудиться.

  1. Актуализация знаний обучающихся по теме «Сказки о животных».

- Назовите  тему раздела, который мы изучаем на данный момент на уроках литературы.         ( Сказки о животных)

 - Вы уже  познакомились со многими  литературными понятиями по теме «Сказки о животных», сейчас вам нужно будет их вспомнить, потому что  во время урока эти понятия  будут нужны. Проведем литературный диктант.

  1. Литературный диктант.

Учитель читает определение литературного термина. Учащиеся  на «Листе ответов» записывают термин.

  1. В  этих сказках звери, птицы, насекомые ведут себя как люди: разговаривают, трудятся, совершают хорошие и плохие поступки. Звери в сказках бывают добрые и злые, честные и лживые. ( сказки о животных)
  2. Это произведение фольклора. Оно есть у каждого народа. В этом произведении рассказывается о чудесах, о животных, которые ведут себя как люди. Это (народные сказки).
  3. Интересный зачин ( начало) сказки ( присказка)
  4.  Если у сказки есть автор, то эта сказка называется ( авторская, литературная).

Самопроверка.  

За правильный ответ на листке  ставится +, за ошибочный - .

Подсчитывают результат.  

Выставляют оценку:

четыре плюса – пять,  один минус – четыре, два минуса – три, три минуса – два.

Оценки выставляются в дневники.

  1. Изучение новой темы.

- Работаем  с учебником на странице 27. Прочитайте заголовок сказки.  Какая это сказка?   Обоснуйте свой ответ.

Как вы считаете, о чем  может быть украинская сказка? Выскажите свои предположения.

 - Помните, сказку читаем не очень быстро, выделяем голосом  имена  персонажей, меняем тембр голоса, когда хотим передать характер героев, даже их внешний вид. Обращаем внимание на знаки препинания.

Чтение сказки учащимися.

  1. Работа с текстом сказки.

Выполнение заданий 1-3 учебника. Работа в тетради на с.23 – 24.

 - Объясните, какое настроение вызывает сказка?

На доске записаны слова: радостное, огорченное, тревожное, торжество.

 - Назовите персонажей сказки.  Почему у петушка такое имя? Откройте с.23  в рабочей тетради. И выполните задание 1. На с. 24. В тетради художник изобразил персонажей сказки.  Дадим им имена.

 Как можно назвать мышат?

Выберите : глупые, умные, заботливые, ленивые, злые, неразумные. Выполните в тетради задание 3.

 Имена персонажей передают их характер: веселые, вертлявые, быстрые – мышата.

Степенный, спокойный, покладистый -  петушок.

  1. Работа над выразительным чтением.  Подготовка к составлению плана сказки.

Во время чтения сказки мы будем выполнять задание 2  в тетради – укажем какие действия выполнял каждый персонаж. Это поможет нам при  выразительном чтении  и при составлении плана сказки.

Выразительное чтение сказки по ролям.

По ходу чтения, учитель вывешивает на доске изображения:

Петушок                           колосок                        зерно                        мука                        тесто               дрова                  печь                   пирог

                                           

Мышата                             игра в лапту                        чехарда                      пляшут                      ?

  1. Составление плана сказки.

Выполнение задания 4 в рабочей тетради.

  1. Итог урока. Выявление читательского опыта детей.

Выполнение задания  на «Листе ответов».

Заполнить схему. Листы ответов учащиеся сдают учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"

Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

разработка урока литературного чтения по теме немецкая народная сказка "Три бабочки" 4 класс ОС "Перспектива"

Урок составлен в системно-деятельностной технологии с целью формирования читательской компетенции учащихся...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь,  пополнять словарный запас, при...

Презентация к уроку литературного чтения для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века" Э. Успенский "Если был бы я девчонкой...", Украинская народная сказка "Рукавичка"

Материал презентации основывается на разработке урока литературного чтения для 1 класса по программе «Начальная школа XXI века»  с сайта Мультиурок  ...