Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "С. Васильев «Я помню, ранило березу …" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Никифорова Полина Юрьевна

Тип урока: открытие нового знания

 

Цель урока: ознакомление учащихся с творчеством С. Васильева; развитие и совершенствование навыки выразительного чтения.

 

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с автором С. Васильев;
  2. Познакомить с произведением автора “Я помню, ранило березу”;
  3. Создать представление о русской берёзе как символе России.

Развивающие:

  1. Развитие и обогащение речи учащихся в процессе учебного диалога;
  2. Развитие логического мышления, внимания, памяти и коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства патриотизма, уважения к участникам ВОВ, своим близким, гордости за свою Родину, ответственности за свои поступки, умение постоять за правое дело;
  2. Воспитание уважения друг к другу в процессе работы;
  3. Воспитание аккуратности, бережному отношению к рабочему времени.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 14.04.2022

Школа: МБОУ СОШ №45

Класс: 2 В

Урок: 2

Кабинет: 40

Студент: Никифорова П.

Группа: 42

Учитель: Лещева И. Г.

Тема урока: «С. Васильев «Я помню, ранило березу …»

 

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: ознакомление учащихся с творчеством С. Васильева; развитие и совершенствование навыки выразительного чтения.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с автором С. Васильев;
  2. Познакомить с произведением автора “Я помню, ранило березу”;
  3. Создать представление о русской берёзе как символе России.

Развивающие:

  1. Развитие и обогащение речи учащихся в процессе учебного диалога;
  2. Развитие логического мышления, внимания, памяти и коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства патриотизма, уважения к участникам ВОВ, своим близким, гордости за свою Родину, ответственности за свои поступки, умение постоять за правое дело;
  2. Воспитание уважения друг к другу в процессе работы;
  3. Воспитание аккуратности, бережному отношению к рабочему времени.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Настраивает учащихся на работу.

- Прозвенел звонок и смолк,
  Нам  пора начать урок.

-Доброе утро, ребята.

Настрой на урок.

Глаза смотрят и всё …

Уши слушают и всё …

голова хорошо …

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

-Видят

-Слышат

-Думает

Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.

Презентация (слайд 1, приветствие)

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный, практически

- Давайте вспомним пройденный материал. Соедините стрелочкой фамилию автора и название его произведения.

- Проверьте.

- О чём эти произведения?

- Какой раздел «Литературного чтения» мы  изучаем?  

- Сегодня мы продолжим наше путешествие по миру поэзии.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? 

Работают в паре, используя раздаточный материал (карточки).

Проверяют результат своей работы, используя ключ на слайде.

- О весне, о маме…

- Раздел «Люблю природу русскую. Весна».

Высказывают свои предположения.

Познавательные УУД:

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные УУД:
Уметь

делать выводы

Презентация

Слайд 4,5

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный, практический, фронтальная работа

 - Давайте найдём значение слова Родина в Толковом словаре Ожегова. Это индивидуальное задание.

-Что вам приходит на ум, когда произносят слово «Родина»?

- Как вы понимаете смысл пословицы, записанной на доске?

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

- Посмотрите на слайд, кто эти писатели, кого вам удалось вспомнить?

- В каком жанре пишут эти авторы?

- С каким поэтом мы ещё не знакомы?

- Откройте учебник на стр. 122.

- Сформулируйте тему урока.

- Что мы должны сделать на этом уроке?

Один ученик (по желанию) работает со словарём.

- Город, страна, семья, родители…

Высказывают своё мнение, объясняют смысл предложенной пословицы.

- Мать – это женщина, которая тебя родила. Она одна единственная. Родина – это место, где человек родился. Оно тоже одно.

Рассматривают портреты поэтов.

- Стихотворение.

- С. Васильев.

Формулируют тему и цель урока.

- Узнать биографию С. Васильева.

- Познакомиться со стихотворением «Белая берёза».

- Узнать значение новых слов.

- Понять, что хотел сказать автор читателю этим стихотворением.

- Научиться читать выразительно новое стихотворение.

Познавательные УУД:

Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно.

Познавательные УУД:

Уметь составлять алгоритм действий

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный, практический, парная фронтальная работа.

Сергей Александрович родился 17 июля 1911 года в Кургане. Отец умер от тифа, а мать не вынесла и тоже умерла.

В 1926 году, после окончания школы Сергей Васильев переехал в Москву, где обучался актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал сторожем, истопником в больнице, а позднее — рабочим на фабрике. В 1931 году был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене, но увлечение поэзией оказалось сильнее, и в его жизни начинался период литературного творчества.

В начале 1930-х годов первые стихи С. А. Васильева появились в московских газетах и журналах. В 1933 году вышла первая книга молодого поэта «Возраст». Позже учился в Литературном институте.

Во время Великой Отечественной войны поэт в качестве военного корреспондента воевал в Подмосковье, на Украине и в Крыму, прошёл через Польшу и Германию.

Многие произведения поэта связаны с его малой родиной, с зауральской природой, чему он посвятил стихотворения «Прямые улицы Кургана», «За уральской грядой» и многие другие.

29 декабря 1973 года было присвоено звание «Почётный гражданин города Кургана».

- Перед вами стихотворение С. Васильева.

- Прочитайте его название.

- Что вы знаете о берёзе?

- Предположите, о чём стихотворение С. Васильева «Белая берёза»?

Прослушивание аудиозаписи и просмотр видеоролика.

- Послушайте  стихотворение. Подтвердятся  ли  ваши  предположения?

- О  каком  времени года говорится  в  стихотворении?

- Как  думаете,  почему  это  стихотворение в  этом  разделе -  «Люблю  природу  русскую. Весна»?

- Ответьте на вопросы:

- От чьего имени написано стихотворение?

- Когда рассказывает солдат о случившемся?

– Опишите состояние солдата.

Динамическая пауза

-«Белая берёза».

Ответы учащихся.

Высказывают свои предположения.

Слушают, смотрят, эмоционально воспринимают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.

- От имени солдата, участника войны.

- После войны. Он говорит: «...Я помню…»

- Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война

Динамическая пауза

Регулятивные УУД: 

Уметь принять и сохранить учебную задачу

Познавательные УУД:

Уметь выполнять действия по плану

Строить рассуждения, понятные для собеседника

Осуществлять самоконтроль

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный, практический, групповая работа

- На сколько частей автор разделил стихотворение?

- Какие чувства испытывает автор в каждой части этого стихотворения? Давайте послушаем это стихотворение ещё раз и ответим на поставленный вопрос.

- Давайте вернёмся к нашему прогнозированию. Только ли о берёзе говорится в этом стихотворении? Или здесь заложен более глубокий смысл? Подумайте, что олицетворяет берёза в стихотворении «Русская берёза» С. Васильева?

- С. Васильев пишет о берёзке, как о русской женщине, о матери.  Она ранена, она страдает, но находит в себе силы выстоять и радовать других. Берёзка не погибла, а возродилась для жизни вновь, как и наша страна, восставшая из руин. Об этом хочет сказать нам автор в последней части своего стихотворения.

- Какова главная мысль этого стихотворения?

Слушают, обдумывают, высказывают своё мнение.

1 часть – чувство грусти, сожаления, сопереживания.

2 часть – чувство страха, тревоги, потом гордости.

3 часть – чувство радости, нежности.

4 часть – чувство восхищения, уважения, уверенности в завтрашнем дне.

Высказывают свои мысли.

усская берёзка – это символ Родины, России.

-Нужно защищать свою Родину, никому не давать в обиду.

Регулятивные УУД:

Уметь принять и сохранить учебную задачу
Личностные УУД

Оценивать правильность выполнения заданий.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный, практический

Подготовка к выразительному чтению.

-Сейчас я прочитаю выразительно это стихотворение. Ваша задача выделить важные моменты, запомнить их и потренироваться прочитать это стихотворение выразительно про себя.

Слушают чтение учителя.

Тренируются в чтении.

Регулятивные УУД:

Уметь принять и сохранить учебную задачу


.

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный

 Выразительное чтение стихотворения учащимися по частям и целиком.

- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение и постарайтесь показать те чувства, которые хотел выразить автор.

Чтение учащимися по желанию

Регулятивные УУД:

Осуществлять самоконтроль, сохранять учебную цель и задачу

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный, практический

Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

Составление синквейна. (Работа в группах).

сиквейн к слову эпидемия...плз помогите - Школьные Знания.com

1 ряд – о Родине

2 ряд – о берёзе

3 ряд – о весне

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Чему учит нас стихотворение С. Васильева?

2. Самооценка и взаимооценка работы на уроке.

3. Домашнее задание.

- Дома подготовьте выразительное чтение стихотворения. Нарисуйте березу такой, как вы ее сегодня представили, слушая стихотворение С. Васильева «Белая берёза». Из ваших работ мы создадим свою картинную галерею.

Проводят рефлексию

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 3 класс УМК "Школа 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Ф.Тютчев "Весенняя гроза""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”.Задачи урокаДидактические:По...

Технологическая карта-урока-литературного-чтения.Тема-«П.Платонов Цветок на земле».(УМК Школа России, 3 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жиз...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема «П.Платонов Цветок на земле 2» (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: А.П. Платонов «Ещё Цветок на земле»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «Б. Шергин \'Собери по ягодке - наберешь кузовок».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Б. Шергин «Собирай по    ягодке - наберешь кузовок»» Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жизнью и творче...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «П. Платонов \'Еще мама 2\'».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: А.П. Платонов «Ещё мама»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Еще мама»; создание услови...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: "В. Драгунский “Тайное становится явным”", УМК “Школа России”, 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В. Драгунского  «Тайное становится явным». За...