Урок литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения 4 класс "Аленький цветочек. С. Аксаков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения «С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"». 4-й клас
Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации: учить анализировать сказку, работать с текстом; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь и уважение к родителям; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; отрабатывать навыки выразительного чтения.
Задачи урока:
- Развивать умения читать вслух.
- Воспринимать на слух художественное произведение.
- Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.
- Учить анализировать художественный текст, выделение в нём основной мысли.
- Формировать интерес к творчеству русского писателя С.Т.Аксакова.
- Осмысление правил взаимодействия в группе.
Ход урока | Универсальные учебные действия |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
| |
Учитель. Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок литературного чтения. Я попрошу вас посмотреть на кончик указательного пальца. Запомните эту точку. А теперь взгляните в верхний угол классной комнаты. А сейчас посмотрите в окно и найдите самую дальнюю точку. Каждый раз у вас увеличивался кругозор. Я вам желаю, чтобы вы на уроке добились гораздо большего, расширили свои возможности и знания. Тихонько садитесь. | Личностные УУД:
|
2. Актуализация знаний учащихся Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление | |
Учитель. Речевая разминка. На стульях сидят шалунишки, Листают волшебные книжки… Тихи - тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша. (Прочитать медленно, затем с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой, выразительно). Учитель. Как вы думаете, почему именно этот текст мы используем на уроке для чтения? Дети. Мы будем работать над сказкой. Учитель: А какие разновидности сказок вы знаете? (Бытовые, о животных, народные, волшебные) Учитель. Прослушайте песню и скажите, о какой сказке пойдёт речь на уроке? Фонограмма песни «Аленький цветочек» (видео) Учитель. О какой сказке поётся в песне? Дети. Называют сказку. Учитель. Откройте учебник на стр.138. и сформулируйте тему нашего урока Сегодня мы познакомимся со сказкой Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек». Учитель. А какие цели мы поставим перед собой на урок? -Узнать, кто такой Аксаков -познакомиться с содержанием сказки Учитель. А можно ли сказку «Аленький цветочек» назвать народной? Кто является автором этой сказки? Дети. Сергей Тимофеевич Аксаков. Это авторская сказка. Учитель. Давайте послушаем ребят, они нам расскажут о б авторе этого произведения. Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791г. в городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. К нему пригласили старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных сказок. С.Т.Аксаков вырос, стал писателем и, работая над созданием своих произведений вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Красавицу и чудовище” и записал её по памяти добавив в содержание свои элементы, фантазии. Впервые она была напечатана в 1858г. и с тех пор стала у детей любимой сказкой. Учитель. Так какую роль в создании сказки сыграла Пелагея, няня писателя? | Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
|
3. Работа с текстом Цель: организовать фиксацию актуализированных способов действий: восстановление деформированного текста, работа в группах. | |
-Приступим к прочтению сказки ,но сначала посмотрите на карточки, которые я раздала вам в начале урока, в них указаны устаревшие слова, которые будут встречаться в сказке, обратитесь к карточке со словами, если вам встретится незнакомое слово. КУПЕЦ – лицо, ведущее частную торговлю ( богатый человек. ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями. ЖЕМЧУГ БУРМИЦКИЙ- драгоценный камень ТУВАЛЁТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежностями. КАРМАЗИНСКОЕ СУКНО- дорогой ковер ХОРОНИЛ ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА- сильно прятал и берёг Учитель. (после прочтения отвечают на вопросы) -Сколько дочерей было у купца? -Куда поехал купец? -Что он пообещал купить дочерям? -Сколько времени он им дал на раздумье? -Какие гостинцы заказали дочери? -Всем ли отыскал гостинцы купец? -Кому он не отыскал гостинец? Учитель. Ребята, на столе лежат карточки с деформированным текстом. Восстановите правильный порядок событий в сказке. (Работа в группах) Карточка
Правильный ответ
Учитель. Как вы думаете, на что похож этот порядок действий событий? Дети. На план.
| Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД
|
4. Беседа о сюжете сказки и составление характеристики главных героев. Цель: самостоятельное конструирование процесса, исходя из целей; отслеживание направления развития, определение конечного результата.
| |
Учитель. А сейчас, когда мы уже частично познакомились с содержанием сказки давайте охарактеризуем главных героев. -Кто является главными героями произведения? младшая дочь, купец, чудище, сестры -Соотнесите черты характера с героями. (добрый, добрая, вежливая, отзывчивый, злые, простая, несчастный, честный, честная, искренняя, справедливый, воспитанная, завистливые, гостеприимный, жестокие, самолюбивые, скромная.) -Кто из героев положительный, а кто отрицательный? -Как вы это объясните Самооценка
Учитель. На столах - алые цветочки. На лепестках напишите по 1-му слову: чему научила вас сказка. (Готовые цветы прикрепляются на доске, 1 ученик читает все записи) Сказка «Аленький цветочек» живет вот уже более 150 лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек. Я ЗНАЮ: как правильно составлять характеристику героя литературного произведения, используя словарный запас, различные словари и прочитанный текст; Я МОГУ: рассуждать, слушать и слышать, вести диалог, ясно выражать свою мысль; Я СУМЕЮ: сотрудничать с товарищами на уроке, с учителем, справиться с любым заданием на уроке; Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ: осознанно высказывать свои мысли; правильно, грамотно и выразительно читать и пересказывать.
| Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....