Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме: А.М. Горький «Воробьишко»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Разработка урока литературного чтения по творчеству А.М. Горького
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Красноборская средняя школа»
Областной образовательно-исследовательский проект для дошкольников и педагогов Нижегородской области
«В простоте слова – самая великая мудрость…»
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе
по теме: А.М. Горький «Воробьишко»
УМК «Перспектива»
Авторы - Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина
Подготовила: учитель начальных классов
Ильина Оксана Анатольевна
2022 год
Цель: знакомство с произведением М. Горького «Воробьишко»;
- обучение приёмам анализа художественных текстов;
- развитие речь учащихся
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения читать текст вслух с соблюдением орфоэпических и интонационных норм
- формировать умения участвовать в коллективном обсуждении текста
- формировать умения проводить первичный анализ художественного текста
- формировать умения давать характеристику героев по их поступкам
Развивающие:
- формировать умения овладения навыками смыслового чтения
- формировать умения поиска учебной информации в словарях
- формировать умения понимать причины успеха \ неуспеха учебной деятельности
- формировать умения работы в группе, паре
- формировать умения выступать перед классом
- формировать умения слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого излагать своё мнение, задавать вопросы
- формировать умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль
Воспитательные:
- формировать интерес к произведениям М. Горького, позитивного отношения к ним; осознания ценности его творчества
- формировать понимание того, что литературные произведения русских классиков это явления национальной и мировой культуры
Планируемый результат:
Личностные:
- позитивное отношение к произведениям М. Горького, осознание их ценности
- осознание значимости чтения произведений классика для личного развития
Метапредметные:
- принимать учебную задачу и оценивать результаты своей деятельности
- работать со словарями
- работать в паре и в группе
Предметные:
- читать изученный отрывок произведения вслух, по ролям с соблюдением орфоэпических и интонационных норм
- давать определение настроению\состоянию героев по опорным словам, иллюстрациям
- вычленять из ряда слов с неизвестным лексическим значением устаревшие слова
Тип урока: комбинированный
Методы: Наглядные, словесные, аналитический, исследовательский, стимулирование интереса к учению, устный контроль и самоконтроль, образный (рефлексия)
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, группах.
Ресурсы: Учебник «Литературного чтения. 3 класс, Ч1» [Л.Ф. Климанова и др.], презентация Microsoft Power Point, экран, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, карточка – «Лестница успеха»
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбнитесь своему соседу слева и справа. Я надеюсь, что теперь у нас у всех хорошее настроение, и мы можем приступить к работе.
- Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока и будем стремиться добиваться успеха. У каждого будет свой успех: маленький или большой.
- У каждого на парте есть «Лестница успеха», по которой мы будем двигаться вперед. На каждой ступени мы будем рисовать смайлик, который соответствует уровню выполненных заданий. Я надеюсь, что все вместе мы окажемся на вершине нашей лестницы успеха.
- Для работы на уроке, мы разделимся на 3 группы.
Актуализация знаний, постановка учебной задачи
- Сегодня мы познакомимся с произведением знаменитого писателя Максима Горького. (слайд2)
- Я предлагаю вам угадать, о чем пойдет речь в произведении, прослушав аудиозапись. (слайд 3)
- Если вы еще не догадались о ком идет речь, предлагаю разгадать загадку
Эти маленькие пташки
В серых будничных рубашках
Всё клюют, чем угощают, Даже крохи подбирают. — Чик-чирик, – везде свои, Непоседы… воробьи (слайд 4)
- Итак, произведение, с которым мы сегодня познакомимся, будет о воробьях. Но М. Горький назвал свое произведение не просто воробей. Чтобы узнать, как же называется произведение, подберите родственные слова к слову воробей, для этого объединитесь в пары и подберите родственные слова.
- Действительно свое произведение М. Горький назвал «Воробьшко» (слайд 5)
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
- Сформулируем цели нашего урока.
- Ребята, на лестнице успеха, оцените, пожалуйста, свою работу на данном этапе урока
Открытие новых знаний
1 этап. Работа с текстом до чтения
- Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Воробьишко» и подумать, почему Горький назвал своё произведение не «Воробей», а «Воробьишко»? (слайд 6)
- К какому жанру относится это произведение?
- Почему?
- Но у сказки есть автор, тогда какая это сказка?
- Назовите отличие литературной сказки от народной
- Автор этой сказки М. Горький.
Рассказ о писателе. (слайд 7)
Максим Горький – творческий псевдоним драматурга, писателя и прозаика Алексея Максимовича Пешкова.
Родился он 28 марта 1868 г. в городе Нижний Новгород. М. Горький это наш земляк.
Мальчик очень рано остался сиротой (отец и мать его умерли). Его воспитанием занимались дед и бабушка. Дед был строгим, скупым и религиозным человеком. Бабушка Акулина Ивановна – единственная, кто любил маленького Алёшу. Благодаря её заботам Алексей проникся любовью к народным сказкам и песням. Дед научил мальчика чтению по церковным книгам.
В 11 лет дед отправил мальчика работать. Работал Алексей «мальчиком» в магазине обуви, мыл посуду на пароходе. Был ловчим птиц, продавал иконы, ремонтировал ярмарочные здания. Овладевал творческими профессиями: учился иконописи, был статистом в театре. Когда мальчик служил на пароходе, повар — Михаил Смурый, отставной офицер, пробудил у него интерес к чтению. Сам начал писать произведения. К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль», «На дне», повести «Детство» «В людях», Сказки об Италии, романы «Мать», «Жизнь Клима Самгина» и др.
- Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли из всего услышанного сделать вывод, почему он взял себе псевдоним Горький? Какая жизнь была у Алеши Пешкова?
- Ребята, на лестнице успеха, оцените, пожалуйста, свою работу
2 этап. Работа с текстом
- Давайте познакомимся со сказкой. Открываем учебник на странице 135.
- Какое это произведение: грустное, веселое, забавное, поучительное?
- Чему оно учит?
- Кто главный герой сказки?
- Что вы узнали о Пудике?
-А из чего вы сделали такой вывод? (слайд 8)
-А что вы скажите о родителях Пудика?
- Во время чтения вам встретились неизвестные слова и сейчас мы с ними поработаем.
- Каждая группа получает карточки со словами, которые на данный момент практически не употребляются в современном мире. Кроме этого вы получаете карточки, в которых есть пояснение этого слова и словари.
- Каждая группа должна найти пояснение словам в карточке. Если возникают затруднения в пояснении, поможет словарь.
- Давайте проверим, что у вас получилось (слайд 9)
Молодцы, хорошо справились с работой
- Ребята, на лестнице успеха, оцените, пожалуйста, свою работу.
Физкультминутка
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…
3 этап. Работа с текстом
- Давайте охарактеризуем героев сказки по опорным словам.
Каждая группа получает карточку с опорными словами и составляет характеристику героя.
1 группа - Пудик.
Опорные слова:
маленький
фантазёр
непослушный
жизнерадостный
любопытный
любознательный (слайд 10)
2 группа - Мама-воробьиха
умная
заботливая
терпеливая
отважная (слайд 11)
3 группа: Папа-Воробей
заботливый
хвастливый
опытный (слайд 12)
- Ребята, на лестнице успеха, оцените, пожалуйста, свою работу
Проверка восприятия текста
- Ребята, что может произойти, когда не слушаешься старших?
- В какую беду попал Пудик
- М. Горький в начале своей сказки написал: У воробьев совсем так же, как и у людей…», что он имел ввиду?
- О чем эта сказка? Только ли о воробьях?
- Как автор относился к своему маленькому герою.
- Ребята, на лестнице успеха, оцените, пожалуйста, свою работу на данном этапе урока.
Закрепление полученных знаний
- Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «В чем повезло или не повезло герою»
- Каждая группа получает такое задание и обдумывает
1 группа - в чём повезло и не повезло кошке?
2 группа - в чём повезло и не повезло Пудику?
3 группа - в чём повезло и не повезло маме - воробьихе?
- Ребята, скажите, пожалуйста, какая основная мысль этого произведения? Чему учит нас сказка «Воробьишко»
- Ребята , на лестнице успеха, оцените, пожалуйста, свою работу на данном этапе урока
Домашнее задание
Домашнее задание
Обязательно: прочитать и пересказать сказку.
На выбор:
- объединиться в группы и подготовить чтение по ролям.
- нарисовать рисунок к сказке.
Рефлексия
Подведение итогов
- Как вы считаете, достигли ли мы на уроке поставленной цели? Посмотрите, пожалуйста, на ваши лестницы успеха, и оцените всю свою работу на уроке, при помощи смайликов (слайд 13)
Выберите и закончите одно из предложений:
- Сегодня я узнал…
- На уроке было интересно…
- Мне было трудно…
- Теперь я могу …
Или напишите синквейн по теме урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по литературному чтению 2 класс на тему "Секрет счастья" Дж. Родари "Солнце и туча"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе с использованием технологии развития критического мышления(приём "Зигзаг")...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"
Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок...
Учебно-методический комплект. Литературное чтение. 3 класс УМК "Школа России" Тема: Б. Житков "Про обезьянку" Закрепление
учебно-методический комплект для урока литературного чтения...
Учебно - методический комплект. Литературное чтение. 2 класс. Тема: Валентин Берестов «Картинки в лужах». Алла Ахундова «Окно»
Предмет: литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: Валентин Берестов «Картинки в лужах». Алла Ахундова «Окно».Цели урока: познакомить с произведениями Валентин Берестов «Картинки в лужах» и Алла ...
Учебно - методический комплект. Литературное чтение. 2 класс. Тема: "Ефим Чеповецкий "В тихой речке у причала…", Артур Гиваргизов "Что ты, Серёжа …"
Предмет: литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: Ефим Чеповецкий «В тихой речке у причала…», Артур Гиваргизов «Что ты, Серёжа …».Цели урока: познакомить с произведениями Ефим Чеповецкий «В тихо...
Учебно-методический комплект по литературному чтению 2 класс по теме "Ф.И.Тютчев-Весна"(конспект+презентация+аудио)
Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Люблю природу русскую.Ф.И.Тютчев-"Весна"Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом;учить анализировать произведения,воспринимать выраженные в них ...
Конспект урока литературного чтения Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко» (УМК "ПНШ" 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия «звукопись», развитие умений нахождения литературного приёма звукописи в прозаическом тексте М. Горького «Воробьишко» и понимать...