Конспект (презентация) открытого урока по литературному чтению Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" 4 класс, с использованием зелёных аксиом
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект (презентация) открытого урока по литературному чтению Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" 4 класс, с использованием зелёных аксиом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_-_kopiya.pptx2.56 МБ
Файл konspekt.docx44.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Новолуговская СШ №57» Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Слайд 2

Лебеди летят над озером лесным, Лето улетает, Лебеди за ним.

Слайд 3

Дмитрий Наркисович Мамин- Сибиряк ( 1852 – 1912 )

Слайд 4

человек животные природа

Слайд 5

Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь. Воспитать приёмыша. С.И.Ожегов

Слайд 6

Приёмыш – дикая птица, лебедь. Невозможно дикую птицу держать в неволи. Человеку плохо одному, так и птице нужна пара, семья.

Слайд 7

ЛЕБЕДЬ- «Божья птица» , «божья тварь» (создана Богом).

Слайд 8

Лебедь - «Царская птица»

Слайд 9

Лебедь - издавна на Руси считалась символом верности. Птицы узнают друг друга так же, как и мы, люди, - «в лицо». Лебедь не спутает свою супругу с другой птицей!

Слайд 11

Лебединая семья никогда не разлучается: они вместе плавают, добывают пищу, строят гнездо, воспитывают детей, улетают в далекие теплые страны.

Слайд 12

В 60 – х годах лебеди оказались на грани исчезновения. А всё из- за массовой охоты на них. Человеку нужны были пух и перо. Теперь лебедь занесён в красную книгу.

Слайд 13

Лебедь - шипун

Слайд 14

Лебедь - кликун

Слайд 15

Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений

Слайд 16

Красная книга вся состоит из цветных страниц

Слайд 17

Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качнули головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся

Слайд 18

Герои рассказа

Слайд 20

Каким человеком был Тарас? умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый любящий природу

Слайд 21

Каким был Соболько ? Ласковый Добрый Умный Преданный Благодарный

Слайд 22

Умная птица Вольная Царская птица Учёная Особенная Добрая

Слайд 23

План Появление лебедя у Тараса Приёмыш и Соболько Приёмыш и стая лебедей Прощание с Приёмышем

Слайд 24

Что было бы правильнее? - поступить с лебедем, как это сделал Тарас; - подрезать крылья птице и навсегда сделать ее ручной; - силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей. Почему вы так считаете?

Слайд 25

В каждой разлуке всегда скрыта новая встреча. Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка. Легко подружиться, тяжело разлучиться. Жизнь дана на добрые дела.

Слайд 26

Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. Артур Шопенгауэр

Слайд 27

Настроение отличное! Всё сделано , всё понятно! Настроение хорошее, всё сделано, но не всё понятно! Настроение плохое. Грустно! Много не понятного!

Слайд 28

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Бондаренко Евгения Викторовна

Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк  «Приёмыш». Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.

Предмет: литературное чтение

Класс : 4

Дата проведения: 18 февраля 2019 г.

ЦЕЛЬ:   Продолжить  расширять знания детей о творчестве Д. Н. Мамина – Сибиряка; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, способствовать умению анализировать характер и поступки героев, развитию речи, памяти, мышления, внимания, воображения; содействовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней, умению дружить. 

         ЗАДАЧИ: 

    1. Формировать навыки поискового чтения и чтения вслух.

    2.Развивать критическое мышление, связную устную речь, творческое воображение, образное мышление, зрительную память.

    3. учить соблюдать принцип толерантности при работе в группе; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

Ты улыбкой, как солнышком, брызни

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья – то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

 И ответную искру зажечь!

У: - Давайте, ребята, поздороваемся с гостями,  улыбнёмся друг другу и всем вокруг. Приятного всем дня!

2.  Актуализация знаний

а)Речевая разминка. Работа со скороговоркой (слайд 2)

У: - Внимательно прочитайте, вдумайтесь, обратите внимание на слова.

     Лебеди летят над озером лесным,

     Лето улетает, лебеди за ним.

б) Проверка домашнего задания (работа по карточкам, по уровням)

в) эмоциональный настрой на восприятие литературного произведения

У: - Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка , тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это  качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались что это?

Д:-  Сердец ДОБРОТА.

У: - О чем говорится в стихотворении?    

Д: -  (О доброте)

У: - Что такое доброта? 

Д: - Это желание делать другим приятно.   Доброта – это, прежде всего, одно из лучших качеств человека.

б) ассоциативный куст

ДОБРОТА – это….

в) Беседа

У: - Подберите антоним к слову доброта.        

 Д:- ( Зло.)

У:  - Что такое зло?  

Д:- Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненависть, вражда, зависть….

У: - Мы живём с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит люди  могут творить и злые и добрые дела. Какого же человека можно назвать добрым?    

Д: - Это тот человек, который творит добро.

У: - Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей, животных, птиц и готов в трудную минуту прийти на помощь.

  1.  Постановка целей и задач урока

У: - Сегодня мы продолжим работать над произведением «Приёмыш». А кто написал это произведение?

Д:   (Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк)   (Слайд 3)

У: - Он является примером добрых людей. Это человек, который не мыслил жизнь без любви к природе, родине, отношении к природе и животным.

У: - Прочитайте эти слова ( слайд 4  )

                                                   ЧЕЛОВЕК

             ЖИВОТНЫЕ                                                  ПРИРОДА

У:       - Почему они соединены?  

Д:     (Человек – неотъемлемая часть мира Природа и человек неразрывно связаны между собой).

У:      - Как думаете, чем будем заниматься на уроке?

Д:- на  уроке мы   будем рассуждать, как связаны между собой человек и природа.    На уроке будем думать, высказывать свое мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, щедрость души.

  1. Работа с текстом

У:- Определите жанр данного произведения.                      

Д: -    Рассказ.

У: - Назовите признаки рассказа.      

Д:-  небольшой объём, не большое количество героев, сюжет.

У: - Определите тип текста.     

Д: - Повествование.

У: - Давайте определим тему данного произведения.  

Д: -  Взаимоотношения человека и природы.

У:  -  В чем заключается главная мысль произведения? 

 Д:-  Основная мысль произведения: каждый должен жить так, как предназначила природа. Нужно относиться ко всему живому с любовью. Существует неразделимая связь человека и окружающего мира.

У:  -  Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»? 

Д: -  Рассказ называется «Приемыш», потому что в нем говорится о старом рыбаке Тарасе, который приютил у себя лебедя-сироту, еще не умеющего летать, родителей которого ради забавы убили охотники.

 (слайд 5)

а) Работа с толковым словарем Сергея Ивановича Ожегова

(Ребёнок читает толкование слова «Приёмыш»)

( слайд 6)

У: - Какую проблему поднимает автор в данном произведении?

Д: --Проблему одиночества.

(Слайд 6) 

Приёмыш – дикая птица, лебедь.
Невозможно дикую птицу держать в неволи. Человеку плохо одному, так и птице нужна пара, семья.

(Слайд 7)

б) Просмотр видеофильма………………….

(Слайд 8, 9)

( слайд 10, 11)           Лебедь - издавна на Руси считалась символом верности. Птицы узнают друг друга так же,  как и мы, люди, - «в лицо». Лебедь не спутает свою супругу с другой птицей!

 (слайд 12)     Лебединая семья никогда не разлучается: они вместе плавают, добывают пищу, строят гнездо, воспитывают детей, улетают в далекие теплые страны.

 (слайд 13)                 В 60 – х годах лебеди оказались на грани исчезновения. А всё из- за массовой охоты на них. Человеку нужны были пух и перо. Теперь лебедь занесён в красную книгу.

(Слайд 14)

   Лебедь – шипун

(Слайд 15)

в) Беседа о красной книге

   Лебедь - кликун

У: - Ребята, а кто знает , что такое Красная книга?

 --- Красная книга – это список редких и находящихся  под угрозой исчезновения животных и растений .

(Слайд 16)

---   Красный цвет книги означает – запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп!!!Дальше так нельзя! Красный цвет – это сигнал тревоги и опасности, это сигнал СОС, который нам подают животные и растения, то есть книгу назвали именно так, чтобы привлечь внимание людей и попробовать остановить варварское уничтожение окружающего мира!!!

(Слайд 16)                                                  
     

(Слайд 17)

       

У:- И природа , и общество существуют в общей среде. Но только дикая природа способна обеспечить её пригодность для продолжения жизни на планете. Только в фантазиях можно делать с природой что хочешь, в реальности   же  природа  ставит человеку жёсткие запреты.

Красная книга вся состоит из цветных страниц. Давайте же вспомним, что это за страницы….

Д:-…………………(см. слайд 18)

                     Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой,  качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

5. Анализ литературного произведения:

а) Аналитическая работа

У: - Назовите героев рассказа. (Слайд 20)

Д: -  старик Тарас, собака Соболько, лебедь Приёмыш.

(Слайд 21)

У: -  Какие отношения сложились между  героями рассказа?        

Д: - Дружба человека с животными.  Дружба между Соболько и Приёмышем.

б) Работа с текстом. Выборочное чтение.

У:  - Как лебедь оказался у старого рыбака?  Найдите в тексте.

Д:-  «Тут охотники наезжали; ну лебедя с лебёдушкой пристрелили, а вот этот остался. Забился в камыши и сидит. Летать- то не умеет, вот и спрятался… Я, конечно, ставил сети подле камышей, ну, и поймал его».

У: - Кто же такой дедушка Тарас?

Д:-  «Тарас жил на Светлом уже сорок лет. Когда – то у него были и своя семья, и дом, а теперь он жил бобылём. Дети перемёрли, жена тоже умерла, и Тарас безвыходно оставался Светлом по целым годам».

У: -  Какие отношения сложились между Соболько и Приёмышем?

Д: -  « Сперва он боялся,  а потом  привык. Теперь лебедь – то  в другой раз у Соболько и кусок отнимает. Пёс заворчит на него, а лебедь его крылом. Смешно на них со стороны смотреть. А то гулять вместе отправятся: лебедь по воде, а Соболько – по берегу. Пробовал пёс плавать за ним, ну, да ремесло – то  не то: чуть не потонул. А как лебедь уплывёт, Соболько ищет его. Сядет на бережку и воет…Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг единственный.»

«Действительно стоило полюбоваться  оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него.

  У: -- Что заметил Тарас, наблюдая за стаей  лебедей и Приёмышем?

Д:- Мой – то Приёмыш сначала сторонился от других лебедей:  подплывет к ним и назад. Те гогочут по – своему, зовут его, он – домой…Дескать, у меня свой дом есть. Так дня три у них было. Всё , значит, переговариваются по – своему, по птичьему. Ну, а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал… Вот, всё равно как человек тоскует. Выйдет это на берег, встанет на одну ногу  и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит…».

У:-  – В каких словах и поступках Тараса проявляется доброта?

Д: - «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке».

« Старик ужасно был доволен своим Приёмышем, и все разговоры в конце концов сводились на него»).

У:  – Как изменился Тарас, когда улетел Приёмыш?

Д: - « Старик действительно имел утомлённый вид. Он казался теперь таким жалким и дряхлым…».

У:- Подберите синонимы к словам « дряхлый и жалкий»

Д: - «Старый, слабый, немощный,  болезненный».

«Вот как мне обидно это!»,

 «А пришлось выпустить – с горечью заговорил он.»,

 Остались мы опять с Соболько одни. Первое – то время сильно мы оба тосковали».

«Мне по ночам всё грезилось, что Приёмыш – то тут вот полощется у берега и крылышками хлопает. Выйду – никого нет…»

в) Фронтальный опрос

У: - Какой же человек этот рыбак, если сумел увидеть, что Приёмыш затосковал, предчувствуя отлёт лебедей?          

Д:  -  Наблюдательный.

У:  - Что даёт человеку наблюдательность?

Д:-  Наблюдательность даёт человеку глубокие знания и ум.

У: - Какое решение помогли принять Тарасу его наблюдательность,  знания о природе и, конечно же, доброта?

Д: - А пришлось выпустить, - с горечью заговорил он. – Всё равно, думаю, ежели удержу его на зиму, затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная.

-А что вы чувствуете, когда лебедь улетает со стаей?

- Легко ли расставаться с другом?

г) Характеристика героев. Работа в группах.

- А сейчас мы с вами выполним задания, объединившись в группы. Вспомните правила работы в группе.

Задания для групп

1 группа: Охарактеризовать Дедушку Тараса.

2 группа: Охарактеризовать Соболько.

3 группа: Охарактеризовать Приёмыша.

4 группа: Составить план рассказа.

План

Появление лебедя у Тараса

Приёмыш и Соболько

Приёмыш и стая лебедей

Прощание Приёмышем

Презентация результатов работы в группе:

(Слайд 22)

Тарас – умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый, любящий природу.

(Слайд 23)

Соболько  - ласковый, добрый, умный, преданный, благодарный.

(Слайд 24)

Лебедь – умная птица, вольный, особенный, учёная, добрый.

(Слайд 25)

План (Запись плана в тетрадь)

У: - Сравните Приёмыша и Соболько. Чем они отличаются? Что общего в жизни собаки и лебедя?  

Д: - Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.

У: - В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и у всех присутствует такая черта характера, как доброта. Доброту душевную не купишь в магазине, не обменяешь на красивую игрушку, не попросишь у кого - нибудь в долг, этого просто нельзя сделать.

          Доброта – это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрым человеком, его любили и животные и люди. С плохим человеком не хочется ни общаться, ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости и, возможно, у него, кроме лебедя, жили спасённые им животные.

д) Постановка проблемной ситуации

У людей часто бывают ситуации, когда возникает проблема выбора. Как поступить?

Что было бы правильнее?

- поступить с лебедем так, как это сделал Тарас;

- подрезать крылья птице и навсегда сделать ее ручной;

- силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей.

Объясните свой ответ.

 Д: - Тарас был очень добрым и мудрым человеком, он понимал, что если он оставит  Приёмыша у себя,  то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить там, где ему суждено – рыбе в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая – то надежда, что всё будет хорошо!

е) Игра «Собери пословицу»

У: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Вам предстоит прочитать пословицы и ответить на вопрос: « Отражает ли пословица главную мысль произведения?».

* В каждой разлуке всегда скрыта новая встреча.

* Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зеленая ветка.

* Легко подружиться, тяжело разлучиться.

* Жизнь дана на добрые дела.

И природа и общество существуют в одной общей среде. Но только дикая природа способна обеспечить её пригодность для продолжения жизни на планете. Нет будущего без прошлого

6. Просмотр презентации

а)  Музыка А. Пахмутовой, слова Роберта Рождественского «Просьба»

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится;

На траве кровавой вздрагивает птица.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

 Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

 И должно быть сердце – сердце человечье.

Люди – человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как – то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

 Не убивайте зря;

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море!

И земля без зверей – не Земля!

У:- Как вы поняли смысл этой песни?

Д: -  Зверушки, птички, рыбки - - все  боятся человека  и хотят, чтоб мы обращались с ними с особой добротой.

Мы все обязаны считаться с тем, что есть граница дозволенного природой. Природа живет по своим законам, которые действуют везде и всегда. Необходимо не вторгаться в нее, ради сиюминутной выгоды, а осознавать, что мы живем в глобальном мире, в котором среда жизни для всех Землян общая и экологические проблемы касаются каждого из нас! Только в фантазиях с Природой можно делать, что хочешь. В реальности же она ставит человеку жёсткие запреты (ТАБУ́). В любой деятельности человека есть границы, дозволенного Природой! Если мы не сможем заставить себя соблюдать Табу Природы, мы сами украдем у себя счастливое будущее. Чтобы жить в границах дозволенного, всем нам надо научиться управлять своими желаниями.

б) Работа с эпиграфом

« Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».                         Артур Шопенгауэр.

У:- Как вы понимаете это высказывание? 

Д:- Как человек относится к животным, так и будет относиться он к людям.

Артур Шатнер

Кто любит собак и прочих животных,

Серьёзных котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла и осла –

Тот людям вовеки не сделает зла.

Итог урока:

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- Сегодня на уроке мы говорили о что доброта – это богатство и щедрость души?

-  Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа?

-  Он приютил  лебедя – приёмыша, не дал ему погибнуть. Хорошо, что есть такие люди, как Тарас, которые готовы прийти на помощь всему живому. Узнав о таких добрых людях, и сам делаешься лучше.

- А какие добрые дела вы совершали или можете ещё совершить?

- Что нужно для того, чтобы быть добрым человеком?   (Добрую душу и доброе сердце).

- Пусть ваше душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приёмыш».

7. Рефлексия:

У:-     Чудо палочку возьму

          И два раза ей взмахну.

          И сейчас вы из людей

          Превратитесь в лебедей

-  У каждой группы лежат лебеди разных цветов, предлагаю вам выбрать лебедя такого цвета, который соответствует вашему настроению:

* Лебедь белого цвета: - Настроение отличное! Всё сделано, всё понятно!

* Лебедь розового цвета: - Настроение хорошее. Всё сделано, но не всё понятно!

* Лебедь сиреневого цвета:- Настроение плохое. Грустно! Много не понятного!

Илья Мухачев

- Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица с небом, как поле с лугом,

Как ветер с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери и птицы,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным друзьям!

-  Очень важно не очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы еще дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Но прежде вы должны вырасти  настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово! И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра!!!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Н.КУН " ОЛИМП" 4 класс

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Н.КУН "ОЛИМП" 4 класс...

Конспект открытого урока по литературному чтению "А.Куприн "Слон" 3 класс "Школа России"

Конспект составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использовалась физминутка "Слон". Видеоролик на тему"Семья"....

Конспект открытого урока по литературному чтению "Стихи о маме" 2 класс

Стихи о маме. Е.А.Благинина «Посидим в тишине», Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел»Цели урока: ·        познакомить учащихся с произведениями о маме;·...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

Конспект открытого урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс СтихиАлексея Плещеева "О весне" (с презентацией)

Файл содержит презентацию и конспект урока, картинки и словарик к уроку. К сожалению, не возможно загрузить презентацию с аудио и видеоматериалами. К уроку использовались аудио и видео материалы (Анто...

Конспект к открытому уроку по литературному чтению 2-3 класс

Открытый урок по литературному чтению В.В.Бианки "Музыкант" и И.А.Крылов "Зеркало и обезьяна"...