Сказки А.С. Пушкина для развития речи
методическая разработка по чтению

Лавренченко Юлия Сергеевна

Комплекс упражнений для улучшения дикции основан на персонажах и сюжетах из сказок Александра Сергеевича Пушкина. Эти упражнения помогут детям развить артикуляцию, дыхание и выразительность речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_pushkina_dlya_razvitiya_rechi.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки А.С. Пушкина для развития речи

Комплекс упражнений для улучшения дикции основан на персонажах и сюжетах из сказок Александра Сергеевича Пушкина. Эти упражнения помогут детям развить артикуляцию, дыхание и выразительность речи.

Упражнения для дикции:

1. Волшебные скороговорки

Выберите цитаты из сказок Пушкина и используйте их в качестве скороговорок, например:

  • «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том»
  • «Пришёл невод с травой морскою»
  • «Со креста снурок шелковый натянул на лук дубовый»

Придумайте смешные скороговорки с участием пушкинских персонажей, например:

  • «Балде нужны палласиты, а не щелчки по лбу»
  • «Громко говорила рыбка золотая, да не выговорила»
  • «Принес Елисей десять сеней, да растворился в поле»

Повторяйте скороговорки сначала медленно, а затем ускоряйте темп, стараясь четко произносить каждое слово.

2. Золотая рыбка дышит

Работа с дыханием, основанная на «Сказке о рыбаке и рыбке».

Сядьте прямо, положите руки на живот. Медленно вдыхайте через нос, наполняя живот воздухом, затем медленно выдыхайте, произнося звуки «ш-ш-ш», как будто это шум моря. Повторяйте 5-10 раз.

3. Кот ученый рассказывает

Упражнение для развития выразительности речи, основанное на вступлении к поэме «Руслан и Людмила» — «У лукоморья дуб зелёный…»

Разучите небольшой отрывок и читайте его с разными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, возмущением, восторгом и так далее.

4. Волшебные звуки

Работа над четкостью произношения трудных звуков.

Отрабатывайте четкость произношения звуков «Р» и «Л» в ряде слов из сказок Пушкина. Например: «царь-самодержец», «брашно», «величава», «сорочин».

Сначала медленно и отчетливо, затем ускоряя темп.

5. Царь Салтан нахмурился

Упражнение для мышц лица и губ для улучшения дикции.

Подражайте эмоциям различных персонажей из «Сказки о царе Салтане».

Царь Салтан глядит с гневом — нахмурьте брови.

У Лебеди нежный голос — растяните губы в улыбке.

Князь Гвидон удивлен — откройте рот широко.

6. Звуковая полянка у Лукоморья

Изучение сложных сочетаний звуков.

Проговорите сначала медленно, потом всё быстрее, концентрируясь на четком произношении каждого звука, следующую фразу: «Бегемоты на золотых цепях гуляют возле дуба, под дубом ловит рыбка».

7. Балде в рифму

Веселая игра в рифмы по мотивам «Сказки о попе и о работнике его Балде».

Игроки бросают мяч друг другу, называя рифмы к слову, взятому из текста.

Первый участник произносит, например: «Поп»

Другой игрок отвечает: «Топ»

Следующий: «Хлоп»

… «Скоп»

… «Попадья»

… «Ладья»

… и так далее.

8. Богатыри кричат

Развитие силы голоса и контроль за дыханием через чтение диалогов громким голосом.

Встаньте прямо, одна рука на груди, другая – на животе.

Прочитайте цитату из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» как можно громче и выразительней: «Перед утренней зарею братья дружною толпою выезжают погулять…»

После выполнения всех упражнений обсудите с детьми, какие задания им показались наиболее интересными и что для них было сложнее всего. Это поможет вам скорректировать дальнейшую работу и сделать ее еще более увлекательной и полезной для улучшения дикции, погружая детей в волшебный мир сказок Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

консультация родителей детей младшего школьного возраста имеющих проблемы в развитии речи. «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».

Конспект консультации-практикума Образцовой Г.В.  для родителей детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии речи.«Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».Лите...