Урок литературного чтения во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Наталья Валериевна Машкова

обучаем детей задумываться о смысле веры, о значении дружбы и о том, что действительно важно в жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literatury_2_klass_tema.docx86.66 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок Литературы 2 класс тема: «Живая шляпа» Николай Николаевич Носов.

Цель: ознакомление учащихся с содержанием произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи: формировать умения выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию; развивать критическое мышление, память, воображение, речь; подвести детей к осознанию того, что страх к4 неизведанному может обратиться комической ситуацией; воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).

Ход урока

Ребята сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, которое позволит нам сделать новые открытия.

Отгадайте загадку:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто Умывается,

А с водой не знается. (кошка)

Молодцы!

Речевая разминка

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Давайте проговорим весело, грустно со злостью.

Молодцы!

- Значение слова шляпа в толковом словаре Ожегова трактуется так: Шляпа – это головной убор с высокими полями.

Ребята скажите какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т.д.)

Стук в дверь. Ребята почтальон передал нам посылку. Как вы думаете, что там может быть? (ответ детей, шляпа)

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами шляпа не шути,

Ты не прыгай не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Ребята давайте назовем тему нашего урока? (ответы детей) Живая шляпа

А какие задачи мы поставим перед собой? (узнать бывает шляпа живая или нет, искать ответы на вопросы с помощью текста

-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ.

Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами как и вы.

Мы познакомимся с произведением Николая Николаевича Носовым «Живая шляпа».

Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

 Урок литературного чтения во 2 классе

Тема. Н. Н. Носов  « Живая шляпа»

Цели: стимулировать формирование навыков вдумчивого чтения на примере произведения Н.Н. Носова  «Живая шляпа»; прививать интерес и любовь к чтению через использование игровых и информационно-коммуникативных технологий; способствовать формированию умения анализировать художественное произведение,  совершенствовать монологическую и диалогическую речь; расширять кругозор и словарный запас учащихся, умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли; стимулировать развитие речи, памяти, творческого воображения, способствовать воспитанию интереса к чтению, нравственных качеств личности (доброты, смелости, решительности).

Планируемые результаты: научатся воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; вычленять основную мысль каждой части, работать над разными видами чтения.

Личностные УУД: выражать свои эмоции от рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами, оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, работать в паре, группе.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; предвосхищать результат.

Коммуникативные УУД: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии.

Познавательные УУД: научатся овладевать навыками смыслового чтения, чтение по ролям, выбирать вид чтения в зависимости от цели; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Ресурсы: учебник по литературному чтению Э.Э. Кац. 2 класс  «Планета знаний» рассказ Н. Носова «Живая шляпа», , проектор, экран, компьютер, карточки  для индивидуальной работы, в парах и в группах тест,, шляпы, цветные карандаши.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах.

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

На уроке не болтай,

Как заморский попугай.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесёт нам всем радость общения, а помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.

Самоконтроль готовности, настрой на работу.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2.Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала.

-Ребята вы наверное обратили внимания на мой головной убор? Что это? Вы правы это шляпа. А как еще можно использовать шляпу?

Вы правы это не только головной убор. Шляпу можно снять при тех кого уважаешь. Или надвинуть на глаза, если кого-то не хочешь видеть. Или шляпой можно обмахиваться в жаркий летний день. Или натянуть на уши если очень холодно. Знаете ребята более сто лет назад  за подкладку шляпы клали документы, чтобы они не потерялись. Считалось положивший документы в шляпу обязательно отлично выполнит свое дело. Ребята а какие бывают  шляпы?

Совершенно верно, шляпы бвывают разные женские, мужские, детские, цветные.

Ребята, а вы любите

загадки?

-Я для вас приготовила интересную загадку, попробуйте её отгадать.

Сижу верхом,

Не знаю на ком,

Знакомца встречу-

Соскочу, привечу.(Шляпа)

Шляпа-лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет.

Пожелает нам удачи!

-Что такое шляпа? Назовите признаки к слову шляпа.

-Как вы думаете. а шляпа бывает живая?

-Верите ли вы в то, что бывают  живые шляпы?

Отгадывают загадку

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителем.

3. Мотивация и целеполагание .

- Возьмите листочки, зачеркните букву  «у».

Из оставшихся букв фамилию имя отчество и название произведения, которое мы сегодня будем читать.

НуиукуоулуауйуНиукууоулуауеувууиучуНуосуоув

« Жуиувуауяуушуулуяупуау»

Следовательно тема урока какая?

_-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: бывают ли живые шляпы?

-Для кого знакомо имя автора?

-Есть ли у вас дома книги Н.Н.Носова?

Носов - детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел!

Формулируют тему и цель урока под руководством учителя.

Индивидуальная работа уч-ся

Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4. Изучение нового материала.

-Я хочу, чтобы вы поработали сегодня в парах и группах. Давайте вспомним правила работы в группах и парах.

а) Словарная работа.

Работа в парах:

Восстановите слова, добавив буквы, обозначающие гласный звук.

к_м_д

к_ч_рг_

к_рз_н_

В_л_д_

шл_п_

к_мн_т_

д_в_н

В_д_к

- В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания в печи дров, угля.

Трястись от страха – сильно испугаться.

б)Чтение трудных слов.

- В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение).
плюх-ну-лось

о-бер-нул-ся
со-скольз-ну-ла
по-смот-ри
под-прыг-нет
рас-кра-ши-ва-ли
при-от-кры-ли

об-ра-до-ва-лись

ос-та-но-ви-лись

спра-ши-ва-ет

-Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы ,когда они сидели дома.

Откройте учебник с.113.рассмотрите иллюстрацию. Какие вы можете сделать предположения о содержании этого произведения?

Знакомиться с текстом будем по частям, с остановками.

Организует работу с текстом, после чтение каждой части задает вопросы, проверяя понимание текста.

1. Чтение 1части учеником с.112.

- Как звали кота?

- Где сидел Васька?

- Что упало на пол?

2. Чтение 2 части  по ролям.с.112.

- Как звали мальчиков героев этого рассказа?

-Что шляпа будет делать в дальнейшем?

3. Чтение 3 части учителем.с.112-113.

Я читаю, а вы следите за мной, стараясь успеть за моим темпом чтения, читаете только глазками.

- Как я передала при чтении состояние мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе).

-Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

- А почему мы не испугались? (Знали, что там Васька).( автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу.)

-Что решили мальчики: почему двигается шляпа?

-Как вы думаете вернуться ребята в комнату?

Работают индивидуально

Уточняют значение слов

Читают хором

Рассматривают картинку и высказывают предположения

Читает ученик

Отвечают на вопросы

Следят за чтением

Читают по ролям, остальные следят

Следят и читают за учителем только глазками, поспевая за чтением учителя.

Отвечают на вопросы

Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Читают вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Личностные: соотносить поступки героев с этическими принципами, оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, работать в паре.

Познавательные: научатся овладевать навыками смыслового чтения, выбирать вид чтения в зависимости от цели; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре и в группах.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учиться работать по предложенному учителем плану.

26-6.05-2.jpg

5.Физминутка

Физминутка

К шляпе дружно подойдём,

Её взглядом обведём!

С нами ,шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Выполняют упражнения

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу.

6.Продолжение работы над новым материалом

4. Чтение 4 части по «цепочке»с.113-114.

- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

-Что предложил Вовка?

-Кто попал в шляпу картошкой?

- Что происходило со шляпой?

5. Чтение 5 части. Жужжащее чтение.

- Какое чувство появилось у ребят?

-Чему так обрадовались ребята?

- Как вы думаете, а котёнок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

- Смешной или грустной показалась эта история?

- Какие чувства вы испытали?

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.

Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.

Познавательные: умеют находить ответы на вопросы в тексте; умеют преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

7.Физминутка

Физминутка. « Котёнок»

Как котёнок умывается? Тянется? Царапается? Ласкается?

Молодцы!

Выполняют упражнения

Личностныеумеют применять правила охраны своего здоровья.

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу.

8.Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного материала.

Понравился вам рассказ? Чем?

-Кто у вас вызывал смех., а кого было жалко?

Работа в группах.

Чувства мальчиков

Авторские слова

Увлечение

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Испуг

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

-Ай!- и прыг на диван.

Страх

-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

-Куда?

-Пойду к себе домой.

-Почему?

-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб

шляпа по комнате ходила.

Радость

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.

Задание на размышление.

-Какие были Вова и Вадик? Выберите  слово:

трусы, чудаки, смелые, милосердные, жестокие

мудрые.

Применение знаний и умений, обобщение и контроля усвоения

-А как автор относится к героям своего произведения?(Ребята  ему нравятся, он над ними посмеивается)

-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?( если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать. Страх может превратиться в комическую ситуацию)

-Что нужно делать, чтобы не бояться ничего?(надо преодолевать страх)

-Можете ли  посоветовать друзьям, прочитать это произведение, почему?

-Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?(страх прошёл, вернулась радость. все остались довольны.

А теперь проверим ,кто из вас был самым внимательным.

Игра «Блиц-опрос».

 – Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова «Живая шляпа» (Дети отвечают на вопросы быстро):

1. Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

Тест.(разноуровневые задания)

1)Где лежала шляпа:

На комоде

На столе

На шкафу

2.)шляпа упала потому что:

Подул ветер

Уцепился кот

Задели ребята

3)Куда убежали ребята из комнаты:

На кухню

В коридор

На балкон

4)Кто первый раскроет секрет « живой шляпы»:

Володя

Володя и Вадик

Вадик

5)Как звали котёнка?

Мурзик

Васька

Пушок

6)Что схватили мальчики?

Кочергу

Веник

Тряпку

7)Что такое комод?

Шкаф, на который ставят телевизор.

Шкаф, для хранения книг.

Низкий шкаф с выдвижными ящиками для вещей.

8.) Кто был под шляпой:

 Щенок. 

 Котёнок. 

 Мышонок.

Проверка выполнения теста.

Отвечают на вопросы.

 

Решают орфографическую задачу

Работа в парах

Отвечают на вопросы по прочитанному

Приводят примеры из жизни

Познавательные: умеют осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные: умеют слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативныеумеют оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, работать в группе.

7.Итог урока. Рефлексия.

– Ребята, перед каждым из вас лежит шляпа. Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно - тогда вы закрасите ленточку на шляпе зеленым цветом.

Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берете желтый цвет.

Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – красный.

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?

– В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

Спасибо вам, ребята за работу, 
Не подвели меня и в этот раз, 
С великим удовольствием, конечно, 
Поставлю вам оценки я сейчас!

Посмотрите на нашу волшебную шляпу. Вы сказали, что главное преодолеть свой страх. Закройте глаза и представьте свой самый большой страх. положите его в ладошку, а сейчас в нашу волшебную шляпу.. И произнесём заклинание 1.2,3- наши  страхи раствори. Посмотрите, что стало с нашими страхами.

Оценивают свою работу.

Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные: понимают эмоции других людей; умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивныеосознают то, что усвоено на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

8. Домашнее задание.

Д.з.:

  • подготовить чтение по ролям,
  • *нарисовать рисунок, каким представляете котёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...