Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме: А.М. Горький «Воробьишко»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ильина Оксана Анатольевна

Разработка урока литературного чтения  по творчеству А.М. Горького

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Красноборская средняя школа»

Областной образовательно-исследовательский проект для дошкольников и педагогов Нижегородской области

«В простоте слова – самая великая мудрость…»

Методическая разработка  урока литературного чтения в 3 классе

по теме:  А.М. Горький  «Воробьишко»

УМК «Перспектива»

Авторы - Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина

 

                                                                                                                                                                               Подготовила: учитель начальных классов                                                                                                                                                    

                                                                Ильина Оксана Анатольевна

2022  год

Цель:  знакомство с произведением М. Горького «Воробьишко»;

- обучение  приёмам анализа художественных текстов;

 - развитие речь учащихся

Задачи:

Образовательные:

- формировать умения читать текст вслух с соблюдением орфоэпических  и интонационных норм

- формировать умения участвовать в коллективном обсуждении текста

- формировать  умения проводить   первичный анализ художественного текста

- формировать умения давать характеристику героев по их поступкам

Развивающие:

- формировать  умения овладения навыками смыслового чтения

- формировать умения поиска учебной информации в словарях

- формировать умения понимать причины успеха \ неуспеха учебной деятельности

- формировать  умения  работы  в группе, паре

- формировать умения выступать перед классом

- формировать  умения слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого излагать своё мнение, задавать вопросы

- формировать  умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль

Воспитательные:

- формировать  интерес   к произведениям М. Горького,  позитивного отношения к ним; осознания ценности его творчества

-  формировать  понимание того, что литературные произведения  русских классиков это явления национальной и мировой культуры

Планируемый результат:

Личностные:

- позитивное отношение к произведениям М. Горького, осознание их ценности

- осознание значимости чтения произведений классика для личного развития

Метапредметные:

 - принимать учебную задачу и оценивать результаты своей деятельности

-  работать со словарями

-  работать в паре и в группе

Предметные:

- читать изученный отрывок произведения вслух, по ролям с соблюдением орфоэпических и интонационных норм

- давать определение настроению\состоянию  героев по опорным словам, иллюстрациям

- вычленять из ряда слов с неизвестным лексическим значением устаревшие слова

Тип урока: комбинированный

Методы:  Наглядные, словесные, аналитический, исследовательский, стимулирование интереса к учению, устный   контроль и самоконтроль, образный (рефлексия)

Организация пространства: Фронтальная  работа,  индивидуальная,  работа в парах, группах.

Ресурсы: Учебник «Литературного чтения. 3 класс, Ч1» [Л.Ф. Климанова и др.], презентация Microsoft Power Point, экран, мультимедийный проектор, карточки  с заданиями, карточка – «Лестница успеха»

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте,  ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбнитесь своему соседу слева и справа.  Я надеюсь, что теперь у нас у всех хорошее настроение, и мы можем приступить к работе.

 - Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока и будем стремиться добиваться успеха. У каждого будет свой успех: маленький или большой.

- У  каждого  на  парте есть «Лестница успеха», по которой мы будем двигаться вперед. На каждой ступени мы будем рисовать смайлик, который соответствует уровню выполненных заданий. Я  надеюсь, что все вместе мы окажемся на вершине нашей лестницы успеха.

- Для работы на уроке, мы разделимся на 3 группы.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

- Сегодня мы познакомимся с произведением знаменитого писателя Максима Горького. (слайд2)

- Я предлагаю вам угадать, о чем пойдет речь в произведении,  прослушав аудиозапись. (слайд 3)                

-  Если вы еще не догадались о ком идет речь, предлагаю разгадать загадку

Эти маленькие пташки

В серых будничных рубашках

Всё клюют, чем угощают, Даже крохи подбирают. — Чик-чирик, – везде свои, Непоседы… воробьи    (слайд 4)             
- Итак, произведение,  с которым мы сегодня познакомимся,  будет о воробьях. Но М. Горький назвал свое произведение не просто воробей. Чтобы узнать, как же называется произведение,
подберите   родственные слова к слову воробей, для этого объединитесь в пары и подберите родственные слова.

- Действительно свое произведение М. Горький назвал «Воробьшко» (слайд 5)                

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- Сформулируем цели нашего урока.

-  Ребята, на лестнице успеха, оцените, пожалуйста, свою работу на данном этапе урока

Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения

- Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Воробьишко» и подумать, почему Горький   назвал своё произведение не «Воробей», а «Воробьишко»? (слайд 6)                

- К какому жанру относится это произведение?

 - Почему?

- Но у сказки есть автор, тогда какая это сказка?

- Назовите отличие литературной сказки от народной

- Автор этой сказки М. Горький.

Рассказ о писателе. (слайд 7)                

Максим Горький – творческий псевдоним драматурга, писателя и прозаика Алексея Максимовича Пешкова.

Родился он 28 марта 1868 г. в городе Нижний Новгород. М. Горький это наш земляк.

Мальчик очень рано остался сиротой (отец и мать его умерли). Его воспитанием занимались дед и бабушка. Дед был строгим, скупым и религиозным человеком. Бабушка Акулина Ивановна – единственная, кто любил маленького Алёшу. Благодаря её заботам Алексей проникся любовью к народным сказкам и песням. Дед научил мальчика чтению по церковным книгам.

В 11 лет дед отправил мальчика работать. Работал Алексей «мальчиком» в магазине обуви, мыл посуду на пароходе. Был ловчим птиц, продавал иконы, ремонтировал ярмарочные здания. Овладевал творческими профессиями: учился иконописи, был статистом в театре. Когда мальчик служил на пароходе, повар — Михаил Смурый, отставной офицер, пробудил у него интерес к чтению. Сам начал писать произведения. К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль», «На дне», повести «Детство» «В людях», Сказки об Италии, романы «Мать», «Жизнь Клима Самгина» и др.

- Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли из всего услышанного сделать вывод, почему он взял себе псевдоним Горький? Какая жизнь была у Алеши Пешкова?

-  Ребята, на лестнице успеха, оцените, пожалуйста, свою работу

2 этап. Работа с  текстом

- Давайте познакомимся со сказкой. Открываем учебник на странице 135.

- Какое это произведение:  грустное, веселое, забавное, поучительное?

- Чему оно учит?

- Кто главный герой сказки?

- Что вы узнали о Пудике?

-А из чего вы сделали такой вывод?  (слайд 8)                

-А что вы скажите о родителях Пудика?

- Во время чтения вам встретились неизвестные слова и сейчас мы с ними поработаем.

- Каждая группа получает карточки со словами, которые на данный момент практически не употребляются в современном мире. Кроме этого вы получаете карточки, в которых есть пояснение этого слова и словари.

- Каждая группа должна найти пояснение словам в карточке. Если возникают затруднения в пояснении, поможет словарь.

- Давайте проверим, что у вас получилось (слайд 9)                

Молодцы, хорошо справились с работой

-  Ребята,  на лестнице успеха, оцените, пожалуйста, свою работу.

Физкультминутка

Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…

3 этап. Работа  с текстом

- Давайте охарактеризуем героев сказки по опорным словам.

Каждая группа получает карточку с опорными словами и составляет характеристику героя.

1 группа -  Пудик.

Опорные слова:
маленький

фантазёр

 непослушный

жизнерадостный

любопытный

любознательный (слайд 10)                

2 группа -  Мама-воробьиха

умная

заботливая

терпеливая

отважная (слайд 11)                

3 группа: Папа-Воробей

заботливый

хвастливый

опытный (слайд 12)                

-  Ребята, на лестнице успеха, оцените, пожалуйста, свою работу

Проверка восприятия текста

- Ребята, что может произойти, когда не слушаешься старших?

-  В какую беду попал Пудик

- М. Горький  в начале своей сказки написал: У воробьев совсем так же, как и у людей…», что он имел ввиду?

 - О чем эта сказка? Только ли о воробьях?

- Как    автор относился к своему маленькому герою.

- Ребята, на лестнице успеха, оцените, пожалуйста, свою работу на данном этапе урока.

Закрепление полученных знаний

- Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «В чем повезло или не повезло герою»

- Каждая группа получает  такое задание и обдумывает

1 группа -  в  чём повезло и не повезло кошке?

2 группа - в чём повезло  и не повезло Пудику?

3 группа - в чём повезло и не повезло маме - воробьихе?

- Ребята,  скажите,  пожалуйста, какая основная мысль этого произведения? Чему учит нас сказка «Воробьишко»

  - Ребята , на лестнице успеха, оцените, пожалуйста, свою работу на данном этапе урока

Домашнее задание

Домашнее задание  

Обязательно: прочитать и пересказать сказку.

На выбор:

- объединиться в группы и подготовить чтение по ролям.

- нарисовать рисунок к сказке.

Рефлексия 

 Подведение итогов

- Как вы считаете,   достигли ли мы на уроке  поставленной цели? Посмотрите, пожалуйста, на ваши лестницы успеха, и оцените всю свою работу на уроке, при помощи смайликов (слайд 13)                

Выберите и закончите одно из предложений:

  • Сегодня я узнал…
  • На уроке было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Теперь я могу …

Или напишите синквейн по теме урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению 2 класс на тему "Секрет счастья" Дж. Родари "Солнце и туча"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе с использованием технологии развития критического мышления(приём "Зигзаг")...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок...

Учебно - методический комплект. Литературное чтение. 2 класс. Тема: Валентин Берестов «Картинки в лужах». Алла Ахундова «Окно»

Предмет: литературное чтение.Класс: 2.Тема урока:  Валентин Берестов «Картинки в лужах». Алла Ахундова «Окно».Цели урока: познакомить с произведениями Валентин Берестов «Картинки в лужах» и Алла ...

Учебно - методический комплект. Литературное чтение. 2 класс. Тема: "Ефим Чеповецкий "В тихой речке у причала…", Артур Гиваргизов "Что ты, Серёжа …"

Предмет: литературное чтение.Класс: 2.Тема урока:  Ефим Чеповецкий «В тихой речке у причала…», Артур Гиваргизов «Что ты, Серёжа …».Цели урока: познакомить с произведениями Ефим Чеповецкий «В тихо...

Учебно-методический комплект по литературному чтению 2 класс по теме "Ф.И.Тютчев-Весна"(конспект+презентация+аудио)

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Люблю природу русскую.Ф.И.Тютчев-"Весна"Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом;учить анализировать произведения,воспринимать выраженные в них ...

Конспект урока литературного чтения Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко» (УМК "ПНШ" 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия «звукопись», развитие умений нахождения литературного приёма звукописи в прозаическом тексте М. Горького «Воробьишко» и понимать...