Урок литературного чтения, 4 класс. Тема: Л.Н. Толстой повесть «Детство». Глава 15.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект по уроку литературного чтения, 4 класс. Тема: Л.Н. Толстой повесть «Детство». Глава 15.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_uroku_literaturnogo_chteniya._tema_l.n._tolstoy_povest_detstvo._glava_15.docx | 1012.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 4
Тема: Л.Н. Толстой повесть «Детство». Глава 15
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: знакомство с творчеством Л.Н. Толстого повесть «Детство» 15-я глава.
Деятельностная: формирование умения определять главную мысль 15-й главы повести Л.Н. Толстого «Детство»
Задачи:
Дидактические:
- Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения.
- Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания).
- Различать и называть отдельные жанры фольклора (пословицы).
- Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста.
- Осознанно применять изученные понятия (автор, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, образ).
- Участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста, подтверждать свой ответ примерами из текста.
Воспитательные:
- Освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.
- Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.
Развивающие:
- Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
- Формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.
- Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
- Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
- Корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Читает вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использует разные виды чтения.
- Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания).
- Различает и называет отдельные жанры фольклора (пословицы).
- Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определяет тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявляет связь событий, эпизодов текста.
- Осознанно применяет изученные понятия (автор, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, образ).
- Участвует в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строит монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулирует простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста, подтверждает свой ответ примерами из текста.
Личностные:
- Осваивает опыт человеческих взаимоотношений, проявляет сопереживание, уважение, любовь, доброжелательность и другие моральные качества к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.
- Приобретает эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.
Метапредметные:
Познавательные:
- Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
- Формулирует с помощью учителя цель, планирует изменения объекта, ситуации.
- Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
Коммуникативные:
- Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога и дискуссии.
- Корректно и аргументированно высказывает своё мнение.
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Устанавливает причины успеха (неудач) учебной деятельности.
Оборудование: учебник, иллюстрации учебника, слайды презентации, видеоролик.
Образовательные ресурсы: Учебник по литературному чтению 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.- М.: Просвещение, 2017г-с. 72-77 : ил- (Школа России).
План урока
1. Этап мотивации.
- Приветствие.
- Этический заряд.
- Работа с пословицей.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
2.1. Работа с портретом Л.Н. Толстого.
2.2. Рассказ об авторе.
2.3. Виртуальная экскурсия по родине Л.Н. Толстого.
2.4. Работа с разворотом.
2.5. Работа с авторским текстом.
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1. Антиципация по названию и иллюстрации.
3.2. Формулирование проблемы.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы
4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися
4.3. Планирование деятельности
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Чтение с остановками.
5.2. Проверка первичного восприятия
6. Этап анализа произведения
6.1. Беседа по содержанию
6.2. Характеристика героя.
6.3. Работа с иллюстрацией
7. Этап обобщения и интерпретации
7.1. Обобщающая беседа.
7.2. Работа с пословицей.
8. Этап рефлексии учебной деятельности
8.1. Подведение итогов урока
8.2. Рефлексия учебной деятельности
8.3. Комментирование домашнего задания
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД | 1.1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Владимировна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности. (Необязательно) - Ребята, проверьте, чтобы на ваших партах лежало всё необходимое для урока литературного чтения. 1.3. Работа с пословицей. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что это? (пословица) «Материнская ласка конца не знает» - Что такое пословица? (высказывание, в котором заключена народная мудрость) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Пояснение: материнская ласка никогда не закончится, в отличие от ласки и хорошего отношения других людей. Мать любит ребёнка больше всего, всегда, с самого момента, как узнаёт, что беременна. У матери нет периодов, сроков, когда ребёнка она ещё любит, а когда уже пора не любить) - Как вы думаете, почему я начала урок с этой пословицы? - Хорошо. Проверим Ваши предположения. - Сегодня на уроке я желаю вам быть ответственными, активными, старательными, грамотными и, конечно же, выразительными. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Объясняют смысл пословицы. | Ф | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Работа с портретом Л.Н. Толстого - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. - Кто изображён на портрете? (Л.Н. Толстой) - Какие произведения Л.Н. Толстого вы помните? («Филипок», «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Котёнок», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Куда девается вода из моря?»). - Что вы помните об этом писатели? (У него было 13 детей. Он увлекался музыкой и сочинил собственный вальс. Владел 3 языками: немецкий, французский, английский) 2.2. Рассказ об авторе. - Молодцы, вы многое знаете, но всё же я хочу вам рассказать вкратце о Льве Толстом. Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — великий русский писатель. Он прожил долгую жизнь длиною в 82 года и написал много рассказов, сказок, басен, былин, повестей и романов. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в дворянской семье. В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет. В 1847 году принял решение уйти из университета и отправился в Ясную Поляну, чтобы заниматься наукой и самосовершенствоваться. В 1859 году граф Толстой создаёт в своём имении школу для крестьянских детей и сам в ней преподаёт. Специально для своих учеников Лев Николаевич создаёт азбуку, пишет поучительные басни. Важными особенностями детской литературы писатель считал простоту сюжета и лаконичность языка. Также Толстой был убеждён, что эмоции помогают ребёнку понять произведение в полной мере. Лев Николаевич создал множество художественных произведений, благодаря которым о нём узнал весь мир. В своих произведениях автор призывал каждого человека стараться быть лучше. 2.3. Виртуальная экскурсия по родине Л.Н. Толстого - Ребята, кто знает за какое время можно добраться до родины Льва Николаевича? (5-6 часов, по прямой – 299 км, на автомобиле – 392 км) - Да, это занимает много времени, но сейчас век технологий, поэтому мы можем побывать в Ясной Поляне, не выходя из класса. - Как вы думаете, что же нам в этом поможет? (виртуальная экскурсия). https://yandex.ru/video/preview/17519187860054248086 - Да, вы правы. - Я предлагаю посмотреть вам видеоролик и после его просмотра ответить на несколько вопросов. - Что интересного вы подчеркнули для себя из этого видео? - Какие произведения принесли Толстому известность? - Что поражало многих путешественников, посещавших дом Толстого? (его скромная обстановка) - Какие вопросы вы можете задать своему соседу по содержанию видеоролика? (ответы детей) 2.4. Работа с разворотом. - Ребята, вот мы и познакомились с одним из величайших русских писателей. - Предлагаю вам открыть свои учебники на 72-73 странице (разворот). - Рассмотрите, пожалуйста, внимательно разворот и назовите, что на нём изображено? (портрет Л.Н. Толстого, какие-то его записи, Л.Н. Толстой в военной форме, карта со схемой школ для крестьянских детей, его дом в Ясной Поляне, рабочий кабинет, страницу с нотами, Л.Н. Толстой на лошади) - Посмотрите, пожалуйста, какой интересный и каллиграфический почерк. Обратите внимание на то, что бумага не разлинована, но все буквы, как на подбор! - Как вы думаете, почему на развороте представлен нотный лист с отрывком какого-то музыкального произведения? (Вальс фа мажор. Лев Николаевич любил не только слушать музыку, он прекрасно играл на фортепиано, хорошо читал ноты «с листа». За роялем он буквально забывал о времени. «Проснулся рано, пошел во флигель и целый день опять не видел, как провел за фортепиано», — писал граф). - Конечно же, вы правы, перед нами представлены некоторые изображения его имения в Ясной Поляне. - Л.Н. Толстой занимался самоорганизацией, что в понимании Л. Н. Толстого заключалась в стремлении к самосовершенствованию и работе над собой. Для этого писатель вёл дневники, в которых фиксировал свои пороки, слабости и недостатки - Взгляните, пожалуйста, на Льва Толстого в военной форме. Что вы, возможно, ещё можете сказать о нём? (Лев Николаевич Толстой был артиллеристом, фронтовиком, участником боевых действий в горячих точках на Кавказе и в Крыму. Показал себя как храбрый и добросовестный офицер. При этом в армию он пошел добровольно, следуя за старшим братом. Свой военный и боевой опыт он часто использовал в своем дальнейшем творчестве). - Что за карта представлена перед нами? (Сеть школ для крестьянских детей. В 1859 году граф Толстой создаёт в своём имении школу для крестьянских детей и сам в ней преподаёт). - Как вы думаете, что это за женщина с ребёнком? (возможно, мама и сын) - Какие эмоции и действия героев изображения вы можете назвать? (Мама и сын сильно обнимают друг друга, словно перед какой-то долго разлукой. На лице у матери застыла эмоция …, видно, что она очень сильно любит своё дитя). - Да, вы правы. Материнская любовь — это высшая форма любви, которая является неотъемлемой частью жизни каждого человека. - Тема любви ребёнка к матери (матери к ребёнку) отражена во многих произведениях Л.Н. Толстого. 2.5. Работа с авторским текстом - Ребята, мы с вами многое повторили и узнали об авторе. - Теперь я предлагаю вам самостоятельно прочитать авторский текст на 74-й странице, а после этого я задам вам вопросы. (Написан Сергеем Сергеевичем Толстым - сын Сергея Львовича Толстого, внук Льва Николаевича Толстого). - Справились – руку на локоток. - Ребята, кто автор этого текста? (один из внуков Л.Н. Толстого) - Сколько лет было Сергею Сергеевичу, когда он увидел Л.Н. Толстого в первый раз? (5 лет) - Что же удивила внука? (Он удивился, что Лев Толстой не сразу пошёл в кабинет к Константину Рачинскому, а остался внизу, чтобы побеседовать с обычной кухаркой). - Какой вывод вы можете сделать о Л.Н. Толстой из этого текста? (Л.Н. Толстой хотел показать, что ко всем людям надо относиться одинаково, что не должно быть классового различия, что всякий труд одинаково достоин уважения) В то время было разделение на бедных и богатых. Можно усложнить: составьте товарищу вопросы по этому тексту. (У Евгении Викторовны спросить) | Вспоминают то, какие произведения Л.Н. Толстого изучали. Слушают рассказ учителя. Работают по развороту учебника. Читают авторский текст и отвечают на вопросы учителя по содержанию. | Ф | |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | 3.1. Антиципация по названию и иллюстрации. - Ребята, как называется произведение на 75-й странице? (Детство) - Переверните страницу учебника и предположите, кто изображён на иллюстрации? (мама и сын) - Предположите о чём будет произведение. (Ответы детей). 3.2. Формулирование проблемы - Можем ли мы сказать что-то о герое? (нет) - О событиях? (нет) - О том, какой урок нам подготовил автор? (нет) - А что мы можем сделать для того, чтобы узнать ответы на эти вопросы? (прочитать произведение) | Предполагают по названию и иллюстрации то, о чём будет произведение. Формулируют проблему урока. | Ф | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулировка темы урока. - Предположите тему урока. (Л.Н. Толстой повесть «Детство». Глава 15). 4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися. - Какую цель вы поставите перед собой? (знакомство с содержанием 15-й главы произведения Л.Н. Толстого «Детство» и формирование умения определять главную идею главы произведения). 4.3. Планирование деятельности. - Ребята, а что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? (Читать произведение, определять главную идею, читать выразительно, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы). - Таким образом мы с вами спланировали свою деятельность. | Формулируют тему, цель урока. Планируют свою деятельность. | Ф | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Чтение с остановками. - Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочитать это произведение по цепочке (с остановками). 1 остановка: после первого предложения. - С какой целью автор повторил дважды слово «счастливая», как вы думаете? 2 остановка: после «И как не слушать?» - Какой вопрос у вас возникает? Почему он не может пошевелиться. - Что он может слушать? (сказки бабушки/мама на инструменте играет). - Ребята, вы обратили внимание на слово, которое написано на французский манер? - Назовите его. (маман) - Ребята, как вы думаете, почему автор использовал именно французское слово? (Французские слова употребляются для воссоздания колорита эпохи и среды. В то время французский язык был распространён среди русского дворянства и считался более аристократичным, чем русский) - Давайте проверим ваши предположения, о том, что может слушать мальчик. 4 остановка. После. «… говорят моему сердцу» … - Да, ребята, вы правильно предположили, что наш герой с удовольствием слушает мамин голос. Для него он, словно музыка. Ударения: шевелЯтся, щекотЯт, пуховОй 5.2. Проверка первичного восприятия - Какие чувства вы испытали, читая и слушая это произведение? - Какое настроение передаёт автор? (счастье, покой, умиротворение). | Читают произведение с остановками. Отвечают на вопросы учителя. | Ф | |
6. Этап анализа произведения Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Беседа по содержанию - Как зовут главного героя? (Николенька) - Почему Николенька не может заснуть/не сразу идёт спать? (он хочет услышать голос мамы) - Сладкие грёзы наполняют воображение Николеньки. Ребята, что такое сладкие грёзы? (грёзы – мечты) - Какими словами обращается Николенька к маме. Найдите в тексте. (Маман. Ах, милая, милая мамаша. Голубчик мой, душенька моя). - А как обращается мама к своему сыну. Найдите в тексте. (Мой ангел, душечка, Николенька) - Ребята, с какими игрушками засыпает Николенька? (Фарфоровые зайчик и собачка) - Как вы думаете, почему вы засыпаете с игрушками? (Хочется тепла и ласки) - О чём молится Николенька перед иконами. Прочитайте эти слова в тексте. (2 места) 6.2. Характеристика героя. - Что вы думаете о характере Николеньки? (какой он: добрый, любящий маму, умеющий ценить, открытый, честный, справедливый, любознательный) (Николенька очень любящий, нежный мальчик, думающий и глубоко чувствующий. Он бесконечно любит свою маму, беспокоится о ней, плачет от одной мысли когда-либо ее потерять, он не представляет своей жизни без ее ласк, заботы, милого и горячо любимого ее лица, нежных рук). - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. «Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик» (Л.Н. Толстой). - Можем ли мы сказать, что эта фраза относится к Николеньке? Почему? (Да, потому что в этой главе мальчик представлен добрым и тихим мальчиком, любящим свою маму) Найдите подтверждение в тексте (нужно?) 6.3. Работа с иллюстрацией - Ребята, художник тоже прочитал произведение и таким представил Николеньку с мамой. - Что вы можете сказать об иллюстрации? - Посмотрите, пожалуйста, какие тёплые тона выбрал автор для создания картины. - Назовите их. (Бордовый, зелёный…) - Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Счастье, умиротворение, спокойствие) | Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом произведения. Дают характеристику герою. Работают по иллюстрации. | Ф | |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | 7.1. Обобщающая беседа. - Ребята, можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясните. (Мы можем с полным основанием сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями, потому что очень искренне описывает свои чувства и мысли, а также те переживания, которые испытывает, ничего не утаивая от читателя. Подобные чувства и мысли многие испытывали в своем детстве, а потому они так трогают и кажутся невероятно достоверными). - Чему учит нас автор (быть добрым, отзывчивым, ласковым). - Говорите своим близким о том, что вы их любите. Говорите сейчас, при жизни, говорите искренне. Ведь может настать момент, когда это будет некому сказать. 7.2. Работа с пословицей. - Ребята, кто помнит, с какой пословицы мы начали урок? Материнская ласка конца не знает. - Прочитайте её ещё раз (на слайде). - Подходит ли эта пословица к произведению? Почему? | Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения по поводу пословицы. | Ф | |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 8.1. Подведение итогов. - Урок подходит к концу, поэтому предлагаю вам вспомнить о чём мы говорили на уроке. - Какова была тема урока? - Какую цель мы ставили перед собой? - Чему вас научила эта повесть (глава)? 8.2. Рефлексия. - Ребята, за что бы вы могли похвалить себя на уроке? Поднимите руку. 8.3. Комментирование домашнего задания. - Ребята, домашнее задание: - С вами было приятно работать, спасибо за урок. До свидания! | Называют тему, цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Проводят рефлексию своей учебной деятельности. Записывают домашнее задание. | Ф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Прыжок"
Разработка урока литературного чтения, проведенного в 3-ем классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок соответствует требованиям ФГОС НОО....
Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка" 3 класс.
Урок построен в соответствии требованиям ФГОС. Выдержаны все этапы урока, используются интерактивные формы работы, групповая разноуровневая работа....
урок литературного чтения по теме :"Л.Н.Толстой " Прыжок ".3 класс по программе "21 век "ФГОС
Представлена разработка урока литературного чтения в 3-м классе по произведению Л.Н. Толстого «Прыжок» по программе "21 век". Продолжитьзнакомство с биографией Л, Н,Толстого. Приёмы: чтение с остановк...
Урок литературного чтения по теме "Л.Н.Толстой "Лев и собачка" (3 класс)
Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».Цели урока: Создать условия для:ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»совершенствова...
Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")
Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...
Урок литературного чтения по теме : Л. Н. Толстой "Прыжок" 3 класс
Урок литературного чтения по теме : Л. Н. Толстой "Прыжок" 3 класс...
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс...