Мониторинг сформированности навыков чтения обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при реализации учебной области "Язык и речевая практика".
материал по чтению
В данном материале представлены контрольно-измерительные материалы по оценке технической и смысловой стороны чтения в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.1.1.docx | 899.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»
Мониторинг
сформированности навыков чтения
обучающихся 5 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
при реализации учебной области «Язык и речевая практика»
Разработала:
учитель,
Шункова Елена Александровна
г. Иркутск, 2023 г.
Пояснительная записка
Одной из приоритетных проблем, стоящей перед образовательной организацией является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес стал падать. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором.
Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития и коррекции познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств.
Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника.
Основная задача обучения чтению детей с нарушением интеллекта - формирование навыков техники чтения и понимания текста. Сформированный навык грамотного чтения - залог успешного освоения ФАООП. Осознанное чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Понимание текста позволяет полноценно усваивать новый материал, развивает интерес к процессу чтения в целом, а формируемый в процессе работы над литературными произведениями комплекс коммуникативно-речевых умений и навыков способствует социализации личности ребенка с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
В данном материале представлены контрольно-измерительные материалы, с помощью которых педагог может провести мониторинг технической (способ чтения, его темп и правильность) и смысловой (понимание прочитанного, выразительность чтения) стороны чтения у обучающихся 5-го класса с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) (вариант 1) независимо от формы, в которой реализуется ФАООП (совместно с другими обучающимися, в отдельных классах и группах).
Цель мониторинга: определить уровень сформированности навыков чтения обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) при реализации учебной области «Язык и речевая практика».
Задачи мониторинга:
- оценить динамику развития навыков чтения в течение учебного года;
- оценить минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по данному учебному предмету.
Критерии оценивания:
При оценивании результатов каждый положительный ответ внутри задания дает один балл.
БАЛЛЫ ОЦЕНКА
7–9 «5»
5–6 «4»
4 «3»
Диагностический инструментарий сформированности навыков чтения
обучающихся 5 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
при реализации учебной области «Язык и речевая практика».
Мониторинг для проверки навыков чтения и понимания текста распределен на 4 части, что соответствует четвертям обучения. Во всех 4 частях на отдельных листах представлены тексты с заданиями. Контрольно-измерительные материалы единообразно оформлены, что позволяет работать по определенному алгоритму.
Объем и уровень сложности текста, а также предлагаемых заданий возрастает от начала учебного года к концу. Предлагаемые тексты учитывают как качественное своеобразие чтения у данной категории обучающихся, так и особенности их психического и личностного развития. Понимание содержания прочитанного проверяется с помощью заданий, предложенных после текста, которые направлены на проверку сформированности следующих умений:
• находить информацию, заданную в явном виде;
• извлекать информацию, заданную в неявном виде;
• уметь формулировать несложные выводы;
• понимать общий смысл текста;
• извлекать концептуальную и фактологическую информацию.
Включение заданий разного типа позволяет отодвинуть порог утомления у детей и повысить качество выполнения заданий. Кроме того, задания содержат иллюстрации для поддержания познавательного интереса школьников. В текстах для проверки нет сложных оборотов, слова доступны для чтения и понимания. Ответы на задания не требуют большой письменной работы, предполагают ответы одним предложением. В части заданий требуется только подчеркнуть ответ или обвести картинку с правильным ответом. Фиксация результатов мониторинга уровня сформированности навыков чтения (как качественная, так и количественная) осуществляется в таблице, в которой педагог отмечает основные характеристики технической и смысловой сторон чтения. На основе этих данных можно оценить динамику развития навыков чтения в течение учебного года. (табл. 1), так и у отдельного обучающегося (табл. 2). Также с помощью данного мониторинга можно оценить минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по данному учебному предмету обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для каждого этапа обучения. В процессе выполнения заданий, предложенных в диагностическом инструментарии, у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируются базовые учебные действия (коммуникативные, регулятивные, познавательные).
Учебный год ____________
Класс___________________
Четверть_________________
Таблица 1.
№ п/п | Фамилия Имя | Техническая сторона процесса чтения | Смысловая сторона чтения | |||||||||||||||||
Способ чтения | Темп чтения (количество слов /ми.) | Правильность чтения | Сознательность (понимание прочитанного) (баллы) | Выразительность | ||||||||||||||||
звуками | слогами | Слог+слово | Целыми словаим | словосочетаниями | Ниже нормы | норма | Выше нормы | Без ошибок | Замена, искажение, пропуски | Нарушение орфоэпических норм | Отметка | Не понимает | Выразительное чтение | Ошибки | ||||||
«5» | «4» | «3» | Отсутствие логического ударения | Несоблюдение пауз | неинтонированное чтение | |||||||||||||||
1. | ||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||||
8. |
Мониторинг уровня сформированности навыков чтения
Фамилия/Имя _________________________________________________________________
Таблица 2.
№ п/п Класс, четверть | Техническая сторона процесса чтения | Смысловая сторона чтения | |||||||||||||||||
Способ чтения | Темп чтения (количество слов /ми.) | Правильность чтения | Сознательность (понимание прочитанного) (баллы) | Выразительность | |||||||||||||||
звуками | слогами | Слог+слово | Целыми словаим | словосочетаниями | Ниже нормы | норма | Выше нормы | Без ошибок | Замена, искажение, пропуски | Нарушение орфоэпических норм | Отметка | Не понимает | Выразительное чтение | Ошибки | |||||
«5» | «4» | «3» | Отсутствие логического ударения | Несоблюдение пауз | неинтонированное чтение | ||||||||||||||
5 класс 1 четверть | |||||||||||||||||||
5 класс 2 четверть | |||||||||||||||||||
5 класс 3четверть | |||||||||||||||||||
5 класс 4 четверть |
Инструментарий уровня сформированности навыков чтения
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ 5 КЛАСС
I. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ
1. Прочитай текст.
БЕЛКА
В тёмном еловом лесу с утра до вечера хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спускаются на землю собирать грибы.
На еловом сучке белки развесили сушить подосиновики, маленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали вкусные орехи.
Поздней осенью переменят белки свои рыжие платьица на серые зимние шубки. В вершинах густых ¸ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. В этих гнёздах белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.
Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах— шустрая белка.
Иван Соколов-Микитов
2. Отметь, где ты закончил читать, до выделенного слова или после.
маленькие |
II. ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ
- Выполни задания.
• Подчеркни слова, которые характеризуют белку.
Весёлая, трусливая, шустрая, жадная, проворная, хлопотливая, злая. 0/4
• Из второго абзаца выпиши, что белки заготавливают на зиму. 0/3
___________________________________________________________________
• Для чего белкам гнёзда? Найди и подчеркни это предложение в тексте. 1
• В какое время года белки меняют свои рыжие платьица на серые шубки?
___________________________________________________________________ 1
- Посчитай, сколько баллов ты набрал, соедини с оценкой:
БАЛЛЫ ОЦЕНКА 7–9 «5» 5–6 «4» 4 «3 |
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ 5 КЛАСС
I. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ
1. Прочитай текст.
ЛЕТОМ В ЛЕСУ
Хорошо летом в лесу!
Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами, душистой земляникой.
Громко поют птицы. Пересвистываются иволги. Кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.
В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся бабочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница рысь.
У самой вершины старой ели свили гнездо тетеревятники-ястребы. Много лесных тайн видят они с тёмной высоты. Иван Соколов-Микитов
- Отметь, где ты закончил читать, до выделенного слова или после.
скрывается |
II. ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ
- Выполни задания.
• О чём рассказывает автор? Подчеркни вариант ответа:
а) о животных;
б) о лесных растениях;
в) о жизни животных и растениях в лесу летом.
• О каких птицах говорится в тексте? Выпиши их названия. 1
___________________________________________________
• Запиши пропущенные слова, чтобы предложения имели смысл. 0/3
а) Зелёной листвой одеты .
б) В кустах над ручьями заливаются .
в) В лесу под деревьями рыщут .
• Заполни таблицу по образцу.
ЗВЕРЬ ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?
Медведь бродит
Лось __________
Белочка ____________
Рысь ________________
• Синонимы (близкие по смыслу слова) слова ЧАЩОБА— глушь, глухомань, дебри. Отметь картинку, на которой изображена чащоба. 1
- Посчитай, сколько баллов ты набрал, соедини с оценкой:
БАЛЛЫ ОЦЕНКА 9–11 «5» 6–8 «4» 4–5 «3 |
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ 5 КЛАСС
I. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ
1. Прочитай текст.
НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ
Тащил на себе старый Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенёк.
- Тяжёлое бревно-то?- спросил молодой Кабан, что неподалёку грелся на солнцепёке.
- Ух и тяжёлое!- ответил Медведь.
- И далеко ещё¸ тащить?
- До самого леса.
- В такую жару! Поди, умаялся?
- И не спрашивай!
-Такое-то бревно вдвоём бы тащить!
-Ясно дело - вдвоём бы сподручнее было!
- Ну, я пошёл!- сказал Кабан, поднимаясь. Желаю удачи! Да смотри, не надорвись!
- Спасибо, - вздохнул Медведь.
- Не за что !- ответил Кабан
Сергей Михалков
2. Отметь, где ты закончил читать, до выделенного слова или после.
сподручнее |
II. ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ
- Выполни задания.
• Запиши участников разговора. 0/2
___________________________________________________________
• Проведи стрелки от имён прилагательных, которые характеризуют героев сказки, к персонажам: 0/4
трудолюбивый
ленивый
добрый
отзывчивый
доброжелательный
заносчивый
• Напиши, как ты относишься к поступку Кабана. 0/2
___________________________________________________________
• Как ты думаешь, как должен был поступить Кабан? 0/2
____________________________________________________________
- Посчитай, сколько баллов ты набрал, соедини с оценкой:
БАЛЛЫ ОЦЕНКА 9–10 «5» 7–8 «4» 5–6 «3 |
ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ 5 КЛАСС
I. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ
1. Прочитай текст.
ПОЧЕМУ КУРИЦА НЕСЁТ ЯЙЦА
Африканская сказка
Лесная птица спросила у курицы:
- Почему ты не летаешь? Ведь у тебя есть крылья, как у всякой птицы!
Курица обиделась, что какая- то птица вмешивается в дела, и сказала:
- Уходи! Нечего тебе здесь делать!
А птица продолжала:
- Скоро хозяин тебя зарежет. Лучше спрячься в лесу!
Курица не обратила внимания на эти слова, но вскоре узнала, что хозяин и вправду собирается её¸ зарезать.
И тогда птица ей посоветовала:
- Ты должна каждый день нести яйца, хозяин будет есть их и оставит тебя в живых.
Курица так и сделала. Это спасло её¸ от смерти, и она была очень благодарна лесной птице за добрый совет.
2. Отметь, где ты закончил читать, до выделенного слова или после.
вскоре |
II. ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ
- Выполни задания.
• Кто является главным героем сказки? Отметь нужную картинку. 1
• Какой вопрос задала лесная птица курице? Выпиши из сказки. 1
________________________________________________________________________________________
• Какая беда нависла над курицей? Объясни. 1
• Какой добрый совет дала лесная птица курице? Соответствующую картинку отметь. 1
• Почему хозяин оставил курицу в живых? Какая пословица подойдет лучше всего к твоим рассуждениям? Отметь её. 1
а) Мал золотник, да дорог;
б) От добра добра не ищут;
в) Век живи— век учись.
2. Посчитай, сколько баллов ты набрал, соедини с оценкой:
БАЛЛЫ ОЦЕНКА 5 «5» 4 «4» 1 «3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция навыка чтения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В материале представлены формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), корригирующие навык чтения....
Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности
Для большинства обучающихся со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей. Обучение навыкам самообслужи...
Учет психофизических особенностей при организации работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Речевая практика»
Данная статья описывает основные особенности обучающихся с интеллектуиальными нарушениями, учет психифизических возможнсотей при организации работы по учебному предмету "Речевая практика&qu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Литературное чтение» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе требовани...
Календарно-тематическое планирование по речевой практике для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приведены материалы календарно-тематического планирования по речевой практике для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Мониторинг уровня сформированности трудовых навыков на уроках «Ручного труда» у обучающихся 2-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.
Система мониторинга качества освоения трудовых навыков на уроках «Ручного труда» у обучающихся 2-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 включает в себ...
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Речевая практика" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Представлена пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Речевая практика" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....