Урок литературного чтения, 4 класс. Тема: Л.Н. Толстой повесть «Детство». Глава 15.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Приставко Мария Владимировна

Конспект по уроку литературного чтения, 4 класс. Тема: Л.Н. Толстой повесть «Детство». Глава 15.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 4

Тема: Л.Н. Толстой повесть «Детство». Глава 15

Тип урока: ОНЗ

Цели:

Содержательная: знакомство с творчеством Л.Н. Толстого повесть «Детство» 15-я глава.

Деятельностная: формирование умения определять главную мысль 15-й главы повести Л.Н. Толстого «Детство»

Задачи:

Дидактические:    

  1. Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения.
  2. Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания).
  3. Различать и называть отдельные жанры фольклора (пословицы).
  4. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста.
  5. Осознанно применять изученные понятия (автор, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, образ).
  6. Участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста, подтверждать свой ответ примерами из текста.

Воспитательные:      

  1. Освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.
  2. Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.

Развивающие:

  1. Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
  2. Формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.
  3. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
  4. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
  5. Корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
  6. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  7. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
  8. Устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Читает вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использует разные виды чтения.
  2. Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания).
  3. Различает и называет отдельные жанры фольклора (пословицы).
  4. Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определяет тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявляет связь событий, эпизодов текста.
  5. Осознанно применяет изученные понятия (автор, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, образ).
  6. Участвует в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строит монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулирует простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста, подтверждает свой ответ примерами из текста.

Личностные:

  1. Осваивает опыт человеческих взаимоотношений, проявляет сопереживание, уважение, любовь, доброжелательность и другие моральные качества к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.
  2. Приобретает эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
  2. Формулирует с помощью учителя цель, планирует изменения объекта, ситуации.
  3. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).

Коммуникативные:

  1. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога и дискуссии.
  2. Корректно и аргументированно высказывает своё мнение.
  3. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:   

  1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
  2. Устанавливает причины успеха (неудач) учебной деятельности.

Оборудование: учебник, иллюстрации учебника, слайды презентации, видеоролик.

Образовательные ресурсы: Учебник по литературному чтению 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.- М.: Просвещение, 2017г-с. 72-77 : ил- (Школа России).

 

План урока

1. Этап мотивации.

  1. Приветствие.
  2. Этический заряд.
  3. Работа с пословицей.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

2.1. Работа с портретом Л.Н. Толстого.

2.2. Рассказ об авторе.

2.3. Виртуальная экскурсия по родине Л.Н. Толстого.

2.4. Работа с разворотом.

2.5. Работа с авторским текстом.

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Антиципация по названию и иллюстрации.

3.2. Формулирование проблемы.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

4.3. Планирование деятельности

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Чтение с остановками.

5.2. Проверка первичного восприятия

6. Этап анализа произведения

6.1. Беседа по содержанию

6.2. Характеристика героя.

6.3. Работа с иллюстрацией

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Обобщающая беседа.

7.2. Работа с пословицей.

8. Этап рефлексии учебной деятельности

8.1. Подведение итогов урока

8.2. Рефлексия учебной деятельности

8.3. Комментирование домашнего задания

                                                                                                             Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД

1.1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Владимировна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности.

(Необязательно)

- Ребята, проверьте, чтобы на ваших партах лежало всё необходимое для урока литературного чтения.

1.3. Работа с пословицей.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что это? (пословица)

«Материнская ласка конца не знает»

- Что такое пословица? (высказывание, в котором заключена народная мудрость)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Пояснение: материнская ласка никогда не закончится, в отличие от ласки и хорошего отношения других людей. Мать любит ребёнка больше всего, всегда, с самого момента, как узнаёт, что беременна. У матери нет периодов, сроков, когда ребёнка она ещё любит, а когда уже пора не любить)

- Как вы думаете, почему я начала урок с этой пословицы?

- Хорошо. Проверим Ваши предположения.

- Сегодня на уроке я желаю вам быть ответственными, активными, старательными, грамотными и, конечно же, выразительными.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Объясняют смысл пословицы.

Ф

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Работа с портретом Л.Н. Толстого

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд.

- Кто изображён на портрете? (Л.Н. Толстой)

- Какие произведения Л.Н. Толстого вы помните? («Филипок», «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Котёнок», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Куда девается вода из моря?»).

- Что вы помните об этом писатели? (У него было 13 детей. Он увлекался музыкой и сочинил собственный вальс. Владел 3 языками: немецкий, французский, английский)

2.2. Рассказ об авторе.

- Молодцы, вы многое знаете, но всё же я хочу вам рассказать вкратце о Льве Толстом.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — великий русский писатель. Он прожил долгую жизнь длиною в 82 года и написал много рассказов, сказок, басен, былин, повестей и романов.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в дворянской семье. В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет. В 1847 году принял решение уйти из университета и отправился в Ясную Поляну, чтобы заниматься наукой и самосовершенствоваться.

В 1859 году граф Толстой создаёт в своём имении школу для крестьянских детей и сам в ней преподаёт. Специально для своих учеников Лев Николаевич создаёт азбуку, пишет поучительные басни.

Важными особенностями детской литературы писатель считал простоту сюжета и лаконичность языка. Также Толстой был убеждён, что эмоции помогают ребёнку понять произведение в полной мере.

Лев Николаевич создал множество художественных произведений, благодаря которым о нём узнал весь мир. В своих произведениях автор призывал каждого человека стараться быть лучше.

2.3. Виртуальная экскурсия по родине Л.Н. Толстого

- Ребята, кто знает за какое время можно добраться до родины Льва Николаевича? (5-6 часов, по прямой – 299 км, на автомобиле – 392 км)

- Да, это занимает много времени, но сейчас век технологий, поэтому мы можем побывать в Ясной Поляне, не выходя из класса.

- Как вы думаете, что же нам в этом поможет? (виртуальная экскурсия).

https://yandex.ru/video/preview/17519187860054248086 

- Да, вы правы.

- Я предлагаю посмотреть вам видеоролик и после его просмотра ответить на несколько вопросов.

- Что интересного вы подчеркнули для себя из этого видео?

- Какие произведения принесли Толстому известность?

- Что поражало многих путешественников, посещавших дом Толстого? (его скромная обстановка)

- Какие вопросы вы можете задать своему соседу по содержанию видеоролика? (ответы детей)

2.4. Работа с разворотом.

- Ребята, вот мы и познакомились с одним из величайших русских писателей.

- Предлагаю вам открыть свои учебники на 72-73 странице (разворот).

- Рассмотрите, пожалуйста, внимательно разворот и назовите, что на нём изображено? (портрет Л.Н. Толстого, какие-то его записи, Л.Н. Толстой в военной форме, карта со схемой школ для крестьянских детей, его дом в Ясной Поляне, рабочий кабинет, страницу с нотами, Л.Н. Толстой на лошади)

- Посмотрите, пожалуйста, какой интересный и каллиграфический почерк. Обратите внимание на то, что бумага не разлинована, но все буквы, как на подбор!

- Как вы думаете, почему на развороте представлен нотный лист с отрывком какого-то музыкального произведения?  (Вальс фа мажор. Лев Николаевич любил не только слушать музыку, он прекрасно играл на фортепиано, хорошо читал ноты «с листа». За роялем он буквально забывал о времени. «Проснулся рано, пошел во флигель и целый день опять не видел, как провел за фортепиано», — писал граф).

-  Конечно же, вы правы, перед нами представлены некоторые изображения его имения в Ясной Поляне.

- Л.Н. Толстой занимался самоорганизацией, что в понимании Л. Н. Толстого заключалась в стремлении к самосовершенствованию и работе над собой. Для этого писатель вёл дневники, в которых фиксировал свои пороки, слабости и недостатки

- Взгляните, пожалуйста, на Льва Толстого в военной форме. Что вы, возможно, ещё можете сказать о нём? (Лев Николаевич Толстой был артиллеристом, фронтовиком, участником боевых действий в горячих точках на Кавказе и в Крыму. Показал себя как храбрый и добросовестный офицер. При этом в армию он пошел добровольно, следуя за старшим братом. Свой военный и боевой опыт он часто использовал в своем дальнейшем творчестве).

- Что за карта представлена перед нами? (Сеть школ для крестьянских детей. В 1859 году граф Толстой создаёт в своём имении школу для крестьянских детей и сам в ней преподаёт).

- Как вы думаете, что это за женщина с ребёнком? (возможно, мама и сын)

- Какие эмоции и действия героев изображения вы можете назвать? (Мама и сын сильно обнимают друг друга, словно перед какой-то долго разлукой. На лице у матери застыла эмоция …, видно, что она очень сильно любит своё дитя).

- Да, вы правы. Материнская любовь — это высшая форма любви, которая является неотъемлемой частью жизни каждого человека.

- Тема любви ребёнка к матери (матери к ребёнку) отражена во многих произведениях Л.Н. Толстого.

2.5. Работа с авторским текстом

- Ребята, мы с вами многое повторили и узнали об авторе.

- Теперь я предлагаю вам самостоятельно прочитать авторский текст на 74-й странице, а после этого я задам вам вопросы. (Написан Сергеем Сергеевичем Толстым - сын Сергея Львовича Толстого, внук Льва Николаевича Толстого).

- Справились – руку на локоток.

- Ребята, кто автор этого текста? (один из внуков Л.Н. Толстого)

- Сколько лет было Сергею Сергеевичу, когда он увидел Л.Н. Толстого в первый раз? (5 лет)

 - Что же удивила внука? (Он удивился, что Лев Толстой не сразу пошёл в кабинет к Константину Рачинскому, а остался внизу, чтобы побеседовать с обычной кухаркой).

- Какой вывод вы можете сделать о Л.Н. Толстой из этого текста? (Л.Н. Толстой хотел показать, что ко всем людям надо относиться одинаково, что не должно быть классового различия, что всякий труд одинаково достоин уважения) В то время было разделение на бедных и богатых.

Можно усложнить: составьте товарищу вопросы по этому тексту.

(У Евгении Викторовны спросить)

Вспоминают то, какие произведения Л.Н. Толстого изучали.

Слушают рассказ учителя.

Работают по развороту учебника.

Читают авторский текст и отвечают на вопросы учителя по содержанию.

Ф

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

3.1. Антиципация по названию и иллюстрации.

- Ребята, как называется произведение на 75-й странице? (Детство)

- Переверните страницу учебника и предположите, кто изображён на иллюстрации? (мама и сын)

- Предположите о чём будет произведение. (Ответы детей).

3.2. Формулирование проблемы

- Можем ли мы сказать что-то о герое? (нет)

- О событиях? (нет)

- О том, какой урок нам подготовил автор? (нет)

- А что мы можем сделать для того, чтобы узнать ответы на эти вопросы? (прочитать произведение)

Предполагают по названию и иллюстрации то, о чём будет произведение.

Формулируют проблему урока.

Ф

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулировка темы урока.

- Предположите тему урока. (Л.Н. Толстой повесть «Детство». Глава 15).

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися.

-  Какую цель вы поставите перед собой? (знакомство с содержанием 15-й главы произведения Л.Н. Толстого «Детство» и формирование умения определять главную идею главы произведения).

4.3. Планирование деятельности.

- Ребята, а что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? (Читать произведение, определять главную идею, читать выразительно, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы).

- Таким образом мы с вами спланировали свою деятельность.

Формулируют тему, цель урока.

Планируют свою деятельность.

Ф

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Чтение с остановками.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочитать это произведение по цепочке (с остановками).

1 остановка: после первого предложения.

- С какой целью автор повторил дважды слово «счастливая», как вы думаете?

2 остановка: после «И как не слушать?»

- Какой вопрос у вас возникает? Почему он не может пошевелиться.

- Что он может слушать? (сказки бабушки/мама на инструменте играет).

- Ребята, вы обратили внимание на слово, которое написано на французский манер?

- Назовите его.  (маман)

- Ребята, как вы думаете, почему автор использовал именно французское слово? (Французские слова употребляются для воссоздания колорита эпохи и среды. В то время французский язык был распространён среди русского дворянства и считался более аристократичным, чем русский)

- Давайте проверим ваши предположения, о том, что может слушать мальчик.

4 остановка.  После. «… говорят моему сердцу» …

- Да, ребята, вы правильно предположили, что наш герой с удовольствием слушает мамин голос. Для него он, словно музыка.

Ударения: шевелЯтся, щекотЯт, пуховОй

5.2. Проверка первичного восприятия

- Какие чувства вы испытали, читая и слушая это произведение?

- Какое настроение передаёт автор? (счастье, покой, умиротворение).

Читают произведение с остановками.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

6. Этап анализа произведения

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Беседа по содержанию

- Как зовут главного героя? (Николенька)

- Почему Николенька не может заснуть/не сразу идёт спать? (он хочет услышать голос мамы)

- Сладкие грёзы наполняют воображение Николеньки. Ребята, что такое сладкие грёзы? (грёзы – мечты)
- А почему они сладкие (
он счастлив от того, что рядом мама)

- Какими словами обращается Николенька к маме. Найдите в тексте. (Маман. Ах, милая, милая мамаша. Голубчик мой, душенька моя).

- А как обращается мама к своему сыну. Найдите в тексте. (Мой ангел, душечка, Николенька)

- Ребята, с какими игрушками засыпает Николенька? (Фарфоровые зайчик и собачка)
- А с какими игрушками засыпаете вы? (
Отсветы детей)

- Как вы думаете, почему вы засыпаете с игрушками? (Хочется тепла и ласки)

- О чём молится Николенька перед иконами. Прочитайте эти слова в тексте. (2 места)

6.2. Характеристика героя.

- Что вы думаете о характере Николеньки? (какой он: добрый, любящий маму, умеющий ценить, открытый, честный, справедливый, любознательный) (Николенька очень любящий, нежный мальчик, думающий и глубоко чувствующий. Он бесконечно любит свою маму, беспокоится о ней, плачет от одной мысли когда-либо ее потерять, он не представляет своей жизни без ее ласк, заботы, милого и горячо любимого ее лица, нежных рук).

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд.

«Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик» (Л.Н. Толстой).

-  Можем ли мы сказать, что эта фраза относится к Николеньке? Почему?

 (Да, потому что в этой главе мальчик представлен добрым и тихим мальчиком, любящим свою маму)

Найдите подтверждение в тексте (нужно?)

6.3. Работа с иллюстрацией

- Ребята, художник тоже прочитал произведение и таким представил Николеньку с мамой.

- Что вы можете сказать об иллюстрации?

- Посмотрите, пожалуйста, какие тёплые тона выбрал автор для создания картины.

- Назовите их. (Бордовый, зелёный…)

- Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Счастье, умиротворение, спокойствие)

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с текстом произведения.

Дают характеристику герою.

Работают по иллюстрации.

Ф

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Обобщающая беседа.

- Ребята, можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясните. (Мы можем с полным основанием сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями, потому что очень искренне описывает свои чувства и мысли, а также те переживания, которые испытывает, ничего не утаивая от читателя. Подобные чувства и мысли многие испытывали в своем детстве, а потому они так трогают и кажутся невероятно достоверными).

- Чему учит нас автор (быть добрым, отзывчивым, ласковым).

- Говорите своим близким о том, что вы их любите. Говорите сейчас, при жизни, говорите искренне. Ведь может настать момент, когда это будет некому сказать.

7.2. Работа с пословицей.

- Ребята, кто помнит, с какой пословицы мы начали урок?

Материнская ласка конца не знает.

- Прочитайте её ещё раз (на слайде).

- Подходит ли эта пословица к произведению? Почему?

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения по поводу пословицы.

Ф

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Подведение итогов.

- Урок подходит к концу, поэтому предлагаю вам вспомнить о чём мы говорили на уроке.

- Какова была тема урока?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Чему вас научила эта повесть (глава)?

8.2. Рефлексия.

- Ребята, за что бы вы могли похвалить себя на уроке? Поднимите руку.

8.3. Комментирование домашнего задания.

- Ребята, домашнее задание:

- С вами было приятно работать, спасибо за урок. До свидания!

Называют тему, цель урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Проводят рефлексию своей учебной деятельности.

Записывают домашнее задание.

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Прыжок"

Разработка урока литературного чтения, проведенного в 3-ем классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок соответствует требованиям ФГОС НОО....

Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка" 3 класс.

Урок построен в соответствии требованиям ФГОС. Выдержаны все этапы урока, используются интерактивные формы работы, групповая разноуровневая работа....

урок литературного чтения по теме :"Л.Н.Толстой " Прыжок ".3 класс по программе "21 век "ФГОС

Представлена разработка урока литературного чтения в 3-м классе по произведению Л.Н. Толстого «Прыжок» по программе "21 век". Продолжитьзнакомство с биографией Л, Н,Толстого. Приёмы: чтение с остановк...

Урок литературного чтения по теме "Л.Н.Толстой "Лев и собачка" (3 класс)

Тема урока:  Л.Н.Толстой «Лев и собачка».Цели урока:    Создать условия для:ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»совершенствова...

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...

Урок литературного чтения по теме : Л. Н. Толстой "Прыжок" 3 класс

Урок литературного чтения по теме : Л. Н. Толстой "Прыжок" 3 класс...

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс...