Классный час "Памяти Пушкина"
классный час (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Памяти А.С.Пушкина
Цель: воспитание любви к искусству, к творчеству А.С. Пушкина.
Задачи:
- формирование речевой деятельности (слушания, говорения);
- развитие литературно-творческих способностей учащихся;
- развитие духовного мира учащихся;
- воспитание любви и уважения к литературе как к поэзии А.С. Пушкина, к поэтическому слову, к книге;
- воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;
- воспитание интереса к отечественной истории и культуре.
Форма проведения: классный час, литературная гостиная
- Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение (или чтение наизусть) учащихся, инсценирование, игра на музыкальных инструментах
Оформление класса
Актовый зал (или класс) оформлен портретами А.С. Пушкина, символами поэзии и вдохновения – свеча, гусиное перо, лира и т.п. Окна помещения, где проходит мероприятие, красиво задрапированы и слегка затемнены. Стулья расставлены по периметру аудитории. Центр – свободен.
Под звуки классической музыки мальчики вводят девочек в класс, усаживают на стульчики и садятся сами.
Ход классного часа.
Ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы собрались, сегодня в этом зале на необычную встречу, на классный час – литературная гостиная.
Ученик читает стихотворение Плещеева «Памяти Пушкина»
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать ушел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
Вот почему, возлюбленный поэт
Так дорог нам твой образ благородный,
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Ведущая: Александр Сергеевич Пушкин… Такое знакомое и родное имя. Прошло 176 лет после печального события: смерти А.С.Пушкина. Наш классный час посвящён памяти великого поэта (10 февраля – День памяти А.С.Пушкина)
Ведущая: Самым величайшим поэтом в России был и остается А.С.Пушкин. Редко встретишь в наше время человека, который не был бы знаком с его творчеством.
Нам с вами сейчас тоже трудно представить то время, в котором Александр Пушкин появился на свет, рос и развивался. Но тайны прошлого волнуют людей не меньше, чем загадки будущего. И нам порой очень хочется оказаться не на быстро мчащейся машине или самолете, а оказаться в старинной, размеренной жизни. Что же происходило в те времена???
Звучит музыка
Ведущая: И конечно же тогда не было…света!
Вечером, когда собирались гости, входила в гостиную хозяйка, вносила свечи, ставила их на столик, на рояль…и гости под чарующие звуки музыки настраивались на возвышенный лад, на творческое восприятие искусства, на размышления…
Исполняется песня Михаила Шуфутинского «Сгорая, плачут свечи»
Осенней ночью за окном
Туман поссорился с дождем,
И беспробудный вечер,
И беспробудный вечер.
О чем-то дальнем, неземном,
О чем-то близком и родном
Сгорая, плачут свечи.
Сгорая, плачут свечи.
Казалось, плакать им о чем?
Мы, в общем, праведно живем,
Но иногда под вечер
Но иногда под вечер
Становится чего-то жаль,
Мы вдруг садимся за рояль
Снимаем с клавишей вуаль,
И зажигаем свечи.
И зажигаем свечи.
А свечи плачут за людей,
То тише плачут, то сильней,
И позабыть волшебных дней
Они не могут, свечи.
И очень важно для меня,
Что не боится воск огня,
И за тебя, и за меня,
Сгорая, плачут свечи
Ведущая. Так же как мы с вами стараемся сейчас понять дух времени, в котором жил и творил А.С. Пушкин, так и он сам в своих произведениях часто пытался представить, как жили люди задолго до него самого.
Ученик читает стихотворение «Цветок» А.С. Пушкина
А.С. Пушкин
«Цветок»
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
Ведущая. У нас, людей третьего тысячелетия, свеча связывается в воображении со временем А.С. Пушкина. Ведь вечерами и ночами он мог писать тогда только при свечах. Свеча была связана с понятием творческого огня и вдохновения. Творческий огонь самого Пушкина – самый сильный и самый яркий в мировой литературе!
Ведущая: Но в каждом человеке, который что-то сочиняет, творит, живет свой огонек творчества… Такой огонек живет и вас, ведь вы тоже создаете свои произведения, вы – наследники Пушкина. И с особым удовольствием мне хочется предоставить слово вам, мои ученики.
Стихи исполняет Русанов Никита
Играют: Петухов Иван, Чеботарёва Олеся
Ведущая. Александр Сергеевич очень тонко чувствовал настоящее искусство. Его глубоко трогали и народное творчество, и классическая музыка. В гостиных того времени играли произведения Баха, Моцарта и других композиторов, исполнялись удивительно красивые… танцы.
Под классическую музыку дети исполняют танцевальную композицию.
Ведущая: Дороги Пушкина… Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Весенние – больше похожи на реки. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Дороги вечного странника, вечного путника…
( на фоне мелодии песни «Однозвучно гремит колокольчик» читается стихотворение «Зимняя дорога» А.С.Пушкина)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге земней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Ведущая: Ни одно время года не вызывало у поэта такого очарования, как осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни. Он нашел и изобразил подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе.
Унылая пора! Очей очарованье!...
Александр Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Уж небо осенью дышало...
Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Ведущая: Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни. Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Ученица: Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки; для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей; она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту; няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;
от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.
В одном из стихотворений Пушкин писал:
Мастерица ведь была,
И откуда что брала!
А куда разумны шутки,
Приговоры, прибаутки.
Небылицы, былины
Православной старины!
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да сидел.
Ведущая: У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя он прежде всего поэт – сказочник. Специально для детей Александр Сергеевич сказок не сочинял. Но все сказки его стали любимыми русским народом и детьми
Минисценка
Ученик: Таинственная и сказочная тишина. Тишина на много вёрст вокруг. И в этой тишине звучит голос няни.
Ученица: (няня —рассказчица в русском костюме, платочке) «Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство 1 зерном накормит; вторая, что одним куском сукна оденет; третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на третьей».
Инсценировка начала сказки о царе Салтане
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Ученик: Так появилась сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди
Ведущая: Сказки Пушкина – драгоценный вклад в историю русской литературы. Поэт довёл русскую сказку до совершенства.
Все прекрасно в творчестве Пушкина. Нельзя читать Пушкина и оставаться равнодушным.
Звучит музыка Г.Свиридова «Метель». На её фоне ведущий говорит свои слова.
Ведущий: 8 февраля 1837 года на Чёрной речке – в пригороде Петербурга – была назначена дуэль. По знаку секундантов Дантес и Пушкин стали сходиться. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал. Поэт жил ещё два дня. Врачи не давали ни малейшей надежды на выздоровление, рана была смертельной. 10 февраля Пушкин умер. Он был похоронен в тайне, недалеко от Михайловского, имения его матери, в Святогорском монастыре
Первым на смерть Пушкина своим поэтическим словом откликнулся М.Ю.Лермонтов
Ученик читает стихотворение
М.Ю.Лермонтов. Отрывок из стихотворения «Смерть Поэта».
Погиб Поэт! – невольник чести –
Пал оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Ведущая: Бессмертны все творения Пушкина, как и бессмертен сам поэт.
А.С.Пушкин
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Ведущая: Пушкин был абсолютно прав, написав, что «слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык». О Пушкине знают во всех уголках нашей страны, его имя воспевают поэты.
Ведущая: Пушкин умер. Однако он оставил нам прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения и, конечно же, сказки.
Ведущая: Наш классный час, посвященный великому поэту, подошел к концу, хотя многое можно было бы еще услышать. Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему. Всем творчеством Пушкин служил народу, и народ платит ему ответной любовью. У Пушкина мы учимся многому. Читайте Пушкина!
Павел Антокольский
ИМЯ
Это имя – знакомое с детства-
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
Это имя – бессонница весен,
Увлекающая за моря,
Золотая, румяная осень,
Бодрый холод в конце октября.
Это имя – сквозь белые ночи
Всех бессонных касается век,
Раскрывает все жадные очи
На прошедший и будущий век.
Это имя – как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами –
Он наш сверстник и наша звезда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Памяти А.С.Пушкина"
Классный час посвящён 175 годовщине со дня смерти А.С.Пушкина....
Классный час на тему "Память А.С.Пушкина".
Классный час на тему "Память А.С.Пушкина". Содержание : детство поэта, юность, студенчество, семейная жизнь, смерть....
Классный час к дню памяти А.С.Пушкина
10 февраля день гибели великого российского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Молодой поэт скончался от полученного раненипя в дуэли 8 февраля 1837 г. с французским офицером Жоржем Шарль Дантесо...
Классный час "Мой Пушкин"
Классный час "Мой Пушкин" для 2 класса...
Классный час "Наш Пушкин"
Дети знакомятся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина...
Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант) на тему: «Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина».
Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант) на тему "Сказки великого русского поэта А.С. Пушкина"....
Конспект классного часа по теме "Русский язык. Великий и Могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина" - 2 класс
Форма мероприятия: классный часТема мероприятия: «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина»Цель мероприятия: расширить знания у обучающихся о творчестве ...