Технологическая карта урока литературного чтения «С. Д. Дрожжин «Родине».Авторское отношение к изображаемому.» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 18.04.2022 Школа: №74 Класс: 4 «М» Урок: 2 Время: 8.50-9.30 Кабинет: 203 | Студент: Закирова ЭльвираРахимовна Группа: 45 Учитель: Новикова Анна Александровна
|
Тема урока «С. Д. Дрожжин «Родине».Авторское отношение к изображаемому.»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать произведение С. Д. Дрожжина «Родине»; анализ выразительных средств.
Задачи урока
Дидактические:
- формирование понятия стихотворение;
- научить анализировать произведение через слова автора, выразительные средства;
- научить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение;
- осуществлять анализ прочитанного.
Развивающие:
- развивать у учащихся нравственные качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России;
- развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;
3)развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление;
4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
- воспитывать аккуратность;
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 18.04.2022 Школа: №74 Класс: 4 «М» Урок: 2 Время: 8.50-9.30 Кабинет: 203 | Студент: Закирова ЭльвираРахимовна Группа: 45 Учитель: Новикова Анна Александровна |
Тема урока «С. Д. Дрожжин «Родине».Авторское отношение к изображаемому.»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать произведение С. Д. Дрожжина «Родине»; анализ выразительных средств.
Задачи урока
Дидактические:
- формирование понятия стихотворение;
- научить анализировать произведение через слова автора, выразительные средства;
- научить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение;
- осуществлять анализ прочитанного.
Развивающие:
- развивать у учащихся нравственные качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России;
- развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;
3)развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление;
4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
- воспитывать аккуратность;
- воспитыватьлюбовь к Родине.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Формы: фронтальная Словесный метод: создание эмоционального настроя | Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Доброе утро, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица. Улыбнитесь друг другу. | Показывают готовность к уроку. | Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
Актуализация знаний и мотивация (6 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: постановка вопросов Практический метод: выполнение упражнений | - Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете. Слова бывают разные: веселые и грустные, маленькие и большие, есть вежливые слова, есть родные слова, но есть самое важное, самое дорогое слово. Что это за слово?! -На прошлом уроке мы уже говорили о Родине. Давайте вспомним. -Подберите синонимы к слову Родина. - А что для каждого из вас означает слово Родина? -С чем ассоциируется у вас слово «Родина». -Хорошо. У меня тоже Родина ассоциируется с домом, уютом, теплом, спокойствием. Родина- это то место, куда хочется возвращаться. То место, где радуется душа. Слово «Родина» произошло от старинного слова «род». Оно обозначает группу людей, которых объединяет кровное родство. Каждый человек – это дальний потомок какого-то древнейшего рода. Родина объединяет людей, которые живут на одной территории, говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, вместе отмечают государственные праздники. | Выполняют задания: -выполняют задание -Родина -Россия, Отечество, Отчизна -отвечают -уют, любовь | Предметные: Знать, что такое Родина Уметь: выражать свои мысли и чувства Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество П:звуковой анализ, моделирование Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: постановка вопросов Практический: выполнение письменного упражнения | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов: Знакомство с автором стихотворения. -Задание будете выполнятьв паре. -Давайте вспомним правила работы в паре. -Молодцы! Сделайте домик, когда закончите задание, чтобы я видела, кто готов отвечать. Задание: - Перед вами лежат листочки с заданием. Вам нужно соединить цифры с буквой, чтобы получилась фамилия автора. Приступайте. -Давайте проверять. - Какая фамилия получилась? -Верно! Сегодня мы познакомимся с произведением Спиридона Дмитриевича Дрожжина. Портрет вы можете увидеть на слайде. -Молодцы! Ребята, какая тема нашего урока? Какое произведение мы будем изучать? -Какую цель поставим? | Выполняют задание: -уважать мнение соседа по парте, слушать и прислушиваться, не перебивать.. -отвечают на вопрос -Дрожжин -Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» -знакомство с произведением «Родине» | Предметные: Уметь: излагать свои мысли. Знать: что такое стихотворение Метапредметные: Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Личностные :широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | |
Включение в систему знаний | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы: индивидуальная, фронтальная Словесный метод: постановка вопросов Практический: выполнение письменных и устных упражнений | -Верно. Сегодня мы познакомимся состихотворением «Родине». -Ребята, что такое стихотворение? - Стихотворение – произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, звукопись, ритм, чередование ударных и безударных слогов. -Пришло время узнать об авторе стихотворения. -Сейчас ребята нам расскажут немного об авторе. Слушайте внимательно. Сообщения учащегося об авторе (было домашнее задание) -Спиридон Дмитриевич родился в 1848 году на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке Низовка Тверской губернии в семье крепостного. Учился у деревенского дьяка (церковный служитель) грамоте «две неполных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах (дешевый ресторан). Конечно в этот период жизни, автор особенно остро понимал, что значит для человека Родина, как тяжело быть на чужой стороне. Другой ученик: -У поэта было огромное желание учиться. Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем (домашний слуга). В 16 лет, впервые стал сочинять. В 1873 году в журнале «Грамотей», впервые, появилась его публикация. Постепенно начал знакомится с другими писателями. Они заинтересовались его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа. -Образ Родины - один из главных в творчестве поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Так ли это мы узнаем познакомившись с его стихотворением. -Патриотическое стихотворение под названием "Родине" русский крестьянский поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин написал в конце 19 века, а именно в 1871 году. Стихотворение пронизано огромной любовью автора к своей Родине. Он гордится и восторгается своей Родиной, ее бескрайними просторами и красивой природой. Стоя на берегу великой и могучей реки Волги, автор смотрит в небесную высь и на чарующие просторы и говорит, что недаром Русская земля называется Святой и Великой. | Выполняют упражнения: -объясняют -слушают одноклассников | Предметные: уметь грамотно выражать свои мысли Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | |
Физкультминутка (2 мин) | Проводит физкультминутку: Физминутка | Повторяют движения: | ||||
Первичное закрепление | Первичное закрепление изученного материала | Формы: индивидуальная, групповая Взаимопроверка Практический метод: письменное упражнение, работа с текстом | Организует выполнение упражнения: -Чтение стихотворения -Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте. Стихотворение: .. -Какие слова Вам непонятны? - Вам понравилось стихотворение? -Какие чувства оно у вас вызвало?. – Что испытывает поэт, стоя на берегу Волги, окидывая взглядом бескрайний простор родных мест? – Испытывали ли вы когда-нибудь подобное чувство? – Как нужно читать стихотворение? – Почему так считаете? - Какие средства выразительности использует автор в поэтической речи? -Верно. • Эпитеты - определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета.«Волгою родной», «чарующий простор», «темные леса», «приветных деревень», «великой и святой». • Олицетворение - «в каждом шелесте листов, твой голос узнаю» Пробуем передать чувства, настроение поэта. «в каждом шелесте листов, твой голос узнаю». - Чтобы лучше понять произведение поработаем вместе над содержанием: – Где Родина поэта? Когда более красивой находит поэт Родину? - С чем сравнивает приход весны? Почему? –Чем восхищается поэт? А когда труд приносит радость? - Каким поэт называет труд? Как понимаешь? – Что значит грудь наполняется восторгом? Когда поэт испытывает наибольший восторг? - Что значит «наедине» Что слышит поэт? А в чем он проявляется? А какие ещё голоса у Родины? Какой называет Родину? -Давайте прочитаем стихотворение по одной строчке по цепочке с первого ряда. Внимательно следите пальцем по учебнику. Читать нужно выразительно. Читают по строчке -Молодцы! А теперь по четверостишьям прочитаем. Читают…. -Кто хочет выразительно прочитать.. -Молодцы! | Выполняют упражнение -молитвенный свой взор -чарующий простор -среди приветный деревень молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой благодарим за чистое, светлое чарующий простор - прекрасный, великолепный среди приветныхдеревень - гостеприимные, рады гостям -да -рассказывают -объясняют -любовь, воодушевление -да -с выражением -эпитеты, олицетворение -у берегов Волги -Волга– Волга, мать родная - поётся в старинной русской песне. Это самая протяженная река Европы, ее длина 3530 километров. Первым ученым, который описал и в общих чертах нанес Волгу на карту, был древнегреческий астроном Клавдий Птолемей. Случилось это во II веке нашей эры -вдвоём, без посторонних. -отвечают на вопросы -читают стихотворение | Предметные: Уметь: выразительно читать Знать: что такое эпитеты и олицетворение Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Форма: парная Словесный метод: объяснение задания Практический метод: письменное упражнение | Организует выполнение самостоятельной работы: А1. Кто написал стихотворение «Родине»? 1) А.В. Жигулин 3) Н.М. Рубцов 2) С.Д. Дрожжин 4) И.С. Никитин А2. Какое стихотворение написал С.Д. Дрожжин? 1) «Родине» 3) «Лошади в океане» 2) «Русь» 4) «О, Родина! В неярком блеске...» A3. Как зовут поэта Дрожжина? 1) Дмитрий Спиридонович 3) Иван Саввич 2) Спиридон Дмитриевич 4) Борис Абрамович А4. Узнайте произведение по отрывку. Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается. 1) «Лошади в океане» 2) «О, Родина! В неярком блеске...» 3) «Родине» 4) «Русь» А5. Из какого стихотворения эти строки? Я в каждом шелесте листов Твой голос узнаю. 1) «Родине» 2) «Русь» 3) «Лошади в океане» 4) «О, Родина! В неярком блеске...» 2) белый 4) о лошади: вороной В2. Подберите антонимы к слову «святой». 1) прямой 3) добрый 2) грешный 4) греховный В3. Закончите пословицу. На чужой стороне Родина... 1) ...всем матерям мать. 3) ...милей вдвойне. 2) ...для нас дороже глаз. 4) ...одна. В4. В этом стихотворении рассказывается о том, что никто не мог завоевать Русскую землю. 1) И. С. Никитин «Русь» 2) С.Д. Дрожжин «Родине» 3) А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» 4) Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» С1. Какие произведения написал И.С. Никитин? 1) «Утро» 2) «Встреча зимы» 3) «Лошади в океане» 4) «Полно, степь моя, спать беспробудно...» -Время вышло. Обменяйтесь с соседом по парте листочками и сравните ответы с экраном. Оцените работу соседу. «5»- 1 ошибка «4»- 2-3 ошибки «3»- 3-4 ошибки Поставьте оценку и сдайте листочки. | Выполняют самостоятельнуюработу. | Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения Личностные :учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |
Включение в систему знаний, повторение (8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Практический: работа со словами. Словесный метод: объяснение задания Формы:фронтальная | Организует выполнение упражнений на закрепление. – Объясните строки «стою недвижим я». – Как представляете чарующий простор? Как бы изобразили красками? – Когда более красивой находит поэт Родину? – С чем сравнивает приход весны? Почему? – Чем восхищается поэт? – А когда труд приносит радость? – Каким поэт называет труд? Как понимаете? – Что значит «грудь наполняется восторгом»? – Когда поэт испытывает наибольший восторг? – Что слышит поэт? – В чем он проявляется? – А какие еще голоса у Родины? Что видит поэт? – Какой называет Родину? – Объясните слова: необъятная, святая, большая, единственная, неповторимая, дорогая -На экране определения слов -Молодцы! | Выполняют задания: -стоит без действий -объясняют -среди лугов -теплый день -шелестом листов, лугами -свободный труд -добровольный -воодушевление -на берегу Волги -шелест листьев -Великой и святой -объясняют, как понимают значение слов | Предметные: Уметь: выражать свои мысли Знать: значение слов Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Форма: фронтальная Словесный метод: постановка вопросов | Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку: -Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги. -Какая тема урока была? -Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока? -Молодцы, верно. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый карандаш, кто не очень доволен желтый карандаш и кто вообще не доволен своей работой на уроке- красный карандаш. -Спасибо за работу. Урок окончен. | Отвечают на вопросы: Отвечают. -Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» -знакомство с произведением «Родине» | Предметные: уметь: анализировать свою деятельность Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества Личностные :способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта. Литературное чтение. УМК "Планета знаний. Тема "А.С. Пушкин. "Зимнее" утро". 3 класс.
Пушкин "Зимнее утро"...
Учебно-методический комплект по литературному чтению УМК "Школа России" (технологическая карта урока "А.Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука»" + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по литературному чтению УМК "Школа России" (технологическая карта урока "А.Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа»" + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
технологическая карта урока ОРКСЭ, Род и семья – исток нравственных отношений, модуль "Основы светской этики",
Углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях, учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение проводить наблюдени...
Технологическая карта урока чтения в 1 классе «Школа России» Тема урока: Согласные звуки к, к ,буквы Кк.
Цель урока: знакомство с новой буквой Кк, обозначающей звуки [к], [к’], чтение слов с этой буквойЗадачи урока:Предметные: проводить звуковой анализ и синтез с новыми звукамиМетапредметные:Личнос...
Технологическая карта урока чтения по теме « Лисичка – сестричка и волк (русская народная сказка)» (4 класс)
Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы....
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Род и семья – исток нравственных отношений» («Основы светской этики», 4 класс)
Цель урока:формирование у обучающихся представлений о семье как о важнейшей нравственной ценности, о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям.Задачи урока: Дидактические:1. Поз...