Урок литературного чтения. В.Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Валентина Анатольевна Карманова

Учебная тема: В.. П. Астафьев  «Капалуха. Герои произведения»».

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Образовательная программа: «Школа России.

Класс: 3

Педагогические задачи:

-создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева;

- развивать устную речь учащихся;

-способствовать развитию умений читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

- содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе своего края

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Урок литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения

Учитель: Карманова Валентина Анатольевна

Учебная тема: В.. П. Астафьев  «Капалуха. Герои произведения»».

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Образовательная программа: «Школа России.

Класс: 3

Педагогические задачи:

-создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева;

- развивать устную речь учащихся;

-способствовать развитию умений читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

- содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе своего края

Планируемые результаты

Предметные:

-познакомятся с произведением
В. П. Астафьева «Капалуха»;

-научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- смогут  находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

Метапредметные:

Познавательные: 

-определят основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений;

- поймут, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

- выявят отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

Регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, будут пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

Коммуникативные: формулируют цель работы группы; сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции.

Личностные:

-будут применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с  нравственным выбором, который делает герой произведения.


Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

1. Организация начала урока

– Отгадайте загадку:

 Дом со всех сторон открыт,

 Он резною крышей крыт.

 Заходи в зелёный дом –

 Чудеса увидишь в нём. (Лес).

- Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы.

 -Мы  отправляемся  в путешествие в лес.
- Давайте вспомним правила поведения в лесу: не шуми в лесу, не     разоряй птичьих гнезд, не разводи костров, не оставляй мусор, не  нарушай тишины, не мешай лесным жителям.

- Сегодня мы будем читать и говорить о том, что связано с лесом.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика). Определяют самоготовность

(«настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

2. Актуализация опорных знаний.

– Наш урок мне хотелось бы начать с маленького стихотворения:

Над землею солнце светит,

На траве играют дети.

Речка синяя, а вот

Пароход по ней плывет.

Вот дома - до неба прямо!

Вот цветы, а это мама

Рядом с ней сестра моя…

Слово МИР рисую я.

-  Что обозначает слово «мир»?

 - Где мы можем уточнить значение этого слова? (в словаре)

-   Как называется  необходимый нам словарь? (толковый словарь С.И. Ожегова).

- Кто хочет прочитать словарную статью?

 - Каждый писатель в своих произведениях создаёт свой собственный неповторимый мир  при помощи слов и образов.  Я хочу сегодня пригласить вас в мир талантливого человека, писателя Виктора Петровича Астафьева.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе. Читают на оценку.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Чтение словарной  статьи:  Мир- это наша Вселенная, наша планета, наша страна, наш город, наш дом и наша семья, мир – это мы сами.

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

установкой.

 Осознают учебную цель и задачу, следуют ей.

3. Сообщение темы урока. Определение целей урока

-Посмотрим  презентацию   о Викторе Петровиче.

- Попробуйте   рассказать,  каким  вы  видите мир писателя?

Рассказываю  о творчестве писателя, свой рассказ сопровождаю показом портрета  В.П.Астахова.

- Каким вы увидели мир В.П.Астахова?

- Захотелось ли вам узнать поближе этого человека?

-  Поможет нам это сделать удивительный рассказ, который называется «Капалуха».

- Как вы думаете, чему будет посвящён этот рассказ?

-  Почему сложно сейчас ответить на этот вопрос?

–  Пришло время определить задачи урока.

- Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Познакомимся с…

•  Узнаем…

•  Вспомним…

•  Будем уметь…

•  Сможем рассказать…

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению; будем учиться ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Ответы детей

Не знаем  значения слова Капалуха.

Принимают

 учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее

и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

4. Работа над содержанием текста.

А) Работа с толковым словарем и презентация

 Словарная  работа.

– Объясните значение слов и  выражений, записанных на доске.    

- Проверьте свои ответы по толковому словарю.

– Что означает это название? (Птица, глухарь.)

– Что вы знаете об этих птицах?

– Почему птицы носят такое название? (подготовленный ученик рассказывает  о глухаре)

– Послушайте голоса птиц (Звучит токование глухаря.) Что услышали?

– Отправляемся в особый лес, тайгу.  

-  Что такое тайга? (Тайга – труднопроходимый лес.)

– И в тексте нам тоже встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.

Тайга – труднопроходимый лес.

Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.

Пастьба – место, где пасут скот.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Папоротник – растения с крупными листьями.

Черничник – заросли черники.

Покоробленные – кривые.

Напружены – напряжены.

Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха.

Черничник – заросли черники.

Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные.

Зарождающийся – начинающий жить, существовать.

Озираться – оглядываться.

Покоробленные леса – искривлённые.

Редколапые  ели – редкие ветви.

Работают с толковым словарем. Дети рассказывают о птице глухарь.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно

строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату

Робкая листва – в безветренную погоду лёгкое колыхание листьев.

Пихта – хвойное дерево.

Ощупывать глазами – осматривать внимательно.

Закостенелые крылья – неподвижные.

Дремная пленка – закрывались глаза от удовольствия.

-Откройте учебник на с.98.

-Найдите рассказ.

Б) Первичное чтение произведения

Первичное прослушивание текста (читает подготовленный ученик)

-Во время чтения   не забывайте следить по тексту и попробуйте сформулировать тему произведения.

– Понравилось произведение?

– Что вы почувствовали?

- Обоснуйте свои чувства.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения. А можно ли назвать героем произведения  природу?

- Почему?

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют тему произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения

5. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6. Закрепление    нового материала

7. Работа по содержанию текста

-Найдите в тексте первые пять абзацев.

- Прочитаем, как автор описывает природу родного края. Во время чтения выполним задание по рядам:

-Ребята из первой колонки  ищут и подчёркивают  карандашом непонятные слова.

-Ребята второй колонки  ищут  и подчёркивают слова, которые говорят о любви к родной природе.

-Ребята из третьей колонки  выбирают необычное описание черники и отмечают ласковые слова, которые использует автор.

Проверка работы:

-Что именно  описывает автор в этом эпизоде?

-Какие  неизвестные слова встретили ребята первой колонки?

-Что обозначают эти словосочетания?

-Какие слова и словосочетания  говорят о любви автора к родной природе?  

-Кто из ребят третьей колонки зачитает эпизод, в котором описывается черничник?

- Какие ласковые слова и  выражения вы отметили?

-  Как  автор относится к родной природе?

                               Физминутка

-Продолжаем работу по определению темы рассказа.

-Почему около черничного бугорка появился шум?

-Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

-Зачитайте.

-Кого увидели ребята и рассказчик на черничном бугорке.

-Как вы понимаете вы понимаете словосочетание  «озираться по сторонам..», ощупать глазами бугор.

- Вслушайтесь в слова рассказчика  «Я глянул и сердце моё забилось от испуга».

- Почему герой испугался?

-Возьмите карточку №1.Работаем парами.

- Внимательно читаем задания, обсуждаем возможные ответы. ---Пара, которая готова отвечать, поднимает руку.

Карточка №1

1.Как автор описывает  гнездо  глухарки?

- Прочитайте.

2.Как писатель называет гнездо?

3.Какие чувства вызывает у вас это слово?

4. Какие слова указывают на то, что дом Капалухи сделан с любовью?

-Каким, по вашему мнению должен быть настоящий дом?

- Теперь вы можете определить тему этого рассказа?

- О чём он?

-Продолжаем работу с целью определения основной мысли этого произведения.

-Что хотел  В.П.Астафьев  донести для понимания  читателей?

-Найдите в тексте диалог рассказчика с автором.

- Прочитаем его по ролям.

-Послушайте диалог, сравните реплики героев.

- Как отнёсся к находке мальчик?

- А рассказчик?

- Кто из героев рассказа помогает понять отношение автора к природе?

Человек бережно относится к природе, так как он сам часть её.

-Закройте глаза и подумайте, какое самое главное слово для каждого человека в мире. Оно такое нежное, что его можно произнести шёпотом.

-Давайте тихонько произнесём его ( Мама)

-А ведь в рассказе В. П. Астафьева тоже есть мама. Кто же это?

-Возьмите карандаш и подчеркните в тексте описание капалухи, а также слова, которые говорят о самоотверженной любви матери к своим ещё не вылупившимся птенцам.

-Какие слова вы подчеркнули?

-Как закончилась встреча мальчиков с Капалухой?

- Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков к природе после этого случая?

 -Как бы вы поступили, если бы нашли в лесу птичье  гнездо?

-Подумайте и скажите, какова  основная мысль рассказа В. П. Астафьева «Капалуха»?

Самостоятельная работа 

-На  карточках  записаны  пословицы.

-Вам нужно вместе с соседом выбрать ту пословицу, смысл которой соответствует основной мысли произведения.

Карточка №2

Пословицы

1.Материнская молитва со дна моря вынимает.

2.Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

3.Птица рада весне, а младенец – матери.

4.При солнышке – тепло, при матери – добро.

-Какую пословицу вы выбрали?

-Есть другие варианты?

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

Лес, тайга

Альпийские луга, покоробленные леса.

Выполнение заданий

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют  анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.

Делают выводы, извлекают

информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

Формулируют свое мнение

и позицию.

Строят монологические высказывания.

8. 

Включение в систему знаний

Рефлексия

-Вначале занятия  мы начали знакомство с миром В.П.Астафьева.  -Постепенно перед нами возникла картина, на которой появились образы природы, человека, дома, матери.

-Подумайте, а чтобы вы хотели  поместить на эту картину?

  -Предлагаю вам придумать синквейн, который даст возможность выразить тот  душевный настрой, который мы получили от чтения замечательного произведения Астафьева. Для этого возьмите карточку №3.

Карточка № 3

Синквейн - своеобразное стихотворение - миниатюра из пяти строк, имеющее определённое строение.

Правила написания синквейна вы найдёте у себя на партах.

Правила написания синквейна:

1.Первая строка - тема синквейна, о ком или о чём идёт речь (одно имя существительное в начальной форме).

2.Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

3.Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).

4.Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырёх слов).

5.Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

        Птица

Тихая, но бесстрашная,

Заботится, защищает, оберегает.

Я восхищаюсь твоим материнским подвигом,

Капалуха.

Аргументируют свою позицию.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей

9. Домашнее задание (на выбор)

•  Подготовьте рассказ о Капалухе, как о заботливой матери.

•  Найдите дополнительную литературу о птицах нашего края.

•  Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

Карточка к уроку

КРОССВОРД

1

1. В воде купался,
   А сух остался.

(Гусь.)

2. Какую птицу называют

    лесным доктором?

(Дятел.)

3. Не царь, а в короне,

    Не всадник, а со шпорами.

(Петух.)

Ключевое слово: глухарь.

4. Что же это за девица?

 Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьет,

 А в иголках круглый год.

(Ежиха.)

5. Угадайте, что за птица:

 Света яркого боится,

 Клюв крючком, глаза

                                  пятачком,

 Ушастая голова. Это… (сова).

6. Я весь день ловлю жучков

 Уплетаю червячков.

 В край далекий не летаю,

 Здесь, под крышей, обитаю.

(Воробей.)

7. Маленький рост, длинный хвост,

    Серая шубка, острые зубки.

(Мышь.)

2

3

4

5

6

7

                                                                                   Рассказ  подготовленного  ученика о глухаре

Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле. Это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идёшь на лыжах,  снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев. И снежная пыль забивается в глаза. Часто гибнут под ледяной коркой.

Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Откладывают от 4 до 15 яиц на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают потомство, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Самка меньше самца. Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.

Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...