памятка "Виды пересказа" в начальной школе
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Ульянова Елена Борисовна

Пересказ – это воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения. Пересказ является первым видом рассказов, которому начинают учить детей. Он имеет большое значение для общего развития ребенка, потому что подразумевает осмысленное воспроизведение в устной речи литературного текста – то есть деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, воображение и память.
Обучение пересказу ведет к обогащению словарного запаса, формированию восприятия, внимания и памяти, улучшению произношения, структуры речи. При обучении пересказу детьми усваиваются нормы построения целого текста и отдельных предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_vidy_pereskaza.docx14 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА «Как научить пересказывать текст»

     ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.

2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.

3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.

4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

5. Вырази идею в одном предложении.

6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).

7. Раздели текст на части, озаглавь их.

8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).

9. Составь план пересказа.

10. Пользуясь планом, перескажи произведение.

11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)  

 

 ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.

2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.

3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки.

4. Определи основную мысль пересказа.

5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.

6. Составь план отобранного текста.

7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа. 

 

   КРАТКИЙ (СЖАТЫЙ) ПЕРЕСКАЗ

1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.

2. Выдели в тексте все его части.

3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?

4. Составь план сжатого пересказа.

5. В каждой части выдели главное.

6. Отметь то, что можно объединить.

7. Подумай, как связать части между собой.

8. Изложи сжато каждую часть. 

ТВОРЧЕСКИЙ  ПЕРЕСКАЗ

1.  С изменением лица рассказчика 

2. Пересказ от лица одного из персонажей. Войти в роль героя рассказа, т.е. «перевоплотиться», понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

3. Творческое дополнение текста. Такие  дополнения, в которых «проектируется» судьба любимых героев.

4. Словесное рисование. Обычно рисуются словесные картины к эпизодам. Вариантом словесного рисования может быть воображаемая экранизация (стоп-кадр)

5. Инсценирование текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В. Осеева «Волшебное слово». Пересказ. (Начальная школа 21 века)

Цели деятельности учителя: учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; научить детей давать нравственную самооценку по...

Памятка для начальной школы "Как подготовиться к пересказу текста".

Памятка для начальной школы "Как подготовиться к пересказу текста"....

Работа над пересказом в начальной школе

Одной из основных задач в начальной школе является научить детей грамотно и красиво излагать свои мысли. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших ш...

Технологии обучения пересказу в начальной школе

Материалы презентации  содержат описание современных  технологических приёмов  для обучения пересказу учащихся начальной школы....

Технологическая карта урока литературного чтения "«Николай Рубцов «Доволен я буквально всем» - пересказ»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Освоить навык выразительного пересказа стихотворения.Разобрать характер лирического героя.Предметные:1. Научатся рассказывать стихотворение ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою - пересказ»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Освоить навык выразительного пересказа стихотворения.Разобрать характер лирического героя.Предметные:1. Научатся рассказывать стихотворение ...

Работа над пересказом в начальной школе

Для чего нужно уметь пересказывать текст? В повседневном общении- для полноценной коммуникации,когда нужно сообщить информацию,ничего при этом, не перепутать и не исказить!...