Мониторинг сформированности навыков чтения обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при реализации учебной области "Язык и речевая практика".
материал по чтению

Шункова Елена Александровна

В данном материале представлены контрольно-измерительные материалы по оценке технической и смысловой стороны чтения в 5 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1.1.docx899.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»

Мониторинг

сформированности навыков чтения

обучающихся 5 класса с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

при реализации учебной области «Язык и речевая практика»

Разработала:

учитель,

Шункова Елена Александровна

г. Иркутск, 2023 г.

Пояснительная записка

Одной из приоритетных проблем, стоящей перед образовательной организацией является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес стал падать. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором.

Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития и коррекции познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств.

Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника.

Основная задача обучения чтению детей с нарушением интеллекта - формирование навыков техники чтения и понимания текста. Сформированный навык грамотного чтения - залог успешного освоения ФАООП. Осознанное чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Понимание текста позволяет полноценно усваивать новый материал, развивает интерес к процессу чтения в целом, а формируемый в процессе работы над литературными произведениями комплекс коммуникативно-речевых умений и навыков способствует социализации личности ребенка с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).

В данном материале представлены контрольно-измерительные материалы, с помощью которых педагог может провести мониторинг технической (способ чтения, его темп и правильность) и смысловой (понимание прочитанного, выразительность чтения) стороны чтения у обучающихся 5-го класса с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) (вариант 1) независимо от формы, в которой реализуется ФАООП (совместно с другими обучающимися, в отдельных классах и группах).

Цель мониторинга: определить уровень сформированности навыков чтения обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) при реализации учебной области «Язык и речевая практика».

Задачи мониторинга:

- оценить динамику развития навыков чтения в течение учебного года;

- оценить минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по данному учебному предмету.

Критерии оценивания:

При оценивании результатов каждый положительный ответ внутри задания дает один балл.

БАЛЛЫ ОЦЕНКА

7–9 «5»

5–6 «4»

4 «3»

Диагностический инструментарий сформированности навыков чтения

обучающихся 5 класса с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

при реализации учебной области «Язык и речевая практика».

Мониторинг для проверки навыков чтения и понимания текста распределен на 4 части, что соответствует четвертям обучения. Во всех 4 частях на отдельных листах представлены тексты с заданиями. Контрольно-измерительные материалы единообразно оформлены, что позволяет работать по определенному алгоритму.

Объем и уровень сложности текста, а также предлагаемых заданий возрастает от начала учебного года к концу. Предлагаемые тексты учитывают как качественное своеобразие чтения у данной категории обучающихся, так и особенности их психического и личностного развития. Понимание содержания прочитанного проверяется с помощью заданий, предложенных после текста, которые направлены на проверку сформированности следующих умений:

• находить информацию, заданную в явном виде;

• извлекать информацию, заданную в неявном виде;

• уметь формулировать несложные выводы;

• понимать общий смысл текста;

• извлекать концептуальную и фактологическую информацию.

Включение заданий разного типа позволяет отодвинуть порог утомления у детей и повысить качество выполнения заданий. Кроме того, задания содержат иллюстрации для поддержания познавательного интереса школьников. В текстах для проверки нет сложных оборотов, слова доступны для чтения и понимания. Ответы на задания не требуют большой письменной работы, предполагают ответы одним предложением. В части заданий требуется только подчеркнуть ответ или обвести картинку с правильным ответом. Фиксация результатов мониторинга уровня сформированности навыков чтения (как качественная, так и количественная) осуществляется в таблице, в которой педагог отмечает основные характеристики технической и смысловой сторон чтения. На основе этих данных можно оценить динамику развития навыков чтения в течение учебного года. (табл. 1), так и у отдельного обучающегося (табл. 2). Также с помощью данного мониторинга можно оценить минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по данному учебному предмету обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для каждого этапа обучения. В процессе выполнения заданий, предложенных в диагностическом инструментарии, у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируются базовые учебные действия (коммуникативные, регулятивные, познавательные).

Учебный год ____________

Класс___________________

Четверть_________________

Таблица 1.

п/п

Фамилия Имя

Техническая сторона процесса чтения

Смысловая сторона чтения

Способ чтения

Темп чтения (количество слов /ми.)

Правильность чтения

Сознательность (понимание прочитанного)

(баллы)

Выразительность

звуками

слогами

Слог+слово

Целыми словаим

словосочетаниями

Ниже нормы

норма

Выше нормы

Без ошибок

Замена, искажение, пропуски

Нарушение орфоэпических норм

Отметка

Не понимает

Выразительное чтение

Ошибки

«5»

«4»

«3»

Отсутствие логического ударения

Несоблюдение пауз

неинтонированное чтение

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Мониторинг уровня сформированности навыков чтения

Фамилия/Имя _________________________________________________________________

Таблица 2.

п/п

Класс, четверть

Техническая сторона процесса чтения

Смысловая сторона чтения

Способ чтения

Темп чтения (количество слов /ми.)

Правильность чтения

Сознательность (понимание прочитанного)

(баллы)

Выразительность

звуками

слогами

Слог+слово

Целыми словаим

словосочетаниями

Ниже нормы

норма

Выше нормы

Без ошибок

Замена, искажение, пропуски

Нарушение орфоэпических норм

Отметка

Не понимает

Выразительное чтение

Ошибки

«5»

«4»

«3»

Отсутствие логического ударения

Несоблюдение пауз

неинтонированное чтение

5 класс 1 четверть

5 класс 2 четверть

5 класс 3четверть

5 класс 4 четверть

Инструментарий уровня сформированности навыков чтения

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ 5 КЛАСС

I. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ

1. Прочитай текст.

БЕЛКА

В тёмном еловом лесу с утра до вечера хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спускаются на землю собирать грибы.

На еловом сучке белки развесили сушить подосиновики, маленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали вкусные орехи.

Поздней осенью переменят белки свои рыжие платьица на серые зимние шубки. В вершинах густых ¸ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. В этих гнёздах белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.

Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах— ​шустрая белка.

Иван Соколов-Микитов

2. Отметь, где ты закончил читать, до выделенного слова или после.

маленькие

II. ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ

  1. Выполни задания.

• Подчеркни слова, которые характеризуют белку.

Весёлая, трусливая, шустрая, жадная, проворная, хлопотливая, злая. 0/4

• Из второго абзаца выпиши, что белки заготавливают на зиму. 0/3

___________________________________________________________________

• Для чего белкам гнёзда? Найди и подчеркни это предложение в тексте. 1

• В какое время года белки меняют свои рыжие платьица на серые шубки?

___________________________________________________________________ 1

  1. Посчитай, сколько баллов ты набрал, соедини с оценкой:

БАЛЛЫ ОЦЕНКА

7–9 «5»

5–6 «4»

4 «3

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ 5 КЛАСС

I. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ

1. Прочитай текст.

ЛЕТОМ В ЛЕСУ

Хорошо летом в лесу!

Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами, душистой земляникой.

Громко поют птицы. Пересвистываются иволги. Кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.

В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся бабочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница рысь.

У самой вершины старой ели свили гнездо тетеревятники-ястребы. Много лесных тайн видят они с тёмной высоты. Иван Соколов-Микитов

  1. Отметь, где ты закончил читать, до выделенного слова или после.

скрывается

II. ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ

  1. Выполни задания.

• О чём рассказывает автор? Подчеркни вариант ответа:

а) о животных;

б) о лесных растениях;

в) о жизни животных и растениях в лесу летом.

• О каких птицах говорится в тексте? Выпиши их названия. 1

___________________________________________________

• Запиши пропущенные слова, чтобы предложения имели смысл. 0/3

а) Зелёной листвой одеты .

б) В кустах над ручьями заливаются .

в) В лесу под деревьями рыщут .

• Заполни таблицу по образцу.

ЗВЕРЬ ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?

Медведь бродит

Лось __________

Белочка ____________

Рысь ________________

• Синонимы (близкие по смыслу слова) слова ЧАЩОБА— глушь, глухомань, дебри. Отметь картинку, на которой изображена чащоба. 1

Picture backgroundPicture backgroundPicture background

  1. Посчитай, сколько баллов ты набрал, соедини с оценкой:

БАЛЛЫ ОЦЕНКА

9–11 «5»

6–8 «4»

4–5 «3

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ 5 КЛАСС

I. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ

1. Прочитай текст.

НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ

Тащил на себе старый Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенёк.

- Тяжёлое бревно-то?- спросил молодой Кабан, что неподалёку грелся на солнцепёке.

- Ух и тяжёлое!- ​ответил Медведь.

- И далеко ещё¸ тащить?

- До самого леса.

- В такую жару! Поди, умаялся?

- И не спрашивай!

-Такое-то бревно вдвоём бы тащить!

-Ясно дело - ​вдвоём бы сподручнее было!

- Ну, я пошёл!- ​сказал Кабан, поднимаясь. Желаю удачи! Да смотри, не надорвись!

- Спасибо, - вздохнул Медведь.

- Не за что !- ответил Кабан

Сергей Михалков

2. Отметь, где ты закончил читать, до выделенного слова или после.

сподручнее

II. ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ

  1. Выполни задания.

• Запиши участников разговора. 0/2

___________________________________________________________

• Проведи стрелки от имён прилагательных, которые характеризуют героев сказки, к персонажам: 0/4

Picture background трудолюбивый Picture background

ленивый

добрый

отзывчивый

доброжелательный

заносчивый

• Напиши, как ты относишься к поступку Кабана. 0/2

___________________________________________________________

• Как ты думаешь, как должен был поступить Кабан? 0/2

____________________________________________________________

  1. Посчитай, сколько баллов ты набрал, соедини с оценкой:

БАЛЛЫ ОЦЕНКА

9–10 «5»

7–8 «4»

5–6 «3

ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ 5 КЛАСС

I. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ

1. Прочитай текст.

ПОЧЕМУ КУРИЦА НЕСЁТ ЯЙЦА

Африканская сказка

Лесная птица спросила у курицы:

- Почему ты не летаешь? Ведь у тебя есть крылья, как у всякой птицы!

Курица обиделась, что какая- ​то птица вмешивается в дела, и сказала:

- Уходи! Нечего тебе здесь делать!

А птица продолжала:

- Скоро хозяин тебя зарежет. Лучше спрячься в лесу!

Курица не обратила внимания на эти слова, но вскоре узнала, что хозяин и вправду собирается её¸ зарезать.

И тогда птица ей посоветовала:

- Ты должна каждый день нести яйца, хозяин будет есть их и оставит тебя в живых.

Курица так и сделала. Это спасло её¸ от смерти, и она была очень благодарна лесной птице за добрый совет.

2. Отметь, где ты закончил читать, до выделенного слова или после.

вскоре

II. ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ

  1. Выполни задания.

• Кто является главным героем сказки? Отметь нужную картинку. 1

Picture background Picture background Picture background

• Какой вопрос задала лесная птица курице? Выпиши из сказки. 1

________________________________________________________________________________________

• Какая беда нависла над курицей? Объясни. 1

• Какой добрый совет дала лесная птица курице? Соответствующую картинку отметь. 1

Picture background Picture background Picture background

• Почему хозяин оставил курицу в живых? Какая пословица подойдет лучше всего к твоим рассуждениям? Отметь её. 1

а) Мал золотник, да дорог;

б) От добра добра не ищут;

в) Век живи— век учись.

2. Посчитай, сколько баллов ты набрал, соедини с оценкой:

БАЛЛЫ ОЦЕНКА

5 «5»

4 «4»

1 «3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция навыка чтения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В материале представлены формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), корригирующие навык чтения....

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...

Учет психофизических особенностей при организации работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Речевая практика»

Данная статья описывает основные особенности обучающихся с интеллектуиальными нарушениями, учет психифизических возможнсотей при  организации работы по учебному предмету "Речевая практика&qu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Литературное чтение» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе требовани...

Календарно-тематическое планирование по речевой практике для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Приведены материалы календарно-тематического планирования по речевой практике для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Мониторинг уровня сформированности трудовых навыков на уроках «Ручного труда» у обучающихся 2-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.

Система мониторинга качества освоения трудовых навыков на уроках «Ручного труда» у обучающихся 2-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 включает в себ...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Речевая практика" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Представлена пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Речевая практика" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....