Технологическая карта по литературному чтению во 2 классе
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Журавлева Татьяна Александровна

Тема урока: Рассказы о животных. Г. Скребицкий, В. А. Чаплина "как белочка зимует".

Цель урока: - формирование образовательных компетенций учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме "Снежок порахет, кружится...";

- создание условий для формирования навыка беглого осознанного чтения, развитие интереса к чтению и срасширение читательского кругозора; прививать любовь к природе; создание условий для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству пр работе в группах, обогащение словарного запаса детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekabr_2022.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Каменка Марксовского района Саратовской области

Технологическая карта по литературному чтению

на тему:

Рассказы о животных Г. Скребицкий, В. А.Чаплина «Как белочка зимует»

Подготовила

Классный руководитель 2 класса

Журавлева Татьяна Александровна

Дата: _____________

2022

БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Тема урока: Рассказы о животных. Г. Скребицкий, В. А. Чаплина «Как белочка зимует»

Цель урока: - формирование образовательных компетенций учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме «Снежок порхает, кружится…».

- создание условий для формирования навыка беглого осознанного чтения, развитие интереса к чтению и расширение читательского кругозора; прививать любовь к природе; создание условий для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах, обогащение словарного запаса детей.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
  2. Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать свою работу и полученный результат;
  3. Формирование первоначальных этических представлений; формирование потребности в систематическом чтении;
  4. Развитие творческих споосбностей.

Метапредметные:

познавательные:  понимать отличия научно – познавательной литературы;

регулятивные: умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; выявлять проблему; определять и сохранять цель; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

коммуникативные: владеть коммуникативными умениями с целью реализации возможности успешного сотрудничества с учителем.

Личностные:

осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев; осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;  приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров; жизненное самоопределение

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока: 1. Активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

2. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Тип урока: чтение и анализ художественного произведения

Учебно – методический комплекс урока: учебник «Литературное чтение. 2 класс. Часть 1». Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.  Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 2 класс» Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г.

Проектор;  экран;  ноутбук.

БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Этап урока. Цель и форма проведения

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

  1. Организационный момент урока

Цель: создание мотивации к учебной деятельности.

Форма проведения: приветствие.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Готовы работать?

- Сегодня мы работаем в группах. Выберите в каждой группе руководителя, который будет координировать вашу работу.

Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»

Вспоминают правила работы в группах

Личностные УУД: способность откликаться на добрые чувства.

Регулятивные УУД:   привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места;

Коммуникативные УУД: интереса к общению на уроке. Формируем к обучению и целенаправленной деятельности.

  1. Актуализация знаний

- Какие жанры описывают зиму? Назвать фамилии писателей, которые пишут о природе. Вспомнить произведения. Выполнить задание в карточке.

Работа в группах (см. задание 1 в приложении)

Познавательные УУД: структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

  1. Постановка проблемы

Цель: создать в классе нужную эмоциональную атмосферу.

Форма проведения: беседа.

А звучит ли снег?

Покрывая всю землю с утра,

Хлопья снежные падают с неба

Сочинила зима сама

Еле слышную музыку снега.

- Что представили, слушая музыку? Какие чувства вызвала музыка? (сообщение о композиторе).

  1. Кого можно встретить в лесу? А можно ли встретить орнитолога, натуралиста?
  2. Загадка о белке (выявление знаний о белке). Описать внешний вид белочки. Работа в группах: прочитать текст, заполнить таблицу в карточке.
  3. Просмотр видеоролика о белке. (Что еще узнали о белке?)
  4. О ком будем читать произведение? Какие задачи поставим перед собой?

Высказывания учащихся.

Прослушивание отрывка из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь», просмотр слайдов о зиме.

Ответы учащихся. Работа со словарем, интернетом.

Работа в группах. Инсерт. (самостоятельное чтение статьи о белке и заполнение таблицы). Задание 2 в карточке.

Отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные УУД: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свою деятельность.

Познавательные УУД: формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновать её. Формирование умение пользоваться дополнительными источниками информации.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции; умения взаимодействовать в статичных парах.

Личностные УУД:

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

ЗНАКОМСТВО, ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

4). Первичное восприятие

Цель: знакомство с произведением.

Форма проведения: чтение учителя.

- Кто автор произведения? Почему два автора?

Словарная работа. Работа в парах. (обсудите значения слов: соавтор, сотрудничество, содружество).

Физминутка

Зарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

 На сучок она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево – вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

- А теперь, ребята, послушайте произведение «Как белочка зимует».

Слушают учителя

Коммуникативные УУД: уметь воспринимать текст на слух

5). Проверка качества первичного восприятия

Цель: проверить, что дети освоили в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания; внести коррективы в дальнейший ход урока.

Форма произведения: беседа по вопросам учителя.

- Ребята, поделитесь мыслями и чувствами по поводу услышанного вами. О чём вам думалось?

Кто является героем рассказа?

Б)Работа с лексическим значением слов

В тексте вам встретятся слова, значение которых может быть вам не совсем понятно. Объясните смысл данных слов и  выражений.

НЕПОГОДА – плохая погода, ненастье.

ЛАЗЕЙКА – узкое отверстие, через которое можно пролезать.

УЛОВКА – хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения.

ЗАКРУЖИТ МЕТЕЛЬ -  задувает со всех сторон.

- Какой это текст?

Это текст – описание?

Это текст – повествование?

- Тогда, что же это за текст?

Авторы текста – натуралисты, знатоки природы. В своём рассказе они не допустили вымысла, дают нам точные, изученные сведения и факты, использовали свои наблюдения.

Научно – познавательный рассказ.

По названию произведения определяют эмоциональную направленность текста

Объясняют лексическое значение знакомых слов или читают на карточке значение незнакомых слов

Описание/ повествование. Анализируют по карточаке-помощнице, какой вид текста?

В 1-м предложении не назван предмет описания, не перечислены признаки предмета описания, текст не заканчивается выводом. Это не описание.

Нет повествования о том, что? Где? С кем? Произошло. Это не повествование.

Знакомятся с понятием: научно – познавательный рассказ.

Познавательные УУД: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

формулирование ответов на вопросы; анализируют и делают выводы; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; выделение существенной информации из текста

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

6) Вторичное восприятия

Форма проведения: самостоятельное чтение

- А сейчас, ребята, каждый из вас почитает рассказ для себя, для души. Закройте ушки и вполголоса прочитайте сказку. По ходу чтения выделите самый напряженный момент.

Учащиеся работают с текстом учебника, читают «про себя».

Регулятивные УУД:

Уметь воспринимать, анализировать и понимать цель урока; действовать с учетом выделенных ориентиров.

7) Закрепление (включение новых знаний в систему учащихся). Самостоятельная работа

- Сейчас вы будете работать в группах. Задание 3.

Памятка

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

 

Учащиеся работают по группам.

Личностные УУД:

Выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Познавательные УУД: умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Регулятивные УУД: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.  

 

9). Обобщение. Рефлексия.

Цель: рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности

Форма проведения: беседа с использованием когнитивных знаков.

Домашнее задание

С каким произведением познакомились?

- Как вы думаете, легко ли живётся белочке зимой?

- Кто из вас будет помогать животным зимой?

- Буду помогать жёлтый цвет;

Подумаю об этом – зелёный;

- Не буду помогать – красный.

Чему учились?

Поднимите руку, кто цели своей достиг. Поднимите руку, у кого на уроке возникали трудности?

В чем были трудности?

 А как преодолеть эти трудности?

Оцените свою работу на уроке.

Спасибо вам всем за урок!

Задание на выбор:

  1. Чтение и подробный пересказ текста.
  2. Решить кроссворд в рабочей тетради с. 71
  3. Прочитать другой научно –познавательный рассказ.

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; воспринимать и понимать речь учителя и сверстников.

Познавательные УУД.: формируем умение контролировать и оценивать результаты деятельности.

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формируем умение выделять наиболее понравившиеся моменты на уроке.

Приложение 1.

Задание 1.

- Соедини стрелкой автора и название произведения:

Э. Шим                                                             «Каким бывает снег»

М. Пришвин                                                    «Зима в лесу»

С. Иванов                                                        «Всем нам крышка»

И. Соколов – Микитов                                   «Саша»

И. Некрасов                                                   «Девочка Снегурочка»

В. Даль                                                           «Деревья в лесу»

Задание 2. Прочитайте текст, заполните таблицу.

        К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнездах прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на елке. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусают грибок -  вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками. В более южных районах питается желудями, лещиной. А в северных районах запасает грибы шляпочные.

Как называется гнездо белки

Где и как строит свое гнездо белка

Чем питается белка

+ я это знал,

- я этого не знал,

! это меня удивило,

? хотел бы узнать подробнее.

Задание 3.

План работы с текстом:

  1. Прочитайте текст про себя.
  2. Ответь в группе на вопросы в карточке:

- Где белочка спасается от непогоды зимой?

- Из чего сделано гнездо белки?

- Чем зверёк питается зимой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

индивидуальная технологическая карта по литературному чтению 3 класс

В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития  формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низкий). Затем выставляется общий уровень в конце учебного года по каждому ...

Технологическая карта по литературному чтению, 3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта по литературному чтению: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане" 3 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс

Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...

Технологическая карта по литературному чтению, 1 класс.

Технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса составлена по УМК "Перспективная начальная школа". Автор учебника "Литературное чтение, 1 класс" Н.А.Чуракова....

Технологическая карта по литературному чтению 2 класс

Технологическая карта по литературному чтению на тему: Е. Благинина «Простокваша»,  В. Орлов «На печи»....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...