Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literaturnomu_chteniyu_1_klass_2023-2024.docx60.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:

  • формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
  • овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
  • для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.

Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

На литературное чтение в 1 классе отводится 99 часов (из них ‌не менее 69 часов‌ составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 102 часов (3 часа в неделю в каждом классе).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС

Обучение грамоте[1]

Развитие речи

Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.

Фонетика

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и определение количества звуков.

Чтение

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.

Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).

Произведения для чтения: народные сказки о животных «Лисица и тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки К.Д. Ушинский «Петух и собака», сказки В.Г.Сутеева «Кораблик», «Под грибом» ‌и другие (по выбору).‌

Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.

Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик»,

В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев «Лучший друг» ‌и другие (по выбору).‌

Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.

Устное народное творчество – малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка – игровой народный фольклор. Загадки – средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы – проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.

Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.

Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору) – герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных – воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.

Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» ‌и другие.‌

Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, А. В. Митяева ‌и др.‌). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто «Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» ‌и другие (по выбору).‌

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.

Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел чудо», Б.В. Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» ​‌и другие (по выбору).‌

Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга – источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации – элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.

Изучение литературного чтения в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения;
  • понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста;
  • ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
  • различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
  • анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию;
  • сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и другие);
  • соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;
  • участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;
  • пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план;
  • объяснять своими словами значение изученных понятий;
  • описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю;
  • проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;
  • с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении читательской деятельности.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • проявлять желание работать в парах, небольших группах;
  • проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

1 КЛАСС

  • понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
  • владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  • читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
  • различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
  • различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
  • понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
  • владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
  • пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
  • составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
  • сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
  • ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
  • выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
  • обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Обучение грамоте

1.1

Развитие речи

 4

0

1

https://infourok.ru/

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

www.school.edu.ru

1.2

Фонетика

 4

0

2

1.3

Чтение

 61

3

4

Итого по разделу

69

  3                    7      

Раздел 2. Систематический курс

2.1

Жили-были буквы

5

0.25

1

Российская онлайн-платформа учи ру https://uchi.ru/

Издательства «Просвещение» www.prosv.ru

(раздел «Школа России www.schoolrussia.ru) Федерация
Интернет-образования,

Российская версия международного проекта Сеть творческих
учителей it-n.ru Российский общеобразовательный Портал
www.school.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

http://www.razvitierebenka.com

2.2

Сказки, загадки, небылицы

6

0.25

2

2.3

Апрель, апрель! Звенит капель…

4

0.25

1

2.4

И в шутку и всерьёз

5

0.25

1

2.5

Я и мои друзья

5

0.25

0

2.6

О братьях наших ментших

5

0.25

0

2.7

Библиографическая культура (работа с детской книгой)

 

Итого по разделу

30

  1.5                 5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

99

3.5

 12

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г.ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1-4 КЛАСС (АВТОРЫ КЛИМАНОВА Л. Ф., ГОРЕЦКИЙ В. Г., ГОЛОВАНОВА М. В. И ДР.)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Выделение предложения из речевого потока. Устная и письменная речь

 1

0

0

 

https://infourok.ru/

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

www.school.edu.ru

www.prosv.ru

2

Моделирование состава предложения. Предложение и слово

 1

0

1

3

Составление рассказов по сюжетным картинкам. Предложение и слово

 1

0

0

4

Слово и слог. Слушание литературного произведения о Родине. По выбору, например, отрывок из произведения М. Пришвина "Моя родина"

 1

0

0

5

Выделение первого звука в слове. Выделение гласных звуков в слове. Гласные и согласные звуки

 1

0

1

6

Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных звуков в слове

 1

0

1

7

Сравнение звуков по твёрдости-мягкости. Гласные и согласные звуки. Участие в диалоге

 1

0

0

8

Как образуется слог. Слушание литературного произведения о Родине. Произведение по выбору, например, Е.В. Серова "Мой дом"

 1

0

0

9

Отработка умения проводить звуковой анализ слова. Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов. Знакомство со строчной и заглавной буквами А, а

 1

0

0

https://infourok.ru/

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

www.school.edu.ru

www.prosv.ru

10

Знакомство со строчной и заглавной буквами О, о. Звук [о]. Функция буквы О, о в слоге-слиянии

 1

0

0

11

Проведение звукового анализа слов с буквами И, и. Звук [и]. Буквы И, и, их функция в слоге-слиянии

 1

0

0

12

Знакомство со строчной буквой ы. Звук [ы]. Буква ы, её функция в слоге-слиянии

 1

0

0

13

Знакомство со строчной и заглавной буквами У, у. Проведение звукового анализа слов с буквами У, у. Звук [у]. Буквы У, у, их функция в слоге-слиянии. Закрепление знаний о гласных звуках и буквах.

 1

0.25

0

14

Знакомство со строчной и заглавной буквами Н, н. Проведение звукового анализа слов с буквами Н, н. Звуки [н], [н’]

 1

0

0

15

Знакомство со строчной и заглавной буквами С, с. Проведение звукового анализа слов с буквами С, с. Звуки [с], [с’]

 1

0

0

16

Знакомство со строчной и заглавной буквами К, к. Проведение звукового анализа слов с буквами К, к. Звуки [к], [к’]

 1

0

0

17

Знакомство со строчной и заглавной буквами Т, т. Проведение звукового анализа слов с буквами Т, т. Согласные звуки [т], [т’]

 1

0

0

18

Знакомство со строчной и заглавной буквами Л, л. Проведение звукового анализа слов с буквами Л, л. Согласные звуки [л], [л’]

 1

0

0

https://infourok.ru/

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

www.school.edu.ru

www.prosv.ru

19

Знакомство со строчной и заглавной буквами Р, р. Проведение звукового анализа слов с буквами Р, р. Согласные звуки [р], [р’]

 1

0

0

20

Знакомство со строчной и заглавной буквами В, в. Проведение звукового анализа слов с буквами В, в. Согласные звуки [в], [в’]

 1

0

0

21

Знакомство со строчной и заглавной буквами Е, е. Проведение звукового анализа слов с буквами Е, е. Звуки [й’э], [’э]. Двойная роль букв Ее.

 1

0

0

22

Знакомство со строчной и заглавной буквами П, п. Проведение звукового анализа слов с буквами П, п. Согласные звуки [п], [п’]

 1

0

0

23

Знакомство со строчной и заглавной буквами М, м. Согласные звуки [м], [м’]

 1

0

0

24

Проведение звукового анализа слов с буквами М, м. Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках

 1

0.25

0

25

Знакомство со строчной и заглавной буквами З, з. Звуки [з], [з’]

 1

0

0

26

Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з. Сопоставление звуков [з] - [с].

 1

0

0

27

Знакомство со строчной и заглавной буквами Б, б. Проведение звукового анализа слов с буквами Б, б. Согласные звуки [б], [б’]

 1

0

0

https://infourok.ru/

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

www.school.edu.ru

www.prosv.ru

28

Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление звуков [б] - [п].

 1

0

0

29

Знакомство со строчной и заглавной буквами Д, д. Согласные звуки [д], [д’]

 1

0

0

30

Проведение звукового анализа слов с буквами Д, д. Сопоставление звуков [д] - [т]

 1

0

0

31

Знакомство со строчной и заглавной буквами Я, я. Звуки [й’а], [’а].

 1

0

0

32

Двойная роль букв Я, я.

0

0

33

Знакомство со строчной и заглавной буквами Г, г. Проведение звукового анализа слов с буквами Г, г. Согласные звуки [г], [г’]

 1

0

0

34

Отработка навыка чтения предложений с буквами Г,г. Сопоставление звуков [г] - [к].

1

0

0

35

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после мягких и твёрдых согласных звуков

 1

1

0

36

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч’].

 1

0

0

37

Проведение звукового анализа слов с буквами Ч, ч. Правописание сочетаний ЧА — ЧУ

 1

0

0

38

Знакомство с буквой ь. Различение функций буквы ь

 1

0

0

https://infourok.ru/

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

www.school.edu.ru

www.prosv.ru

39

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ш, ш.

 1

0

0

40

Проведение звукового анализа слов с буквами Ш, ш. Звук [ш]. Сочетание ШИ.

1

0

0

41

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ж, ж

 1

0

0

42

Проведение звукового анализа слов с буквами Ж, ж. Сочетания ЖИ — ШИ

 1

0.25

0

43

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ё, ё. Проведение звукового анализа слов с буквами Ё, ё. Звуки [й’о], [’о]. Двойная роль букв Ёё.

 1

0

0

44

Знакомство со строчной и заглавной буквами Й, й. Проведение звукового анализа слов с буквами Й, й

 1

0

0

45

Знакомство со строчной и заглавной буквами Х, х

 1

0

0

46

Проведение звукового анализа слов с буквами Х, х

 1

0

0

47

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ю, ю. Проведение звукового анализа слов с буквами Ю, ю. Звуки [й’у], [’у]. Двойная роль букв Юю.

 1

0

0

48

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ц, ц. Проведение звукового анализа слов с буквами Ц, ц. Согласный звук [ц]

 1

0

0

49

Знакомство со строчной и заглавной буквами Э, э. Проведение звукового анализа слов с буквами Э, э. Звук [э]

 1

0

0

50

Знакомство со строчной и заглавной буквами Щ, щ. Проведение звукового анализа слов с буквами Щ, щ.

 1

0

0

https://infourok.ru/

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

www.school.edu.ru

www.prosv.ru

51

Звук [щ’]. Сочетания ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ

1

0.25

0

53

Закрепление знаний о буквах Щ, щ и звуке [щ’].

 1

0

0

54

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ф, ф. Сопоставление звуков [в] - [ф].

 1

0

0

55

Знакомство с особенностями буквы ъ. Буквы Ь и Ъ.

 1

0

0

56

Отработка техники чтения. Как хорощо уметь читать. Произведение по выбору, С. Маршак «Ты эти буквы заучи». В. Д. Берестов. «Читалочка».

 1

0

1

57

Отработка техники чтения. Е. И. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

 1

0

1

58

Отработка техники чтения. «Наше Отечество» К. Д. Ушинского. Повторение изученного.

 1

0

1

59

Чтение и анализ статьи В. Н. Крупина «Первоучители словенские». «Первый букварь» В. Н. Крупина.

 1

0

0

60

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. На примере отрывка из «Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина.

 1

0

0

61

Отработка техники чтения. Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Рассказы К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно».

 1

0

1

https://infourok.ru/

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

www.school.edu.ru

www.prosv.ru

62

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания на примере сказки К. И. Чуковского «Телефон».

 1

0

0

63

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания на примере текста В. В. Бианки. «Первая охота».

 1

0

0

64

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания на примере текстов С.Я. Маршака "Угомон", "Дважды два".

 1

0

0

65

Выразительное чтение на примере текстов М.М. Пришвина "Предмайское утро", "Глоток молока"

 1

0

0

66

Выразительное чтение на примере стихотворений А.Л.Барто "Помощница", "Зайка", "Игра в слова".

 1

0

0

67

Выразительное чтение на примере текстов С.В. Михалкова "Котята"

Выразительное чтение на примере текста Б.В. Заходера "Два и три"

 1

 

0

0

68

Выразительное чтение на примере стихотворений В.Д. Берестова "Пёсья песня", "Прощание с другом"

 1

0

0

https://infourok.ru/

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

www.school.edu.ru

www.prosv.ru

69

Обобщение пройденного. Проектные задания.

 1

1

0

70

Жили-были буквы. Ориентировка в книге: Обложка, оглавление, иллюстрации.. В мире книг.

 1

0

1

71

Реальность и волшебство в сказке. На примере сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»

 1

0

0

72

Г. Сапгир «Про медведя». И. Гамазкова «Кто как кричит?».И. Гамазакова, Е. Григорьева «Живая азбука».

1

0

0

73

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

 1

0

0

74

Поговорим о самом  главном. Как хорошо уметь читать. С.Чёрный «Живая азбука». Проверим себя.

 1

0.25

0

75

Знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, загадка, небылицы, потешки, считалки. Отражение сюжета произведения в иллюстрациях сказок «Курочка ряба», «Гуси-лебеди»

 1

0

0

76

Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий). На примере сказки Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказки «Рукавичка»

 1

0

0

77

Сравнение героев фольклорных (народных) и литературных (авторских) сказок: сходство и различия. На примере произведения К.Д.Ушинского «Петух и собака». Восприятие произведений о чудесах и фантазии: способность автора замечать необычное в окружающем мире. Авторская сказка. А.С.Пушкин.

 1

0

0

https://infourok.ru/

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

www.school.edu.ru

www.prosv.ru

78

Загадка - средство воспитания живости ума, сообразительности. Как придумать загадку.

 1

0

1

79

Игровой народный фольклор: небылицы, считалки, потешки. Песенки.

 1

0

1

80

Поговорим о самом главном. Определение темы произведения: К.Д. Ушинский «Гусь и журавль», Л.Н. Толстой «Белка и волк». Проверим себя.

 1

0.25

0

81

Апрель, апрель! Наблюдение за особенностями стихотворной речи: рифма, ритм. Роль интонации при выразительном чтении: темп, сила голоса.

 1

0

1

82

Восприятие произведений о родной природе: краски и звуки весны. А.Н. Майков, А.Н. Плещеев «Травка зеленеет..», Т.М. Белозёров «Подснежники», С.Я. Маршак «Апрель».

 1

0

0

83

Определение темы произведения: изображение природы весной. Настроение, которое рождает стихотворение., И.П. Токмакова «Ручей», «Весна», Е.Ф. Трутнева «Голубые, синие…», М.В. Тахистова «Проталинки».

 1

0

0

84

Поговорим о самом главном. Проверим себя. 

 1

0.25

0

https://infourok.ru/

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

www.school.edu.ru

www.prosv.ru

85

И в шутку и в серьёз. Работа с детскими книгами. Отражении в иллюстрации эмоционального отклика на произведение.

 1

0

1

86

Определение темы произведения: о жизни, играх, делах детей. И.П. Токмакова «Мы играли в хохотушки», И.М. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», Г.М. Кружков «Ррры», К.И. Чуковский «Федотка».

 1

0

0

87

Определение темы произведения: К.И. Чуковский «Телефон».

1

0

0

88

Определение темы произведения: Н.М. Артюхов «Саша-дразнилка».

1

0

89

Поговорим о главном. Выделение главной мысли (идеи) произведения. На примере текстов К. Д. Ушинского «Ворон и сорока»,  "Худо тому, кто добра не делает никому" и другие;  сказка М.С. Пляцковского "Помощник". Проверим себя.

 1

0.25

0

90

Я и мои друзья. Заголовок произведения, его значение для понимания содержания. Произведения о дружбе. Работа с текстом произведения: осознание понятий друг, дружба, забота. На примере произведения Ю.И. Ермолаев «Лучший друг»

 1

0

0

91

Произведения о детях. На примере произведений Е. А. Благининой "Подарок", В. Н. Орлова "Кто кого?",  С.В. Михалков «Бараны».

 1

0

0

92

Характеристика героя произведения: оценка поступков и поведения на примере произведений Р.С. Сефа «Совет», В.Н.Орлова «Если дружбой…», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик».

 1

0

0

https://infourok.ru/

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

www.school.edu.ru

www.prosv.ru

93

Стихотворения о детях. С.Я. Маршак «Хороший день».

 1

0

0

94

Работа с текстом произведения: осознание понятий труд, взаимопомощь на примере произведения М. С. Пляцковского "Сердитый дог Буль"

Поговорим о самом главном. Проверим себя.

 1

0.25

0

95

О братьях наших меньших. Определение темы произведения: о взаимоотношениях человека и животных. Составление рассказа о самостоятельно прочитанной книге о животных.

 1

0

0

96

Описание героя произведения, его внешности, действий на примере произведений С. В. Михалкова "Трезор", Р.С. Сефа «Кто любит собак», И.П. Токмаковой «Купите собаку»

 1

0

0

97

Работа с текстом произведения: характеристика героя, его внешности, действий на примере произведений Н.И. Сладкова "Лисица и Ёж". Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о братьях наших меньших: бережное отношение к животным. На примере рассказа В. А. Осеевой "Плохо".

 1

0

0

98

Сравнение художественных и научно-познавательных текстов: описание героя-животного.

 1

0

0

https://infourok.ru/

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

www.school.edu.ru

www.prosv.ru

99

Поговорим о самом главном. Проверим себя.

Собаки — защитники Родины

 1

0.25

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

99

 0

 0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

 Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 1 класс. Акционерное общество    «Издательство    «Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ  МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Учебное пособие

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Российская онлайн-платформа учи ру https://uchi.ru/

Издательства «Просвещение» www.prosv.ru

(раздел «Школа России www.schoolrussia.ru) Федерация
Интернет-образования,

Российская версия международного проекта Сеть творческих
учителей it-n.ru Российский общеобразовательный Портал
www.school.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

http://www.razvitierebenka.com

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Справочные таблицы.

Слоговые таблицы.

Тексты для чтения.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРОТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....