Работа над пересказом в начальной школе
статья по логопедии
Для чего нужно уметь пересказывать текст? В повседневном общении- для полноценной коммуникации,когда нужно сообщить информацию,ничего при этом, не перепутать и не исказить!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа над пересказом в начальной школе | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над пересказом в начальной школе
В начальной школе дети часто получают на дом задание пересказать текст. Не стоит недооценивать этот навык, он обязательно пригодится — в том числе и на экзаменах. Как научить ребенка готовить пересказ? Для чего нужно уметь пересказывать текст? В повседневном общении — для полноценной коммуникации, когда нужно сообщить информацию, ничего при этом, не перепутав и не исказив, передать содержание фильма или интересной книги, поразмышлять по поводу увиденного или прочитанного. С точки зрения школьной практики пересказ прекрасно развивает логику, память и устную речь, показывает, как ребенок мыслит, что считает важным и значимым, насколько ему понятен текст.
Пересказ – вид речевой деятельности или её продукт. Речевая деятельность, как и всякая другая, осуществляется по определенным мотивам. Пересказ - это вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником содержания прочитанного в устной или письменной форме. Для того чтобы пересказ выполнял свои функции (развитие речи, памяти, мышления), необходимо создавать специальные речевые ситуации на уроке чтения.
Пересказ художественного произведения это творческий акт в сознании учащегося. При пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей. В процессе пересказа определяется отношение школьника к тем или иным людям, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор; развивается способность к сопереживанию. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на уроке чтения. Пересказ является и предметом, и средством обучения. Устный пересказ текста является одной из основных составляющих работы при подготовке к письменной передаче текста на уроках русского языка (написание изложений и сочинений).
Виды пересказов:
- естественный (свободный рассказ не по заданию педагога);
- пересказ, организуемый учителем на уроке.
Условия для успешного пересказа:
- понимание школьниками задачи, которую они должны решить в пересказе;
- учёт степени активности, с которой ученик включён в процесс решения задачи;
- характер пересказа должен зависеть от типа и особенностей текста (описательный текст пересказывается подробно; объяснительный текст и текст рассуждение – сжато).
- на характер пересказа влияет степень эмоциональности, образности текста.
- восприятие и пересказ текста зависят от особенностей жизненного и читательского опыта учащихся.
- на качество пересказа влияет то, как прочитан образец, какое впечатление текст произвёл на ученика, захотелось ли ему поделиться прочитанными сведениями.
Классификации пересказов
Первая классификация пересказов основана на типе восприятия текста:
- пересказ прослушанного текста, воспроизведённого учителем, или заранее подготовленного учеником, или в звукозаписи;
- пересказ после однократного первичного чтения самим учеником;
- пересказ прочитанного длительное время назад (несколько дней, неделя) проводится на обобщающих уроках (уроках внеклассного чтения).
В основе второй классификации лежит полнота передачи содержания исходного текста:
- близкий к тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных текстов);
- подробный пересказ;
- выборочный;
- сжатый (краткий) пересказ.
Творческие пересказы:
- пересказ с перестройкой текста (по измененному плану);
- с изменением лица рассказчика;
- с различными творческими дополнениями (диалог, место действия, финал и т.п.).
Подробный пересказ – вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику. Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов сказок и рассказов уже известных учащимся. Школьники часто испытывают затруднения в том, как начать пересказ, искажают заключительные части. Для облегчения работы над пересказом педагог может предложить несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки. Также используются различные опоры в виде различных планов пересказа: вопросный план, цитатный план, иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из озаглавленных частей текста и т.п.
Порядок действий при подготовке к подробному пересказу
- Прочитать рассказ.
- Разделить его на части.
- Прочитать первую часть, выделить в ней главное.
- Озаглавить эту часть.
- Озаглавить другие части рассказа.
- Прочитать план и решить, отражает ли он главное и поможет ли он вспомнить содержание текста.
Выборочный пересказ:
- выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа, только сцену встречи двух персонажей);
- пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);
- пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.
Краткий пересказ (сжатый) – вид пересказа, предполагающий конспективную передачу содержания текста, лишённую деталей и подробностей. Данный вид пересказа представляет наибольшие трудности для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Степень сжатия может быть различной – несколько предложений, тезис, одно предложение. Примерами краткого пересказа могут служить аннотации к книгам, отзывы на прочитанные книги, просмотренные фильмы.
Способы сжатия (сокращения) текста:
- исключение подробностей, деталей;
- обобщение конкретных единичных явлений;
- сочетание исключений деталей и обобщений.
В школьной практике обычно используются два способа сокращения текста:
- Сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании.
- Составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объёма малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2-3 предложениями.
Памятка для обучения краткому пересказу
- Прочитать текст и определить его главную мысль.
- Еще раз прочитать текст, отмечая про себя, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.
- Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).
- Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.
- Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.
Приёмы обучения краткому пересказу
- Прослушивание и анализ сжатых пересказов.
- Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.
- Использование картинного плана.
- Пересказ по рисункам детей.
- Использование слайдов презентаций, диафильмов (в том числе созданных самими учащимися).
Приёмы подготовки к пересказу:
- постановка цели урока по подготовке к пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться);
- повторное чтение текста, деление его на части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление плана;
- беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около соответствующих пунктов плана);
- отработка выразительного чтения;
- пересказ отдельных фрагментов, предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление;
- обращение к аналогичным случаям из жизни детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)
В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....
Методы коллективной работы на уроке в начальной школе. Проектная работа на уроке окружающий мир тема "Осенние листья"
Фотоматериал .....
Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.
В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...
ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»
ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...
Работа над пересказом в начальной школе
Одной из основных задач в начальной школе является научить детей грамотно и красиво излагать свои мысли. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших ш...
Технологии обучения пересказу в начальной школе
Материалы презентации содержат описание современных технологических приёмов для обучения пересказу учащихся начальной школы....
памятка "Виды пересказа" в начальной школе
Пересказ – это воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения. Пересказ является первым видом рассказов, которому начинают учить детей. Он имеет большое з...