Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
|
1. Мотивация к учебной деятельности | Проверяет готовность учащихся к уроку. Настраивает на положительный эмоциональный фон. - Здравствуйте, ребята.
Вот новый день и новый час Урок литературы новый Но старый друг в гостях у нас Мудрейший человек и мастер слова. | Слушают, включаются в учебную деятельность, отвечают на вопросы. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | 1. Проводит беседу. -О ком идет речь в стихотворении? Кто этот мастер слова? -Какие произведения Л. Толстого вы уже прочитали? -Сегодня нас ждет встреча с новыми героями его произведения. Называется оно «Прыжок» -Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе? - А что такое прыжок? -А легко ли сделать прыжок? -Сейчас мы узнаем, прочитав этот рассказ. 2. Составление плана действий. -Давайте сформулируем план наших действий. 1. Прочитать рассказ. 2. Обсудить поступки героев. 3. понять авторский замысел. 4. Учиться слушать одноклассников и уважать их мнение. - В рассказах Толстого мы встречаем устаревшие сова. Давайте объясним их значение. А так же слова, которые могут быть непонятны. 3. Словарная работа. аршин- пушечное ядро- мачта- палуба-
- Все слова объединены одной тематикой. Какой? (морской) - А знаете ли вы , на чем путешествовали по морю в то время? (На кораблях с парусами) - Скорость была низкая, поэтому путешествие было долгим. При плохой погоде люди находились в каютах, а при хорошей - выходили на палубу. - И вот какая история произошла, свидетелем которой стали многие путешествующие на корабле.
4. Демонстрируется фильм по рассказу «Прыжок» - Давайте проверим ваши предположения. (просмотр)
| Отвечают на вопросы, строят предположения.
Отвечают на вопросы, строят предположения, просматривают
Отвечают на вопросы, строят предположения, просматривают
| Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание и предположение в устной форме; извлекают необходимую информацию из просмотренного сюжета; логические – осуществляют поиск необходимой информации из просмотренного сюжета, из собственного жизненного опыта. |
| Осуществляет работу, направленную на анализ первичного восприятия. - Понравилось произведение? -Что особенно вам понравилось? -Что показалось смешным? -А было ли вам страшно? -Давайте прочтем это произведение вслух по цепочке. А потом проанализируем более детально.
| Отвечают на вопросы, строят предположения, формулируют тему урока, знакомятся с планом.
Читают по цепочке. | Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание и предположение в устной форме. |
3. Реализация построенного плана.
Работа над содержанием рассказа. | Проводит беседу. - Где происходит описанное событие? Кто находился на палубе? Перечислите. - А как попала на корабль обезьянка? - Почему автор в начале рассказа упоминает о хорошей погоде? ( У людей хорошее настроение, все вышли на палубу, ничто не предвещает беды) -Как мальчик оказался на корабле? -Что произошло с ним там, на палубе? Зачитайте. - Ребята, на палубе находится большое количество людей. Давайте проследим, какие действия предпринимают стоящие там люди.
Мальчик | обезьяна | народ матросы | Погрозил кулаком | Дразнит | Смеются
| крикнул | Корчит рожи | Скинул куртку | Начинает рвать зубами шляпу | Бросился догонять | подманивает |
- Как высоко забрался мальчик? - Опасно ли это было? - А почему он не остановился? ( Он раззадорился) -Что привело его к такому состоянию? (Обезьяна подманивала его и лезла всё выше, а матросы смеялись) - А давайте попробуем определить характер мальчика. Может быть, тогда нам станет ясно, почему все так произошло.
| Отвечают на вопросы, работают , анализируют, делают выводы, высказывают предположения, работают с учебником, строят ответ в соответствии с планом.
| Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста учебника; самостоятельно выделяют необходимые сведения; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания, осуществляют поиск необходимой информации (из текста учебника), анализируют действия героев, выделяют главное. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу. |
4.Работа по определению характера героев, мотивов их действий. | - Какой он? - Вспомните причину, по которой он оказался на верху мачты, на перекладине. - А ему так сильно нужна была шляпа? Это было так важно отнять её у обезьяны? -Так зачем же он оказался там, на самом верху? - Он думал о последствиях? - Что могло с ним произойти? (мог разбиться вдребезги)
- А кто виноват в случившемся? - Можно сказать, что виновата обезьянка? (Нет, это глупый зверёк. На её месте мог быть , например, маленький мальчик или девочка. И не стоит так реагировать) -Верно, автор вообще больше о ней не упоминает. Это второстепенный герой, который стал поводом к случившемуся. - А когда вам стало страшно за мальчика? ( когда он зашатался и чуть не упал) Что помогло ему остаться в живых? ( действия отца) -Как вы думаете, это было единственно верным решением? (да, некогда было что-то придумывать. Надо было действовать быстро) - А легко ли ему было направить ружьё на сына? (нет) - Почему же он это сделал? (Это спасло ему жизнь) -Каков же отец по характеру? - Какие чувства вызывает у вас поступок отца? - А почему он заплакал? ( Он пережил сильное потрясение) | Ответы детей.
Ответы детей. | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание и предположение в устной форме; извлекают необходимую информацию из сказанного другими ; Регулятивные: действуют с учетом ориентиров, выделенных учителем. |
5. Работа по выявлению авторского замысла. | - Ребята, а мы так и не ответили на вопрос , а кто виноват в случившемся? Если это не обезьяна, то кто тогда? ( Это и взрослые люди, которые его не остановили, а только смеялись, и он сам, потому что был уже не маленький, и мог бы оценить всю опасность сложившейся ситуации) - Так что же хотел нам сказать автор своим произведением? - Чему он нас учит? ( Нельзя рисковать своей жизнью из-за пустяков, мелочных обид, пустых насмешек) - Действительно, дороже человеческой жизни нет ничего на свете. И прежде, чем что-то сделать, необходимо десять раз подумать. - А ещё автор говорит нам о том, что нас очень любят наши родители. И им очень больно, если у нас случаются какие-то неприятности. |
| Познавательные: общеучебные – применяют полученную информацию из текста учебника и ответов других детей, самостоятельно выделяют необходимые логические сведения; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают результат своих действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; |
6. Включение в систему знаний и повторение
| - Ребята, проверим ваше умение ориентироваться в тексте. - Я показываю картинку, а вы зачитываете место , соответствующее ей, в рассказе. - А теперь составим картинный план. Коротко озаглавим каждый пункт плана.
План. - На палубе.
- Проказы обезьяны.
- Погоня.
- На перекладине.
- Решение отца.
- Прыжок.
| Выполняют задания по выборочному чтению. | Личностные: владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; познавательные: устанавливают причинно-следственные связи: Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует рефлексию учебной деятельности на уроке. -Давайте вернёмся в начало урока и вспомним, что мы должны были узнать и чему научиться? -Какие выводы вы сделали для себя? -Что унесёте сегодня с урока? -Наш урок подходит к концу. Давайте оценим свою работу на уроке. Если вы можете сказать «я – молодец! Хорошо поработал и узнал много нового» поднимите желтую карточку. «Я не очень хорошо работал, но я старался – зеленую, « Я не работал на уроке, мне было не интересно» - оранжевую. - Молодцы, урок окончен, спасибо всем за работу! | Отвечают на вопросы, определяют свое эмоциональное состояние на уроке, оценивают свою деятельность в ходе урока. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Регулятивные: оценивают и прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку учителя. |