Конспект урока литературного чтения (3 класс УМК "Гармония") по теме: В. А. Осеева «Волшебное слово» с использованием системы приёмов, формирующих умение читать «про себя», и приёмов ТРКМ и ИКТ
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Парамонова Ирина Павловна

Урок литературного чтения с примененим системы упражнений, формирующих навык молчаливого чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

брат сестра старичок старушка волшебник путешественник

Слайд 2

БИТРАНВОЛШЕБНОЕРЮДЖИМЕТСЛОВОГЩЕШАТ

Слайд 5

Павлик грубый злой назойливый непослушный обидчивый добрый внимательный вежливый уважительный любящий


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения по теме:

 В. А. Осеева «Волшебное слово»

с использованием системы приёмов, формирующих умение читать «про себя», и

приёмов ТРКМ и ИКТ

Задачи урока:

Предметные:                 

  •  освоить и применять приёмы молчаливого чтения; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
  • оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы;

Личностные: 

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения.

Ожидаемые результаты

Предметные: ученики усовершенствуют  умение читать «про себя»; определять тему, проблематику и идею эпического произведения; умение соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей; давать речевую характеристику персонажа; умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

Метапредметные :  регулятивные -  ученики усовершенствуют умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; коммуникативные -  научатся слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; познавательные - научатся осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные: усовершенствуют умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование урока:

  1. Учебник: Кубасова О.В. Литературное чтение.  - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
  2. Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 1)
  3. Карточки для работы в паре (Приложение 2)
  4. Карточки для работы в группе (Приложение 3)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

(звучит музыка)

- Закройте глаза и представьте себе, что вы попали в волшебный сад, где растут очень красивые цветы. Но самое главное – то, что все цветы в этом саду умеют творить чудеса. Положите цветок добра и хорошее настроение на обе ладошки. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите добро и хорошее настроение в свое сердце. Вы чувствуете, как ваше сердце наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится  вашей душе.

Вас овевает тёплый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили то,  что сейчас чувствуете и взяли с собой. Тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами на уроке.

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Улыбнитесь друг другу.

Проверка домашнего задания

- Оцените выступление ребят, что удалось, а что не получилось.

- Как вы думаете, как относится автор к своему персонажу? Своё мнение подтвердите текстом.

- А по какому ещё слову можно определить, что рассказчику не нравится его персонаж? Случайно ли героя зовут «Индюк»?

- Объясните названия двух последних произведений.

– Кто из вас был внимательным? С какого слова я начала урок?

– Какие слова вы говорите утром взрослым?
– Что вы говорите, когда благодарите?

-  Что было задано на дом?

- Какое?

-  Какие еще вежливые слова вы знаете?

Дети выразительно читают стихотворение «Очень вежливый Индюк».

Автор над ним смеётся, пишет, что «посинел Индюк от злости».

Индюком обычно называют того, кто задаётся, важничает.

Названия «Вежливый ослик» и «Очень вежливый Индюк» ироничны, содержат скрытую насмешку.

Здравствуйте. Доброе утро. Спасибо.

Провести мини – исследование.

Найти в словарях и энциклопедиях значение этих слов.

Здравствуй – наше привычное приветствие, пожелание здоровья.

Пожалуйста – от глагола «пожаловать». Употребляется в разговоре как вежливый оборот для выражения просьбы.

Спасибо – изначально – спаси Бог! Употребляется в разговоре для выражения благодарности.

Извините, добрый день, до свидания, будьте так любезны…

Актуализация темы урока

Упражнение «Фотоглаз»  (Слайд 1)

брат

сестра

старичок

старушка

волшебник

путешественник

- Было ли слово ВОЛШЕБНИК?

- Кого называют волшебником?

- Могут ли обычные люди стать волшебниками?

- Может быть, рассказ, с которым познакомимся сегодня, поможет найти ответ на этот вопрос.  Попробуйте прочитать название рассказа.

Приём «Найди спрятанное слово»   (Слайд 2)

БИТРАНВОЛШЕБНОЕРЮДЖИМЕТСЛОВОГЩЕШАТ

- Того, кто совершает чудеса при помощи заклинаний или волшебных предметов.

Предположения детей.

«Волшебное слово»

Работа над новым материалом

Знакомство с текстом

Обсуждение прочитанного

Физкультминутка

Выборочное чтение

Работа в группах

-  Верно, это рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». О чём может быть рассказ с таким названием?

- Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

Приём ТРКМ «Перепутанные логические цепочки»

- Посмотрите внимательно на экран. (Слайд 3) У вас на столе находится карточка №1. Вместе с соседом по парте  предположите, как будут развиваться события  в рассказе, определите их последовательность.

Приём «Читай дальше»

- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушайте. (Дочитать  до слов:

- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь…

- А какое слово?)

- Можете предположить, что сказал Павлику старик?

Самостоятельное чтение «про себя» с применением приёма «Губы»

- Каково  ваше отношение к Павлику?

- Как вы думаете, почему старичок решил помочь Павлику?

Возвращение к приёму «Перепутанные логические цепочки»

- Проверьте, в правильной ли последовательности вы расположили картинки до чтения рассказа?

- У меня получилось так (Слайд 4). Согласны?

 - Дайте  название  каждой картинке.

- Что получилось?  (план текста)

- Как вы думаете, что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?

- Вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите этого слова, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

- Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.

- Как Павлик вёл себя при общении с сестрой?

- С бабушкой?

- С братом?

- Может ли слово быть волшебным?

- Найдите и расскажите, как действовало «волшебное» слово на членов семьи Павлика. Сделайте вывод. Работайте в группах.

1 группа. Действие «волшебного» слова на сестру.

2 группа. Действие «волшебного» слова на бабушку.

3 группа. Действие «волшебного» слова на брата.

-Что объединяет эти 3 случая?

Приём «Кластер»

- Вспомните, каким был Павлик до встречи со стариком и запишите слова для характеристики слева, а каким стал - справа (заполнение кластера). Карточка №2.

- Посмотрите, что получилось у меня. (Слайд 5)

-  Как изменило Павлика одно маленькое, но важное слово?

- Можно ли сказать, что Павлик стал волшебником?

- А каждый из нас может быть волшебником?

Дети говорят свои предложения.

Расставляют картинки, предполагая, в какой последовательности будут происходить действия в незнакомом рассказе.

По ходу чтения разбирают непонятные слова, объясняют значения слов.

Высказывают своё мнение.

Дети читают рассказ до конца «про себя».

Он не прав, очень груб.

Он был мудрым и добрым человеком.

Расставляют последовательность после знакомства с текстом.

Сверяют работу с образцом

  1. Встреча со стариком.
  2. Разговор с Леной.
  3. Разговор с бабушкой.
  4. Беседа за обедом.
  5. Возвращение в сквер. 

Павлик хотел поблагодарить старичка.

Раздражённо.

Он обижался на неё.

Был назойлив и злился на него.

Ответы детей.

До того, когда мальчик сказал «волшебное» слово, сестра вела себя так: увидев Павлика, девочка закрыла рукой краски. Но после того как он, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал: «Пожалуйста», Лена - раскрыла глаза, пальцы разжались, смущенно пробормотала и отдала краску. Можно сделать вывод: «волшебное» слово действует.

 Павлик произнес «волшебное» слово и оно заиграло в глазах, в улыбке бабушки. Вывод: «волшебное» слово действует.

Павлик положил брату руку на плечо и тихо попросил: «Возьми меня, пожалуйста». Все замолчали. Брат поднял брови. Сестра и бабушка в один голос: «Возьми его». Вывод: «волшебное» слово действует.

Мальчик  отнёсся по-доброму к родным людям и получил взамен доброе отношение к себе.

Мальчик научился пользоваться «волшебным» словом, он стал добрее, отзывчивее, ласковее.

Да, с помощью «волшебного» слова ему удалось изменить отношение родственников к себе.

Оказывается, каждый может быть волшебником, если будет пользоваться «волшебным» словом.

Домашнее задание

Выразительное чтение рассказа.

- Нарисуйте, с кем вы могли сравнить доброго человека, и объясните почему? Например, с солнышком, потому что каждое утро оно ласково улыбается.

- Посчитайте в течение дня, сколько добрых слов вам сказали люди, и сколько добрых слов вы сказали людям.

Итог урока

- Ребята,  вы и сами можете проверить совет старичка и побывать в роли волшебника. Попробуйте говорить волшебное слово своим родителям, друзьям, и посмотрите, как те себя поведут.

-Что особенно запомнилось на уроке?

На доске вы видите незаконченные высказывания. Вам следует закончить их.

Я понял, что могу... Мне понравилось... Меня удивило... У меня получилось…

Спасибо за работу!

Дети предлагают свои варианты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" . Тема урока "Волшебные сказки".

Слайд 1. Название презентации.Слайд 2. План урока.Слайд 3. Ключевые слова урока.Слайд 4. Примеры призказки.Слайд 5. Группы сказок.Слайд 6. Признаки сказки.Слайд 7. Самостоятельная работа учащихся.Слай...

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива» Тема: Лисичка-сестричка и серый волк

Конспект урока литературного чтения "Лисичка сестричка и с волк" с применением интерактивного плаката. 2 класс, Перспектива...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б. Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным на материале картины Б. Кустодиева «Масленица» и фрагм...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.Зощенко «Золотые слова» (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко  «Золотые слова» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умен...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....