Конспект урока по литературному чтению, 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Менщикова Наталья Михайловна

Изучение творчества Саши Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»;  анализ литературного произведения; нахождение изобразительно-выразительных средств  и их роль;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx486.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс

Тема: Саша Черный «Воробей»

Цели: 1) образовательные:  изучение творчества Саши Черного на примере стихотворения «Воробей» и «Слон»; научить анализировать литературное произведение; научить находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль;                   2)развивающие:  развить технику выразительного чтения; расширить словарный запас;

3) воспитывающие: воспитать нравственные качества: сострадание, любовь к животным.

Планируемые результаты:       

Предметные: познакомиться с произведением Саши Черного; научиться: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; понимать содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность; осмыслять специфику стихотворения.

Метапредметныепознавательные: прогнозируют содержание раздела; осмысливают произведения литературы; создают свой текст на основе ключевых слов и выражений; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; коммуникативные: понимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строят диалог в паре или группе, задают вопросы.

 Личностные: осуществляют эмоциональный отклик на литературное произведение.

Оборудование: проектор, компьютер, аудиозапись, рабочие листы №1, №2

Название этапа

Содержание деятельность учителя

Деятельность учащихся

Реальный образовательный продукт совместной деятельности.

1. Организационный этап

Долгожданный дан звонок - начинается урок.

Очень рада видеть вас - за работу, в добрый час!

Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей.

Приветствие учителя

2. Этап проверки домашнего задания у всех учащихся

 - Ребята, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке?  – Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя.

– Вспомните, что такое псевдоним (псевдоним- имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего)?

Заполним рабочий лист об авторе.

А какое стихотворение изучали? Чем оно вас заинтересовало? Я уверена, что вы хорошо подготовили ваше домашнее задание.

Сейчас будем читать наизусть.

Ответы детей

Чтение наизусть  «Что ты тискаешь утенка?»

Рабочий лист № 1 (Приложение 1)

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Прочитайте скороговорку

Огорчённая сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой.

Понравилась ли вам скороговорка?

А что нельзя делать?

Правильно, разговаривать и болтать на уроке

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

• Свиристель свиристит свирелью.

• Страус на стратостате осваивал стратосферу.

- Что объединяет эти скороговорки?

Правильно, все они о птицах.

А сейчас отгадайте загадку.

Маленький мальчишка
В сереньком армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

— О ком идёт речь? (о воробье).

- Определите тему и цели урока, используя опорные слова: слайд 2

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Саши Чёрного.

Читают

Отвечают на вопросы

Называют тему и цели урока

Слайд 1

Огорчённая сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой.

Слайд 2

• Мы познакомимся с….

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

4. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности

  1. Изучение нового материала.

— Следующее стихотворение так и называется – «Воробей». На эти слова была написана замечательная детская песенка.

Послушайте, я прочитаю его вам (чтение учителем).

Понравилось ли вам это стихотворение?

1 Первичное чтение

Какие слова вам были непонятны?

2 Словарная работа. 

(Слова по очереди появляются на слайде, я прошу объяснить значение каждого слова)

Чтение учащимися.

Называют слова и пытаются объяснить их значения.

Слайд 3

Словарно-лексическая работа

юркий – быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий;

пичужка – птичка; 

Бисер – мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием.

Врозь – отдельно, не вместе.

Вкось – не прямо.

Вьюшка – крышка в деревянном доме, которая закрывает  печную трубу для сохранения тепла;

фурх – звук крыльев.

5.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала

В рабочем листе №2 выполним «Словарную работу»

Молодцы, ребята. Знаете значения слов.

Заполняют в РЛ лексическое значение слов

РЛ №2 «Словарная работа»

(Приложение 2)

6. Этап закрепления новых знаний.

Анализ стихотворения «Воробей»

— Перечитайте первые четыре строчки стихотворения «Воробей».

— Каким вы представили себе воробья? (маленький, серенький, юркий).

— С кем его сравнивает автор? (с мышкой).

— Как понимаете выражение “глазки – бисер”? (Маленькие, блестящие).

— Как поэт относится к воробью? Докажите. (с нежностью, любовью. Он называет его «воробей мой», «воробьишка»).

— Прочитайте стихотворение выразительно так, как будто каждый из вас сам разговаривает с воробьём.

1 – 2 столбик – цепочкой, по строчке, 3 – 4 столбик – парами, 5 – столбик – хором.

— Можно ли воробья назвать беззащитным? В какое время года птицам как никогда нужна наша помощь? Как вы им помогаете в зимний период времени? (делаем кормушки, устраиваем зимние столовые, подкармливаем птиц).

Перечитайте второе четверостишие.

Какую картину вы себе представили? Какое чувство автор выражает в первых двух строчках? (просьба). А почему он предлагает двинуть клювом ворону? (не хочет, чтобы вороне достались все крошки)

Меняется ли настроение автора? Какое чувство автор выражает в последних двух строчках? (досада)

Прочитайте это четверостишие, передав все чувства, которые испытывал автор. И чувство просьбы, и некоторую досаду, что не всё достанется воробью.

- Прочитайте третье четверостишие.

Какую картину вы себе представили?

Какое чувство в первых двух строчках? (просьба) Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки? (появляется недовольство)

 Как автор называет ветер? (злюка) 

Автор недоволен, что ветер-злюка сыплет снегом на воробья. Попробуем прочитать это четверостишие, выражая настроение автора.

- Прочитайте четвёртое четверостишие.

Какую вы представили себе картину?

Какое здесь чувство выражает автор? (он просит воробья подружиться с ним) 

Что он предлагает воробью? (остаться зимовать в его доме) 

Прочитайте этот отрывок с просьбой, попросите воробья.

- Прочитайте последнее четверостишие. Какую картину вы себе представили?

Какое здесь чувство выражает автор? (досаду, недовольство. Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал) 

Как автор называет воробья? (нахал) Он серьезно его так называет или с юмором?

А есть ли здесь буквосочетание, которое передает звук, который издают крылья при взлете птицы? (Фурх!) 

Прочитайте это четверостишие, передав все эмоции автора.

- А помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? Давайте  прочитаем третье четверостишие.

- Попробуйте прочитать всё стихотворение, передав интонацию строк и ритм (сначала читает это стихотворение заранее подготовленный ученик, а потом пробуют и остальные ученики). Удалось ли ребятам передать настроение этого стихотворения?

- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

А теперь давайте послушаем это стихотворение ещё раз (видеозапись)

Читают

Отвечают на вопросы

Выразительное чтение

Ответы детей

https://www.youtube.com/watch?v=a8Pn0Rb9U4A 

7. Этап обобщения и систематизации знаний

Ребята заполним рабочий лист № 2

Взаимопроверка.

Молодцы , справились

Заполняют лист

Рабочий лист №2

Чувства автора к воробьишке

Эпитеты и сравнения

(Приложение 2)

8. Этап информации учащихся о домашнем задании

Записываем задание на дом стр.47 читать выразительно, по желанию наизусть. Заполнить рабочий лист, раскрасить.

Записывают задание

9. Этап подведения итогов занятия

Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?  Что нового вы сегодня узнали? Вам понравилось наше занятие? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились! Мне приятно было работать с вами!

Ответы детей

10. Этап рефлексии

А как вы оцениваете свою работу?

Урок закончен. Всем спасибо.

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, какие затруднения были в общении, достиг ли цели ,какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

 

Приложение 1

Рабочий лист № 1

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20220113_193028.jpg                                                                                             Приложение 2

Рабочий лист № 2

«Воробей»

https://razukraski.com/images/bird/gor/razukraski-com-bird(40).jpg

                          Словарь

Юркий ловкий, мгновенный, увёртливый.

Бисер – стеклянные бусинки для украшения. Злюка – человек, который злится из-за плохого характера.

Пичужка – пташка, птичка.

Нахал – грубый, дерзкий человек.

Вьюшка          

Прослушай стихотворение.

Запиши слова с уменьшительно- ласкательным

значением

         

         

Подчеркни слова, которые передают чувства автора к воробьишке.

злость        наглость        забота сострадание        доброта

безразличие        сердечность

Эпитеты

Сравнения

https://razukraski.com/images/bird/gor/razukraski-com-bird(40).jpg

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...