Тех.карта А.С.Пушкин "Няне"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4_kl._pushkin_nyane.docx52.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 «А» классе (УМК «Школа России»)

Тема

А. С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Няне», формирование умения определять и видеть в тексте настроение лирического героя, способы передачи чувств.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Познакомятся со стихотворением А.С. Пушкина «Няне», будут формировать умение определять и видеть в тексте настроение лирического героя, способы передачи чувств; прогнозировать содержание произведения, читать вслух, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Личностные результаты

Проявление бережного отношения к художественной книге, формирование системы нравственных ценностей (благородство, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям классиков.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке 

Познавательные: анализировать текст, выделять в нем основную мысль.

Коммуникативные: отвечать на вопросы на основе художественного текста; обсуждать ответы на вопросы учебника, доказывать свою точку зрения.

Основные понятия и термины

Биография, стихотворение, заголовок, няня, интонация, произведение

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы

М/м презентация, аудиозапись, учебник Литературное чтение 4 класс 1 ч.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

 Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо. Кто у нас прилежный самый?

Вижу, класс наш хоть куда! Ну, начнём урок, друзья!

- Проверим готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник литературного чтения.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению

 Упр. в отработке дикции

-Подготовим голосовые связки к чтению.

-Для этого прочитаем скороговорки

Сл.

1.Трамваи обычным рейсом

Плывут по подводным рельсам.

2.Семь артистов петь желают,

Семь артистов дружно лают.

-Начнем читать по очереди медленно, постепенно ускоряя темп.

-А сейчас, проведем с вами небольшой конкурс на самое быстрое чтение этой скороговорки.

Следит за правильностью произношения. Задает вопросы.

Читают скороговорку с различной интонацией и темпом. Отвечают на вопросы учителя

III.Проверка домашнего задания.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Беседа о биографии автора.

-Ребята, вы дома искали информацию об А.С.Пушкине, читали текст А.Сломинского на стр. 34.

-Проверим, что вы знаете о биографии Александра Сергеевича, о его творчестве.

-Послушаем ваши сообщения.

-Как необходимо выступать с сообщениями? (говорить чётко, не читать, а рассказывать)

-Как нужно слушать выступления товарищей? (не перебивать, не шуметь, слушать внимательно)

Сообщения детей о писателе

Проводит проверку выполнения домашнего задания учащимися.

Ответы на вопросы об авторе.Рассказывают интересные факты о жизни писателя.

III. Актуализация знаний

Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений.)

Повторение жанровых особенностей стихотворения

-Что такое лирика? (один из трех родов литературы, изображающий чувства, эмоции, переживания, размышления, навеянные жизненными впечатлениями и обстоятельствами.)

-Каковы жанровые особенности лирического стихотворения? (ода, гимн, романс, послание).

-Что такое стихотворение? (это небольшое произведение, где есть созвучные строчки (рифмы), в которых автор выражает свои чувства и переживания)

-Какие жанровые особенности стихотворения вы знаете? (Ода, баллада, песня, послание, пейзажная, любовная, философская, вольнолюбивая)

Актуализирует знания учащихся. Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы.

V. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока

Сл.

-Обратите внимание, на слова, написанные И.С. Аксаковым: «Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.» 

-Как вы думаете, кому посвящены эти слова? (Няне А.С. Пушкина, Арине Родионовне) 

-Александр Сергеевич очень любил свою няню, воспоминания о ней он сохранил в своей памяти на всю жизнь.

Дает целевую установку. Задает вопросы.

Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя.

Определение темы и задач урока

-Ребята, кто догадался, о ком мы прочитаем сегодня стихотворение А.С.Пушкина? (О няне)

-Правильно! Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина, его знаменитым стихотворением «Няне».

-Какие задачи поставим перед собой? 

-Познакомиться со стихотворением А.С. Пушкина «Няне».

-Отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.

-Находить средства выразительности в стихотворении.

-Выявлять основную мысль стихотворения.

-Учиться выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина «Няне».

Подводит к самостоятельным, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

VI. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие осмысление и первичное усвоения учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала

Подготовка к первичному восприятию

-В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны.

-Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и преданиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Более того, став взрослее, Пушкин доверял няне все свои секреты, считая ее своей духовной напарницей, которая может и утешить, и подбодрить, и дать мудрый совет.

-Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское.

-Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время.

-Она была для него близким другом в радости и горе. Она была его первой слушательницей и критиком в годы ссылки.

-И вот, спустя полтора месяца по возвращению из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне», в котором навеки запечатлел свою любимую Арину Родионовну.

Актуализирует знания учащихся, задаёт вопросы. Готовит детей к прослушиванию стихотворения

Отвечают на вопросы учителя, слушают рассказ.

Первичное восприятие текста

(читает учитель, аудиозапись)

- Сейчас вы внимательно прослушаете стихотворение А.С. Пушкина «Няне», и скажите, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

-Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина Родионовна, сидит у окна и вяжет своему любимцу тёплый свитер.

 (Прослушивание аудиозаписи Василия Ивановича Качалова).

«Няне»

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

Организует первичное слушание текста произведения.

Воспринимают на слух

художественное произведение

Проверка первичного восприятия

- Вам понравилось это стихотворение?

- Каким настроением пронизано это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое)

- Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

- Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (теплыми, нежными, красками.)

Проводит эмоционально-оценочную беседу с учащимися, выявляющую отношение к прочитанному.

Отвечают на вопросы учителя, показывают своё отношение к прочитанному.

Словарная работа

- В тексте стихотворения встретились сложные для восприятия слова, устаревшие слова, значение которых мы уточним.

Сл.

Глушь - глухое место, отдаленное от людей.

Горюешь - грустить, печалиться.

Светлица - это светлая комната.

Вороты - устаревшая форма существительного “ворота”.

Наморщенные - старческие руки и руки – труженики.

Теснят -Тесно, теснота. Тоска, предчувствия, печали. Эти чувства переполняют няню.

Всечасно - Постоянно, каждый час.

-Дряхлая – очень старая.

Организует работу над сложными, устаревшими словами. Знакомит со значением сложных лексических слов.

Читают слова, определяют их лексическое значение.

ФИЗМИНУТКА

Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке

Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем

Повторное чтение и анализ произведения

(под рук.учителя)

-А сейчас мы с вами прочитаем стихотворение, подумайте, какие чувства испытывает А.С. Пушкин к своей няне?

-Перед чтением, вспомним, как надо читать стихотворение? (стихотворение необходимо читать  выразительно, соблюдая паузы, логические ударения, с определенной интонацией).

-Возьмите в руки карандаш, будете исправлять ошибки во время чтения. (обозначают ударения в словах, в которых допущены ошибки).

Чтение учащихся.

-К кому обращается поэт в стихотворении? (к своей няне)

-Найдите в тексте стихотворения слова – обращения поэта к няне. (Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!)

-Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (нежность, забота, любовь.) 

-Как А.С. Пушкин ласково называл няню? («Голубка дряхлая моя»). 

-Как вы понимаете значение этого выражения? Что значит «дряхлая»? (старая, пожилая няня), но тем не менее как он её называет? (Голубка)

-Он относится к ней ласково, с любовью.  

-Почему он пишет «подруга дней моих суровых»? (в самые трудные времена няня была рядом, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки). 

-Какая картина предстала перед вами, когда вы слушали это стихотворение? (ответы детей)

-Какими приемами пользуется автор для того, чтобы читатель мог представить няню? Какие он использует средства выразительности?

Сл. 

(эпитеты, сравнение, олицетворение, метафоры – определения)

-Сравнение – «горюешь, будто на часах». (передает постоянство ее томительного ожидания).  

–Найдите эпитеты в стихотворении? (Старушка дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – из этих строк видно, что она ждёт его, скучает, превращается почти в символ разлуки).

–Найдите метафоры? (Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни, медлят поминутно спицы- позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться, не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь).

Обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.

Демонстрируют усвоение содержания услышанных сказок. Правильно строят ответы на вопросы.

Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения

Сл.

-Открою вам один секрет этого стихотворения – посмотрите на слайд. Что увидели? (А. С. Пушкин написал 13 строчек, а не 12, как в учебнике)

- Как вы думаете, зачем эта 13 строчка? «То чудится тебе…».

-Что может чудиться няне?

(Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. И его нелегкая судьба…)

- Читая стихотворение “Няне”, мы видим, что Пушкин показывает состояние человека.

- Можно ли считать, что герой остался для няни самым близким человеком? (Да)

-Докажи. (не смотря ни на что, она ждёт его, тоскует)

–На что похоже это стихотворение? (На письмо.)

-Ребята, в чём проявилось мастерство автора? (ему удалось передать любовь к своей няне)

–Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием. Он передаёт тоску по ней, тревогу за неё, переживания.

Задает вопросы, корректируют ответы учащихся.

Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

VII. Закрепление изученного

Цель: организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов; закрепление методики изучения нового материала.

Подготовка к выразительному чтению

-Ребята, сейчас мы подготовимся к выразительному чтению стихотворения.

-Давайте вспомним, где нужно делать паузу? (там, где стоят знаки препинания) 

-Ребята, определим главные слова в стихотворении, т.е. те, на которые падает ударение при чтении. Я буду читать стихотворение, а вы, с помощью моей интонации определите, какие слова являются главными. Их необходимо подчеркнуть.

-Давайте проверим, верно ли вы указали главные слова.

(«|» короткая пауза - запятая, продолжение мысли, «||» длинная пауза - точка или конец мысли, «_» слово на которое падает ударение)

Подруга дней моих суровых |

Голубка дряхлая моя |

Одна в глуши лесов сосновых |

Давно, | давно ты ждёшь меня. ||

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, | будто на часах, |
И медлят поминутно спицы
В твоих
наморщенных руках. |


Глядишь в
забытые вороты
На
черный отдаленный путь:|
Тоска,|  предчувствия,|  заботы
Теснят твою всечасно грудь.|

Подготавливает учащихся к выразительному чтению. Задаёт вопросы.

Упражнения в выразительном чтении стихотворения

-А сейчас мы с вами потренируемся в выразительном чтении стихотворения.

-Читают стихотворение…

Ставит учебную задачу выразительно прочитать стихотворение

Выразительно читают стихотворение

VIII. Итог урока.

Цель: подведение итогов учебного занятия

Обобщающая беседа,

-О чем заставил задуматься автор произведения?

-Чему можно поучиться у автора (у героя)

Задает обобщающие вопросы по теме урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание

(дифференцированное)

Учебник с. 35-я читать, стихотворение «Няне» выучить наизусть.

Информирует учащихся о домашнем задании

Запоминают содержание домашнего задания

Рефлексия выставление оценок

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Что понравилось?

- Каких задач, поставленных в начале урока, вы достигли?

- Какие эмоции у вас остались после прочтения стихотворения.

- Спасибо за работу на уроке!

Мобилизирует учеников на рефлексию собственной работы на уроке.

Отвечают на вопросы учителя. Определяют эмоциональные состояния. Анализируют свою работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

Карта индивидуальной коррекционной работы с обучающимися. Образцы карт.

Карта индивидуальной  коррекционной  работы с обучающимися. Образцы карт.Направление:  Работа с неуспевающими детьми  над повышением интенсивности  учебной деятельностиПояснен...

Викторина по окружающему миру "Знаешь ли ты карту?".Материки,океаны, моря, острова, полуострова на карте.

Викторина может быть предложена учащимся 2-4 классов при изучении географических объектов на карте.Викторина по окружающему миру  была создана для учащихся 2 класса, обучающихся по программе "Шко...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Открытый урок Природоведение 4 класс по теме Карта полушарий. Материки на карте и глобусе.

План-конспект урока природоведение (4 класс) по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "....

Конспект урока по Окружающему Миру "Карта" учимся читать карту

Конспект урока по ОМ. с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная Начальная Школа" 3 класс....