Тех.карта А.С.Пушкин "Няне"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 «А» классе (УМК «Школа России») | |
Тема | А. С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Няне», формирование умения определять и видеть в тексте настроение лирического героя, способы передачи чувств. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Познакомятся со стихотворением А.С. Пушкина «Няне», будут формировать умение определять и видеть в тексте настроение лирического героя, способы передачи чувств; прогнозировать содержание произведения, читать вслух, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. |
Личностные результаты | Проявление бережного отношения к художественной книге, формирование системы нравственных ценностей (благородство, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям классиков. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке Познавательные: анализировать текст, выделять в нем основную мысль. Коммуникативные: отвечать на вопросы на основе художественного текста; обсуждать ответы на вопросы учебника, доказывать свою точку зрения. |
Основные понятия и термины | Биография, стихотворение, заголовок, няня, интонация, произведение |
Методы, формы работы | Словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная. |
Образовательные ресурсы | М/м презентация, аудиозапись, учебник Литературное чтение 4 класс 1 ч. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Кто у нас прилежный самый? Вижу, класс наш хоть куда! Ну, начнём урок, друзья! - Проверим готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник литературного чтения. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Речевая разминка Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению | Упр. в отработке дикции | -Подготовим голосовые связки к чтению. -Для этого прочитаем скороговорки Сл. 1.Трамваи обычным рейсом Плывут по подводным рельсам. 2.Семь артистов петь желают, Семь артистов дружно лают. -Начнем читать по очереди медленно, постепенно ускоряя темп. -А сейчас, проведем с вами небольшой конкурс на самое быстрое чтение этой скороговорки. | Следит за правильностью произношения. Задает вопросы. | Читают скороговорку с различной интонацией и темпом. Отвечают на вопросы учителя |
III.Проверка домашнего задания. Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания. | Беседа о биографии автора. | -Ребята, вы дома искали информацию об А.С.Пушкине, читали текст А.Сломинского на стр. 34. -Проверим, что вы знаете о биографии Александра Сергеевича, о его творчестве. -Послушаем ваши сообщения. -Как необходимо выступать с сообщениями? (говорить чётко, не читать, а рассказывать) -Как нужно слушать выступления товарищей? (не перебивать, не шуметь, слушать внимательно) Сообщения детей о писателе | Проводит проверку выполнения домашнего задания учащимися. | Ответы на вопросы об авторе.Рассказывают интересные факты о жизни писателя. |
III. Актуализация знаний Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений.) | Повторение жанровых особенностей стихотворения | -Что такое лирика? (один из трех родов литературы, изображающий чувства, эмоции, переживания, размышления, навеянные жизненными впечатлениями и обстоятельствами.) -Каковы жанровые особенности лирического стихотворения? (ода, гимн, романс, послание). -Что такое стихотворение? (это небольшое произведение, где есть созвучные строчки (рифмы), в которых автор выражает свои чувства и переживания) -Какие жанровые особенности стихотворения вы знаете? (Ода, баллада, песня, послание, пейзажная, любовная, философская, вольнолюбивая) | Актуализирует знания учащихся. Задаёт вопросы. | Отвечают на вопросы. |
V. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока | Сл. -Обратите внимание, на слова, написанные И.С. Аксаковым: «Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.» -Как вы думаете, кому посвящены эти слова? (Няне А.С. Пушкина, Арине Родионовне) -Александр Сергеевич очень любил свою няню, воспоминания о ней он сохранил в своей памяти на всю жизнь. | Дает целевую установку. Задает вопросы. | Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя. |
Определение темы и задач урока | -Ребята, кто догадался, о ком мы прочитаем сегодня стихотворение А.С.Пушкина? (О няне) -Правильно! Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина, его знаменитым стихотворением «Няне». -Какие задачи поставим перед собой? -Познакомиться со стихотворением А.С. Пушкина «Няне». -Отвечать на вопросы по содержанию стихотворения. -Находить средства выразительности в стихотворении. -Выявлять основную мысль стихотворения. -Учиться выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина «Няне». | Подводит к самостоятельным, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач | |
VI. Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие осмысление и первичное усвоения учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала | Подготовка к первичному восприятию | -В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны. -Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и преданиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Более того, став взрослее, Пушкин доверял няне все свои секреты, считая ее своей духовной напарницей, которая может и утешить, и подбодрить, и дать мудрый совет. -Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское. -Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время. -Она была для него близким другом в радости и горе. Она была его первой слушательницей и критиком в годы ссылки. -И вот, спустя полтора месяца по возвращению из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне», в котором навеки запечатлел свою любимую Арину Родионовну. | Актуализирует знания учащихся, задаёт вопросы. Готовит детей к прослушиванию стихотворения | Отвечают на вопросы учителя, слушают рассказ. |
Первичное восприятие текста (читает учитель, аудиозапись) | - Сейчас вы внимательно прослушаете стихотворение А.С. Пушкина «Няне», и скажите, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? -Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина Родионовна, сидит у окна и вяжет своему любимцу тёплый свитер. (Прослушивание аудиозаписи Василия Ивановича Качалова). «Няне» Подруга дней моих суровых, | Организует первичное слушание текста произведения. | Воспринимают на слух художественное произведение | |
Проверка первичного восприятия | - Вам понравилось это стихотворение? - Каким настроением пронизано это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое) - Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов. - Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (теплыми, нежными, красками.) | Проводит эмоционально-оценочную беседу с учащимися, выявляющую отношение к прочитанному. | Отвечают на вопросы учителя, показывают своё отношение к прочитанному. | |
Словарная работа | - В тексте стихотворения встретились сложные для восприятия слова, устаревшие слова, значение которых мы уточним. Сл. Глушь - глухое место, отдаленное от людей. Горюешь - грустить, печалиться. Светлица - это светлая комната. Вороты - устаревшая форма существительного “ворота”. Наморщенные - старческие руки и руки – труженики. Теснят -Тесно, теснота. Тоска, предчувствия, печали. Эти чувства переполняют няню. Всечасно - Постоянно, каждый час. -Дряхлая – очень старая. | Организует работу над сложными, устаревшими словами. Знакомит со значением сложных лексических слов. | Читают слова, определяют их лексическое значение. | |
ФИЗМИНУТКА | Это лёгкая забава — Приседаем быстро, ловко. | Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке | Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем | |
Повторное чтение и анализ произведения (под рук.учителя) | -А сейчас мы с вами прочитаем стихотворение, подумайте, какие чувства испытывает А.С. Пушкин к своей няне? -Перед чтением, вспомним, как надо читать стихотворение? (стихотворение необходимо читать выразительно, соблюдая паузы, логические ударения, с определенной интонацией). -Возьмите в руки карандаш, будете исправлять ошибки во время чтения. (обозначают ударения в словах, в которых допущены ошибки). Чтение учащихся. -К кому обращается поэт в стихотворении? (к своей няне) -Найдите в тексте стихотворения слова – обращения поэта к няне. (Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!) -Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (нежность, забота, любовь.) -Как А.С. Пушкин ласково называл няню? («Голубка дряхлая моя»). -Как вы понимаете значение этого выражения? Что значит «дряхлая»? (старая, пожилая няня), но тем не менее как он её называет? (Голубка) -Он относится к ней ласково, с любовью. -Почему он пишет «подруга дней моих суровых»? (в самые трудные времена няня была рядом, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки). -Какая картина предстала перед вами, когда вы слушали это стихотворение? (ответы детей) -Какими приемами пользуется автор для того, чтобы читатель мог представить няню? Какие он использует средства выразительности? Сл. (эпитеты, сравнение, олицетворение, метафоры – определения) -Сравнение – «горюешь, будто на часах». (передает постоянство ее томительного ожидания). –Найдите эпитеты в стихотворении? (Старушка дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – из этих строк видно, что она ждёт его, скучает, превращается почти в символ разлуки). –Найдите метафоры? (Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни, медлят поминутно спицы- позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться, не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь). | Обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы. | Демонстрируют усвоение содержания услышанных сказок. Правильно строят ответы на вопросы. | |
Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения | Сл. -Открою вам один секрет этого стихотворения – посмотрите на слайд. Что увидели? (А. С. Пушкин написал 13 строчек, а не 12, как в учебнике) - Как вы думаете, зачем эта 13 строчка? «То чудится тебе…». -Что может чудиться няне? (Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. И его нелегкая судьба…) - Читая стихотворение “Няне”, мы видим, что Пушкин показывает состояние человека. - Можно ли считать, что герой остался для няни самым близким человеком? (Да) -Докажи. (не смотря ни на что, она ждёт его, тоскует) –На что похоже это стихотворение? (На письмо.) -Ребята, в чём проявилось мастерство автора? (ему удалось передать любовь к своей няне) –Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием. Он передаёт тоску по ней, тревогу за неё, переживания. | Задает вопросы, корректируют ответы учащихся. | Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. | |
VII. Закрепление изученного Цель: организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов; закрепление методики изучения нового материала. | Подготовка к выразительному чтению | -Ребята, сейчас мы подготовимся к выразительному чтению стихотворения. -Давайте вспомним, где нужно делать паузу? (там, где стоят знаки препинания) -Ребята, определим главные слова в стихотворении, т.е. те, на которые падает ударение при чтении. Я буду читать стихотворение, а вы, с помощью моей интонации определите, какие слова являются главными. Их необходимо подчеркнуть. -Давайте проверим, верно ли вы указали главные слова. («|» короткая пауза - запятая, продолжение мысли, «||» длинная пауза - точка или конец мысли, «_» слово на которое падает ударение) Подруга дней моих суровых | Голубка дряхлая моя | Одна в глуши лесов сосновых | Давно, | давно ты ждёшь меня. || Ты под окном своей светлицы
| Подготавливает учащихся к выразительному чтению. Задаёт вопросы. | |
Упражнения в выразительном чтении стихотворения | -А сейчас мы с вами потренируемся в выразительном чтении стихотворения. -Читают стихотворение… | Ставит учебную задачу выразительно прочитать стихотворение | Выразительно читают стихотворение | |
VIII. Итог урока. Цель: подведение итогов учебного занятия | Обобщающая беседа, | -О чем заставил задуматься автор произведения? -Чему можно поучиться у автора (у героя) | Задает обобщающие вопросы по теме урока. | Отвечают на вопросы учителя. |
Домашнее задание (дифференцированное) | Учебник с. 35-я читать, стихотворение «Няне» выучить наизусть. | Информирует учащихся о домашнем задании | Запоминают содержание домашнего задания | |
Рефлексия выставление оценок | - Что особенно запомнилось на уроке? - Что понравилось? - Каких задач, поставленных в начале урока, вы достигли? - Какие эмоции у вас остались после прочтения стихотворения. - Спасибо за работу на уроке! | Мобилизирует учеников на рефлексию собственной работы на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Определяют эмоциональные состояния. Анализируют свою работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"
Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...
Карта индивидуальной коррекционной работы с обучающимися. Образцы карт.
Карта индивидуальной коррекционной работы с обучающимися. Образцы карт.Направление: Работа с неуспевающими детьми над повышением интенсивности учебной деятельностиПояснен...
Викторина по окружающему миру "Знаешь ли ты карту?".Материки,океаны, моря, острова, полуострова на карте.
Викторина может быть предложена учащимся 2-4 классов при изучении географических объектов на карте.Викторина по окружающему миру была создана для учащихся 2 класса, обучающихся по программе "Шко...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Открытый урок Природоведение 4 класс по теме Карта полушарий. Материки на карте и глобусе.
План-конспект урока природоведение (4 класс) по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "....
Конспект урока по Окружающему Миру "Карта" учимся читать карту
Конспект урока по ОМ. с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная Начальная Школа" 3 класс....