Конспект и анализ урока литературного чтения "Русская народная сказка "Гуси-лебеди" с использованием "зелёных аксиом"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Людмила Михайловна Харламова

 

Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди, служившие Бабе-Яге, украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея: за нарушение законов природы человеку часто приходится расплачиваться. 

Планируемые результаты (образовательные): через коллективную работу над сказкой, через дискуссию, придут к выводу: природа живёт по своим законам. Иногда нам кажется, что мы можем делать все, что хотим. На самом деле у природы есть свои правила, свои запреты, границы дозволенного, табу. Если не соблюдать границы дозволенного, нарушать границы дозволенного природой, то за это можно поплатиться.

При помощи сказки обучающиеся узнают, что существуют границы дозволенного природой и их нужно соблюдать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_gusi-lebedi.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги

Меня зовут Харламова Людмила Михайловна.

Я предлагаю вам анализ урока литературного чтения во 2 классе по теме «Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди, служившие Бабе-Яге, украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея: за нарушение законов природы человеку часто приходится расплачиваться.  

Этапы урока

  1. В начале урока я предложила ребятам рассмотреть предметы (яркое пятно на уроке) и ответить на вопрос «что объединяет эти предметы?» (были предоставлены ржаной пирожок, стакан киселя и яблоко). Дети отгадали название сказки и после этого очутились в ней.

  1. На этапе актуализации знаний используя приём выборочного чтения текста, предложила вспомнить, с чего всё началось.

  1. Чётко прочитали важные слова, которые говорила мать девочке: не ходи, береги, будь умницей. Работая «в парах» нашли и зачитали народные слова и выражения, которые помогли понять, как переживала девочка (выбежала, метнулась, кинулась, бросилась, кликала)

После первичного осмысления возник вопрос:

- Так почему же случилась беда?

- Девочка нарушила границы дозволенного вышла со двора, отвлеклась, заигралась.

- С этой беды, с переживаний девочки и начинаются события в сказке.

  1. Постановка учебной задачи осуществлялась в словесной форме

- Читая и анализируя сказку, мы понаблюдаем за поведением героини, за её отношением к окружающим, попытаемся разобраться, почему спасение братца для неё оказалось таким не простым делом, поможем девочке сделать выводы из происходящего.

  1. Решение учебной задачи было организовано

- через фронтальную беседу (помогли волшебные предметы девочке вначале поиска братца? Почему?

- Каким тоном она разговаривала с Печкой? С Речкой? С Яблонькой?

- Какое правило она здесь нарушила?  Что девочка испытала во время спасения братца? (страх, боль, растерянность, вину)

- Что могло произойти, если бы волшебные предметы не помогли бы девочке?

- Так почему этого не произошло?

- Что она поняла для себя?

- Какой опыт она получила?

- О чем же эта сказка?);

 - через практическую работу (восстановить последовательность волшебных предметов, в которой с ними встречалась девочка);

- через совместно-распределительную работу (выборочное чтение, чтение по ролям разговора девочки с мышкой, печкой, речкой, яблонькой)

6. Введение аксиомы «Надо считаться с тем, что есть граница дозволенного природой», было сформулировано после сопоставления сказки с рисунком.

- Что общего между этим рисунком и нашей сказкой?

7. Коллективно, через дискуссию, пришли к выводу: природа живёт по своим законам. Иногда нам кажется, что мы можем делать все, что хотим. На самом деле у природы есть свои правила, свои запреты, границы дозволенного, табу. Если не соблюдать границы дозволенного, нарушать границы дозволенного природой, то за это можно поплатиться.

При помощи сказки мы узнали, что существуют границы дозволенного природой и их нужно соблюдать.

8.  Проверка понимания цели урока была проведена через организацию специального задания и самоконтроля.

Представьте себе, что вы с друзьями гуляли и оказались на полянке. Вдруг вы увидели много-много подснежников. Это были первые подснежники в этом году. Вы захотели порадовать маму и подарить ей эти цветы.

Отметь, на листочке сколько ты сорвёшь подснежников?

А) 3;

Б) нарву побольше, это же для любимой мамочки;

В) не буду рвать цветы

Г) сорву только один.

Спасибо за внимание, уважаемые коллеги.

Урок литературного чтения.

Класс: 2В

Учитель: Харламова Л.М.

Тема урока: «Русская народная сказка «Гуси – лебеди».

Цель: к концу урока обучающиеся поймут, что существуют границы дозволенного природой на примере русской народной сказки «Гуси – лебеди».

Задачи:

- углубить изучение содержания сказки;

- научить по-новому оценивать персонажей сказки по их поступкам и особенностям речи.

Планируемые результаты (предметные):

- на примере русской народной  сказки к концу урока дети поймут, что за нарушение законов природы человеку приходится расплачиваться.  

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Методы и технологии: технология смыслового чтения 

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, часть 1/Л.Ф. Климанова., проектор, экран, демонстрационный материал.

1)  В начале урока я хочу предложить вам внимательно рассмотреть предметы.

- Что хотите сказать?

- Какая сказка объединяет эти предметы?

2) СТУК в дверь.

- А вот и сказка стучится в дверь…..

3) 2 СЛАЙД  «Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

- В какой сказке мы очутились?

- Давайте вспомним, как всё начиналось….

- Откройте учебники на стр. 48.

- Прочитаем первые два абзаца        (Яна, Семён)

3 СЛАЙД «Начало сказки. Наказ родителей»

- Какие важные слова говорила мать девочке уходя на работу?

На доске плакат, картинка «Девочка», внизу красная линия (граница)

 (НЕ ХОДИ, БЕРЕГИ, будь умницей)

- Найдите в тексте народные слова и выражения, которые помогают почувствовать, как девочка переживает беду (стр. 48 – 49)

4 СЛАЙД ахнула, кинулась, кликала, причитывала, бросилась

- Почему же случилась беда – гуси-лебеди унесли братца?

(высказывания детей)

- Старшие в сказках часто запрещают младшим что-то делать, куда-либо уходить чтобы с ними не случилось ничего плохого. Если младшие нарушают запрет, то происходит беда.

- Вот и в сказке «Гуси-лебеди» Девочка нарушила границы дозволенного (передвигаю картинку за красную черту), вышла со двора, отвлеклась, заигралась – нарушила границы.

5  СЛАЙД  «Девочка выбегает на улицу»

- С этой беды, с переживаний девочки и начинаются события в сказке.

- Читая и анализируя сказку дальше, мы понаблюдаем за поведением героини, за её отношением к окружающим, попытаемся разобраться, почему спасение братца для неё оказалось таким не простым делом, поможем девочке сделать выводы из происходящего.

- К какому виду сказок относится сказка «Гуси – лебеди»? (волшебная)

- Какие волшебные предметы повстречались девочке?

6) Практическая работа

- Восстановите последовательность волшебных предметов, которые встречала девочка когда бежала выручать братца.

 (Пирожок, Яблоко, Кисель)

- Помогли ли волшебные предметы девочке вначале поиска братца? Почему?

- Каким тоном она разговаривала с Печкой? С Речкой? С Яблонькой?

- Какое правило она здесь нарушила?

(Она нарушила границы дозволенного природой: не приняла помощь, нагрубила)

6 Слайд

- Где нашла девочка своего братца?

- Страшно ли было девочке?

- Почему Девочка пересилила свой страх?

- Ей, конечно, страшно, но ведь в избушке сидит братец, которого нужно спасти, во что бы то ни стало. Сестра одерживает победу над собой: она пересиливает свой страх и спасает братца.

7) Выборочное чтение по ролям (стр. 51)

- Кто самый первый помог девочке? (мышка)

7 СЛАЙД «Мышка»

- Прочитайте этот эпизод. (стр. 51) Даша

- Поменяли ли своё отношение к девочке волшебные предметы?

8 СЛАЙД «Речка»

- Кто повстречался на обратном пути первым? (Речка)

- Прочитайте диалог Речки и Девочки.

- Как обратилась Девочка к Речке?

- Как поблагодарила Девочка? (спасибо сказала)

9 СЛАЙД «Яблонька»

- Прочитайте разговор Девочки и Яблони.

10 СЛАЙД «Печка»

- Как обращалась Девочка к волшебным предметам?

- Волшебные предметы тоже меняют свое отношение к девочке., они становятся другими и помогают ей.

- Обращение матушка – уважительное отношение, а сударыня с почтением. Чудесные предметы не просто помогают девочке спасти братца, они радуются за неё, довольны той победой, которую героиня одержала над собой.

- Что девочка испытала во время спасения братца? (страх, боль, растерянность, вину)

- Что могло произойти, если бы волшебные предметы не помогли бы девочке?

- Так почему этого не произошло?

- Что она поняла для себя?

- Какой опыт она получила?

- О чем же эта сказка? (о семье, о любви к близким, об ответственности за близких, о том что мы должны управлять своими желаниями, своим поведением)

 - Девочка прибежала в лес и обратилась за помощью к ее жителям, а сама того не ведая грубила им, нарушая тем самым правила поведения. А ещё она нарушила закон природы. Какой?

(Высказывания детей)

На доске:

 «Надо считаться с тем, что есть граница дозволенного природой».

- Прочитаем хором.

- Как поняли эту мысль? (Высказывания)

11 СЛАЙД  «Рисунок (аксиома) и сказка»

- Что общего между рисунком и сказкой?

ВЫВОД: Природа живёт по своим законам. Иногда нам кажется, что мы можем делать все, что хотим. На самом деле у природы есть свои границы дозволенного, запреты, табу. Если не соблюдать меру дозволенного, нарушать границы дозволенного природой, то за это можно поплатиться.

Эту мысль можно выразить не только словами, но и в рисунке.

12 СЛАЙД  Тест.

Представьте себе, что вы с друзьями гуляли и оказались на полянке. Вдруг вы увидели много-много подснежников. Это были первые подснежники в этом году. Вы захотели порадовать маму и подарить ей эти цветы.

Отметь, на листочке сколько ты сорвёшь подснежников?

А) 3;

Б) нарву побольше, это же для любимой мамочки;

В) не буду рвать цветы

Г) сорву только один.

10) Проверка

- Поднимите руки, кто для мамы нарвёт большой букет?

- Кто сорвёт 1 цветок? 3?

Вывод:

При помощи сказки мы узнали, что существуют границы дозволенного природой и их нужно соблюдать.

13 СЛАЙД

- Как вела себя Девочка до нарушения границы дозволенного?

- Как после того, как перешла эти границы?

- Что поняла Девочка?

Сорвать цветы – это значит нарушить границы дозволенного природой.

14 СЛАЙД

Д/З: изобразите при помощи рисунка эту мысль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"

Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...

Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)

Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек"  был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...

Разработка урока музыка «Русская народная песня» с использованием Активных Методов обучения

АМО на уроке музыки."НАРОДНАЯ ПЕСНЯ"Разработка новых АМО методов...

Конспект (презентация) открытого урока по литературному чтению Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" 4 класс, с использованием зелёных аксиом

Конспект (презентация) открытого урока по литературному чтению Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" 4 класс, с использованием зелёных аксиом...

Анализ урока литературного чтения в 3 классе по теме: "Русская народная сказка Морозко"

Работа посвящена анализу урока литературного чтения, проведенного в 3 классе на тему: «Русская народная сказка Морозко». В ней отражены цели и задачи данного урока, отмечены преимущес...