Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК «Гармония» Тема: Осень в стихах русских поэтов
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Куталина Вера Борисовна

Методическая разработка урока литературного чтения с технологической картой по теме: "Осень в стихах русских поэтов" будет интересна учителям начальных классов и студентам педагогических колледжей и ВУЗов.

Конспект может быть адаптирован  программе "Школа России".  Презентация является важным наглядн-информационным сопровождением урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

УМК «Гармония»

Тема: Осень в стихах русских поэтов

Цель: познакомить учащихся с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Н.Некрасова об осени;

формировать умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику;

воспитывать любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения, живопись.

Задачи:
Предметные:
- познакомить учащихся  с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени;
- формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
Метапредметные:
- владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;
- планировать свое выступление;
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся.
Личностные:
- воспитывать любовь и уважение к родной природе;
- утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.

Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная.

Материалы и оборудование:

Для учащихся:

  • учебник  
  • индивидуальные карточки.

Для учителя:

  • презентация к уроку;
  • мультимедийная техника;
  •  выставка книг

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация);

- здоровьесберегающее обучение.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап.

Создание учебной мотивации.

Целеполагание

 Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»

На экране записан эпиграф к уроку (Слайд 1)

Пусть слово живое

Твой разум и душу разбудит,

Введёт тебя в мир красоты.

-Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Может быть, вы найдете подсказку на осенних листьях у нас на доске. Что записано на них?  Знакомы ли вам эти фамилии? О чем произведения этих авторов?

На экране тема урока «Осень в стихах русских поэтов» (Слайд 2)

- Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает для себя что–то новое, знакомиться с интересными людьми, с прошлым и настоящим своей земли.

-Какие цели мы можем поставить перед собой сегодня на уроке, что стать вдумчивыми читателями?

Задачи: (Слайд 3)

  1.  Вспомнить авторов и их стихи об осени
  2.  Поработать над выразительным чтением стихов
  3.  Поделиться своими впечатлениями от стихов
  4.  Найти в тексте знакомые литературные приемы, которые помогают поэтам создать художественные образы
  5. Итог.

Дети слушают музыкальный отрывок. Дети читают эпиграф на доске, рассматривают карточки с осенними листьями, на которых записаны фамилии русских поэтов.

Дети вспоминают фамилии русских поэтов, стихи которых читали на предыдущих уроках.

Дети делают вывод, что сегодня тема урока «Стихи об осени»

Дети называют свои учебные цели, а учитель фиксирует на доске предложения детей.

 

Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, поиск известной информации.

Личностные УУД:

Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, постановка учащимися   целей учебной   деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

Планирование учебных задач.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

  - А начать наш поэтический листопад мне хотелось бы одним очень красивым и известным стихотворением. У доски выступает заранее подготовленный ученик:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

- Кто вспомнил автора этого отрывка?

Автор этого замечательного стихотворения А.С.Пушкин. Поэт очень любил осень, многие его стихи посвящены этому прекрасному времени года. (Слайд 4)

- Как вы думаете, что так привлекало Пушкина в осени?

-Какой он изображает осень в своем стихотворении?

-Кто из вас хотел бы ещё прочитать стихи об осени?

Выступления детей со стихами К.Бальмонта, Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной…

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Николай Некрасов

Славная осень  

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…

Афанасий Фет

Ласточки пропали…

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч

 (Слайд 5 – 8)

Оценивание выступления детей одноклассниками.

 

 Дети внимательно слушают выступление одноклассника, вспоминают автора известных строк. Называют поэта А. С. Пушкина.

Дети слушают вопросы учителя, размышляют, отвечают с опорой на текст.

(Пушкину нравилась буйство осенних красок, последние солнечные деньки радовали поэта)

Дети выходят к доске и читают наизусть понравившиеся стихи об осени. Класс слушает выступления друзей, оценивает.

Познавательные УУД:  

Построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

 Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, построение речевых высказываний.

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД:

Оценивание выступлений

3.   Обобщение и систематизация знаний учащихся

Анализ и работа над жанровыми особенностями произведения.

Физкультминутка.

  - Одинаково ли изображена осень у разных поэтов?

- Почему мы видим ее разной в   стихах?

 (Слайд 9-10)

- Какие литературные приемы помогают авторам изобразить осень? (Слайд 11)

На экране: Олицетворение –

                   Сравнение -  

                    Метафора -  

Приведите примеры этих художественных приемов, найди их в стихотворениях. Работа в парах.

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы. (Каждый поэт писал о своих впечатлениях от осени. У осени есть разные этапы: золотая осень, поздняя осень.)

Дети вспоминают литературные приемы и дают им определение с опорой на экран.

Дети работают в парах с соседом, ищут литературные приемы в стихах, зачитывают строки.

   

 

Познавательные УУД:

Смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные УУД:

Работа с партнером, диалог с учителем.

Регулятивные УУД:

Взаимопроверка, контроль и коррекция.

 

4.Творческая мастерская

 

-Представьте себе, что вы поэты. Попробуйте сочинить свои стихи об осени, рифмуя данные слова.

Ритм стихотворения можно прохлопать в ладоши. На слайде даны рифмы. (Слайд12)

…  осень,

… просим!

… порадуй,

… наградой.

Проверка творческих работ по желанию детей.

 Индивидуальная работа в тетради. Дети пробуют придумать и записать свои стихи.

Дают советы одноклассникам.

Оценивают свою творческую работу.

Варианты работ:

 (Золотая осень,

Ты останься, просим!

Солнышком порадуй,

Будешь нам наградой.)

(Не мочи нас, осень.

Мы тебя так просим.

 Фруктами порадуй,

Сладкою наградой.)

 Познавательные УУД:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

 

Регулятивные УУД:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

 5.Итог урока. Рефлексия.

 - Вернемся в план нашего урока. С чем мы справились? (Слайд 13)

- Что нового удалось нам сегодня?

- Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

-Чему нам надо еще учиться на уроках литературного чтения?

Используемые интернет-ресурсы (Слайд 14)

 

 

Дети слушают, отвечают на вопросы, сравнивают свои результаты, делают выводы.

 

 

 Познавательные УУД:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

 

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД:

Оценивание детьми собственной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения Пусть слово живое Твой разум и душу разбудит, Введёт тебя в мир красоты… выполнил учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 2» Куталина В.Б.

Слайд 2

Осень в стихах русских поэтов

Слайд 3

Задачи урока: Вспомнить авторов и их стихи об осени; Поработать над выразительным чтением стихов; Поделиться своими впечатлениями от стихов; Найти в тексте знакомые литературные приемы, которые помогают поэтам создать художественные образы; Итог.

Слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 5

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Слайд 6

Федор Иванович Тютчев

Слайд 7

Есть в осени первоначальной… Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде… Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…

Слайд 8

Афанасий Афанасьевич Фет

Слайд 9

Ласточки пропали… Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой. С вечера всё спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати-поле Прыгает как мяч

Слайд 10

Николай Алексеевич Некрасов

Слайд 11

Славная осень Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! Листья поблекнуть ещё не успели, Желты и свежи лежат, как ковёр. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни…

Слайд 12

Константин Дмитриевич Бальмонт

Слайд 13

Осень Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

Слайд 16

Литературные приёмы Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов живыми качествами. Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Метафора - выражение, употребляемое в переносном значении, в основании которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего свойства.

Слайд 17

Творческая мастерская … осень, … просим! … порадуй, … наградой .

Слайд 18

- Что нового удалось нам сегодня? - Какая работа для вас была самая интересная? -Какое задание оказалось самым трудным? -Чему нам надо еще учиться на уроках литературного чтения? Итог

Слайд 19

Портрет А. С. Пушкина http://harekrishna.ru/news/pics/4249/07.jpg Портрет Ф. И. Тютчева http://cp12.nevsepic.com.ua/76-2/thumbs/1355578647-1225668-www.nevsepic.com.ua.jpg Портрет А. А.Фета http://alldigi.ru/img/picture/Jan/11/227e23ca70ed81e7d47eb436e4e1338c/1.jpg Портрет Н. Н. Некрасова https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=164e3bddc3ed5d20be2d85a227edc44a&n=33&h=190&w=146 Портрет К. Д.Бальмонта http://motherhood2015.com/images/5598aa18ea8a1.jpg Поздняя осень http://www.deskpicture.com/DPs/Nature/winter3_2.jpg Золотая осень http://oboi.tululu.org/o/23/54771/prew.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Гармония" ФГОС СКОРОГОВОРКИ

Этот урок литературного чтения во 2 классе, где школьники узнают жанровые признаки скороговорки, но для получения новой  информации есть много способов... и ребята использут некоторые из них......

Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК "Гармония" по теме: Понимание эмоционального тона художественного произведения. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»...

конспект урока литературное чтение 2 класс УМК "Гармония"

Познакомить учащихся с биографией Л. Пантелеева; совершенствовать навыки выразительного чтения....

конспект урока литературного чтения в1 классе: сады поэзии: из чего растут стихи

Урок литературного чтения во втором классе. Развивающая система Л.В.Занкова...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтом о весне»

Конспект урока по литературному чтению на тему «Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтом о весне» + презентация...