Конспект открытого обобщающего урока литературного чтения по жанрам русского устного народного творчества на тему: «Учись доброму, худое на ум не пойдёт»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме
Обобщение знаний по жанрам устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka_gaynova_t.v._gou_sosh_141_1.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого обобщающего урока литературного чтения по жанрам русского устного народного творчества на тему:
«Учись доброму, худое на ум не пойдёт»
Цель: обобщить и углубить знания учащихся об особенностях жанров русского фольклора; приобщать учащихся к русской национальной культуре через знакомство с произведениями русского устного народного творчества (загадками, сказками, пословицами), формировать навыки толерантных отношений между детьми разных национальностей, обучающихся в одном классе.
Задачи:
Образовательная: в игровой форме обобщать и углублять знания детей о русских народных пословицах, загадках и русских народных сказках, учить анализировать содержание пословицы, загадки, сказки, выделять персонажей сказки, отгадывать предмет по различным признакам, формировать умение сопоставлять суть пословицы с содержанием сказки, учить инсценированию устно-поэтических произведений, перенесению образов русского фольклора в практику общения.
Развивающая: развивать логическое мышление, фантазию, память, эстетическую сторону личности детей, обогащать активный словарный запас детей.
Воспитательная: воспитывать уважение и интерес к русской национальной культуре, желание изучать произведения русского устного народного творчества, формировать умение работать в группе, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, умение высказывать своё мнение; формировать навыки толерантных отношений между учащимися одного класса.
Оборудование:
- Иллюстрации к сказкам, пословицам, загадкам;
- Детали модели «живого цветка» по жанрам русского фольклора;
- 3 стола для команд участников; стулья по числу участников;
- Таблица зачётных баллов за конкурсы;
- Таблички с номерами команд;
- 3 набора сигнальных карточек с цифрами;
- Эмблемы для капитанов и участников викторины;
- Набор загадок о животных;
- 3 карточки с кроссвордами;
- 3 набора карточек с изображениями животных – героев сказки «Теремок»;
- Костюмы сказочных героев: мышки, лисы, медведя, кота; ширма;
- Аудиозаписи музыкальных фрагментов; музыкальный центр;
- Призы участникам команд (за победу и участие).
Этапы урока | Ход урока | Примечания |
1.Организацион-ный момент. | Дети входят в класс, рассаживаются за столы, распределяясь по группам. Учитель приветствует детей, проверяет готовность учащихся к уроку. | |
2.Вступительная беседа, активизация знаний. 3. Обобщение. | Беседа об особенностях жанров русского устного народного творчества. - Сегодня мы вспомним и обобщим наши знания о жанрах устного народного творчества русского народа. Назовите известные вам жанры у.н.т. Подкрепите свой ответ, назвав подходящие произведения. (На доске появляется модель «живого цветка» у.н.т.) - Как можно по-другому назвать устное народное творчество? (Фольклор). - Что общего у всех произведений у.н.т.? (В произведениях русского фольклора отражена народная мудрость.) В каждом жанре мы найдём поучение. Чему нас учат произведения всех жанров у.н.т.? - Сегодня я предлагаю вам остановиться подробнее на трёх жанрах у.н.т. и поучиться чему - то доброму: «Учись доброму, худое на ум не пойдёт». Отгадайте эти жанры. Вам помогут иллюстрации. Я буду указывать вам на иллюстрацию, а вы попробуйте назвать произведение фольклора и определить его жанр. (В процессе выполнения задания учащиеся определяют 3 фольклорных жанра: сказка, загадка, пословица.) | Дети называют жанры у.н.т., учитель выкладывает на доске модель в виде цветка. На доске появляется серединка цветка с надписью «Фольклор». Работа с иллюстрациями на доске. Модель «Живого цветка» на доске дополняется цветными фрагментами. Ребята определяют по иллюстрациям названия и жанры произведений У.Н.Т. |
3. Закрепление изученного. | - Попробуем закрепить наши знания о сказках, загадках и пословицах с помощью викторины. Ход викторины: 1. Жеребьёвка, формирование команд, выбор капитанов. 2. Вступительное слово ведущего. Ведущий: - Кто из вас, ребята любит отгадывать загадки? А кто любит русские народные сказки читать? Тогда предлагаю вам, как в старину говорили, «ум потренировать да душу потешить». мы будем отгадывать русские народные загадки. А как в старину говорили люди о загадках? «В загадках – мудрость народная.» А, чтобы вам было интереснее отгадывать загадки, знайте: все они будут о животных, героях русских народных сказок. Работать вам придётся в командах, а, значит, нужно будет совещаться и внимательно слушать друг друга. Как говорит русская пословица, «Дружно – не грузно, а врозь, хоть брось», «Одна пчела много мёда не наносит». Победить вы сможете только всей командой. Жюри будет выставлять командам баллы. А помогать мне вести сегодняшнюю викторину будут сказочные герои.
Ведущий: - Отгадав загадку, вы узнаете, кто будет объявлять первый тур. Маленькая, серенькая, В норке живёт, Корку грызёт. (Мышь) (Звучит музыка. Входит сказочный герой – Мышка – норушка.) Мышка: - Здравствуйте, я мышка, герой многих русских народных сказок. А вы знаете, как меня зовут в русских народных сказках? В каких сказках вы можете меня встретить? Ведущий: - Мышка – норушка, мы тебя узнали. Ждём первого конкурса. 1 конкурс. Мышка: - Я, Мышка – норушка – зверь шустрый. Мой конкурс «Блиц-турнир». Вам будут загадывать загадки, а вы будете очень быстро их отгадывать. Какая команда отгадает больше загадок, та и победит. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. (Мышка снимает с доски карточки с загадками наугад. Ведущий зачитывает загадки, дети отгадывают, называют сказки, в которых встречаются отгаданные животные.)
*** Посреди двора Стоит копна: Спереди – вилы, Сзади – метла. (Корова) *** Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. (Баран) *** У порога плачет, Коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт. (Кошка) *** Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. (Собака) *** Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) *** Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы – Уши больше головы. (Заяц) (В конце конкурса производится подсчёт баллов и объявление результатов 1 конкурса. Сказочный герой присоединяется к жюри). Ведущий: - Попробуйте отгадать, кто мой следующий помощник. Это загадка – описание. В одной русской народной сказке эта героиня отняла избушку у зайца, в другой научила волка ловить хвостом рыбу, в третьей обманула всех зверей и забрала у них всех домашних животных. Кто это? (Лиса.) (Звучит музыка. Входит сказочный герой – Лиса Патрикеевна.) Лиса: - Я – украшение любой сказки. А вы знаете, как меня зовут в русских народных сказках? Я – героиня многих русских сказок. Назовите их.
2 конкурс. Лиса: - Всем известно, что я, Лиса Патрикеевна, очень хитра и всё время придумываю разные хитрости и уловки, чтобы поймать кого-нибудь из сказочных героев. Во втором конкурсе командам предстоит отгадать птиц, героев русских народных сказок. Для этого вам придётся разгадать мой кроссворд. А, ведь это ещё один вид загадок. К стати: все слова здесь относятся к русскому быту. За правильно отгаданное слово команда получает 2 балла. Задание Задание Задание для 1 команды: для 2 команды: для 3 команды: *олодец *ила *ернова *хват п*сня пл*г забо* уша* вер*етено седл* *рожай з*мок пе*ка гор*ок дро*а *аша п*греб ко*одец вод* *оса огон* (Курочка.) (Петушок.) (Журавль) (В конце конкурса производится подсчёт баллов и объявление результатов 2 конкурса. Сказочный герой присоединяется к жюри) Ведущий: - Наш следующий герой появится перед нами, как только вы отгадаете, кто он. Этот герой смелый и сообразительный. Настоящий спаситель для своих друзей и гроза для лесных хищников. А какой красивый! Настоящий тигр! (Звучит музыка. Входит сказочный герой – Котофей Иванович.) Кот: Я - Кот, гуляю сам по себе, поэтому много всего вижу и знаю. А вы меня знаете? Как меня называют в русских народных сказках?
3 конкурс. Кот: В сказках я могу друга спасти, врага проучить и за себя постоять. А могут ли ваши капитаны за команду постоять и себя показать? Я – умный и шустрый сказочный персонаж. И вам сейчас предстоит показать свой ум и быстроту. Соедините парами пословицы и названия подходящих к ним сказок. Кто из капитанов выполнит правильно задание первым, тот победит и принесёт команде 3 очка. Задания для капитана 1 команды: Врать - не устать, Сивка-Бурка. да было бы кому слушать. Будь своему слову – Колобок. господин. Дружно – не грузно, Лисичка со скалочкой. а врозь, хоть брось. Доверяй, но проверяй. Пузырь, Соломинка и Лапоть. Задания для капитана 2 команды: По работе и награда.. Теремок. Любит дед чужой обед. Царевна – лягушка. Утро вечера мудренее. Рукодельница и Ленивица. Одна пчела много мёду Лиса и медведь. не натаскает. Задания для капитана 3 команды: Друзья познаются в беде. Снегурочка. Дело вести – не лапти Гуси-лебеди. плести. Без детей горе, Медведь – половинщик. а с детьми – вдвое. Играть, играй, да дело знай. Кот, петух и лиса.
(В конце конкурса производится подсчёт баллов и объявление результатов 3 конкурса. Сказочный герой присоединяется к жюри) Ведущий: - Наш следующий герой появится перед нами, как только вы отгадаете загадку. Название этого животного произошло от двух слов, известных ещё в древней Руси: «мёд» и «знать», «ведать». Отгадайте, что же это за зверь. (Звучит музыка. Входит сказочный герой - медведь.) Медведь: - В русских народных сказках я, медведь, самый большой и самый страшный зверь. Люди в старину меня очень уважали и обращались ко мне с почтением. А, как меня называют в русских народных сказках? В каких сказках вы можете меня встретить? 4 конкурс. Медведь: - Моё задание будет самым сложным. У вас на столах лежат портреты разных животных. Это персонажи одной сказки. Вам предстоит:
Команда, победившая в этом конкурсе, получает 4 балла. (Сказка «Теремок».) (В конце конкурса жюри подсчитывает баллы и объявляет результаты 4 конкурса. Сказочный герой присоединяется к жюри.) | ФИЗМИНУТКА игра «Путаница» Звучит музыка. Дети – помощники идут за ширму переодеваться. Героиня выслушивает ответы детей. На доске карточки с загадками:
Мышка загадывает загадки. Герой выслушивает ответы детей. Лиса проводит второй конкурс. На столы для каждой команды ведущий кладёт листы с заданиями. Ребята выполняют задание лисы: разгадывают кроссворды. Доп. задание: В каждой группе сказок назвать «лишнюю» сказку, обосновать свой выбор. (В каждой группе есть сказка, в которой главные герои - не животные). Кот проверяет работу капитанов. Герой выслушивает ответы детей. Ведущий раскладывает на столах карточки с изображениями животных – героев сказок. Участники команд выстраиваются в «сказочном» порядке. |
4. Итог урока. 5. Домашнее задание. 6. Результаты состязаний. | - Ребята, удалось ли нам закрепить наши знания о жанрах у.н.т.? Давайте назовём ещё раз 3 жанра русского фольклора, которые мы так хорошо сегодня закрепили. Какое задание показалось вам самым трудным, а какое самым интересным на сегодняшнем уроке? Назовите пословицы, которые запомнились. - Запишите домашнее задание: проиллюстрировать одну из прозвучавших на уроке пословиц и объяснить её смысл через сюжет любой сказки. - Прежде чем мы узнаем результаты викторины, давайте поблагодарим наших помощников и наше уважаемое жюри за помощь в проведении викторины. (Жюри объявляет результаты викторины. Звучит музыка. Проводится награждение победителей и участников. ) | Учитель оценивает работу учащихся на уроке и объявляет отметки за урок. Призы для своих команд получают капитаны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок литературного чтения для 2 класса "Устное народное творчество"
Цели и задачи: ¾ Сформировать устойчивое представление об устном народном творчестве. ¾...
Методическая разработка урока по чтению в 1 классе "Устное народное творчество. Работа над сказкой "Собака и петух"
Данная методическая разработка урока помогает учащимся 1 класса познакомится с разными жанрами устного народного творчества. Урок построен с использованием игровой технологии....
Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".
Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....
Презентация к обобщающему уроку литературного чтения по разделу "Русские писатели" во 2 классе
Материал презентации можно использовать как на уроке,так и во внеурочное время....
Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....
проверочная работа по литературному чтению во 2 классе "Устное народное творчество"
Проверочная работа разработана по учебному материалу раздела «Устное народное творчество» учебника по литературному чтению 3 класса...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроке литературного чтения на основе произведений устного народного творчества
Формирование коммуникативных УУД в курсе литературного чтения приводят к развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Тем самым введение комплекса...