Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Поэты о Родине, о красоте родной природы"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Малютина Галина Анатольевна

Урок-творческая лаборатория (В редакции классной газеты), использование проектной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_l.ch_.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Литературное чтение. 4 класс.

Учитель МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка: Малютина Г.А.

Тема урока: «Поэты о Родине, о красоте родной природы».

Тип урока: творческая лаборатория (в редакции классной газеты).

Цель: обобщение и систематизация знаний по разделу.

Задачи:

  • через игру, через творческие задания создать условия для развития самостоятельной и творческой деятельности;
  • активизация осознания учеником целеполагания собственной деятельности;
  • создание творческого проекта (газеты);
  • формирование умения работать в группе;
  • воспитание творческой личности;
  • воспитание любви к большой и малой Родине, к родной природе, воспитание чувства гордости за свою страну.

Методы: исследовательский, проектный, частично-поисковый, эвристический.

Инструментарий: рисунок, фотомонтаж, интервью, отзывы, сочинения, статья.

Оборудование урока:

  • компьютер, проектор, презентация (слайды);
  • музыка живой планеты (на компьютере);
  • песня «Малиновый звон» (муз. А. Морозова, сл. А.Поперечного);
  • стихотворения М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева;
  • рисунки на доске цветными мелками;

Предварительная подготовка. Были намечены основные рубрики газеты, созданы творческие группы (по желанию ребят). В редакции работало четыре отдела: «Литературный отдел», «Отдел писем», «Информационный отдел» и «Отдел художников-оформителей». Литераторы-журналисты писали сочинения «Мое любимое стихотворение», «Любимый уголок моей родины»; статью о прочитанных произведениях; корреспонденты и фотокорреспонденты брали интервью у гостей, озвучивали фотографии; художники трудились над оформлением «титульного листа» газеты.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

– Сегодня у нас необычный урок.  Слайд1 Пройдет он  в «творческой лаборатории» редакции классной газеты.

Начну стихотворением Николая Рыленкова Слайд2

Дети рассаживаются по местам.

Слушают учителя.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

2

Актуализация знаний и умений

Куда ни посмотришь – родные,
Открытые сердцу края. 
Я весь пред тобою, Россия, 
Судьба моя, совесть моя.

Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей! 
Не ты ли меня подружила 
С задумчивой музой моей!

За песни, которым впервые
Внимают родные края, 
Спасибо, родная Россия, 
Судьба моя, совесть моя!

– Побудем наедине с песней. Слайд3

Звучит куплет из песни «Малиновый звон». Музыка А. Морозова, слова  А. Поперечного. Слайд4

– О чем рассказал «малиновый звон»?

– А сейчас мы вспомним стихотворения великих русских поэтов о Родине, о природе. Слайд5

 – Что хотели передать поэты строками своих стихов?

 – Да, каждый человек свою любовь к Родине, к родной природе выражает по-своему: художники пишут картины, композиторы – музыку, писатели – рассказы, поэты стихи.

Ответы детей.(О любви к своей земле)

 

Дети называют стихи и авторов. Читают: Дни поздней осени-75, Песня-58, Горные вершины-85, Парус-84, Утес-86, Радуга

Это рассказ о России, о Родине, о любви к ней, к родной природе.

Коммуникативные  УУД:

владение монологической речью Познавательные  УУД:

- выделение необходимой

информации;

3

Формулирование  темы  и целей урока  

 – Сегодня мы будем говорить о любви к Родине, к Родине большой и малой, о любви к родной природе. Это и будет темой будущего номера нашей газеты. Слайд6 Для выпуска номера необходимо подготовить материал по данной теме – такова цель нашего урока. Слайд7

– Итак, «Литературный отдел» и «Отдел писем». Что может предложить нам его сотрудник? (Кирилл)

Рекомендации  для работников всех отделов находятся на столах!

  В «Информационном отделе» будет работать  корреспондент (Мария), она же - фотокорреспондент.

– Как корреспонденту ей предстоит взять интервью по заданной теме у наших гостей и затем подготовить репортаж.

– А как фотокорреспондент она обеспечит выпуск газеты иллюстрированным материалом.

– Конечно, ни одна газета не обходится без участия дизайнеров, которые ответственны за художественное оформление номера. Наш художник (Наталья) будут трудиться над оформлением первой страницы газеты, над ее «титульным листом».

– Ребята, а что каждый из вас постарается донести до читателей газеты?

 Цель и задачи поставлены. Вам нужно некоторое время для работы, и оно у вас есть. Вы можете общаться друг с другом, советоваться, обращаться за помощью. Творческих успехов вам! Слайд8

Отзывы, сочинения, статьи.

Свое настроение, чувства, творчество.

Выполняют свою работу под «музыку живой планеты».

Регулятивные УУД:

- развитие способности устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией

Познавательные  УУД:

- развитие логического мышления,

-поиск и выделение  необходимой

информации;

-анализ объектов  с целью выделения

признаков (существенных, несущественных)

Коммуникативные  УУД:

-  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов

Личностные УУД: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. Познавательные  УУД:

- развитие логического мышления,

-поиск и выделение  необходимой

информации.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах.

4

Работа в группах

Учитель оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

Работает каждый в своем отделе и одновременно в группе.

 

5

Физкультминутка

У нас на уроках есть физкультминутки. И на любом производстве должны быть минутки отдыха, разминки. Проведем производственную гимнастику.

Делают несколько физических упражнений и гимнастику для глаз.

Личностные УУД:

формирование здоровьесбережения

6

Творческий отчет групп

– Вижу, отделы готовы к творческому отчету. Озвучим основные рубрики газеты. 1. 

Слайд9 Лицо газеты – ее «титульный лист», посмотрев на который, решаешь: взять газету в руки или отложить в сторону. – Посмотрим, какой видит первую страничку газеты наш художник.

В очарованье русского пейзажа 
Есть подлинная радость, но она 
Открыта не для каждого и даже 
Не всякому художнику видна.

(Н. Заболоцкий)

– В картине раскрылась душа; в ней – и доброта, и радость, и очарованье, и любовь к Родине, о которой рассказано с помощью карандаша. Спасибо за творчество! Уверена, что такую газету  взять в руки захочется каждому.

Слайд10 2. Рубрика. «Советуем прочитать»

– «Отдел писем», вам слово.

– Спасибо за интересную статью, за ваше творчество.

3. Чтение любимых стихотворений 

– Ребята, сейчас снова мы вспомним известных поэтов, снова  побываем в любимых для них уголках, прочитаем полюбившиеся стихи.

 – Спасибо вам! Чтение радовало не только слух, но и сердце. Это  ваша благодарность и признание поэтам в любви, а значит – и Родине.

Слайд11 4. В рубрике «Поэтическая тетрадь» будут напечатаны многие из ваших любимых стихов.

- Посмотрим на работу наших фотокорреспондентов. Им слово. Слайд12,13

Слайд14 5. Рубрика «Наше интервью»

– Сегодня в любви к Родине признавались и наши гости, а признания слушала и записывала юный корреспондент. Послушаем её.

– Спасибо за интересный репортаж, а гостям – за признание.

6. Рубрика «Вдохновение» Слайд15

И будет слов сейчас как раз
Не много и не мало, 
Только те слова, что на душу легли,
Родина моя, хочу, чтоб услыхала
Ты еще одно признание в любви

– Слово литераторам.

Отчет художника. 

Зачитывается статья, подготовленная для номера. 

Чтение стихотворений детьми: Зимняя дорога-79, Кот поёт, Мама, глянь-ка, Чудная картина, Чародейкою зимою

Рубрика «Фотовернисаж»

Зачитывается подготовленный репортаж.

Сочинения, отзывы.

Коммуникативные УУД:

-умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и  условиями

коммуникации;

-владение монологической и

диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  

Познавательные УУД: 

- выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

Личностные УУД: 

- понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Регулятивные УУД: 

- составление плана и последовательности действий;

- коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности.

7

Итог урока, рефлексия

– Каждый из вас сегодня говорил о любви к Родине искренне, с открытой душой, голосом такого еще маленького, но уже БОЛЬШОГО сердца!Слайд16 – Сейчас будет работать «свободный микрофон». Поделитесь своими впечатлениями, выскажите свое мнение. 

– Завтра творческая лаборатория продолжит свою работу. Слайд17

Выступления, оценки. Высказывают свое мнение, свои впечатления от урока

Личностные УУД:

действия смыслообразования,  нравственно-этического оценивания, самопознание и самоопределение

Регулятивные УУД:

- самоконтроль и самооценка. Познавательные  УУД:

- развитие логического мышления,

-поиск и выделение  необходимой

информации

Коммуникативные  УУД:

-владение монологической и

диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

8

Домашнее задание

– Вам предлагается несколько вариантов выполнения домашней работы. С чем вам хотелось бы прийти на следующий урок (список творческих заданий):

  1. Написать ли сочинение «Мой любимый уголок родного села».
  2. Нарисовать ли рисунок «Мой любимый уголок природы».
  3. Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки о Родине.

Слайд18 – Спасибо за урок!

Слайд19 – Предлагаю закончить красивой песней о России («У моей России…»)

Работа с дневниками

Личностные УУД: 

- понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина;Предметные:учить дет...

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс. «Моя Родина» М. Пришвин

_«Моя Родина» М. Пришвин.  Литературное чтение 3 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:  формирование читательской компетентности младших школьников...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Т.Бокова "Родина слово большое, большое...""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Т.Бокова “Родина слово большое, большое...”.Задачи...

Технологическая карта урока литературного чтения «С. Д. Дрожжин «Родине».Авторское отношение к изображаемому.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 18.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. "Поэтический вечер "Моя Родина", УМК " Школа России", 4 класс

Тема урока «Поэтический вечер «Моя Родина»»Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний).Цель урока: повторение и систематизация изученного матери...