Учебно - методический комплект. Литературное чтение. 2 класс. Тема: Валентин Берестов «Картинки в лужах». Алла Ахундова «Окно»
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Егорова Татьяна Леонидовна

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2.

Тема урока:  Валентин Берестов «Картинки в лужах». Алла Ахундова «Окно».

Цели урока: познакомить с произведениями Валентин Берестов «Картинки в лужах» и Алла Ахундова «Окно»; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты:

предметные:

·        читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

·        читать про себя в процессе ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

·        находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анали­зировать ее содержание;

·        оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

·         анализировать смысл названия произведения.

личностные:

·         проявление познавательных интересов  и активности на уроке;

·        формирование умения высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции;

·         стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 2 класс: Н.А. Чуракова. Учебник в 2 –х частях. УМК «Перспективная начальная школа», 2012 год; проектор; компьютер; доска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2.

Тема урока:  Валентин Берестов «Картинки в лужах». Алла Ахундова «Окно».

Цели урока: познакомить с произведениями Валентин Берестов «Картинки в лужах» и Алла Ахундова «Окно»; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты: 

предметные:

  • читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
  • читать про себя в процессе ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
  • находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание;
  • оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
  • анализировать смысл названия произведения.

личностные: 

  • проявление познавательных интересов  и активности на уроке;
  • формирование умения высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции;
  • стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 2 класс: Н.А. Чуракова. Учебник в 2 –х частях. УМК «Перспективная начальная школа», 2012 год; проектор; компьютер; доска.

Этап урока

Метод и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент.

~ 1 мин

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Приветствовать учителя. Настраиваться на работу.

2.

Мотивационный

этап.

Словесный метод:
беседа

Практический метод: выразительное прочтение стихотворения по памяти.

~ 5 мин

Проверка домашнего задания

  • Для начала проверим ваше домашнее задание. Кто помнит, что было задано на прошлом уроке?
  • Вам необходимо было выучить одно из стихотворений на странице 20 - 21.
  • Не забывайте сказать автора и название стихотворения, которое вы выучили.

Отвечать на вопросы.   

Слушать учителя.

Выразительно рассказывать стихотворение.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный метод:
слово о писателе

Практич.: слушание и чтение Т

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выразительное чтение

Практич.: анализ Т

~ 20 мин

  • Давайте познакомимся с писателем – Валентином Дмитриевичем Берестовым.

Слово о писателе

  • Возвращается ученик домой из школы, открывает портфель. А из него выпрыгивает карандаш и начинает тараторить:

 

Я — малютка карандашик,

Исписал я сто бумажек.

Ему вторит резинка:

Я — ластик, я — резинка,

Чумазенькая спинка.

 

  • Оживил эти школьные вещи детский писатель, поэт Валентин Дмитриевич Берестов.
  • Более сорока лет назад написал он свою первую книгу для детей, которая называлась «Отплытие». Работал тогда Валентин Дмитриевич археологом. Кто такой археолог? Это человек, который проникает в тайны прошлого. Делая в земле раскопки, находит древние вещи. И по остаткам одежды, обломкам глиняного кувшина может рассказать, чем занимались, что любили, отчего веселились и грустили люди, жившие много сотен и даже тысяч лет назад. Археолог и поэт не могут жить без открытий. «Я пошёл в археологи, чтобы стать поэтом»,— писал В. Берестов.
  • Была у Валентина Дмитриевича маленькая дочка. Она очень любила стихи. Вот для неё и для всех детей стал Берестов писать. О чём? Да обо всём: о первом школьном звонке, первой книжке, прочитанной самостоятельно, без помощи мамы и бабушки.
  • Берестов всегда рядом со своим юным читателем. Мудрый, взрослый человек и просто хороший друг. 
  • Что вы запомнили? (Ответы детей)

Работа по учебнику

  • Откройте свои учебники на странице 22.
  • Прочитайте название стихотворения.
  • Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? (О картинках в лужах)
  • Давайте прочитаем его и узнаем, верны ли наши догадки.
  • Первый раз читаю я. Затем вы прочитаете это стихотворение ещё раз про себя.
  • Вы догадались, какое время года в стихотворении? (Лето)
  • Откуда же так много луж? (Прошел дождь)

- Не понимаю! Мальчик явно смотрит вниз, под ноги, - почему же он промочил ботинки? – спросила Маша.

  • А вы можете ей ответить?

Отвечать на вопросы.   

Слушать рассказ учителя.

Слушать чтение.

Проводить анализ чтения.

Выразительно читать. 

Характеризовать героя.

Отвечать на вопросы.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

П.: осмысленно читают текст.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П.: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу.

4.

Решение частных задач на основе анализа текста.

Практич. метод: работа по учебнику

Словесный метод:
слово о писателе

Словес. метод: ответы на вопросы

Практич.: слушание и чтение Т

Практич.: выразительное чтение

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: анализ Т

~ 13 мин

Работа по учебнику

  • Давайте познакомимся с ещё одним замечательным писателем – Аллой Ахундовой.
  • Знакома ли вам эта писательница?

Слово о писателе

  • Алла Нуриевна Ахундова (27.10.1970)
    – поэтесса, сценарист, драматург, переводчик.
    Родилась в Москве, в семье служащих. В юные годы ее первые поэтические опыты были одобрены Анной Ахматовой, которая увидела
    тонкую, ранимую, чуткую душу, способную «переплавлять» в стихи глубокие
    чувства.

Стихи Аллы Ахундовой переведены на английский, румынский, французский, японский языки. 

Работа по учебнику

  • Отгадайте загадку и вы узнаете новый способ, который поможет увидеть мир другими глазами.

День за днем идет кино

На экране этом.

Солнца, зелени полно

На экране летом.

А зимою - синий лед,

Снег летит, играя.

Фильм идет, идет, идет

Без конца и края.

  • Догадались, о каком способе идет речь?
  • Ну, конечно же, об окне! Сегодня вы узнаете, как узнавал мир герой стихотворения Аллы Ахундовой.
  • Первый раз читаю я. Затем вы прочитаете это стихотворение ещё раз про себя.
  • Как называются такие картины, которые девочка видит из окна? (Пейзаж)
  • А когда прохожие видят в окне девочку, они видят пейзаж девочки, натюрморт девочки или портрет девочки? (Портрет девочки)
  • На что похожа оконная рама? (На раму для картины)
  • Почему картины, которые мы видим из окна, все время меняются: ведь окно находится на одном и том же месте? Найдите строки в тексте, которые помогут ответить на вопрос.
  • А вы любите смотреть в окно?
  • Что можно видеть в окне? (Людей, машины, деревья, птиц и т.д.)
  • У нас рядом со словом пластинка стоит *. Что это значит? Что мы должны сделать? (Посмотреть сноску в низу страницы)
  • Что же такое пластинка? (Пластинка – круглый диск с записью звука)

Работать по учебнику. Отвечать на вопросы.

Отгадывать загадку

Читать стихотворение.

Читать выборочно.

Понимать отношения автора.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П.: осмысленно читают текст.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

П.: осмысленно читают текст.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П.: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу.

5.

Подведение итога урока. Домашнее задание.

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ.

~ 1 мин

  • Что мы сегодня делали на уроке? (Читали стихотворения, познакомились с новым автором)
  • Откройте свои дневники и запишите домашнее задание на завтра. Вам нужно выполнить в своих рабочих тетрадях №2 на стр. 4 - 5.
  • Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, обобщать.

П.: строят речевое высказывание

П.: осуществляют синтез.

П.: строят рассуждения.

Р.: осуществляют итоговый контроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я — малютка карандашик, Исписал я сто бумажек. А когда я начинал, То с трудом влезал в пенал. Я — ластик, я — резинка, Чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста, - Помарку стёрла я с листа.

Слайд 8

Алла Нуриевна Ахундова (27.10.1970)

Слайд 10

День за днем идет кино На экране этом. Солнца, зелени полно На экране летом. А зимою - синий лед, Снег летит, играя. Фильм идет, идет, идет Без конца и края.

Слайд 11

Р.Т. стр. 4 - 5 №2 Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект. Литературное чтение. К.И. Чуковский "Я начинаю любить Бибигона",

Конспект и презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива"...

Учебно - методический комплект. Технология. 2 класс. Тема: "Матрешка". УМК "Перспектива"

Конспект + презентация к уроку технологии во 2 классе. Тема: Матрешка                                   ...

Учебно - методический комплект. ИЗО. 4 класс. Тема: "Лес, точно терем расписной"

Тема: «Лес, точно терем расписной…». Дисциплина: изобразительное искусство Тип урока: комбинированный Цель: творчески завершить работу над пейзажем; обобщить понимание законов перспекти...

Учебно - методический комплект. Литературное чтение. 2 класс. Тема: "Ефим Чеповецкий "В тихой речке у причала…", Артур Гиваргизов "Что ты, Серёжа …"

Предмет: литературное чтение.Класс: 2.Тема урока:  Ефим Чеповецкий «В тихой речке у причала…», Артур Гиваргизов «Что ты, Серёжа …».Цели урока: познакомить с произведениями Ефим Чеповецкий «В тихо...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. Тема: "Валентин Берестов «Картинки в лужах". УМК «ПНШ».

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством В.Д. Берестова и  его произведением «Картинки в лужах»; формирование  умений анализировать художествен...

В. Берестов. «Картинки в лужах». А. Ахундова. «Окно», 2 класс

Конспект и презентация урока по чтению В. Берестов. «Картинки в лужах». А. Ахундова. «Окно», 2 класс...