Урок литературного чтения. 3 класс . Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок». Рассказ от лица героя.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Косаринцева Ирина Николаевна

Конспект урока по литературному чтению 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока42.72 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3 класс

Тема: Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок». Рассказ от лица героя. 

Составитель: И.Н. Косаринцева

Здравствуйте. Сегодня урок литературного чтения проведу я. Меня зовут Косаринцева Ирина Николаевна, я учитель школы № 315 Пушкинского района.

Тема урока:  Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок». Рассказ от лица героя.

На уроке будем:

  • учиться рассказывать текст от лица героя;

Рассказать текст от лица героя-это значит пересказать текст с изменениями.

-Что мы должны будем изменить?

(Изменить рассказчика. Рассказывал сказку автор, теперь будет рассказывать сказку Гадкий утёнок.)

Следовательно,  наша работа будет иметь творческий характер. Рассказ от лица героя будет называться творческим пересказом.

Давайте вспомним, что такое творческий пересказ?

(Творческий пересказ – это пересказ с изменением исходного текста.)

Как мы это должны будем делать?

Прочитаем план нашего урока.

     План урока.

  1. Прочитать текст.
  2. Определить тип текста.
  3. Определить тему, главную мысль.
  4. Разделить текст на смысловые части.
  5. Составить план текста.
  6. Выделить опорные слова и словосочетания.
  7. Пересказать текст от лица героя.
  8. Подведение итогов урока.

Итак, учебная задача нашего урока – научиться творческому пересказу от лица героя на основе произведения Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

Читаем текст.(4 мин.)

«В густых зарослях лопуха «сидела на яйцах утка». В положенный срок яичные скорлупки затрещали, и на свет появились крошечные пушистые утята. Осталось только одно яйцо, самое большое, которое никак не хотело лопаться. Вскоре и из него вылупился птенец, но «он был большой и гадкий» и совсем не походил на своих братьев и сестер.

На следующее утро утка отправилась со своим выводком к канаве. К ее удивлению, «гадкий серый утёнок» плавал ничем не хуже других. Затем утка со своими малышами «добралась до птичьего двора», чтобы ввести их в общество. Она принялась рассказывать утятам о правилах поведения и отличительных знаках местных обитателей.

Когда утка представила свой выводок самой знатной жирной утке, она была вынуждена защищать своего неудавшегося птенца, на которого все стали нападать. Мать была уверена, что «он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь».

На птичьем дворе гадкого утенка постоянно «клевали, толкали и дразнили», и даже птичница отталкивала его от корма. Поначалу утка-мать заступалась за него, но вскоре и она ополчилась против сына.

Не выдержав издевательств, утенок сбежал с птичьего двора. Новое пристанище он нашел «в болоте, где жили дикие утки». Два молодых гусака предложили заморышу дружбу, но вскоре были убиты охотниками.

В поисках более безопасного места утенок набрел на хижину, где «жила старуха со своей курицей и котом». Курицу она звала Коротконожкой, а кота – Сыночком. Сослепу женщина приняла утенка за жирную утку и оставила жить у себя. Узнав, что новый жилец не умеет ни мурлыкать, ни нести яйца, кот и курица отнеслись к нему пренебрежительно.

Однажды гадкий утенок увидел в небе стаю прекрасных птиц – «все белые, как снег, с длинными гибкими шеями». Это были лебеди, и утенок полюбил их всем сердцем.

В особенно морозную ночь утенок «примерз ко льду» на озере. Его подобрал и выходил проходивший мимо крестьянин. Случайно нашкодив на кухне, утенок испугался и скрылся в камышах, где просидел всю зиму.

Было бы чересчур печально описывать все злоключения утенка во время суровой зимы. Когда же солнышко опять пригрело землю своими теплыми лучами, он лежал в болоте, в камышах. Запели жаворонки, пришла весна-красна.

Утенок взмахнул крыльями и полетел; теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего. Не успел он опомниться, как уже очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету, душистая сирень склоняла свои длинные зеленые ветви над извилистым каналом.

Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.

«Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за мою дерзость, за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»

И он слетел в воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.

— Убейте меня! — сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение, но он был уже не безобразною темно-серою птицей, а — лебедем!

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!

Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий: он лучше мог теперь оценить свое счастье и все окружавшее его великолепие. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладя клювами по перышкам.

Определите тип текста.

Чтобы определить тип текста, давайте вспомним, а какие типы текстов вы знаете?

(Текст описание, повествование, рассуждение.

Описание – это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то.

Повествование – это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. 

Рассуждение - это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы.)

-Наш текст – это текст …. Повествование.

-Определите тему текста.

(Тема нашего произведения – это трудная жизнь некрасивого утёнка со  счастливом концом.)

- Назовите главную мысль сказки.

Главная мысль сказки «Гадкий утенок» заключается в том, что внешность не важна. Главное, не отчаиваться и быть уверенным в себе. Это поможет найти свое место в жизни и отыскать единомышленников и друзей.

Разделите текст на смысловые части.

Выделите первую часть.

«В густых зарослях лопуха «сидела на яйцах утка». В положенный срок яичные скорлупки затрещали, и на свет появились крошечные пушистые утята. Осталось только одно яйцо, самое большое, которое никак не хотело лопаться. Вскоре и из него вылупился птенец, но «он был большой и гадкий» и совсем не походил на своих братьев и сестер.

На следующее утро утка отправилась со своим выводком к канаве. К ее удивлению, «гадкий серый утёнок» плавал ничем не хуже других. Затем утка со своими малышами «добралась до птичьего двора», чтобы ввести их в общество. Она принялась рассказывать утятам о правилах поведения и отличительных знаках местных обитателей.

-О чём здесь говорится? (О рождении утёнка.)

-Как её можно назвать?

*На птичьем дворе у мамы-утки из яйца вылупился некрасивый сын.

Выделите следующую смысловую часть.

Когда утка представила свой выводок самой знатной жирной утке, она была вынуждена защищать своего неудавшегося птенца, на которого все стали нападать. Мать была уверена, что «он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь».

На птичьем дворе гадкого утенка постоянно «клевали, толкали и дразнили», и даже птичница отталкивала его от корма. Поначалу утка-мать заступалась за него, но вскоре и она ополчилась против сына.

-О чём здесь говорится? (О том, что все обижают утёнка.)

-Как её можно назвать?

*Утенка все обижают и никто не любит.

Выделите следующую смысловую часть.

Не выдержав издевательств, утенок сбежал с птичьего двора.

-О чём здесь говорится? (О том, что утёнок сбежал с птичьего двора.)

-Как её можно назвать?

*Утенок убегает с птичьего двора.

Выделите следующую смысловую часть.

Новое пристанище он нашел «в болоте, где жили дикие утки». Два молодых гусака предложили заморышу дружбу, но вскоре были убиты охотниками.

О чём здесь говорится? (О том, что утёнок нашёл добрых гусей.)

-Как её можно назвать?

*Утенок встречает добрых гусей на болоте, но гусей убивают охотники

Выделите следующую смысловую часть.

В поисках более безопасного места утенок набрел на хижину, где «жила старуха со своей курицей и котом». Курицу она звала Коротконожкой, а кота – Сыночком. Сослепу женщина приняла утенка за жирную утку и оставила жить у себя. Узнав, что новый жилец не умеет ни мурлыкать, ни нести яйца, кот и курица отнеслись к нему пренебрежительно.

О чём здесь говорится? (О том, что утёнок набрёл на хижину, но снова его обидели.)

-Как её можно назвать?

*Утенок приходит к хижине, где живут старушка, кот и курица.

Выделите следующую смысловую часть.

Однажды гадкий утенок увидел в небе стаю прекрасных птиц – «все белые, как снег, с длинными гибкими шеями». Это были лебеди, и утенок полюбил их всем сердцем.

О чём здесь говорится? (О том, что утёнок увидел прекрасных лебедей.)

-Как её можно назвать?

*Утенок видит прекрасных лебедей.

Выделите следующую смысловую часть.

В особенно морозную ночь утенок «примерз ко льду» на озере. Его подобрал и выходил проходивший мимо крестьянин. Случайно нашкодив на кухне, утенок испугался и скрылся в камышах, где просидел всю зиму.

Было бы чересчур печально описывать все злоключения утенка во время суровой зимы. Когда же солнышко опять пригрело землю своими теплыми лучами, он лежал в болоте, в камышах. Запели жаворонки, пришла весна-красна.

О чём здесь говорится? (О том, что утёнок пережил холодную зиму. Ему было непросто.)

-Как её можно назвать?

*Трудная зима гадкого утенка.

Выделите следующую смысловую часть.

Утенок взмахнул крыльями и полетел; теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего. Не успел он опомниться, как уже очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету, душистая сирень склоняла свои длинные зеленые ветви над извилистым каналом.

Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.

О чём здесь говорится? (О том, как утёнок вновь увидел прекрасных птиц.)

-Как её можно назвать?

*Странная грусть Гадкого утёнка.

Выделите следующую смысловую часть.

«Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за мою дерзость, за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»

И он слетел в воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.

— Убейте меня! — сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение, но он был уже не безобразною темно-серою птицей, а — лебедем!

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!

Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий: он лучше мог теперь оценить свое счастье и все окружавшее его великолепие. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладя клювами по перышкам.

О чём здесь говорится? (О том, что утёнок отчаивается и принимает решение погибнуть от прекрасных птиц. Но узнает, что он стал таким же. )

-Как её можно назвать?

*Утенок снова видит прекрасных лебедей — и узнает, что он стал таким же.

У нас получился план.

План.

  1. На птичьем дворе у мамы-утки из яйца вылупился некрасивый сын.
  2. Утенка все обижают и никто не любит.
  3. Утенок убегает с птичьего двора.
  4. Утенок встречает добрых гусей на болоте, но гусей убивают охотники.
  5. Утенок приходит к избушке, где живут старушка, кот и курица.
  6. Утенок видит прекрасных лебедей.
  7. Трудная зима гадкого утенка.
  8. Странная грусть утёнка.
  9. Утенок снова видит прекрасных лебедей — и узнает, что он стал таким же.

Давайте выделим в тексте опорные слова.

-Что такое опорные слова?  (Это слова, в которых заключён  смысл текста).

-Какие слова мы можем выделить в первой части?

«В густых зарослях лопуха «сидела на яйцах утка». В положенный срок яичные скорлупки затрещали, и на свет появились крошечные пушистые утята. Осталось только одно яйцо, самое большое, которое никак не хотело лопаться. Вскоре и из него вылупился птенец, но «он был большой и гадкий» и совсем не походил на своих братьев и сестер.

На следующее утро утка отправилась со своим выводком к канаве. К ее удивлению, «гадкий серый утёнок» плавал ничем не хуже других. Затем утка со своими малышами «добралась до птичьего двора», чтобы ввести их в общество. Она принялась рассказывать утятам о правилах поведения и отличительных знаках местных обитателей.

-Попробуйте пересказать от лица героя первую часть.

«В густых зарослях лопуха «сидела на яйцах утка». В положенный срок яичные скорлупки затрещали, и на свет появились крошечные пушистые утята. Осталось только одно яйцо, самое большое, которое никак не хотело лопаться. Вскоре и из него вылупился  я, но «я был большой и гадкий» и совсем не походил на своих братьев и сестер.

На следующее утро утка отправилась со своим выводком к канаве. К ее удивлению, я плавал ничем не хуже других. Затем утка со своими малышами «добралась до птичьего двора», чтобы ввести их в общество. Она принялась рассказывать утятам о правилах поведения и отличительных знаках местных обитателей.

Выделим опорные слова в  других частях и попробуем пересказать от лица героя каждую часть:

Когда утка представила свой выводок самой знатной жирной утке, она была вынуждена защищать своего неудавшегося птенца, на которого все стали нападать. Мать была уверена, что «он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь».

На птичьем дворе гадкого утенка постоянно «клевали, толкали и дразнили», и даже птичница отталкивала его от корма. Поначалу утка-мать заступалась за него, но вскоре и она ополчилась против сына.

Когда утка представила свой выводок самой знатной жирной утке, она была вынуждена защищать меня, когда  все стали нападать. Мать была уверена, что «я вырасту сильным и пробью себе дорогу в жизнь».

На птичьем дворе меня  постоянно «клевали, толкали и дразнили», и даже птичница отталкивала меня от корма. Поначалу утка-мать заступалась за меня, но вскоре и она ополчилась против меня.

Не выдержав издевательств, утенок сбежал с птичьего двора.

Не выдержав издевательств, я сбежал с птичьего двора.

Новое пристанище он нашел «в болоте, где жили дикие утки». Два молодых гусака предложили заморышу дружбу, но вскоре были убиты охотниками.

Новое пристанище я  нашел «в болоте, где жили дикие утки». Два молодых гусака предложили мне дружбу, но вскоре были убиты охотниками.

В поисках более безопасного места утенок набрел на хижину, где «жила старуха со своей курицей и котом». Курицу она звала Коротконожкой, а кота – Сыночком. Сослепу женщина приняла утенка за жирную утку и оставила жить у себя. Узнав, что новый жилец не умеет ни мурлыкать, ни нести яйца, кот и курица отнеслись к нему пренебрежительно.

В поисках более безопасного места я  набрел на хижину, где «жила старуха со своей курицей и котом». Курицу она звала Коротконожкой, а кота – Сыночком. Сослепу женщина приняла меня за жирную утку и оставила жить у себя. Узнав, что я не умею ни мурлыкать, ни нести яйца, кот и курица отнеслись к мне  пренебрежительно.

Однажды гадкий утенок увидел в небе стаю прекрасных птиц – «все белые, как снег, с длинными гибкими шеями». Это были лебеди, и утенок полюбил их всем сердцем.

Однажды я  увидел в небе стаю прекрасных птиц – «все белые, как снег, с длинными гибкими шеями». Это были лебеди, и я  полюбил их всем сердцем.

В особенно морозную ночь утенок «примерз ко льду» на озере. Его подобрал и выходил проходивший мимо крестьянин. Случайно нашкодив на кухне, утенок испугался и скрылся в камышах, где просидел всю зиму.

Было бы чересчур печально описывать все злоключения утенка во время суровой зимы. Когда же солнышко опять пригрело землю своими теплыми лучами, он лежал в болоте, в камышах. Запели жаворонки, пришла весна-красна.

В особенно морозную ночь я «примерз ко льду» на озере. Меня  подобрал и выходил проходивший мимо крестьянин. Случайно нашкодив на кухне, я испугался и скрылся в камышах, где просидел всю зиму.

Было бы чересчур печально описывать все мои злоключения во время суровой зимы. Когда же солнышко опять пригрело землю своими теплыми лучами, я  лежал в болоте, в камышах. Запели жаворонки, пришла весна-красна.

Утенок взмахнул крыльями и полетел; теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего. Не успел он опомниться, как уже очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету, душистая сирень склоняла свои длинные зеленые ветви над извилистым каналом.

Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.

Я  взмахнул крыльями и полетел; теперь крылья мои  шумели и были куда крепче прежнего. Не успел я  опомниться, как уже очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету, душистая сирень склоняла свои длинные зеленые ветви над извилистым каналом.

Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Я  узнал красивых птиц, и меня охватила какая-то странная грусть.

«Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за мою дерзость, за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою

И он слетел в воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.

— Убейте меня! — сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение, но он был уже не безобразною темно-серою птицей, а — лебедем!

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!

Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий: он лучше мог теперь оценить свое счастье и все окружавшее его великолепие. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладя клювами по перышкам.

«Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за мою дерзость, за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою

И я  слетел в воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя меня, тоже устремились ко мне.

— Убейте меня! — сказал я и опустил голову, ожидая смерти, но что же я увидал в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение, но я  был уже не безобразною темно-серою птицей, а — лебедем!

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!

Теперь я был рад, что перенес столько горя и бедствий: я  лучше мог теперь оценить свое счастье и все окружавшее меня великолепие. Большие лебеди плавали вокруг меня и ласкали меня, гладя клювами по перышкам.

Пробуем пересказать весь текст.

«В густых зарослях лопуха «сидела на яйцах утка». В положенный срок яичные скорлупки затрещали, и на свет появились крошечные пушистые утята. Осталось только одно яйцо, самое большое, которое никак не хотело лопаться. Вскоре и из него вылупился  я, но «я был большой и гадкий» и совсем не походил на своих братьев и сестер.

На следующее утро утка отправилась со своим выводком к канаве. К ее удивлению, я плавал ничем не хуже других. Затем утка со своими малышами «добралась до птичьего двора», чтобы ввести их в общество. Она принялась рассказывать утятам о правилах поведения и отличительных знаках местных обитателей.

Когда утка представила свой выводок самой знатной жирной утке, она была вынуждена защищать меня, когда  все стали нападать. Мать была уверена, что «я вырасту сильным и пробью себе дорогу в жизнь».

На птичьем дворе меня  постоянно «клевали, толкали и дразнили», и даже птичница отталкивала меня от корма. Поначалу утка-мать заступалась за меня, но вскоре и она ополчилась против меня.

Не выдержав издевательств, я сбежал с птичьего двора.

Новое пристанище я  нашел «в болоте, где жили дикие утки». Два молодых гусака предложили мне дружбу, но вскоре были убиты охотниками.

В поисках более безопасного места я  набрел на хижину, где «жила старуха со своей курицей и котом». Курицу она звала Коротконожкой, а кота – Сыночком. Сослепу женщина приняла меня за жирную утку и оставила жить у себя. Узнав, что я не умею ни мурлыкать, ни нести яйца, кот и курица отнеслись к мне  пренебрежительно.

Однажды я  увидел в небе стаю прекрасных птиц – «все белые, как снег, с длинными гибкими шеями». Это были лебеди, и я  полюбил их всем сердцем.

В особенно морозную ночь я «примерз ко льду» на озере. Меня  подобрал и выходил проходивший мимо крестьянин. Случайно нашкодив на кухне, я испугался и скрылся в камышах, где просидел всю зиму.

Было бы чересчур печально описывать все мои злоключения во время суровой зимы. Когда же солнышко опять пригрело землю своими теплыми лучами, я  лежал в болоте, в камышах. Запели жаворонки, пришла весна-красна.

Я  взмахнул крыльями и полетел; теперь крылья мои  шумели и были куда крепче прежнего. Не успел я  опомниться, как уже очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету, душистая сирень склоняла свои длинные зеленые ветви над извилистым каналом.

Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Я  узнал красивых птиц, и меня охватила какая-то странная грусть.

«Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за мою дерзость, за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою

И я  слетел в воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя меня, тоже устремились ко мне.

— Убейте меня! — сказал я и опустил голову, ожидая смерти, но что же я увидал в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение, но я  был уже не безобразною темно-серою птицей, а — лебедем!

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!

Теперь я был рад, что перенес столько горя и бедствий: я  лучше мог теперь оценить свое счастье и все окружавшее меня великолепие. Большие лебеди плавали вокруг меня и ласкали меня, гладя клювами по перышкам.

Подведём итог урока.  

Сегодня на уроке мы научились пересказывать сказку от лица героя.

Домашнее задание.

  • Дома вы подготовите пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» от лица героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения на тему:"Стальное колечко.Сказка или рассказ?"

Презентация является сопровождением к уроку литературного чтения на тему:"Стальное колечко.Сказка или рассказ?".Урок-диспут, в результате которого ученики и ответят на вопрос чем же является это произ...

Урок литературного чтения Тема: «Г.Х.Андерсен «Чайник». Особенности сказки.»

Урок литературного чтения в 4 классе (образовательная система "Перспектива")  в технологии  проблемно-диалогового обучения. ...

Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"

Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"...

Конспект урока литературного чтения (внеклассное) Х.К. Андерсен "Девочка со спичками" 3 класс

Конспект урока литературного чтения (внеклассное) Х.К. Андерсен "Девочка со спичками" 3 класс...