Технологическая карта по литературному чтению во 2 классе
учебно-методический материал по чтению (2 класс)
Тема урока: Рассказы о животных. Г. Скребицкий, В. А. Чаплина "как белочка зимует".
Цель урока: - формирование образовательных компетенций учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме "Снежок порахет, кружится...";
- создание условий для формирования навыка беглого осознанного чтения, развитие интереса к чтению и срасширение читательского кругозора; прививать любовь к природе; создание условий для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству пр работе в группах, обогащение словарного запаса детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekabr_2022.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Каменка Марксовского района Саратовской области
Технологическая карта по литературному чтению
на тему:
Рассказы о животных Г. Скребицкий, В. А.Чаплина «Как белочка зимует»
Подготовила
Классный руководитель 2 класса
Журавлева Татьяна Александровна
Дата: _____________
2022
БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ | |||||
Тема урока: Рассказы о животных. Г. Скребицкий, В. А. Чаплина «Как белочка зимует» | |||||
Цель урока: - формирование образовательных компетенций учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме «Снежок порхает, кружится…». - создание условий для формирования навыка беглого осознанного чтения, развитие интереса к чтению и расширение читательского кругозора; прививать любовь к природе; создание условий для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах, обогащение словарного запаса детей. | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные:
| Метапредметные: познавательные: понимать отличия научно – познавательной литературы; регулятивные: умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; выявлять проблему; определять и сохранять цель; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями с целью реализации возможности успешного сотрудничества с учителем. | Личностные: осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев; осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения; приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров; жизненное самоопределение | |||
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК | |||||
Задачи урока: 1. Активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения. 2. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения. | |||||
Тип урока: чтение и анализ художественного произведения | |||||
Учебно – методический комплекс урока: учебник «Литературное чтение. 2 класс. Часть 1». Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г. Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 2 класс» Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г. Проектор; экран; ноутбук. | |||||
БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ | |||||
Этап урока. Цель и форма проведения | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (УУД) | ||
Цель: создание мотивации к учебной деятельности. Форма проведения: приветствие. | - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Готовы работать? - Сегодня мы работаем в группах. Выберите в каждой группе руководителя, который будет координировать вашу работу. | Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока» Вспоминают правила работы в группах | Личностные УУД: способность откликаться на добрые чувства. Регулятивные УУД: привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места; Коммуникативные УУД: интереса к общению на уроке. Формируем к обучению и целенаправленной деятельности. | ||
| - Какие жанры описывают зиму? Назвать фамилии писателей, которые пишут о природе. Вспомнить произведения. Выполнить задание в карточке. | Работа в группах (см. задание 1 в приложении) | Познавательные УУД: структурировать знания. Коммуникативные УУД: Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. | ||
Цель: создать в классе нужную эмоциональную атмосферу. Форма проведения: беседа. | А звучит ли снег? Покрывая всю землю с утра, Хлопья снежные падают с неба Сочинила зима сама Еле слышную музыку снега. - Что представили, слушая музыку? Какие чувства вызвала музыка? (сообщение о композиторе).
| Высказывания учащихся. Прослушивание отрывка из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь», просмотр слайдов о зиме. Ответы учащихся. Работа со словарем, интернетом. Работа в группах. Инсерт. (самостоятельное чтение статьи о белке и заполнение таблицы). Задание 2 в карточке. Отвечают на поставленные вопросы | Регулятивные УУД: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свою деятельность. Познавательные УУД: формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновать её. Формирование умение пользоваться дополнительными источниками информации. Коммуникативные УУД: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции; умения взаимодействовать в статичных парах. Личностные УУД: Формирование уважительного отношения к иному мнению. | ||
ЗНАКОМСТВО, ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | |||||
4). Первичное восприятие Цель: знакомство с произведением. Форма проведения: чтение учителя. | - Кто автор произведения? Почему два автора? Словарная работа. Работа в парах. (обсудите значения слов: соавтор, сотрудничество, содружество). Физминутка Зарядкой белочке не лень Заниматься целый день. С одной ветки прыгнув влево, На сучок она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево – вправо целый день Прыгать белочке не лень. - А теперь, ребята, послушайте произведение «Как белочка зимует». | Слушают учителя | Коммуникативные УУД: уметь воспринимать текст на слух | ||
5). Проверка качества первичного восприятия Цель: проверить, что дети освоили в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания; внести коррективы в дальнейший ход урока. Форма произведения: беседа по вопросам учителя. | - Ребята, поделитесь мыслями и чувствами по поводу услышанного вами. О чём вам думалось? Кто является героем рассказа? Б)Работа с лексическим значением слов В тексте вам встретятся слова, значение которых может быть вам не совсем понятно. Объясните смысл данных слов и выражений. НЕПОГОДА – плохая погода, ненастье. ЛАЗЕЙКА – узкое отверстие, через которое можно пролезать. УЛОВКА – хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения. ЗАКРУЖИТ МЕТЕЛЬ - задувает со всех сторон. - Какой это текст? Это текст – описание? Это текст – повествование? - Тогда, что же это за текст? Авторы текста – натуралисты, знатоки природы. В своём рассказе они не допустили вымысла, дают нам точные, изученные сведения и факты, использовали свои наблюдения. Научно – познавательный рассказ. | По названию произведения определяют эмоциональную направленность текста Объясняют лексическое значение знакомых слов или читают на карточке значение незнакомых слов Описание/ повествование. Анализируют по карточаке-помощнице, какой вид текста? В 1-м предложении не назван предмет описания, не перечислены признаки предмета описания, текст не заканчивается выводом. Это не описание. Нет повествования о том, что? Где? С кем? Произошло. Это не повествование. Знакомятся с понятием: научно – познавательный рассказ. | Познавательные УУД: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; формулирование ответов на вопросы; анализируют и делают выводы; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; выделение существенной информации из текста Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||
6) Вторичное восприятия Форма проведения: самостоятельное чтение | - А сейчас, ребята, каждый из вас почитает рассказ для себя, для души. Закройте ушки и вполголоса прочитайте сказку. По ходу чтения выделите самый напряженный момент. | Учащиеся работают с текстом учебника, читают «про себя». | Регулятивные УУД: Уметь воспринимать, анализировать и понимать цель урока; действовать с учетом выделенных ориентиров. | ||
7) Закрепление (включение новых знаний в систему учащихся). Самостоятельная работа | - Сейчас вы будете работать в группах. Задание 3. Памятка «Правила работы в группе»
| Учащиеся работают по группам. | Личностные УУД: Выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление. Познавательные УУД: умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Регулятивные УУД: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.
| ||
9). Обобщение. Рефлексия. Цель: рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности Форма проведения: беседа с использованием когнитивных знаков. Домашнее задание | С каким произведением познакомились? - Как вы думаете, легко ли живётся белочке зимой? - Кто из вас будет помогать животным зимой? - Буду помогать жёлтый цвет; Подумаю об этом – зелёный; - Не буду помогать – красный. Чему учились? Поднимите руку, кто цели своей достиг. Поднимите руку, у кого на уроке возникали трудности? В чем были трудности? А как преодолеть эти трудности? Оцените свою работу на уроке. Спасибо вам всем за урок! Задание на выбор:
| Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; воспринимать и понимать речь учителя и сверстников. Познавательные УУД.: формируем умение контролировать и оценивать результаты деятельности. Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формируем умение выделять наиболее понравившиеся моменты на уроке. |
Приложение 1.
Задание 1.
- Соедини стрелкой автора и название произведения:
Э. Шим «Каким бывает снег»
М. Пришвин «Зима в лесу»
С. Иванов «Всем нам крышка»
И. Соколов – Микитов «Саша»
И. Некрасов «Девочка Снегурочка»
В. Даль «Деревья в лесу»
Задание 2. Прочитайте текст, заполните таблицу.
К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнездах прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на елке. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусают грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками. В более южных районах питается желудями, лещиной. А в северных районах запасает грибы шляпочные.
Как называется гнездо белки | Где и как строит свое гнездо белка | Чем питается белка |
+ я это знал,
- я этого не знал,
! это меня удивило,
? хотел бы узнать подробнее.
Задание 3.
План работы с текстом:
- Прочитайте текст про себя.
- Ответь в группе на вопросы в карточке:
- Где белочка спасается от непогоды зимой?
- Из чего сделано гнездо белки?
- Чем зверёк питается зимой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
индивидуальная технологическая карта по литературному чтению 3 класс
В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низкий). Затем выставляется общий уровень в конце учебного года по каждому ...
Технологическая карта по литературному чтению, 3 класс, УМК "Школа России"
Технологическая карта по литературному чтению: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане" 3 класс. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс
Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...
Технологическая карта по литературному чтению, 1 класс.
Технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса составлена по УМК "Перспективная начальная школа". Автор учебника "Литературное чтение, 1 класс" Н.А.Чуракова....
Технологическая карта по литературному чтению 2 класс
Технологическая карта по литературному чтению на тему: Е. Благинина «Простокваша», В. Орлов «На печи»....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...