Классный час А.С.Пушкин
план-конспект по чтению

Булатова Лариса Рафаиловна

Классный час по сказкам А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulatova_l.r._mou_skosh_g.strezhevoy_.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой»

(МОУ «СКоШ»)

636783. Томская область, г. Стрежевой

Ул. Викулова 1/2

skosh@guostrj.ru

Тел/факс. 5-73-07

Классный час для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, посвященная творчеству А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Подготовила: учитель МОУ «СКоШ»

Булатова Лариса Рафаиловна

Цель: формирование у детей интереса к сказкам А.С. Пушкина через увлекательно – познавательную викторину.

Задачи:

  • образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;

  • воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;

  • развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Рекомендуемый  возраст участников: 10-12 лет.

Оборудование: портрет Александра Сергеевича Пушкина, выставка  книг и иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина, выставка детских рисунков.

Предварительная работа. Чтение сказок А.С. Пушкина.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент:

Ведущий.

Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша:
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны юные сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца. (В. Берестов)

Ведущий. Сегодня не найдешь человека, которому незнакомо имя Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта. Имя этого поэта стало олицетворением России. Александр Сергеевич Пушкин – это целая эпоха в русской литературе. Александр Сергеевич подарил нам удивительно прекрасный мир, в котором мы живем.
За свою короткую жизнь А.С. Пушкин создал огромное количество литературных произведений, которые вошли в российскую и мировую литературу. Это не только стихи и поэмы, но и сказки. Мы знакомимся с ними еще в раннем детстве. Еще не умея читать, мы слушаем эти сказки, которые зачаровывают нас своей красотой. 

  1. Основная часть:

Ведущий. Ребята, сегодня мы проводим викторину по сказкам нашего любимого поэта – А.С. Пушкина. Начнем с разминки.

(СЛАЙД 1)

Вам необходимо оставить хронологию, т.е. последовательность событий от 1 до 5. У вас есть бланк с заданием, найдите его на парте. Время на выполнение 3 минуты.

  1. От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны).
  2. Сколько всего сказок написал великий поэт? (7 сказок)

Именно поэтому  наша игровая программа  посвящена сказкам А.С.Пушкина.

Сейчас я предлагаю выбрать из предложенных названий те, которые принадлежат перу А.С.Пушкина. 

1. Задание «Выбери сказку А.С.Пушкина».

Ход задания. На доску вывешиваются названия сказок «Золушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Кот в сапогах», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Колобок», «Теремок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Бременские музыканты», «Сказка о попе и работнике его Балде», а ребята выбирают названия сказок, которые написал А.С.Пушкин.

Ведущий. Сказки не могут быть без героев: главных ли, второстепенных, и наш конкурс «Герои сказок Пушкина»» мы посвятим именно героям сказок Александра Сергеевича Пушкина.

2.Задание «Герои сказок Пушкина». (СЛАЙД 2)

Ход задания. Ведущий показывает по очереди на слайде главного героя сказки, а учащиеся записывают его имя на бланке.

  • - Мёртвая царевна
  • Золотая рыбка
  • Золотой  петушок
  • Царь Салтан, Дадон
  • Князь Гвидон
  • Королевич  Елисей
  • Царевна Лебедь
  • Шамаханская царица

Ведущий. Героями сказок Пушкина являются и люди, и вымышленные персонажи, и животные. И наш следующий конкурс «Животные в сказках Пушкина».

3.Задание «Животные в сказках А.С. Пушкина». (СЛАЙД 3)

Ход задания. Ведущий включает «слова» (песни) животных, а ребята вспоминают из какой они сказки и записывают ответ в бланк. После сверяем ответ.

  • Белка - «Сказка о царе Салтане»
  • Петушок - «Сказка о золотом петушке»
  • Рыбка - «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Собака – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Ведущий. А вы, ребята, знаете, что такое полба, что же просил есть себе Балда? (Ребята отвечают).

Полба – это особый вид пшеницы, из которого варили кашу.

4.Задание «Забытые вещи».

Ход задание. Ведущий показывает стол с предметами. Задача детей - узнать сказку, в которой встречается такой предмет и рассказать как его применяли в сказке.

Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»

Хлеб – «Сказка о мёртвой царевне…»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»

Орех – «Сказка о царе Салтане»

Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»

Пряник – «Сказка о рыбаке и рыбке»

Мешок – «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде».

Ведущий.  Вы уже устали сидеть, давайте все встанем и разомнемся, поиграем в игру «Море волнуется раз»

Ход физ.минутки. Ведущий произносит слова «Море волнуется 1, море волнуется 2, море волнуется 3 сказочная фигура замри». Дети услышав сказочного героя должны изобразить его и замереть. (Например: богатырь, царевна, мачеха, царь, девица и т.д.)

5.Задание «Сказки и цифры».

Ход задания. Ведущий называет цифры 3, 33, 7. Ребята должны вспомнить, что обозначают эти цифры и рассказать о них.

Число «3» в русской культуре всегда считалось символом силы и совершенства, именно поэтому автор так часто использует его в своих произведениях:

- три девицы под окном,

- трижды князь Гвидон превращается в насекомое (в комара, в муху и в шмеля),

- три раза старик закидывал невод в море,

- трижды королевич Елисей спрашивал у природных явлений о царевне,

- три щелчка поставил Балда жадному попу,

-трижды царь отправляет рать на восток в сказке о золотом петушке.

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина встречается число 7:

«Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей…»*

В приданое царевне даётся «…семь торговых городов

Да сто сорок теремов».

33 – года жили старик со старухой у самого синего моря.

  1. богатыря (в чешуе, как жар горя 33 богатыря).

6. Задание. «Найди персонажей сказок». (СЛАЙД 4 )

Ход задания. Найти персонажей сказок. Каждый работает самостоятельно в своих листочках.

(Ответы: лебедь, сосна, море, коршун, шмель, комар)

Ведущий. А сейчас я проведу блиц – турнир.

7. Задание . «Сказочное путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Ход задания. Вам необходимо определить из какой это сказки

1.«Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить…»

(Ответ: Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»))

2.«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого, Кроме Бога одного…»

(Ответ: Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3.«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица,

И растет ребенок там,

Не по дням, а по часам…»

(Ответ: «Сказка о царе Салтане…»)

4.«Бедный поп подставил лоб,

С первого щелчка прыгнул до потолка,

Со второго щелчка лишился поп языка,

А с третьего щелчка вышибло ум у старика…»

(Ответ: Сказка о попе и работнике его Балде»)

  1. «Грусть – тоска меня съедает,

Одолела молодца:

Видеть я б хотел отца» …»

(Ответ: «Сказка о царе Салтане…»)

  1. «Что и жизнь в такой тревоге?

Вот он с просьбой о подмоге

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу»

(Ответ: «Сказка о золотом петушке».

  1. «Испугался бесенок и к деду

Пошел рассказывать про такую победу.

Делать нечего — черти собрали оброк..»

(Ответ: Сказка о попе и работнике его Балде»)

  1. Заключительная часть:

Ведущий. (Ведущий оценивает работы детей. Приглашает посмотреть выставку книг А.С. Пушкина с целью дальнейшего знакомства с его произведениями.) На этой радостной ноте мы и закончим нашу  викторину, посвященную сказкам А.С.Пушкина.

Сказки Пушкина, друзья,

Забывать никак нельзя.

Не забывайте сказки эти

И в наши годы, в листок наши дни.

Для радости и грусти светлой

Друзьями к вам придут они.

Список источников:

  1. Сценарий детских праздников/сост.Ю.С. Гришкова. – Минск: Юнипресс, 2002.
  2. Школьные КВНы и конкурсы. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  3. Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть I: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 256с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Памяти А.С.Пушкина"

Классный час посвящён 175 годовщине со дня смерти А.С.Пушкина....

Классный час "Памяти Пушкина"

Форма проведения - литературная гостиная...

Классный час на тему "Память А.С.Пушкина".

Классный час на тему "Память А.С.Пушкина". Содержание : детство поэта, юность, студенчество, семейная жизнь, смерть....

Классный час к дню памяти А.С.Пушкина

10 февраля день гибели великого российского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Молодой поэт скончался от полученного раненипя в дуэли 8 февраля 1837 г. с французским офицером Жоржем Шарль Дантесо...

Классный час "Мой Пушкин"

Классный час "Мой Пушкин" для 2 класса...

Классный час "Наш Пушкин"

Дети знакомятся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина...

Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант) на тему: «Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина».

Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)  на тему "Сказки великого русского поэта А.С. Пушкина"....