ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Невидимова Валентина Юрьевна

Тема урока: Особенности литературных сказок Х.К. Андерсена

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Учитель: Невидимова Валентина Юрьевна

Класс: 3 «А»

Предмет: литературное чтение 

Тема урока: Особенности литературных сказок Х.К. Андерсена.

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формировать представления об особенностях литературных сказок Х.К.Андерсена, познакомить с жизнью и творчеством писателя

Задачи:

Образовательные: раскрыть понятие литературные сказки, особенности сказок Х.К.Андерсена

Развивающие: развитие навыков работы в группах, обще-учебных умений и навыков (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала)

Воспитательные: воспитание чувства любви ко всему, что окружает человека, проявление чувств доброты, сострадания, радости к окружающим

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста.

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

- самоопределение к деятельности

-  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других .

Регулятивные УУД:

-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

- Давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные УУД:

-Формулировать собственное мнение и позицию

-умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, слушать мнения других.

-Использование учеником адекватных речевых высказываний

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные УУД:

- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

пользоваться разными видами чтения

- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

-составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Межпредметные связи: русский язык.

Методы, технологии: словесный, проблемный, частично-поисковый, наглядный, обобщение, анализ.

Организация пространства: фронтальная работа, коллективная работа, работа в группах, парах.

Оборудование:

Для учителя: ТСО и презентация; учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, Л.Ф.Климанова и др.

Для учеников: учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, Л.Ф. Климанова и др., пенал; раздаточный материал: карточки, квадраты для рефлексии; книги Андерсена

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент

Приветствие гостей и обучающихся.  Включение обучающихся в деловой ритм

Приветствуют учителя, гостей, демонстрируют готовность к уроку

Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества учителя с учениками

Регулятивные УУД: организация собственной деятельности

II.Актуализация опорных знаний.

Слайд 2-3. Прочитайте высказывание А.С.Пушкина, скажите, о чём будем говорить на уроке. «… -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».(приём «Предложение с дырками»

-Какое слово пропущено?

Объяснить смысл этого высказывания

Участвуют в беседе.

Читают высказывание А.С.Пушкина, вставляют слово- Сказка

Объясняют смысл

Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества учителя с учениками Познавательные УУД: умение строить речевое высказывание

III. Создание проблемной ситуации

Слайд 4-6

-На какие 2 группы можно разделить сказки?

-Посмотрите на книжную выставку. Какие книги представлены? Что их объединяет?

Делят сказки на 2 группы (народные, авторские)

 

Называют автора сказок (Х.К.Андерсена), его прочитанные произведения

Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества учителя с учениками Познавательные УУД: умение строить речевое высказывание

IV. Постановка темы и цели урока

Слайд 7-8.  Тема урока: Особенности литературных сказок Х.К.Андерсена.

- Чему будем учиться на уроке?

Главная цель урока- формировать представления об особенностях литературной сказки, познакомить с жизнью и творчеством писателя

Формулируют цели урока

Регулятивные УУД: целеполагание

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию

V.Первичное усвоение новых знаний

Физкультминутка

Слайд 9-13. Сообщение учащихся о жизни Андерсена

  1. Знаменитый датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе О́денсе. Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было богатой мебели, картин, украшений. Родители очень любили своего сына. Отец водил его на прогулки, мастерил чудесные игрушки и даже сделал для мальчика настоящий кукольный театр.
  2. Маленький Ханс Кристиан часто болел и обычно не играл с соседскими мальчишками. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал мальчику отец. Мальчик сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, поэтому первые сказки Андерсена слушал только его старый домашний кот.
  3. Весёлое детство Андерсена закончилось, когда умер его отец. Мальчику тогда исполнилось 11 лет, ему пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он всё равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра. Ещё у Ханса был чудесный голос, он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес.
  4. В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мама отпустила его, она  надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть  дом,  Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»
  5. Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на 15 языков, после смерти – почти на все языки мира. Ханс Кристиан Андерсен сочинил более 170 сказок, 770 стихотворений, 6 романов и множество пьес.

Слайд 14-17. Загадка. Определить героя сказки

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

- Как называется сказка у Андерсена, в которой герой- утёнок?

-Подберите синонимы к слову-гадкий

-В словаре Ожегова есть толкование этого слова. Прочитаем

Работа по учебнику стр 146-150

Читает учитель совместно с хорошо читающими учащимися 1 часть сказки

Все, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

 Покружились, повертелись

 И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

 Дружно до пяти считаем. (1,2,3,4,5)

Открываем, поморгаем

 И работать продолжаем

Рассказывают о жизни писателя (предварительное домашнее задание)

Отгадывают загадку (Утёнок)

Сказка «Гадкий утёнок»

Синонимы- безобразный, некрасивый, мерзкий, отвратительный, уродливый…

Читают понятие из словаря Ожегова

Открывают страницу учебника

Читают вслух сказку, следят за чтением

Выполняют движения

Познавательные УУД: умение строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД:

- участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи;  

Регулятивные: решают учебную задачу  на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и  что еще неизвестно; ориентируются в учебнике

VI.Первичная проверка понимания

VII.Первичное закрепление

-Какое настроение сложилось после прочтения сказки Андерсена?

Вопросы по содержанию 1 части сказки

(приём: Толстые и тонкие вопросы)

– Какая пора года описывается вначале сказки?  

– Где сидела утка на яйцах?

– Какие слова сказали утята, когда вылупились из скорлупы? Найдите эти слова в тексте и зачитайте

 – Почему они так сказали?

 – Зачем утка уселась второй раз?

 – Что случилось с этим яйцом дальше?

- Был ли утенок агрессивен и высокомерен к обитателям двора?

-Можно ли обижать тех, кто отличается чем-то от тебя?

Слайд 18-19. Работа в парах. 

Восстановить последовательность событий, происходящих в 1 части сказки (приём «Логическая цепочка»)

  1. Высиживание утят
  2. Рождение
  3. Ожидание последнего утёнка
  4. Некрасивый утёнок

-Чему учит сказка «Гадкий утёнок»?

Работа в группах

Слайд 20. Раздать листочки с заданием по сказкам Х.К.Андерсена.

Задание для 1 группы:

1. Назови сказку по опорным словам.

         Море, принц, боль, колдовской напиток, корабль.

   Это сказка ___________

                                                                                                               

2. Узнай сказку по отрывку:

- Жил-был принц, он хотел взять себе в жёны принцессу, да только настоящую принцессу. Вот он и объехал весь свет, искал такую, да повсюду было что-то не то; принцесс было полно, а вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать до конца, всегда с ними было что-то не в порядке.

Это сказка ________________

                  Задание для 2 группы:

1. Назови сказку по опорным словам.

          Тюфяк, карета, ливень, принцесса, сказки.

Это сказка_______

   2. Узнай сказку по отрывку:

- Всю ночь снились Элизе братья: все они опять были детьми, играли вместе, писали на золотых досках и рассматривали чудеснейшую книжку с картинками, которая стоила полкоролевства.

Это сказка _________

                                                                                               

Задание для 3 группы:

1. Назови сказку по опорным словам.

Ткань, станок, мальчик, наряд, восторг.

 Это сказка_____________                    

2. Узнай сказку по отрывку:

 -Жаба поставила скорлупку с девочкой на лист кувшинки, который был дальше всех от берега, чтобы девочка не смогла убежать.

Это сказка_________

Проверка.

- Каковы особенности сказок Андерсена?

- Ещё одна особенность сказок Андерсена- звукоподражание. (примеры из сказок). Автор умел в своих сказках сочетать реальное и фантастическое

Ответы (жалко утёнка, все его обижают…)

Отвечают на вопросы, делают выводы

Работают в парах, восстанавливают последовательность сказки

Ответы уч-ся

Выполняют по 2 задания, работая в группе

 зачитывают ответы

Делают выводы

Каждая группа зачитывает ответы

Ответы уч-ся (В сказках писателя ценится :доброта, любовь, дружба, справедливость, смелость, щедрость. Высмеивается: глупость, жадность, скупость, высокомерие, жестокость.

Слушают учителя, дополняют

Коммуникативные УУД:

сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные УУД:

умение сравнивать, делать выводы;

- умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

Личностные УУД:

-развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

- умение высказывать своё отношение к событиям;

-умение выражать эмоции;

Личностные УУД:

-развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

- умение высказывать своё отношение к событиям;

-умение выражать эмоции;

Коммуникативные УУД:

сотрудничество в поиске и выборе информации

VIII.Итог урока. Рефлексия.

- Что особенно заинтересовало на уроке?

-Что узнали нового?

- С каким произведением познакомились? О чём оно заставляет нас задуматься? Кто автор?

Оценивание обучающихся. Домашнее задание

 Покажите своё настроение на уроке при помощи квадратов

1. занятие понравилось и у вас всё получалось- красный квадрат

2. если были затруднения и вам скучно было- зелёный квадрат

Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в дневник дом.задание

Показывают своё настроение при помощи квадрата

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже освоено

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной речи, аргументируют ее

Личностные УУД: развивают познавательные  интересы  учебных мотивов


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...