Инновации на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению
В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Инновации на уроках литературного чтения ».
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инноваций при обучении детей. Каждый учитель думает о том: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.
Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.
Каждый учитель, начиная работать с первоклассниками, мечтает увидеть их в будущем умными, умеющими размышлять, сопереживать, понимать других, разбираться в своих чувствах, выражать свои мысли вслух и письменно, аргументировать свою точку зрения.
Все эти качества можно и нужно развивать на всех уроках в начальной школе, но я сегодня остановлюсь на уроках литературного чтения.
Эти уроки обеспечивают решение не только функциональных задач обучения (в частности, формирования навыка чтения), но и как более широкое литературное образование младших школьников: воспитание интереса к чтению, развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры, а также учебной деятельности; развитие культуры восприятия художественного текста, формирование умения ориентироваться в литературоведческих понятиях, расширение читательского кругозора, обогащение духовного мира.
Приоритетной целью литературного образования в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребностью к книге как средству познания мира и самопознания.
Большинство учащихся начальной школы читают в соответствии с установленными программой нормами и выше. В то же время, наблюдения показывают, что учащиеся начальной школы не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях, не всегда связно передают содержание прочитанного текста, испытывают затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при озаглавливании частей произведения. Высокий процент учащихся, допускающих ошибки при чтении, говорит об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса.
Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированность читательской самостоятельности школьников.
И этому есть достаточно объяснений!!!!
Это и ускорение темпа жизни;
Развитие Интернета, который во многом стал заменять для рядового потребителя культуры и книгу, и театр, и концертный зал, и посещение музеев;
· Усиление влияния средств массовой информации. Разнообразие программ, предлагаемых телеканалами, также способствует вытеснению традиционной книги из повседневной жизни. Да и киноиндустрия не остается в стороне, внося свой вклад в процесс вытеснения традиционной книги из повседневного обихода;
· Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
· Установка родителей на то, чтобы они научили детей читать сами до школы. Методика для переучивания читателей, испорченных неправильным первоначальным обучением ещё формируется. Переучивать крайне трудно даже учителю-профессионалу;
· Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой , читай сам.”) ;
· Но главной причиной такого явления всё-таки является несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
“Чтение - вот лучшее учение”. Смысл этой пословицы очень глубок: от умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.
Особое внимание я уделяю работе с родителями, которым рассказываю о проблемах чтения, их причинах и способах решения.
Памятка для родителей
- «Как развивать читательский интерес у детей?»
- «Как воспитать у детей интерес к чтению?»
Черных «Мамам и папам о Книгах»
Дальше моя задача- заинтересовать ребят, привлечь их внимание к урокам чтения. Здесь на первом месте конечно же мотивация.
Для этого использую на уроке: высказывания известных людей о чтении, пословицы, поговорки, девизы, стихи.
«Чтение- вот лучшее учение» (А. С. Пушкин)
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дени Дидро)
«Читать и не понимать- то же самое, что совсем не читать» (Ян Коменский)
Пусть принесёт урок успех и порадует нас всех.
Ум и сердце в работу вложу
Каждой секундой в труде дорожу.
Быстро читать и хорошо учиться- всегда пригодится.
Хорошую книгу читаешь — знания свои умножаешь.
Кто много читает, тот много и знает.
Умную книгу читать – знания прибавлять.
Ты пришёл и я пришёл
Вместе нам хорошо.
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.
Хорошо мы выгнем спинку
Начинаем все разминку.
Будем дружно отвечать,
Чтоб отличниками стать!
Нам трудной задачи бояться не нужно!
1 Б всё сделает дружно!
Мы ребята просто класс!
Всё получится у нас!
Большое значение придаю антиципации, как мобилизации важнейших психических процессов детей (внимания, памяти, мышления), в создании у учащихся установки на активное и заинтересованное участие в учебном процессе, в интенсивном развитии логичной, доказательной устной речи младших школьников, в повторении, закреплении и расширении их литературоведческих знаний, в подготовке учащихся к самостоятельному прогнозированию и формулированию ими темы урока.
Учащиеся привлекаются к планированию, организации и проведению учебного процесса.
Вот несколько примеров антиципации:
- Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные
ПШКН ЛКСНДР СРГВЧ
МХЛКВ СРГЙ ВЛДМРВЧ
«СКЗК РБК РБК», «СКЗК ЗЛТМ ПТШК»
- Восстановить автора или название по «рассыпаным» буквам
АРБОТ ИНКБАИ
« ОМЩИАЦПОН» «ОТБУЬЯНЛ»
- Антиципация согласных
Е Е И Е У Ы А Ы («Бременские музыканты»)
- Антиципация конечных букв слов.
НАШ. ТАН. ГРОМК. ПЛАЧЕ.
Я ЛЮБЛ. СВО. ЛОШАДК.
- Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку.
На доске записываются три - четыре фамилии:
Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки
(Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики)
И.А. Крылов, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский
(Крылов – баснописец)
- Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад, кроссвордов…
Обязательным элементом подготовительного этапа работы с произведением на уроке литературного чтения является словарная работа, в которую тоже включаю приёмы антиципации.
- обычная запись слова осложняется ее «зашумлением» линиями, штрихами, пересекающими буквы, наложением одного слова на другое и т.д.;
- слова с отсутствием букв или их частей;
- работу с символами, шифрами, кодами;
Трудные слова дети прочитывают по 3 раза ( по слогам, с ударением, просто читают)
Активная роль отводится школьникам и на втором этапе словарной работы: лексическое значение нового слова первоначально формулируют сами учащиеся, опираясь на имеющиеся у них представления, жизненный опыт, интуицию. Учитель направляет деятельность детей, уточняет, корректирует значение слова.
Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-театрализованное представление, урок-путешествие.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию речи, памяти, мышления, воображения, обогащают словарный запас.
При использовании инновационных технологий в обучении чтению я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:
- ассоциативный ряд
- мозговая атака
- дидактическая игра
- инсценировка
- исследование текста
Сейчас принято говорить о продуктивном обучении. Термин продуктивное обучение был введен в оборот более 20 лет назад немецкими учёными и педагогами Ингрид Бём и Йенсеном Шнайдером. В России, благодаря работам Выгодского Л.С., Давыдова В.В., Резника Н.А., Леонтьева А.Н. термин «продуктивность» используется давно. В курсе «Литературное чтение» термин продуктивное обучение нашло отражение в технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
- Осмысление заголовка
- Осмысление имени автора (знаком или нет, какие произведения его читали)
- Анализ внешних данных текста (рисунков, иллюстраций)
- Прогнозирование содержания и смысла.
- Постановка вопроса к тексту.
Работа с текстом во время чтения
- Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
- Выявление скрытых вопросов по содержанию.
- Поиск ответов на эти скрытые вопросы.
- Акцентирование внимания на главном, существенном, трудном, неизвестном, непонятном. (Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста.
- Представление текста в виде рисунка, иллюстрации.
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.
Работа с текстом после чтения
- Формулировка основной мысли текста.
- Формулировка главной части каждой части текста (если текст большой)
- Выявление ключевых слов.
- Характеристика героев.
- Сравнение произведений.
- Соотнесение содержания произведения с пословицами.
Таким образом, применяя инновации, существенно повышается осознанность и активность детей при работе с новым произведением, заинтересованность их чтением и предметом в целом. А этот процесс сочетается с интенсивным речевым развитием учащихся и с развитием важнейших интеллектуальных качеств ребенка (мышления, внимания, памяти), поднимает ученика на принципиально иную позицию – позицию субъекта учебной деятельности, активно и осознанно участвующего в планировании, организации и проведении урока литературного чтения.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Такой работой я добиваюсь нужных и важных мне результатов:
100% понимание, осмысление текста
Запоминание прочитанного
Дальнейшее использование информации
Создание на основе прочитанного новых(вторичных) текстов (плана, пересказа, сообщений, отзыва)
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
памятка для родителей
«Чтобы стать читателем,
иногда достаточно одной книжки…»
- Прививайте ребёнку интерес к чтению с самого раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу с членами своей семьи.
- Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде
- Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил текст.
- Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваше и его мнение.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте по возможности книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном детстве, его традициях, дорогих и близких людях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....