Урок литературного чтения во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
обучаем детей задумываться о смысле веры, о значении дружбы и о том, что действительно важно в жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literatury_2_klass_tema.docx | 86.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок Литературы 2 класс тема: «Живая шляпа» Николай Николаевич Носов.
Цель: ознакомление учащихся с содержанием произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи: формировать умения выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию; развивать критическое мышление, память, воображение, речь; подвести детей к осознанию того, что страх к4 неизведанному может обратиться комической ситуацией; воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
Ход урока
Ребята сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, которое позволит нам сделать новые открытия.
Отгадайте загадку:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто Умывается,
А с водой не знается. (кошка)
Молодцы!
Речевая разминка
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
Давайте проговорим весело, грустно со злостью.
Молодцы!
- Значение слова шляпа в толковом словаре Ожегова трактуется так: Шляпа – это головной убор с высокими полями.
Ребята скажите какие бывают шляпы?
(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т.д.)
Стук в дверь. Ребята почтальон передал нам посылку. Как вы думаете, что там может быть? (ответ детей, шляпа)
К шляпе дружно подойдем,
Ее взглядом обведем!
С нами шляпа не шути,
Ты не прыгай не скачи!
Поскорей открой секрет-
Ты живая или нет?
Ребята давайте назовем тему нашего урока? (ответы детей) Живая шляпа
А какие задачи мы поставим перед собой? (узнать бывает шляпа живая или нет, искать ответы на вопросы с помощью текста
-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ.
Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами как и вы.
Мы познакомимся с произведением Николая Николаевича Носовым «Живая шляпа».
Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема. Н. Н. Носов « Живая шляпа»
Цели: стимулировать формирование навыков вдумчивого чтения на примере произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»; прививать интерес и любовь к чтению через использование игровых и информационно-коммуникативных технологий; способствовать формированию умения анализировать художественное произведение, совершенствовать монологическую и диалогическую речь; расширять кругозор и словарный запас учащихся, умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли; стимулировать развитие речи, памяти, творческого воображения, способствовать воспитанию интереса к чтению, нравственных качеств личности (доброты, смелости, решительности).
Планируемые результаты: научатся воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; вычленять основную мысль каждой части, работать над разными видами чтения.
Личностные УУД: выражать свои эмоции от рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами, оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, работать в паре, группе.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; предвосхищать результат.
Коммуникативные УУД: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии.
Познавательные УУД: научатся овладевать навыками смыслового чтения, чтение по ролям, выбирать вид чтения в зависимости от цели; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Ресурсы: учебник по литературному чтению Э.Э. Кац. 2 класс «Планета знаний» рассказ Н. Носова «Живая шляпа», , проектор, экран, компьютер, карточки для индивидуальной работы, в парах и в группах тест,, шляпы, цветные карандаши.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах.
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Планируемые результаты | ||||||||||||
1.Организационный момент. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. На уроке не болтай, Как заморский попугай. Книга – верный друг детей, С ней живется веселей! Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесёт нам всем радость общения, а помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка. | Самоконтроль готовности, настрой на работу. | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. | ||||||||||||
2.Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала. | -Ребята вы наверное обратили внимания на мой головной убор? Что это? Вы правы это шляпа. А как еще можно использовать шляпу? Вы правы это не только головной убор. Шляпу можно снять при тех кого уважаешь. Или надвинуть на глаза, если кого-то не хочешь видеть. Или шляпой можно обмахиваться в жаркий летний день. Или натянуть на уши если очень холодно. Знаете ребята более сто лет назад за подкладку шляпы клали документы, чтобы они не потерялись. Считалось положивший документы в шляпу обязательно отлично выполнит свое дело. Ребята а какие бывают шляпы? Совершенно верно, шляпы бвывают разные женские, мужские, детские, цветные. Ребята, а вы любите загадки? -Я для вас приготовила интересную загадку, попробуйте её отгадать. Сижу верхом, Не знаю на ком, Знакомца встречу- Соскочу, привечу.(Шляпа) Шляпа-лучший друг на свете Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет. Пожелает нам удачи! -Что такое шляпа? Назовите признаки к слову шляпа. -Как вы думаете. а шляпа бывает живая? -Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? | Отгадывают загадку | Коммуникативные: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителем. | ||||||||||||
3. Мотивация и целеполагание . | - Возьмите листочки, зачеркните букву «у». Из оставшихся букв фамилию имя отчество и название произведения, которое мы сегодня будем читать. НуиукуоулуауйуНиукууоулуауеувууиучуНуосуоув « Жуиувуауяуушуулуяупуау» Следовательно тема урока какая? _-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: бывают ли живые шляпы? -Для кого знакомо имя автора? -Есть ли у вас дома книги Н.Н.Носова? Носов - детских книг творец. Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел! | Формулируют тему и цель урока под руководством учителя. Индивидуальная работа уч-ся | Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. | ||||||||||||
4. Изучение нового материала. | -Я хочу, чтобы вы поработали сегодня в парах и группах. Давайте вспомним правила работы в группах и парах. а) Словарная работа. Работа в парах: Восстановите слова, добавив буквы, обозначающие гласный звук.
- В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания в печи дров, угля. Трястись от страха – сильно испугаться. б)Чтение трудных слов. - В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение). о-бер-нул-ся об-ра-до-ва-лись ос-та-но-ви-лись спра-ши-ва-ет -Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы ,когда они сидели дома. Откройте учебник с.113.рассмотрите иллюстрацию. Какие вы можете сделать предположения о содержании этого произведения? Знакомиться с текстом будем по частям, с остановками. Организует работу с текстом, после чтение каждой части задает вопросы, проверяя понимание текста. 1. Чтение 1части учеником с.112. - Как звали кота? - Где сидел Васька? - Что упало на пол? 2. Чтение 2 части по ролям.с.112. - Как звали мальчиков героев этого рассказа? -Что шляпа будет делать в дальнейшем? 3. Чтение 3 части учителем.с.112-113. Я читаю, а вы следите за мной, стараясь успеть за моим темпом чтения, читаете только глазками. - Как я передала при чтении состояние мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе). -Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель? - А почему мы не испугались? (Знали, что там Васька).( автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу.) -Что решили мальчики: почему двигается шляпа? -Как вы думаете вернуться ребята в комнату? | Работают индивидуально Уточняют значение слов Читают хором Рассматривают картинку и высказывают предположения Читает ученик Отвечают на вопросы Следят за чтением Читают по ролям, остальные следят Следят и читают за учителем только глазками, поспевая за чтением учителя. Отвечают на вопросы Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Читают вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Личностные: соотносить поступки героев с этическими принципами, оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, работать в паре. Познавательные: научатся овладевать навыками смыслового чтения, выбирать вид чтения в зависимости от цели; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре и в группах. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учиться работать по предложенному учителем плану. | ||||||||||||
5.Физминутка | Физминутка К шляпе дружно подойдём, Её взглядом обведём! С нами ,шляпа, не шути, Ты не прыгай, не скачи! Поскорей открой секрет- Ты живая или нет? | Выполняют упражнения | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья. Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу. | ||||||||||||
6.Продолжение работы над новым материалом | 4. Чтение 4 части по «цепочке»с.113-114. - Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? -Что предложил Вовка? -Кто попал в шляпу картошкой? - Что происходило со шляпой? 5. Чтение 5 части. Жужжащее чтение. - Какое чувство появилось у ребят? -Чему так обрадовались ребята? - Как вы думаете, а котёнок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа? - Смешной или грустной показалась эта история? - Какие чувства вы испытали? | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. | Познавательные: умеют находить ответы на вопросы в тексте; умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы). Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | ||||||||||||
7.Физминутка | Физминутка. « Котёнок» Как котёнок умывается? Тянется? Царапается? Ласкается? Молодцы! | Выполняют упражнения | Личностные: умеют применять правила охраны своего здоровья. Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу. | ||||||||||||
8.Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного материала. | Понравился вам рассказ? Чем? -Кто у вас вызывал смех., а кого было жалко? Работа в группах.
Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость. Задание на размышление. -Какие были Вова и Вадик? Выберите слово: трусы, чудаки, смелые, милосердные, жестокие мудрые. Применение знаний и умений, обобщение и контроля усвоения -А как автор относится к героям своего произведения?(Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается) -С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?( если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать. Страх может превратиться в комическую ситуацию) -Что нужно делать, чтобы не бояться ничего?(надо преодолевать страх) -Можете ли посоветовать друзьям, прочитать это произведение, почему? -Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?(страх прошёл, вернулась радость. все остались довольны. А теперь проверим ,кто из вас был самым внимательным. Игра «Блиц-опрос». – Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова «Живая шляпа» (Дети отвечают на вопросы быстро): 1. Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу? 3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик? 4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику? 5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю? 6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха? Тест.(разноуровневые задания) 1)Где лежала шляпа: На комоде На столе На шкафу 2.)шляпа упала потому что: Подул ветер Уцепился кот Задели ребята 3)Куда убежали ребята из комнаты: На кухню В коридор На балкон 4)Кто первый раскроет секрет « живой шляпы»: Володя Володя и Вадик Вадик 5)Как звали котёнка? Мурзик Васька Пушок 6)Что схватили мальчики? Кочергу Веник Тряпку 7)Что такое комод? Шкаф, на который ставят телевизор. Шкаф, для хранения книг. Низкий шкаф с выдвижными ящиками для вещей. 8.) Кто был под шляпой: Щенок. Котёнок. Мышонок. Проверка выполнения теста. | Отвечают на вопросы.
Решают орфографическую задачу Работа в парах Отвечают на вопросы по прочитанному Приводят примеры из жизни | Познавательные: умеют осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: умеют слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, работать в группе. | ||||||||||||
7.Итог урока. Рефлексия. | – Ребята, перед каждым из вас лежит шляпа. Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно - тогда вы закрасите ленточку на шляпе зеленым цветом. Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берете желтый цвет. Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – красный. – С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке? – О чём этот рассказ? – Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему? – В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. Спасибо вам, ребята за работу, Посмотрите на нашу волшебную шляпу. Вы сказали, что главное преодолеть свой страх. Закройте глаза и представьте свой самый большой страх. положите его в ладошку, а сейчас в нашу волшебную шляпу.. И произнесём заклинание 1.2,3- наши страхи раствори. Посмотрите, что стало с нашими страхами. | Оценивают свою работу. | Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: понимают эмоции других людей; умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: осознают то, что усвоено на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. | ||||||||||||
8. Домашнее задание. | Д.з.:
| ||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....