Урок Литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Литературное чтение,  2 класс, Школа России

Тема: Лермонтов М.Ю. "Парус"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parus.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: М.Ю.Лермонтов « Парус»

         Задачи: 

Предметные: содействовать расширению представлений  учащихся правильно его анализировать; способствовать воспитанию,   внимательного отношения к художественному слову.

   Метапредметные: способствовать формированию УУД

   Регулятивных – формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации,  осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии

   Познавательных – учить осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы

   Коммуникативных – формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, выставка книг, рисунки М.Ю.Лермонтова, таблички со словами, репродукции картин с морским пейзажем, презентация.

1 Организационный

момент

- Ребята, я рада снова видеть ваши милые лица, любопытные глаза, добрую улыбку. И я думаю, что сегодня на уроке вы порадуете меня своими ответами

Начну наш урок с необычного вопроса:

- Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным?

- Действительно, человек, как личность всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. И как это плохо.

Сегодня мы совершим путешествие по небольшой части творчества одного из писателей, а точнее попытаемся разгадать тайну его удивительного стихотворения.

Внимательно прослушайте сообщения своих одноклассников. Сообщения:

1 ученик: Он родился в Москве 3 (15) октября 1814 года. У него рано умерла мать, и его взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Детство мальчика прошло в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской области, в имении бабушки. Несколько раз Елизавета Алексеевна возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Кавказ произвел на него неизгладимое впечатление.

2 ученик Михаил получил прекрасное домашнее образование - бабушка не жалела на это денег. Будущий поэт занимался живописью и музыкой, свободно владел немецким и французским языками.

3 ученик В 1827 году Елизавета Алексеевна с внуком переехали в Москву. Через год Михаил начал учиться в Московском университетском благородном пансионе. Во время учебы он начал писать стихи. В 1832 году он оставил Московский университет и переехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании службы юнкер был произведен в корнеты Гусарского полка.

4 ученик 15 июля 1841 года в Пятигорске (поэт находился там из-за болезни) состоялась дуэль между ним и его товарищем по юнкерской школе Н. С. Мартыновым. Поэт погиб. Он прожил очень короткую жизнь - только двадцать шесть лет, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу".

2

 Изучение нового

Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку по Финскому заливу, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.

-Как вы думаете, что увидел Лермонтов?    Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу.

 Учитель :у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.

-Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)  

 Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.

Какое море в тихую погоду, в бурю?

Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты .   

В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода, когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества М.Ю.Лермонтова, а точнее попытаемся разгадать тайну удивительного стихотворения

Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».

3.

Чтение стихотворения

 «Парус »

Цель: познакомить со стихотворением «Парус», обеспечить восприятие, осмысление.

Время: 10 мин.

Прослушайте стихотворение «Парус» в исполнении актера, заслуженного артиста СССР Михаила Ивановича Царева.

Поделитесь своими мыслями о прослушаном.

Герой-рассказчик наблюдает за парусником и размышляет о его судьбе. Понять эти размышления непросто. Но давайте попробуем!

- Легко или трудно понять о чём размышляет рассказчик? 

Проверка первичного восприятия

 -Понравилось ли вам это произведение?

 -Что вы чувствовали, когда слушали его?

 -Когда вы переживали?

- Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)

- Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…»)

- Что такое буря?

- Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия)

- Что символизирует море? (жизнь, судьбу)

Учитель: Давайте обратимся к образу моря. Каким рисуется оно в стихотворении?

- Найдите по тексту.

Учитель: Правильно. Образ моря на протяжении стихотворения меняется.  А теперь посмотрим на образ паруса. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте.
Ученик :  «Одинокий и мятежный»

Учитель : Правильно.  Известно, что в начале Лермонтов называл парус «Отдаленный», и только потом поменял это слово на слово «одинокой». Как вы думаете почему Лермонтов поменял эпитет?

 Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать не только предмет , но и  состояние души человека.

Учитель : Так только ли о парусе идет речь в данном стихотворении?

Ученик: Нет. Автор  с помощью образа паруса передает нам и свои чувства.

Учитель : А как вы считаете , какое значение имеет слово «мятежный»?

Ученик: непослушный, и.т.д.

Учитель : Слово «мятежный»  обозначает « тревожный, неспокойный , бурный» (высок).

Ученик: Да. Так как парус действительно и тревожный, и неспокойный. Не зря автор говорит после данного эпитета, что парус   просит бури. 

Учитель: Попробуйте теперь сами прочитать данное стихотворение выразительно. 

Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.

Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми.

Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.

Работа в  группах

Строфа

Что видим

Как читаем

1 строфа

море, небо, паруса, затишье

спокойно, повествователь

но

  • настроение строфы - одиночество, затерянность в морском просторе.)

2 строфа

парус, шторм, волны, ветер, мачта

взволнованно, неспокойно

3 строфа

ослепляющий  своей красотой морской пейзаж

светло, торжественно

«Парус» из стихотворения М. Лермонтова живёт не только в живописи, но и в поэзии, музыке. Послушайте музыкальное произведение «Парус» (музыка А. Варламова

  • Какое чувство вызывает у героя поведение парусника: осуждение, недоумение, восхищение? (Восхищение и недоумение.) Что же это за парус? И о чем на самом деле
    говорит и думает поэт?
    (Стихотворение о человеке, о неустанном поиске смысла жизни.)
  • Прочитайте это стихотворение так, чтобы подтвердить свою точку зрения.

Жизнь людей подобна стихии моря: сложна, контрастна, противоречива. Поэтому близки поэту гордые, отважные люди, которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных идеалов. Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам, к этому должны стремиться и вы, ребята.

Имя М.Ю.Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками

4.

Рефлексия

Оцените свою работу (у каждого парус)       Если урок понравился, вы получили удовольствие, то оставьте парус   белым, как у М.Ю.Лермонтова. Если урок был для вас скучным, было  грустно, то закрасьте любым цветом.

Продолжите высказывание:                  

Я узнал….

Мне захотелось…

Это стихотворение заставило меня задуматься…

Урок взволновал…

Я расскажу дома…

5.

Домашнее задание

Выбери

  1. Найти интересные факты об авторе
  2. Выучить стихотворение наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...