Классный час "Наш Пушкин"
классный час (3 класс)

Сыромятникова Елена Ильинична

Дети знакомятся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_nash_pushkin.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

                             МБОУ  КР  ОО  «Кривчиковская СОШ»

                       Открытый  классный  час

                                во  3 классе

                         

                         «Наш

     Пушкин»

                                                                                 классный руководитель

                                                                                 Сыромятникова Е. И.

                                       

                                                  с. Кривчиково

                                           

Тема: «Наш Пушкин»

Цель:

познакомить детей с биографией и творчеством А. С. Пушкина.

Задачи:

формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества; использовать в работе новые интерактивные формы, формировать информационную культуру и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);

развивать память, наглядно-образное мышление за счёт повышения уровня наглядности;

воспитывать любовь к чтению, интерес к творчеству А. С. Пушкина.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, выставка детских рисунков, распечатки карточек с заданиями и «ключами», куклы для инсценировок.

Вид медиапродукта:

наглядная презентация «Наш Пушкин».

 - Наш классный час посвящён великому поэту, День памяти которого был в феврале.

Слайд 1 (портрет А. С. Пушкина)

-  Кто на портрете? (А. С. Пушкин)

- А. С. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают, многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Стихи А. С. Пушкина заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.

Мероприятие, которое сегодня мы проводим называется «Наш Пушкин». Вы знаете, что 2014 год – Год культуры, ещё и поэтому мы поговорим сегодня о жизни и творчестве этого великого русского литератора.

В качестве эпиграфа нашей встречи я взяла слова Ф. И. Тютчева

«Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет»

Слайд 2. (портрет А. С. Пушкина, годы жизни)

- Пушкин.

Это имя – знакомое с детства –

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

Пушкин.

Это имя на то и дано нам,

И оно никогда не лгало.

Не застыло казённым каноном

И не в школьную пропись легло.

Пушкин.

Это имя подростка смешного,

Что свечу до полуночи жёг,

И строчил, и вычерчивал снова,

И выискивал нужное слово –

Свой весёлый сигнальный рожок.

Пушкин.

Это имя весёлое рвенье,

Лихорадка ночного труда.

Нестареющее вдохновенье,

Не сгорающее никогда.

Пушкин.

Это имя – бессонница вёсен,

Увлекающая за моря,

Золотая румяная осень,

Бодрый холод в конце октября.

Пушкин.

Это имя - сквозь белые ночи

Всех бессонных касается вех,

Раскрывает все жадные очи

На прошедший и будущий век.

Пушкин.

Это имя – как лозунг и знамя!

И опять веселясь и грустя,

Рядом с нами, за нас и за нами –

Он, как сверстник и наше дитя.

Слайд 3 (Портрет А. С. Пушкина, текст)

- Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Слайд 4 (Пушкин в детстве)

  - Родился Пушкин 6 июня 1799 года в Москве. Сочинять стихи начал очень рано, когда даже ещё не умел писать. Первые его стихи были на французском языке.

Слайд 5 (портрет отца А. Пушкина)

  - Отец, Сергей Львович, бывший военный, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.

Слайд 6 (портрет матери А. Пушкина)

  - Мать, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала – «арапа Петра Великого».

Слайд 7 (портрет А. Ганнибала)

 - Почему-то кажется, что все великие люди ив детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки, человек с почти чёрным лицом и чёрными курчавыми волосами.

 Из необычного также можно отметить, что Пушкин рано выучился читать, и к 9 годам большая библиотека отца была им почти прочитана.

Слайд 8 (портреты брата и сестры А. Пушкина)

- У А. С. Пушкина были брат Лев и Сестра Ольга.

Слайд 9 (портреты бабушки и няни А. Пушкина)

- Бабушка, Мария Александровна Ганнибал, рассказывала своему внуку о старинной жизни, об интересных случаях из жизни Петра I. Саша забирался в большую корзину с вязальными нитками, и, тихонько сидя в ней, слушал рассказы бабушки. Когда Саше исполнилось 5 лет, Мария Александровна стала его учить читать и писать по-русски.

Другой женщиной, влияние которой на будущего поэта трудно переоценить, была Арина Родионовна, няня Пушкина. Русские народные песни и сказки, жемчужная россыпь пословиц и поговорок, меткие и образные обороты русской речи -  словом, всё богатство разговорного русского языка раскрывалось перед мальчиком в речах Арины Родионовны. Пушкин  полюбил её нежной детской любовью на всю жизнь и привязался к ней, как к самому близкому человеку.

Через много лет, вспоминая добрую свою няню, поэт напишет о ней так:

Я ждал тебя: в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвой погремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

  Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучала потом в чудесных пушкинских произведениях.

  Известно, что поэт записал в черновиках 7 няниных сказок, которые затем, почти дословно, передал в своих стихах.

  Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему. Всем творчеством Пушкин служил народу, и народ платит ему ответной любовью. У Пушкина мы учимся многому. Читайте Пушкина!

У Пушкина много стихов о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце. Кто прочитает стихи о зиме?

 (Дети читают стихи)

- Любимым временем года была осень. Осенью приходило вдохновенье. Поэт наслаждался осенним пейзажем, когда пышно увядает природа, и когда роща теряет последний лист. Вспомните стихи об осени.

(Дети читают стихи)

- «Есть имена – как солнце, как музыка, как яблоня в цвету..» Так сказал о Пушкине поэт Игорь Северянин. Он прав. Творчество великого поэта не тускнеет с годами, не остывает тепло его нежной лирики, и именно поэтому спустя многие десятилетия Пушкин нам близок, дорог, понятен.

- Давайте ещё вспомним стихи А. Пушкина и выполним несколько заданий.

(Дети работают с карточками, выполняют задания)

  - Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу ребёнка чудесной сказкой с синим её лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой. Строчки стихов Александра Сергеевича, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Кого только ни встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона. И белую царевну Лебедь. И бойкого, озорного и лукавого Балду. И чародея Черномора. И славного Руслана.  Мы будем идти по тропинкам стихов поэта и расти день ото дня. А Пушкин будет с нами всю жизнь. Улыбнётся нам, своим потомкам, и скажет: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» - «Здравствуй, Пушкин!» - скажем и мы вместе с вами.

- Послушаем увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»

(Дети слушают музыку)

- Некоторые люди считают сказкой поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», музыкальное вступление к которой вы сейчас слушали, а вступление «У лукоморья дуб зелёный…» когда-то учили. Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются жадность, властолюбие, тщеславие. Как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом.

А теперь давайте вспомним сказки А. С. Пушкина. Наша книжная выставка поможет вам назвать сказки правильно.

 (Дети называют сказки, обратив своё внимание на выставку книг «По дорогам сказок»)

- Сказки Пушкина – это красочное представление фантастического вымышленного мира, погрузившись в который, каждый ребёнок, да и взрослый, почувствует себя так, будто он попал в свой самый чудесный сон.

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать…

Вздрагивают детские ресницы.

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

- Ребята читали сказки и приготовили кукольные сценки. Давайте посмотрим инсценировку из «Сказки о рыбаке и рыбке»

(Дети показывают кукольную зарисовку из сказки)

- Молодцы! А вот знаете ли вы, что «Сказка о рыбаке и рыбке» была ещё длиннее. Старуха ещё побывала «Римскою папой», а потом уж стала мечтать о морском владычестве. Послушайте отрывок из сказки.

Проходит другая неделя,

Вздурилась опять его старуха.

Отыскать старика приказала –

Приводят старика к царице,

Говорит старику старуха:

«Не хочу я быть вольною царицей,

Я хочу быть римскою папой!»

Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперёк слово молвить.

Пошёл он к синему морю,

Видит: бурно чёрное море,

Таки и ходят сердитые волны,

Так и воют воем зловещим.

Стал он кликать золотую рыбку…

«Добро будет она римской папой»

Воротился старик ко старухе,

Перед ним монастырь латынский,

На стенах латынские монахи

Поют латынскую обедню.

Перед ним вавилонская башня.

На самой на верхней, на макушке

Сидит его старая старуха.

На старухе сарачинская шапка,

На шапке венец латынский,

На венце тонкая спица,

На спице Строфилус птица…

- Давайте вспомним «Сказку о царе Салтане…». Ребята выполняли иллюстрации к ней. Расположите рисунки по порядку их следования в сказке.

(Дети распределяют рисунки на доске)

- Хорошо справились с заданием. Помните сюжет сказки.

Посмотрим кукольную зарисовку к «Сказке о царе Салтане…»

(Дети инсценируют отрывок из сказки)

- А теперь проведём викторину по сказкам А. С. Пушкина.

(Учитель показывает презентацию «Сказки А. Пушкина»)

- Молодцы! Знаете сказки А. Пушкина.

- Сказки Пушкина – драгоценный вклад в историю русской литературы. Поэт довёл русскую сказку до совершенства.

Становясь старше, вы больше узнаете о жизни и творчестве А. С. Пушкина, познакомитесь с другими более серьёзными его произведениями. Великий русский поэт, которого знает и любит весь мир, прожил всего 37 лет. Он оставил нам больше тысячи стихотворений, поэмы, сказки, драмы, повести, рассказы, статьи; и что бы он ни писал – прозу или стихи, - это всегда было прекрасно.

Пушкина читают не только русские люди, но и за рубежом тоже: его сочинения переведены почти на все иностранные языки. Множество стихов Пушкина положено на музыку (романсы), почти на все крупные произведения его написаны оперы: «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Дубровский» и др. Они постоянно идут на сценах театров в нашей стране и за границей. Творчество А. С. Пушкина вдохновляет режиссёров на создание спектаклей, кинофильмов, мультфильмов, а художников- на прекрасные произведения живописи. Посмотрите на репродукции картин к произведениям Пушкина.

(Дети рассматривают выставку картин)

- Уже много лет прошло со дня смерти А. С. Пушкина, а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит и слава его всё растёт. Почти в каждом городе есть улица, названная в его честь.

Слайд 28 (Архитектор Опекуншин А. М. Памятник А. С. Пушкину, 1880 г, бронза. Москва, Пушкинская площадь)

- В Москве на Пушкинской площади стоит памятник поэту, созданный на народные средства.

Монументы, увековечившие память о величайшем русском поэте, можно увидеть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Одессе и Кишинёве, Тбилиси, Ташкенте, Болдине, в Михайловском, Томске… И всегда к памятникам Пушкину приходят люди с цветами, чтобы ещё раз выразить ему свою любовь и восхищение.

- А сейчас Валерия подведёт итог классного часа. Она приготовила сообщение об А. С. Пушкине.

(Лера рассказывает о поэте)

-О Пушкине можно говорить очень долго, восхищаться его произведениями, переживать вместе с его героями. У каждого из нас свой Пушкин. Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина!

Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – А. С. Пушкина.

Я благодарю вас за участие в сегодняшнем мероприятии и надеюсь, что оно лишь подогрело в вас желание ещё глубже проникнуть в мир произведений гениального русского поэта А. С. Пушкина.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Памяти А.С.Пушкина"

Классный час посвящён 175 годовщине со дня смерти А.С.Пушкина....

Классный час "Памяти Пушкина"

Форма проведения - литературная гостиная...

Классный час на тему "Память А.С.Пушкина".

Классный час на тему "Память А.С.Пушкина". Содержание : детство поэта, юность, студенчество, семейная жизнь, смерть....

Классный час к дню памяти А.С.Пушкина

10 февраля день гибели великого российского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Молодой поэт скончался от полученного раненипя в дуэли 8 февраля 1837 г. с французским офицером Жоржем Шарль Дантесо...

Классный час "Мой Пушкин"

Классный час "Мой Пушкин" для 2 класса...

Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант) на тему: «Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина».

Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)  на тему "Сказки великого русского поэта А.С. Пушкина"....

Конспект классного часа по теме "Русский язык. Великий и Могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина" - 2 класс

Форма мероприятия: классный часТема мероприятия: «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина»Цель мероприятия: расширить знания у обучающихся о творчестве ...