Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК "Гармония" по теме: Понимание эмоционального тона художественного произведения. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 69.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Понимание эмоционального тона художественного произведения. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Задачи урока:
- воспитание доброго отношения к людям, желание быть полезным окружающим, умение понимать прекрасное, осознавать своё место на уроке и в жизни.
- Работать над выразительностью чтения.
- Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах.
- Формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению.
Планируемые достижения на уроке:
- умение анализировать эмоциональное состояние героев;
- умение анализировать прочитанное;
- воспитание любви к музыке;
Оборудование: презентация, аудиодиск с музыкой Э.Грига.
Ход урока
I.Организационный момент.
Вход в урок (слушание Э. Григ «Танец Анитры»)
II. Сообщение темы и цели урока.
Постановка задач урока.
- Ребята, посмотрите на доску. Подумайте и попробуйте догадаться, о каком произведении мы будем говорить на уроке?
На доске: портрет Э. Грига, К. Паустовского и корзина с еловыми шишками
- Сегодня на уроке, мы завершаем работу над этим произведением. Но вместе с тем, мы войдем в необыкновенный мир творчества писателя Константина Паустовского и норвежского композитора Эдварда Грига. Музыкальные произведения Грига будут сопровождать нас на протяжении всего урока.
IV. Работа над произведением.
1. Творчество К. Паустовского и Э. Грига
- Были ли вы раньше знакомы с творчеством К. Паустовского?
– Какие произведения К. Паустовского вы уже читали? (Барсучий нос, Заячьи лапы, Стальное колечко, Растрёпанный воробей)
-1-ая группа готовила сообщение о писателе К. Паустовском. Расскажите. (рассказ детей)
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей: два брата и сестра. Отец писателя был железнодорожным служащим, и семья часто переезжала с места на место. После нескольких переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский учился в Киевской гимназии. В последнем классе гимназии, он написал свой первый рассказ.
Константин Георгиевич переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором трамвая, рабочим на заводах, рыбаком, санитаром в армии, преподавателем русской литературы, журналистом. В гражданскую войну Паустовский воевал в Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом.
За свою большую писательскую жизнь Константин Георгиевич побывал во многих уголках нашей страны и в других странах. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Он встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, музыкантами, художниками и написал много книг про них.
Перу Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни.
Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки.
Умер писатель в Москве, а похоронен в г.Таруса Калужской области. На его могилу приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.
- Кому посвятил рассказ «Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовский?
( композитору Эдварду Григу)
- Я предоставляю слово 3 группе (рассказ детей о Григе)
Эдвард Григ – великий норвежский композитор, пианист, дирижер, родился в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.
Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее.
Вскоре его имя стало известно всему миру. Все произведения Грига посвящены Норвегии. Главная тема его произведений – тема Родины. Он любил свою Родину, ее леса, озера, реки.
Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.
Велико творческое наследие Эдварда Грига. Он был автором более 120 романсов и песен. Григ писал их на протяжении всей жизни.
День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.
2. Работа с текстом
1) Составление картинного и словесного плана
- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.
- О чем говорится в каждой части?
(1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни; 3 - Дагни у тетушки; 4 - на концерте)
- Предлагаю вам составить словесный и картинный план рассказа, используя ваши рисунки.
(Работают в группах, двое у доски. В это время звучит музыка Э.Грига «Песня Сольвейг»).
Можно составить такой план:
1. Встреча в осеннем лесу.
2. Композитор пишет музыку.
3. Дагни в гостях у тётушки.
4. Подарок для Дагни.
2) Работа над 1 частью рассказа.
- Как озаглавили 1 часть? (Встреча в осеннем лесу)
- Рассказ "Корзина с еловыми шишками" имеет красивое начало.
- Вспомните, что описывает автор в начале? (Норвежский горный лес)
- Часто Григ представлял себе, что в глубине этих гор живут маленькие сказочные существа. Так появилась композиция «В пещере горного короля» из сюиты "Пер Гюнт". Послушайте и попробуйте представить себе этих сказочных персонажей. (слушание Э. Григ «В пещере горного короля»)
- Посмотрите на иллюстрацию. Какой эпизод изображен на ней? (встреча Грига с Дагни)
- Давайте прочитаем по ролям этот отрывок.
- Какой же подарок решил сделать композитор девочке? (написать музыку)
- Почему он не захотел сделать его сразу?(такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку)
- Как вы думаете, почему Григ в рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке? (у нее доброе сердце; умеет думать о других)
- А ведь этот случай, описанный Паустовским, можно связать с фактами из биографии композитора.
… Григ очень любил детей. Когда-то у него была дочь Александра. Белокурая, зеленоглазая, очень красивая. Но прожила она совсем недолго- чуть больше года. Больше детей в семье не было. Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату. И поэтому в каждой девочке он видел свою дочь.
3) Работа над 2 частью рассказа
- Переходим ко второй части. Как мы ее озаглавили? (Композитор пишет музыку)
- Кто такой композитор? (человек, который пишет музыку)
- С чем сравнивали друзья дом композитора? (с жилищем дровосека)
- А почему? (в нем были только рояль и диван)
- Почему в доме не было другой мебели и предметов интерьера? (мебель и предметы интерьера приглушают звуки музыки)
- Что украшало комнату Грига?
- Почему композитор не решался выбросить старый диван?
- Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?(да)
- Почему он считал себя счастливым человеком? Найдите в тексте слова, которые это подтверждают (отдал молодежи жизнь, талант, работу; все без возврата)
- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни? (больше месяца)
- Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Найдите в тексте и зачитайте.
- Как вы думаете, трудно описывать музыку словами? Ответьте на мой вопрос словами текста.
3. Физминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте зашагали.
4. Работа с текстом (продолжение)
4) Изобразительно – выразительные средства (олицетворения, сравнения и эпитеты). Работа в парах.
- Вы сказали, что музыку нельзя передать словами. А писателям и поэтам это удаётся. Какие же изобразительно – выразительные средства используют они в своих произведениях? (олицетворения, сравнения и эпитеты)
- Вспомните эти понятия.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- это художественный приём, когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа.
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им признаку.
ЭПИТЕТ - это красочные прилагательные, которые помогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему.
1 группа – выписывают из текста 3-4 олицетворения (листья дрожат, рояль мог петь, струна плакала, мелодия росла, эхо ждет, клавиши тосковали, смеялись, гремели);
2 группа - выписывают из текста 3-4 сравнения (эхо как птица пересмешник, листья как золото и медь, зелёные зрачки Дагни как огоньки листвы, дом композитора с жилищем дровосека, Дагни как солнце, нежный ветер, раннее утро, солнце горит как корона, косы с отблеском старого золота);
3группа - выписывают из текста 3-4 эпитета (грибной воздух, осенний наряд, весёлое эхо, белые ночи, хрустальные туфельки, сказочная волшебница)
(слушание Э. Григ «Норвежский танец»)
- Действительно, музыку не передашь словами, но мастерство писателя позволяет нам заглянуть в дом Э. Грига в Бергене, услышать, как рояль великого композитора может петь, а клавиши – тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом».
5) Работа над 3 частью рассказа
- Переходим к 3 части. Как мы ее озаглавили? (Дагни в гостях у тётушки)
- А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд. Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает? (посмотреть как устроен мир, как живут люди и немного повеселиться)
- Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала? (ей 18 лет, красивая стройная девушка)
- А внутренний духовный мир Дагни изменился? (в душе осталась всё тем же добрым и чутким ребёнком).
- Помните, а ведь именно этими качествами Дагни понравилась Григу.
6) Работа над 4 частью рассказа
- Переходим к заключительной части. Как мы ее озаглавили? (Подарок для Дагни)
- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро" (прослушивание музыки)
- Сейчас уже никто не сможет точно сказать, какое из своих произведений Э. Григ посвятил Дагни Педерсен. Может быть это, а может и другое.
- Какую картину нарисовало ваше воображение?
- А какие картины предстали перед глазами Дагни? Прочитайте этот отрывок. (поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)
- Почему после исполнения этой чудесной музыки "Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты"? (классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)
- Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку. Но у вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже.
- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы? (Она плакала от счастья, это были слезы благодарности)
- О чем думала Дагни, выходя из парка? Прочитайте.
- "Волшебник и великий музыкант". О ком же эти слова?
- Прочитайте последние 4 слова, которыми заканчивается рассказ (чем должен жить человек…)
- Какой знак препинания стоит в конце? Как вы думаете почему? (надо поразмыслить, это приём в литературе называется риторический вопрос, который не требует немедленного ответа)
- Так чему же учит это произведение? (надо жить, принося радость другим людям)
V. Итог урока.
1) Запись на доске: «Живут волшебники земные, тепло своих сердец даря».
- Кого мы называем земными волшебниками и почему? (Григ подарил нам талантливо написанную музыку, Паустовский – рассказ).
- Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера и волшебники: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства
- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.
2) - Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М.Пришвина и В. Сухомлинского были вашим девизом по жизни.
Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека. (М. Пришвин)
Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. (В.А.Сухомлинский)
VI. Домашнее задание.
- У нас в учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на партах лежит концовка. Дома прочитайте её и в рабочей тетради напишите рассуждение на философскую тему: «Чем должен жить человек?»
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
VI. Рефлексия.
- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: желтые, оранжевые, красные.
Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите красную шишку (самую спелую).
- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - оранжевую.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - желтую, надо немного созреть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...