Урок литературного чтения. В.Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Учебная тема: В.. П. Астафьев «Капалуха. Герои произведения»».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Образовательная программа: «Школа России.
Класс: 3
Педагогические задачи:
-создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева;
- развивать устную речь учащихся;
-способствовать развитию умений читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе своего края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок открытия нового знания с применением технологии продуктивного чтения | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения
Учитель: Карманова Валентина Анатольевна
Учебная тема: В.. П. Астафьев «Капалуха. Герои произведения»».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Образовательная программа: «Школа России.
Класс: 3
Педагогические задачи:
-создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева;
- развивать устную речь учащихся;
-способствовать развитию умений читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе своего края
Планируемые результаты | ||
Предметные: -познакомятся с произведением -научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; - смогут находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; | Метапредметные: Познавательные: -определят основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений; - поймут, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут; - выявят отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; Регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, будут пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; Коммуникативные: формулируют цель работы группы; сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции. | Личностные: -будут применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с нравственным выбором, который делает герой произведения. |
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Организация начала урока | – Отгадайте загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом – Чудеса увидишь в нём. (Лес). - Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. -Мы отправляемся в путешествие в лес. - Сегодня мы будем читать и говорить о том, что связано с лесом. | Сообщают о готовности («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
2. Актуализация опорных знаний. | – Наш урок мне хотелось бы начать с маленького стихотворения: Над землею солнце светит, На траве играют дети. Речка синяя, а вот Пароход по ней плывет. Вот дома - до неба прямо! Вот цветы, а это мама Рядом с ней сестра моя… Слово МИР рисую я. - Что обозначает слово «мир»? - Где мы можем уточнить значение этого слова? (в словаре) - Как называется необходимый нам словарь? (толковый словарь С.И. Ожегова). - Кто хочет прочитать словарную статью? - Каждый писатель в своих произведениях создаёт свой собственный неповторимый мир при помощи слов и образов. Я хочу сегодня пригласить вас в мир талантливого человека, писателя Виктора Петровича Астафьева. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. Чтение словарной статьи: Мир- это наша Вселенная, наша планета, наша страна, наш город, наш дом и наша семья, мир – это мы сами. | Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии установкой. Осознают учебную цель и задачу, следуют ей. |
3. Сообщение темы урока. Определение целей урока | -Посмотрим презентацию о Викторе Петровиче. - Попробуйте рассказать, каким вы видите мир писателя? Рассказываю о творчестве писателя, свой рассказ сопровождаю показом портрета В.П.Астахова. - Каким вы увидели мир В.П.Астахова? - Захотелось ли вам узнать поближе этого человека? - Поможет нам это сделать удивительный рассказ, который называется «Капалуха». - Как вы думаете, чему будет посвящён этот рассказ? - Почему сложно сейчас ответить на этот вопрос? – Пришло время определить задачи урока. - Определите цели урока, используя опорные слова: • Познакомимся с… • Узнаем… • Вспомним… • Будем уметь… • Сможем рассказать… – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению; будем учиться ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения. | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора Ответы детей Не знаем значения слова Капалуха. | Принимают учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
4. Работа над содержанием текста. А) Работа с толковым словарем и презентация | Словарная работа. – Объясните значение слов и выражений, записанных на доске. - Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Что означает это название? (Птица, глухарь.) – Что вы знаете об этих птицах? – Почему птицы носят такое название? (подготовленный ученик рассказывает о глухаре) – Послушайте голоса птиц (Звучит токование глухаря.) Что услышали? – Отправляемся в особый лес, тайгу. - Что такое тайга? (Тайга – труднопроходимый лес.) – И в тексте нам тоже встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их. Тайга – труднопроходимый лес. Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев. Пастьба – место, где пасут скот. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Папоротник – растения с крупными листьями. Черничник – заросли черники. Покоробленные – кривые. Напружены – напряжены. Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха. Черничник – заросли черники. Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные. Зарождающийся – начинающий жить, существовать. Озираться – оглядываться. Покоробленные леса – искривлённые. Редколапые ели – редкие ветви. | Работают с толковым словарем. Дети рассказывают о птице глухарь. | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату |
Робкая листва – в безветренную погоду лёгкое колыхание листьев. Пихта – хвойное дерево. Ощупывать глазами – осматривать внимательно. Закостенелые крылья – неподвижные. Дремная пленка – закрывались глаза от удовольствия. -Откройте учебник на с.98. -Найдите рассказ. | |||
Б) Первичное чтение произведения | Первичное прослушивание текста (читает подготовленный ученик) -Во время чтения не забывайте следить по тексту и попробуйте сформулировать тему произведения. – Понравилось произведение? – Что вы почувствовали? - Обоснуйте свои чувства. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. А можно ли назвать героем произведения природу? - Почему? | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют тему произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения | |
5. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 6. Закрепление нового материала 7. Работа по содержанию текста | -Найдите в тексте первые пять абзацев. - Прочитаем, как автор описывает природу родного края. Во время чтения выполним задание по рядам: -Ребята из первой колонки ищут и подчёркивают карандашом непонятные слова. -Ребята второй колонки ищут и подчёркивают слова, которые говорят о любви к родной природе. -Ребята из третьей колонки выбирают необычное описание черники и отмечают ласковые слова, которые использует автор. Проверка работы: -Что именно описывает автор в этом эпизоде? -Какие неизвестные слова встретили ребята первой колонки? -Что обозначают эти словосочетания? -Какие слова и словосочетания говорят о любви автора к родной природе? -Кто из ребят третьей колонки зачитает эпизод, в котором описывается черничник? - Какие ласковые слова и выражения вы отметили? - Как автор относится к родной природе? Физминутка -Продолжаем работу по определению темы рассказа. -Почему около черничного бугорка появился шум? -Найдите ответ на этот вопрос в тексте. -Зачитайте. -Кого увидели ребята и рассказчик на черничном бугорке. -Как вы понимаете вы понимаете словосочетание «озираться по сторонам..», ощупать глазами бугор. - Вслушайтесь в слова рассказчика «Я глянул и сердце моё забилось от испуга». - Почему герой испугался? -Возьмите карточку №1.Работаем парами. - Внимательно читаем задания, обсуждаем возможные ответы. ---Пара, которая готова отвечать, поднимает руку. Карточка №1 1.Как автор описывает гнездо глухарки? - Прочитайте. 2.Как писатель называет гнездо? 3.Какие чувства вызывает у вас это слово? 4. Какие слова указывают на то, что дом Капалухи сделан с любовью? -Каким, по вашему мнению должен быть настоящий дом? - Теперь вы можете определить тему этого рассказа? - О чём он? -Продолжаем работу с целью определения основной мысли этого произведения. -Что хотел В.П.Астафьев донести для понимания читателей? -Найдите в тексте диалог рассказчика с автором. - Прочитаем его по ролям. -Послушайте диалог, сравните реплики героев. - Как отнёсся к находке мальчик? - А рассказчик? - Кто из героев рассказа помогает понять отношение автора к природе? Человек бережно относится к природе, так как он сам часть её. -Закройте глаза и подумайте, какое самое главное слово для каждого человека в мире. Оно такое нежное, что его можно произнести шёпотом. -Давайте тихонько произнесём его ( Мама) -А ведь в рассказе В. П. Астафьева тоже есть мама. Кто же это? -Возьмите карандаш и подчеркните в тексте описание капалухи, а также слова, которые говорят о самоотверженной любви матери к своим ещё не вылупившимся птенцам. -Какие слова вы подчеркнули? -Как закончилась встреча мальчиков с Капалухой? - Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков к природе после этого случая? -Как бы вы поступили, если бы нашли в лесу птичье гнездо? -Подумайте и скажите, какова основная мысль рассказа В. П. Астафьева «Капалуха»? Самостоятельная работа -На карточках записаны пословицы. -Вам нужно вместе с соседом выбрать ту пословицу, смысл которой соответствует основной мысли произведения. Карточка №2 Пословицы 1.Материнская молитва со дна моря вынимает. 2.Нет лучшего дружка, чем родная матушка. 3.Птица рада весне, а младенец – матери. 4.При солнышке – тепло, при матери – добро. -Какую пословицу вы выбрали? -Есть другие варианты? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Лес, тайга Альпийские луга, покоробленные леса. Выполнение заданий Ответы детей Ответы детей Ответы детей | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения Формулируют свое мнение и позицию. Строят монологические высказывания. |
8. Включение в систему знаний Рефлексия | -Вначале занятия мы начали знакомство с миром В.П.Астафьева. -Постепенно перед нами возникла картина, на которой появились образы природы, человека, дома, матери. -Подумайте, а чтобы вы хотели поместить на эту картину? -Предлагаю вам придумать синквейн, который даст возможность выразить тот душевный настрой, который мы получили от чтения замечательного произведения Астафьева. Для этого возьмите карточку №3. Карточка № 3 Синквейн - своеобразное стихотворение - миниатюра из пяти строк, имеющее определённое строение. Правила написания синквейна вы найдёте у себя на партах. Правила написания синквейна: 1.Первая строка - тема синквейна, о ком или о чём идёт речь (одно имя существительное в начальной форме). 2.Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных). 3.Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола). 4.Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырёх слов). 5.Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме). | Птица Тихая, но бесстрашная, Заботится, защищает, оберегает. Я восхищаюсь твоим материнским подвигом, Капалуха. | Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей |
9. Домашнее задание (на выбор) | • Подготовьте рассказ о Капалухе, как о заботливой матери. • Найдите дополнительную литературу о птицах нашего края. • Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
Карточка к уроку
КРОССВОРД
1 | 1. В воде купался, (Гусь.) 2. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел.) 3. Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами. (Петух.) Ключевое слово: глухарь. | 4. Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ежиха.) 5. Угадайте, что за птица: Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это… (сова). | 6. Я весь день ловлю жучков Уплетаю червячков. В край далекий не летаю, Здесь, под крышей, обитаю. (Воробей.) 7. Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (Мышь.) | ||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 |
Рассказ подготовленного ученика о глухаре
Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле. Это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идёшь на лыжах, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев. И снежная пыль забивается в глаза. Часто гибнут под ледяной коркой.
Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Откладывают от 4 до 15 яиц на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают потомство, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Самка меньше самца. Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.
Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....