Урок литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Алексеенко Cветлана Михайловна

Урок литературного чтения 4 класс "Аленький цветочек. С. Аксаков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения «С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"». 4-й клас


Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации: учить анализировать сказку, работать с текстом; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь и уважение к родителям; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Задачи урока:

  • Развивать умения читать вслух.
  • Воспринимать на слух художественное произведение.
  • Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.
  • Учить анализировать художественный текст, выделение в нём основной мысли.
  • Формировать интерес к творчеству русского писателя С.Т.Аксакова.
  • Осмысление правил взаимодействия в группе.

 

Ход урока

Универсальные учебные действия

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

 

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Начнем наш урок литературного чтения.

Я попрошу вас посмотреть на кончик указательного пальца. Запомните эту точку.

А теперь взгляните в верхний угол классной комнаты.

А сейчас посмотрите в окно  и найдите самую дальнюю точку.

Каждый раз у вас увеличивался кругозор. Я вам желаю, чтобы вы на уроке добились гораздо большего, расширили свои возможности и знания.

Тихонько садитесь.

Личностные УУД:

  • Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
  • Формирование желания выполнять учебные действия

 

2. Актуализация знаний учащихся

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление

Учитель.

Речевая разминка.

На стульях сидят шалунишки,

Листают волшебные книжки…

Тихи - тихо, чуть дыша,

Входит сказка не спеша.

(Прочитать медленно, затем с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой, выразительно).

Учитель. Как вы думаете, почему именно этот текст мы используем на уроке для чтения?

Дети. Мы будем работать над сказкой.

Учитель: А какие разновидности сказок вы знаете?

(Бытовые, о животных, народные, волшебные)

Учитель. Прослушайте песню и скажите, о какой сказке пойдёт речь на уроке?

Фонограмма песни «Аленький цветочек» (видео)

Учитель. О какой сказке поётся в песне?

Дети. Называют сказку.

Учитель. Откройте учебник на стр.138. и сформулируйте тему нашего урока

Сегодня мы познакомимся  со  сказкой Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек».

Учитель. А какие цели мы поставим перед собой на урок?

-Узнать, кто такой Аксаков

-познакомиться с содержанием сказки

Учитель. А можно ли сказку «Аленький цветочек» назвать народной?

Кто является автором этой сказки?

Дети. Сергей Тимофеевич Аксаков. Это авторская сказка.

Учитель. Давайте послушаем ребят, они нам расскажут о б авторе этого произведения.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791г. в городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. К нему пригласили  старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных сказок.

С.Т.Аксаков вырос, стал писателем и, работая над созданием своих произведений вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Красавицу и чудовище” и записал её по памяти добавив в содержание свои элементы, фантазии. Впервые она была напечатана в 1858г. и с тех пор стала у детей любимой сказкой.

Учитель. Так  какую роль в создании сказки сыграла Пелагея, няня писателя?

Личностные УУД:

  • Формирование положительного отношения к процессу познания

 

Коммуникативные УУД:

  • Высказывание своих предположений, построение рассуждений, аргументирование своих высказываний
  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

 

Познавательные УУД:

  • Осознавать познавательную задачу урока
  • Овладевать широким спектром логических действий и операций

Регулятивные УУД:

  • Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа с текстом

Цель: организовать фиксацию актуализированных способов действий: восстановление деформированного текста, работа в группах.

-Приступим к прочтению сказки ,но сначала посмотрите на карточки, которые я раздала вам в начале урока, в них указаны устаревшие слова, которые будут встречаться в сказке, обратитесь к карточке со словами, если вам встретится незнакомое слово.

КУПЕЦ – лицо, ведущее частную торговлю ( богатый человек.

ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

ЖЕМЧУГ БУРМИЦКИЙ- драгоценный камень

ТУВАЛЁТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежностями.

КАРМАЗИНСКОЕ СУКНО- дорогой ковер

ХОРОНИЛ ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА- сильно прятал и берёг

 Учитель.  (после прочтения отвечают на вопросы)

-Сколько дочерей было у купца?

-Куда поехал купец?

-Что он пообещал купить дочерям?

-Сколько времени он им дал на раздумье?

-Какие гостинцы заказали дочери?

-Всем ли отыскал гостинцы купец?

-Кому он не отыскал гостинец?

Учитель. Ребята, на столе лежат карточки с деформированным текстом. Восстановите правильный порядок событий в сказке.

(Работа в группах)

Карточка

  1. Отправился купец в дальние страны.
  2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  3. Жил купец и было у него три дочери.
  4. Младшая дочь у зверя лесного.
  5. Зависть сестёр.
  6. Купец встретился со зверем лесным.
  7. Превращение зверя в принца.

 

Правильный ответ

  1. Жил купец и было у него три дочери.
  2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  3. Отправился купец в дальние страны.
  4. Купец встретился со зверем лесным.
  5. Младшая дочь у зверя лесного.
  6. Зависть сестёр.
  7. Превращение зверя в принца.

Учитель. Как вы думаете, на что похож этот порядок действий событий?

Дети. На план.

 

Личностные УУД:

  • Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру
  • Формирование желания выполнять учебные действия

 

Коммуникативные УУД:

  • Осмысление правил взаимодействия в паре

 

Познавательные УУД:

  • Обоснование своего мнения
  • Овладение широким спектром логических действий и операций

 

Регулятивные УУД

  • Выполнение взаимопроверки учебного задания

 

4. Беседа о сюжете сказки и составление характеристики главных героев.

Цель: самостоятельное конструирование процесса, исходя из целей; отслеживание направления развития, определение конечного результата.

 

Учитель. А сейчас, когда мы уже частично познакомились с содержанием сказки давайте охарактеризуем главных героев. 

-Кто является главными героями произведения? младшая дочь, купец, чудище, сестры

-Соотнесите черты характера с героями.

 (добрый, добрая, вежливая, отзывчивый, злые, простая, несчастный, честный, честная, искренняя, справедливый, воспитанная, завистливые, гостеприимный, жестокие, самолюбивые, скромная.)

-Кто из героев положительный, а кто отрицательный?

-Как вы это объясните

Самооценка

 

Учитель. На столах - алые цветочки. На лепестках напишите по 1-му слову: чему научила вас сказка. (Готовые цветы прикрепляются на доске, 1 ученик читает все записи)

Сказка «Аленький цветочек» живет вот уже более 150 лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.

 Я ЗНАЮ:

как правильно составлять характеристику героя литературного произведения, используя словарный запас, различные словари и прочитанный текст;

 Я МОГУ:

рассуждать, слушать и слышать, вести диалог, ясно выражать свою мысль;

 Я СУМЕЮ:

сотрудничать с товарищами на уроке, с учителем, справиться с любым заданием на уроке;

 Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ:

осознанно высказывать свои мысли; правильно, грамотно и выразительно читать и пересказывать.

 

Личностные УУД:

  • Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

 

Коммуникативные УУД:

  • Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
  • Формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю)

 

Познавательные УУД:

  • Обоснование своего мнения
  • Выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

 

Регулятивные УУД:

  • Составление плана решения проблемы творческого характера

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...