Конспект урока литературного чтения (3 класс УМК "Гармония") по теме: В. А. Осеева «Волшебное слово» с использованием системы приёмов, формирующих умение читать «про себя», и приёмов ТРКМ и ИКТ
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения с примененим системы упражнений, формирующих навык молчаливого чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.99 МБ |
![]() | 2.9 МБ |
![]() | 40.58 КБ |
![]() | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БИТРАНВОЛШЕБНОЕРЮДЖИМЕТСЛОВОГЩЕШАТ
Павлик грубый злой назойливый непослушный обидчивый добрый внимательный вежливый уважительный любящий
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения по теме:
В. А. Осеева «Волшебное слово»
с использованием системы приёмов, формирующих умение читать «про себя», и
приёмов ТРКМ и ИКТ
Задачи урока:
Предметные:
- освоить и применять приёмы молчаливого чтения; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Метапредметные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
- оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы;
Личностные:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения.
Ожидаемые результаты
Предметные: ученики усовершенствуют умение читать «про себя»; определять тему, проблематику и идею эпического произведения; умение соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей; давать речевую характеристику персонажа; умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
Метапредметные : регулятивные - ученики усовершенствуют умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; коммуникативные - научатся слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; познавательные - научатся осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные: усовершенствуют умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование урока:
- Учебник: Кубасова О.В. Литературное чтение. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
- Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 1)
- Карточки для работы в паре (Приложение 2)
- Карточки для работы в группе (Приложение 3)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! (звучит музыка) - Закройте глаза и представьте себе, что вы попали в волшебный сад, где растут очень красивые цветы. Но самое главное – то, что все цветы в этом саду умеют творить чудеса. Положите цветок добра и хорошее настроение на обе ладошки. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите добро и хорошее настроение в свое сердце. Вы чувствуете, как ваше сердце наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас овевает тёплый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой. Тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами на уроке. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Улыбнитесь друг другу. | |
Проверка домашнего задания | - Оцените выступление ребят, что удалось, а что не получилось. - Как вы думаете, как относится автор к своему персонажу? Своё мнение подтвердите текстом. - А по какому ещё слову можно определить, что рассказчику не нравится его персонаж? Случайно ли героя зовут «Индюк»? - Объясните названия двух последних произведений. – Кто из вас был внимательным? С какого слова я начала урок? – Какие слова вы говорите утром взрослым? - Что было задано на дом? - Какое? - Какие еще вежливые слова вы знаете? | Дети выразительно читают стихотворение «Очень вежливый Индюк». Автор над ним смеётся, пишет, что «посинел Индюк от злости». Индюком обычно называют того, кто задаётся, важничает. Названия «Вежливый ослик» и «Очень вежливый Индюк» ироничны, содержат скрытую насмешку. Здравствуйте. Доброе утро. Спасибо. Провести мини – исследование. Найти в словарях и энциклопедиях значение этих слов. Здравствуй – наше привычное приветствие, пожелание здоровья. Пожалуйста – от глагола «пожаловать». Употребляется в разговоре как вежливый оборот для выражения просьбы. Спасибо – изначально – спаси Бог! Употребляется в разговоре для выражения благодарности. Извините, добрый день, до свидания, будьте так любезны… |
Актуализация темы урока | Упражнение «Фотоглаз» (Слайд 1) брат сестра старичок старушка волшебник путешественник - Было ли слово ВОЛШЕБНИК? - Кого называют волшебником? - Могут ли обычные люди стать волшебниками? - Может быть, рассказ, с которым познакомимся сегодня, поможет найти ответ на этот вопрос. Попробуйте прочитать название рассказа. Приём «Найди спрятанное слово» (Слайд 2) БИТРАНВОЛШЕБНОЕРЮДЖИМЕТСЛОВОГЩЕШАТ | - Того, кто совершает чудеса при помощи заклинаний или волшебных предметов. Предположения детей. «Волшебное слово» |
Работа над новым материалом Знакомство с текстом Обсуждение прочитанного Физкультминутка Выборочное чтение Работа в группах | - Верно, это рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». О чём может быть рассказ с таким названием? - Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? Приём ТРКМ «Перепутанные логические цепочки» - Посмотрите внимательно на экран. (Слайд 3) У вас на столе находится карточка №1. Вместе с соседом по парте предположите, как будут развиваться события в рассказе, определите их последовательность. Приём «Читай дальше» - Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушайте. (Дочитать до слов: - Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь… - А какое слово?) - Можете предположить, что сказал Павлику старик? Самостоятельное чтение «про себя» с применением приёма «Губы» - Каково ваше отношение к Павлику? - Как вы думаете, почему старичок решил помочь Павлику? Возвращение к приёму «Перепутанные логические цепочки» - Проверьте, в правильной ли последовательности вы расположили картинки до чтения рассказа? - У меня получилось так (Слайд 4). Согласны? - Дайте название каждой картинке. - Что получилось? (план текста) - Как вы думаете, что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер? - Вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите этого слова, то выполнять действие не нужно. Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза! Руки на пояс! Пожалуйста, руки на пояс! Выполняем приседания! Приседаем 2 раза, пожалуйста! Прыгаем, как зайчики! Пожалуйста, сделали вдох и выдох! Пожалуйста, садимся на свои места! - Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу! - Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке. - Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? - С бабушкой? - С братом? - Может ли слово быть волшебным? - Найдите и расскажите, как действовало «волшебное» слово на членов семьи Павлика. Сделайте вывод. Работайте в группах. 1 группа. Действие «волшебного» слова на сестру. 2 группа. Действие «волшебного» слова на бабушку. 3 группа. Действие «волшебного» слова на брата. -Что объединяет эти 3 случая? Приём «Кластер» - Вспомните, каким был Павлик до встречи со стариком и запишите слова для характеристики слева, а каким стал - справа (заполнение кластера). Карточка №2. - Посмотрите, что получилось у меня. (Слайд 5) - Как изменило Павлика одно маленькое, но важное слово? - Можно ли сказать, что Павлик стал волшебником? - А каждый из нас может быть волшебником? | Дети говорят свои предложения. Расставляют картинки, предполагая, в какой последовательности будут происходить действия в незнакомом рассказе. По ходу чтения разбирают непонятные слова, объясняют значения слов. Высказывают своё мнение. Дети читают рассказ до конца «про себя». Он не прав, очень груб. Он был мудрым и добрым человеком. Расставляют последовательность после знакомства с текстом. Сверяют работу с образцом
Павлик хотел поблагодарить старичка. Раздражённо. Он обижался на неё. Был назойлив и злился на него. Ответы детей. До того, когда мальчик сказал «волшебное» слово, сестра вела себя так: увидев Павлика, девочка закрыла рукой краски. Но после того как он, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал: «Пожалуйста», Лена - раскрыла глаза, пальцы разжались, смущенно пробормотала и отдала краску. Можно сделать вывод: «волшебное» слово действует. Павлик произнес «волшебное» слово и оно заиграло в глазах, в улыбке бабушки. Вывод: «волшебное» слово действует. Павлик положил брату руку на плечо и тихо попросил: «Возьми меня, пожалуйста». Все замолчали. Брат поднял брови. Сестра и бабушка в один голос: «Возьми его». Вывод: «волшебное» слово действует. Мальчик отнёсся по-доброму к родным людям и получил взамен доброе отношение к себе. Мальчик научился пользоваться «волшебным» словом, он стал добрее, отзывчивее, ласковее. Да, с помощью «волшебного» слова ему удалось изменить отношение родственников к себе. Оказывается, каждый может быть волшебником, если будет пользоваться «волшебным» словом. |
Домашнее задание | Выразительное чтение рассказа. - Нарисуйте, с кем вы могли сравнить доброго человека, и объясните почему? Например, с солнышком, потому что каждое утро оно ласково улыбается. - Посчитайте в течение дня, сколько добрых слов вам сказали люди, и сколько добрых слов вы сказали людям. | |
Итог урока | - Ребята, вы и сами можете проверить совет старичка и побывать в роли волшебника. Попробуйте говорить волшебное слово своим родителям, друзьям, и посмотрите, как те себя поведут. -Что особенно запомнилось на уроке? На доске вы видите незаконченные высказывания. Вам следует закончить их. Я понял, что могу... Мне понравилось... Меня удивило... У меня получилось… Спасибо за работу! | Дети предлагают свои варианты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-653147-1440438623.jpg)
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544256-1417724381.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" . Тема урока "Волшебные сказки".
Слайд 1. Название презентации.Слайд 2. План урока.Слайд 3. Ключевые слова урока.Слайд 4. Примеры призказки.Слайд 5. Группы сказок.Слайд 6. Признаки сказки.Слайд 7. Самостоятельная работа учащихся.Слай...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-205553-1361054175.jpg)
Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива» Тема: Лисичка-сестричка и серый волк
Конспект урока литературного чтения "Лисичка сестричка и с волк" с применением интерактивного плаката. 2 класс, Перспектива...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/15/picture-1305718-1621073637.jpg)
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б. Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным на материале картины Б. Кустодиева «Масленица» и фрагм...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1303030-1610896622.jpg)
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.Зощенко «Золотые слова» (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко «Золотые слова» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/03/picture-720119-1449174233.jpg)
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/18/picture-1407692-1652893134.jpg)
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....