Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка «Листопадничек»»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мазурова Екатерина Константиновна

УМК

«Гармония»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель, задачи

Цель  знакомство учащихся со сказкой «Листопадничек»

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить со сказкой «Листопадничек», её содержанием;
  2. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова,
  3. Совершенствовать навыки чтения;

Развивающие:

  1. Развивать устную речь учащихся;
  2. Развивать образное и логическое мышление;
  3. Развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные:

  1. Воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения;
  2. Воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_listopadnichek.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

по теме «Сказка «Листопадничек»»

Конспект урока  литературного чтения

Тема урока: «Сказка «Листопадничек»»

Общая информация

УМК

«Гармония»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель, задачи

Цель  знакомство учащихся со сказкой «Листопадничек»

Задачи:

Образовательные: 

  1. Познакомить со сказкой «Листопадничек», её содержанием;
  2. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова,
  3. Совершенствовать навыки чтения;

Развивающие:

  1. Развивать устную речь учащихся;
  2. Развивать образное и логическое мышление;
  3. Развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные:

  1. Воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения;
  2. Воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Планируемые результаты урока

Личностные

Учащиеся научатся оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания.

Предметные

Обучающиеся получат представление о сказке «Листопадничек»

Метапредметные

Регулятивные: учащиеся научатся оценивать результат своей деятельности, анализировать, делать выводы.

Познавательные: учащиеся научатся устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: учащиеся научатся воспринимать другие мнения, формулировать собственное мнение и позицию.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Учебник по литературному чтению для 3-го класса. Автор Кубасова О.В.

План урока

1.Орг. момент (1 мин)

2.Открытие нового знания (35 мин)

3.Первичное закрепление (5 мин)

4. Домашняя работа (1 мин)

5.Подведение итогов (3 мин)

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приёмы и средства

Формируемые УУД

1

Организация начала урока

Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Екатерина Константиновна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу дружок!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, с его произведением “Листопадничек”. Слайд №1

Слушают учителя.

Беседа

Регулятивные

 ( контроль своей готовности к работе)

2

Открытие нового знания

Физкульт-

минутка

Организация усвоения учениками нового знания

Янтарная осень начальная,

Срывается лист золотой.

Картина немного печальная

И грусть навевает порой.

Темнеют далекие ели,

Холодною стала река…

Я помню, как птицы галдели –

Сейчас уж летят в облаках.(Слайд 2)

- Какие признаки наступления осени вы знаете?

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья?

- А какие изменения происходят в жизни  животных осенью?

-Послушайте стихотворение.

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,             В канавке тёплой,  под осинкой
Три  листопадничка   лежат.

 - Кто знает, что означает слово листопадничек?

  -  Произведение  с таким названием написал   И.С. Соколов – Микитов. А сейчас познакомимся с писателем

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу землям.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

-  А как  вы  думаете, о ком или о чём  будет произведение с таким названием

А сейчас посмотрите на доску и попробуйте соединить не слова с их определением

  • Долговязый – очень высокий, худой и нескладный
  • Плотина – перегородка на реке для поднятия уровня воды
  • Хата - название небольшого дома на Украине, в Белоруссии и на юге России.
  • Запрудили - перегородили реку плотиной
  • Обглоданные - объеденные

Молодцы!

Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте и следите за мной.

Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру относится  это произведение ?

 -  Какая она по характеру

-Какие чувства вы испытывали, слушая сказку?

(На интерактивной доске видео)

А сейчас еще раз прочитаем сказку по цепочке .

(Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

(Листопад)

Звери впадают в спячку

Тот кто находится под листопадом, тот кто родился во время листопада

( о листочке, о зайчике, о бобре)

Соединяются слова с их значением

Слушают учителя

Ответы детей

(сказка о животных , только в сказках животные разговаривают) ?

( -Грустная, добрая.)

Досаду, страх, жалость, радость, удивление, огорчение

Метод иллюстрации, беседа, метод частично-поисковый,

Средства: карточки, презентация. Работа по учебнику.

Познавательные

( поиск и выделение необходимой информации;          - строить высказывания в устной форме;        - учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию), Коммуникативные (слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию).

Регулятивные (выделять необходимую информацию из текста; оценивание правильности выполнения действий и их коррекция).

Личностные             ( формировать мотивационную основу учебной деятельность, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу)

3

Закрепление

Организация выполнения учащимися работы на новое знание

-Когда родились зайчата?

--Как называют их охотники ? Почему?

- Почему журавли жалели зайчат?     -Отчего плакали листопаднички?          - Чем мать успокаивала малышей?                                                                                                                                                  

- Зачем Листопадничек убежал из гнезда?

 

-Кого встретил зайчонок во время путешествия?

-Чем занимались бобры?

-Что такое плотина?

-Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам?

-Почему Листопадничек  не смог  уйти  от бобров?

- Какие обязанности были у Листопадничка?

Прочитайте предложение к этому слайду

- Какое желание было у зайчика всю зиму? Прочитайте предложение к этому слайду.

-Кого встретил он у норы?

-Какая беда случилась с зайчонком?

 Мне остается добавить что в  народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

 -  Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки?

 

Посмотрите на доску и найдите предложения из текста, которые подходят под иллюстрации.

Сейчас вы получите карточки на которых написаны качества зайчишки листопадничка, вам нужно выбрать те, которые подходят.

(  Любознательный, любопытный, смелый, легкомысленный, боязливый, решительный, беспокойный)

Молодцы!

Листопаднички, потому что родились во время листопада

(Побежал за журавлями, которые улетели втёплые страны. Он испугался зимы.)

(Бобров)

Строили плотину Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды

(Бобры ответили, что зимой в хатке у них тепло, безопасно)

(Он боялся холодной воды, боялся лисы и выдры.Он не умел плавать и нырять.)

Выдру

Сломалась плотина, он плыл до берега

(-Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик           бобров.)

Беседа

Познавательный (построение речевого высказывания в устной форме)

Личностные (развитее этических чувств как регуляторов морального поведения)

4

Подведение итогов

Организовать  с учащимися формулирования главной мысли сказки.

А теперь посмотрите на доску -Выберите самую точную пословицу к теме нашего произведения. Обоснуйте свой ответ. Пословицы:

  1. Чья горница, тем и кормится.
  2. Всякий кулик своё болото хвалит.
  3. И крот в своём углу зоркий.
  4. В гостях хорошо, а дома лучше!
  5. На своей улочке и курочка храбра.
  6. В своём болоте и лягушка поёт.
  7. Чьё поле, того и воля.
  8. Рад бы душой, да хлеб - то чужой.

-Понял ли это зайчонок?

  -Какую мысль хотел донести этим произведением до нас Соколов-Микитов?

-Чему вас научило это произведение?

Наш урок подходит к концу. Давай те запишем домашнее задание.

Дети выбирают самую точную пословицу: В гостях хорошо, а дома лучше!

Да

Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни

Беседа

Коммуникативные (слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию;

- учувствовать в коллективном обсуждении;

Личностные (оценивание усваиваемого содержания)

5

Домашнее задание

Ознакомить учащихся с домашним заданием, проконтролировать его запись в дневник

- Итак, откройте дневники и запишите домашнее задание. Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось .Какие ещё приключения могли бы с ним произойти ? Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки.

Объяснение

Регулятивные            ( контроль и оценка своих способностей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по сказке Дж. Родари "Приключения чиполлино"

Этот конспект урока  я приготовила для того чтобы учащиеся  узнали об авторе и прочитали его произведение,...

Конспект урока литературного чтения по сказке Б.Юнгер "Белая роза"

Урок  литературного чтения с использованием мультимедийной презентации во 2 классе(1-4) На Земле огромное количество цветов - и у каждого своя красота, свой характер, своя сказка. Но розы вс...

Конспект урока литературного чтения по сказке Сергея Козлова "Чёрный омут".

Конспект урока литературного чтения по сказке Сергея Козлова "Чёрный омут"....

Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни  4 классЦель:  анализ литературного произведения сказки  П.П. Бажова «...

Конспект урока литературного чтения "Богатырская сказка про Илью Муромца"

Анаиз богатырской сказки. Работа ад понятиями: былина, богатыри....

Конспект урока литературного чтения, тема: Урок обобщение «Узнай сказку», 1 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Урок обобщение «Узнай сказку»Цели деятельности учителя: создание условий для обсуждения прочитанного; совершенствование навыка чтения целыми словами и...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе» Перспектива 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе»Цель урока: знакомство с произведением Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе»; формирова...