Конспект урока по литературному чтению, 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Изучение творчества Саши Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»; анализ литературного произведения; нахождение изобразительно-выразительных средств и их роль;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 486.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс
Тема: Саша Черный «Воробей»
Цели: 1) образовательные: изучение творчества Саши Черного на примере стихотворения «Воробей» и «Слон»; научить анализировать литературное произведение; научить находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль; 2)развивающие: развить технику выразительного чтения; расширить словарный запас;
3) воспитывающие: воспитать нравственные качества: сострадание, любовь к животным.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с произведением Саши Черного; научиться: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; понимать содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность; осмыслять специфику стихотворения.
Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; осмысливают произведения литературы; создают свой текст на основе ключевых слов и выражений; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; коммуникативные: понимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строят диалог в паре или группе, задают вопросы.
Личностные: осуществляют эмоциональный отклик на литературное произведение.
Оборудование: проектор, компьютер, аудиозапись, рабочие листы №1, №2
Название этапа | Содержание деятельность учителя | Деятельность учащихся | Реальный образовательный продукт совместной деятельности. |
1. Организационный этап | Долгожданный дан звонок - начинается урок. Очень рада видеть вас - за работу, в добрый час! Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. | Приветствие учителя | |
2. Этап проверки домашнего задания у всех учащихся | - Ребята, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке? – Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя. – Вспомните, что такое псевдоним (псевдоним- имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего)? Заполним рабочий лист об авторе. А какое стихотворение изучали? Чем оно вас заинтересовало? Я уверена, что вы хорошо подготовили ваше домашнее задание. Сейчас будем читать наизусть. | Ответы детей Чтение наизусть «Что ты тискаешь утенка?» | Рабочий лист № 1 (Приложение 1) |
3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала | Прочитайте скороговорку Огорчённая сорока Понравилась ли вам скороговорка? А что нельзя делать? Правильно, разговаривать и болтать на уроке Сорок сорок в короткий срок съели сырок. • Свиристель свиристит свирелью. • Страус на стратостате осваивал стратосферу. - Что объединяет эти скороговорки? Правильно, все они о птицах. А сейчас отгадайте загадку. Маленький мальчишка — О ком идёт речь? (о воробье). - Определите тему и цели урока, используя опорные слова: слайд 2 - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Саши Чёрного. | Читают Отвечают на вопросы Называют тему и цели урока | Слайд 1 Огорчённая сорока Слайд 2 • Мы познакомимся с…. • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… |
4. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности |
— Следующее стихотворение так и называется – «Воробей». На эти слова была написана замечательная детская песенка. Послушайте, я прочитаю его вам (чтение учителем). Понравилось ли вам это стихотворение? 1 Первичное чтение Какие слова вам были непонятны? 2 Словарная работа. (Слова по очереди появляются на слайде, я прошу объяснить значение каждого слова) | Чтение учащимися. Называют слова и пытаются объяснить их значения. | Слайд 3 Словарно-лексическая работа юркий – быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий; пичужка – птичка; Бисер – мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием. Врозь – отдельно, не вместе. Вкось – не прямо. Вьюшка – крышка в деревянном доме, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла; фурх – звук крыльев. |
5.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала | В рабочем листе №2 выполним «Словарную работу» Молодцы, ребята. Знаете значения слов. | Заполняют в РЛ лексическое значение слов | РЛ №2 «Словарная работа» (Приложение 2) |
6. Этап закрепления новых знаний. | Анализ стихотворения «Воробей» — Перечитайте первые четыре строчки стихотворения «Воробей». — Каким вы представили себе воробья? (маленький, серенький, юркий). — С кем его сравнивает автор? (с мышкой). — Как понимаете выражение “глазки – бисер”? (Маленькие, блестящие). — Как поэт относится к воробью? Докажите. (с нежностью, любовью. Он называет его «воробей мой», «воробьишка»). — Прочитайте стихотворение выразительно так, как будто каждый из вас сам разговаривает с воробьём. 1 – 2 столбик – цепочкой, по строчке, 3 – 4 столбик – парами, 5 – столбик – хором. — Можно ли воробья назвать беззащитным? В какое время года птицам как никогда нужна наша помощь? Как вы им помогаете в зимний период времени? (делаем кормушки, устраиваем зимние столовые, подкармливаем птиц). Перечитайте второе четверостишие. Какую картину вы себе представили? Какое чувство автор выражает в первых двух строчках? (просьба). А почему он предлагает двинуть клювом ворону? (не хочет, чтобы вороне достались все крошки) Меняется ли настроение автора? Какое чувство автор выражает в последних двух строчках? (досада) Прочитайте это четверостишие, передав все чувства, которые испытывал автор. И чувство просьбы, и некоторую досаду, что не всё достанется воробью. - Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы себе представили? Какое чувство в первых двух строчках? (просьба) Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки? (появляется недовольство) Как автор называет ветер? (злюка) Автор недоволен, что ветер-злюка сыплет снегом на воробья. Попробуем прочитать это четверостишие, выражая настроение автора. - Прочитайте четвёртое четверостишие. Какую вы представили себе картину? Какое здесь чувство выражает автор? (он просит воробья подружиться с ним) Что он предлагает воробью? (остаться зимовать в его доме) Прочитайте этот отрывок с просьбой, попросите воробья. - Прочитайте последнее четверостишие. Какую картину вы себе представили? Какое здесь чувство выражает автор? (досаду, недовольство. Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал) Как автор называет воробья? (нахал) Он серьезно его так называет или с юмором? А есть ли здесь буквосочетание, которое передает звук, который издают крылья при взлете птицы? (Фурх!) Прочитайте это четверостишие, передав все эмоции автора. - А помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? Давайте прочитаем третье четверостишие. - Попробуйте прочитать всё стихотворение, передав интонацию строк и ритм (сначала читает это стихотворение заранее подготовленный ученик, а потом пробуют и остальные ученики). Удалось ли ребятам передать настроение этого стихотворения? - Понравилось ли вам это стихотворение? Чем? А теперь давайте послушаем это стихотворение ещё раз (видеозапись) | Читают Отвечают на вопросы Выразительное чтение Ответы детей | |
7. Этап обобщения и систематизации знаний | Ребята заполним рабочий лист № 2 Взаимопроверка. Молодцы , справились | Заполняют лист | Рабочий лист №2 Чувства автора к воробьишке Эпитеты и сравнения (Приложение 2) |
8. Этап информации учащихся о домашнем задании | Записываем задание на дом стр.47 читать выразительно, по желанию наизусть. Заполнить рабочий лист, раскрасить. | Записывают задание | |
9. Этап подведения итогов занятия | Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы сегодня узнали? Вам понравилось наше занятие? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились! Мне приятно было работать с вами! | Ответы детей | |
10. Этап рефлексии | А как вы оцениваете свою работу? Урок закончен. Всем спасибо. | «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, какие затруднения были в общении, достиг ли цели ,какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы) |
|
Приложение 1
Рабочий лист № 1
Приложение 2
Рабочий лист № 2
«Воробей» | |
Словарь Юркий – ловкий, мгновенный, увёртливый. Бисер – стеклянные бусинки для украшения. Злюка – человек, который злится из-за плохого характера. Пичужка – пташка, птичка. Нахал – грубый, дерзкий человек. Вьюшка – | |
Прослушай стихотворение. | Запиши слова с уменьшительно- ласкательным значением |
| |
Подчеркни слова, которые передают чувства автора к воробьишке. | |
злость наглость забота сострадание доброта безразличие сердечность | |
Эпитеты | Сравнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...