Работа над пересказом в начальной школе
статья по логопедии

Порошина Вера Владимировна

Для чего нужно уметь пересказывать текст? В повседневном общении- для полноценной коммуникации,когда нужно сообщить информацию,ничего при этом, не перепутать и не исказить!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над пересказом в начальной школе

В начальной школе дети часто получают на дом задание пересказать текст. Не стоит недооценивать этот навык, он обязательно пригодится — в том числе и на экзаменах. Как научить ребенка готовить пересказ? Для чего нужно уметь пересказывать текст? В повседневном общении — для полноценной коммуникации, когда нужно сообщить информацию, ничего при этом, не перепутав и не исказив, передать содержание фильма или интересной книги, поразмышлять по поводу увиденного или прочитанного. С точки зрения школьной практики пересказ прекрасно развивает логику, память и  устную речь, показывает, как ребенок мыслит, что считает важным и значимым, насколько ему понятен текст.

Пересказ – вид речевой деятельности или её продукт. Речевая деятельность, как и всякая другая, осуществляется по определенным мотивам. Пересказ - это вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником содержания прочитанного в устной или письменной форме. Для того чтобы пересказ выполнял свои функции (развитие речи, памяти, мышления), необходимо создавать специальные речевые ситуации на уроке чтения.

Пересказ художественного произведения это творческий акт в сознании учащегося. При пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей. В процессе пересказа определяется отношение школьника к тем или иным людям, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор; развивается способность к сопереживанию. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на уроке чтения. Пересказ является и предметом, и средством обучения. Устный пересказ текста является одной из основных составляющих работы при подготовке к письменной передаче текста на уроках русского языка (написание изложений и сочинений).

Виды пересказов:

  • естественный (свободный рассказ не по заданию педагога);
  • пересказ, организуемый учителем на уроке.

Условия для успешного пересказа:

  • понимание школьниками задачи, которую они должны решить в пересказе;
  • учёт степени активности, с которой ученик включён в процесс решения задачи;
  • характер пересказа должен зависеть от типа и особенностей текста (описательный текст пересказывается подробно; объяснительный текст и текст рассуждение – сжато).
  • на характер пересказа влияет степень эмоциональности, образности текста.
  • восприятие и пересказ текста зависят от особенностей жизненного и читательского опыта учащихся.
  • на качество пересказа влияет то, как прочитан образец, какое впечатление текст произвёл на ученика, захотелось ли ему поделиться прочитанными сведениями.

Классификации пересказов

Первая классификация пересказов основана на типе восприятия текста:

  • пересказ прослушанного текста, воспроизведённого учителем, или заранее подготовленного учеником, или в звукозаписи;
  • пересказ после однократного первичного чтения самим учеником;
  • пересказ прочитанного длительное время назад (несколько дней, неделя) проводится на обобщающих уроках (уроках внеклассного чтения).

В основе второй классификации лежит полнота передачи содержания исходного текста:

  • близкий к тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных текстов);
  • подробный пересказ;
  • выборочный;
  • сжатый (краткий) пересказ.

Творческие пересказы:

  • пересказ с перестройкой текста (по измененному плану);
  • с изменением лица рассказчика;
  • с различными творческими дополнениями (диалог, место действия, финал и т.п.).

Подробный пересказ – вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику. Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов сказок и рассказов уже известных учащимся. Школьники часто испытывают затруднения в том, как начать пересказ, искажают заключительные части. Для облегчения работы над пересказом педагог может предложить несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки. Также используются различные опоры в виде различных планов пересказа: вопросный план, цитатный план, иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из озаглавленных частей текста и т.п.

Порядок действий при подготовке к подробному пересказу

  1. Прочитать рассказ.
  2. Разделить его на части.
  3. Прочитать первую часть, выделить в ней главное.
  4. Озаглавить эту часть.
  5. Озаглавить другие части рассказа.
  6. Прочитать план и решить, отражает ли он главное и поможет ли он вспомнить содержание текста.

Выборочный пересказ:

  • выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа, только сцену встречи двух персонажей);
  • пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);
  • пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.

Краткий пересказ (сжатый) – вид пересказа, предполагающий конспективную передачу содержания текста, лишённую деталей и подробностей. Данный вид пересказа представляет наибольшие трудности для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Степень сжатия может быть различной – несколько предложений, тезис, одно предложение. Примерами краткого пересказа могут служить аннотации к книгам, отзывы на прочитанные книги, просмотренные фильмы.

Способы сжатия (сокращения) текста:

  • исключение подробностей, деталей;
  • обобщение конкретных единичных явлений;
  • сочетание исключений деталей и обобщений.

В школьной практике обычно используются два способа сокращения текста:

  1. Сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании.
  2. Составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объёма малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2-3 предложениями.

Памятка для обучения краткому пересказу

  1. Прочитать текст и определить его главную мысль.
  2. Еще раз прочитать текст, отмечая про себя, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.
  3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).
  4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.
  5. Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.

Приёмы обучения краткому пересказу

  1. Прослушивание и анализ сжатых пересказов.
  2. Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.
  3. Использование картинного плана.
  4. Пересказ по рисункам детей.
  5. Использование слайдов презентаций, диафильмов (в том числе созданных самими учащимися).

Приёмы подготовки к пересказу:

  • постановка цели урока по подготовке к пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться);
  • повторное чтение текста, деление его на части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление плана;
  • беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около соответствующих пунктов плана);
  • отработка выразительного чтения;
  • пересказ отдельных фрагментов, предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление;
  • обращение к аналогичным случаям из жизни детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Работа над пересказом в начальной школе

Одной из основных задач в начальной школе является научить детей грамотно и красиво излагать свои мысли. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших ш...

Технологии обучения пересказу в начальной школе

Материалы презентации  содержат описание современных  технологических приёмов  для обучения пересказу учащихся начальной школы....

памятка "Виды пересказа" в начальной школе

Пересказ – это воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения. Пересказ является первым видом рассказов, которому начинают учить детей. Он имеет большое з...