Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "С. Васильев «Я помню, ранило березу …" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: ознакомление учащихся с творчеством С. Васильева; развитие и совершенствование навыки выразительного чтения.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить с автором С. Васильев;
- Познакомить с произведением автора “Я помню, ранило березу”;
- Создать представление о русской берёзе как символе России.
Развивающие:
- Развитие и обогащение речи учащихся в процессе учебного диалога;
- Развитие логического мышления, внимания, памяти и коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- Воспитание чувства патриотизма, уважения к участникам ВОВ, своим близким, гордости за свою Родину, ответственности за свои поступки, умение постоять за правое дело;
- Воспитание уважения друг к другу в процессе работы;
- Воспитание аккуратности, бережному отношению к рабочему времени.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 14.04.2022 Школа: МБОУ СОШ №45 Класс: 2 В Урок: 2 Кабинет: 40 | Студент: Никифорова П. Группа: 42 Учитель: Лещева И. Г. |
Тема урока: «С. Васильев «Я помню, ранило березу …»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: ознакомление учащихся с творчеством С. Васильева; развитие и совершенствование навыки выразительного чтения.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить с автором С. Васильев;
- Познакомить с произведением автора “Я помню, ранило березу”;
- Создать представление о русской берёзе как символе России.
Развивающие:
- Развитие и обогащение речи учащихся в процессе учебного диалога;
- Развитие логического мышления, внимания, памяти и коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- Воспитание чувства патриотизма, уважения к участникам ВОВ, своим близким, гордости за свою Родину, ответственности за свои поступки, умение постоять за правое дело;
- Воспитание уважения друг к другу в процессе работы;
- Воспитание аккуратности, бережному отношению к рабочему времени.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный | Настраивает учащихся на работу. - Прозвенел звонок и смолк, -Доброе утро, ребята. Настрой на урок. Глаза смотрят и всё … Уши слушают и всё … голова хорошо … | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Проверяют готовность рабочего места к уроку. -Видят -Слышат -Думает | Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат. | Презентация (слайд 1, приветствие) | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный, практически | - Давайте вспомним пройденный материал. Соедините стрелочкой фамилию автора и название его произведения. - Проверьте. - О чём эти произведения? - Какой раздел «Литературного чтения» мы изучаем? - Сегодня мы продолжим наше путешествие по миру поэзии. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? | Работают в паре, используя раздаточный материал (карточки). Проверяют результат своей работы, используя ключ на слайде. - О весне, о маме… - Раздел «Люблю природу русскую. Весна». Высказывают свои предположения. | Познавательные УУД: Уметь формулировать собственное мнение и позицию Познавательные УУД: делать выводы | Презентация Слайд 4,5 | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный, практический, фронтальная работа | - Давайте найдём значение слова Родина в Толковом словаре Ожегова. Это индивидуальное задание. -Что вам приходит на ум, когда произносят слово «Родина»? - Как вы понимаете смысл пословицы, записанной на доске? Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. - Посмотрите на слайд, кто эти писатели, кого вам удалось вспомнить? - В каком жанре пишут эти авторы? - С каким поэтом мы ещё не знакомы? - Откройте учебник на стр. 122. - Сформулируйте тему урока. - Что мы должны сделать на этом уроке? | Один ученик (по желанию) работает со словарём. - Город, страна, семья, родители… Высказывают своё мнение, объясняют смысл предложенной пословицы. - Мать – это женщина, которая тебя родила. Она одна единственная. Родина – это место, где человек родился. Оно тоже одно. Рассматривают портреты поэтов. - Стихотворение. - С. Васильев. Формулируют тему и цель урока. - Узнать биографию С. Васильева. - Познакомиться со стихотворением «Белая берёза». - Узнать значение новых слов. - Понять, что хотел сказать автор читателю этим стихотворением. - Научиться читать выразительно новое стихотворение. | Познавательные УУД: Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно. Познавательные УУД: Уметь составлять алгоритм действий | Презентация | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный, практический, парная фронтальная работа. | Сергей Александрович родился 17 июля 1911 года в Кургане. Отец умер от тифа, а мать не вынесла и тоже умерла. В 1926 году, после окончания школы Сергей Васильев переехал в Москву, где обучался актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал сторожем, истопником в больнице, а позднее — рабочим на фабрике. В 1931 году был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене, но увлечение поэзией оказалось сильнее, и в его жизни начинался период литературного творчества. В начале 1930-х годов первые стихи С. А. Васильева появились в московских газетах и журналах. В 1933 году вышла первая книга молодого поэта «Возраст». Позже учился в Литературном институте. Во время Великой Отечественной войны поэт в качестве военного корреспондента воевал в Подмосковье, на Украине и в Крыму, прошёл через Польшу и Германию. Многие произведения поэта связаны с его малой родиной, с зауральской природой, чему он посвятил стихотворения «Прямые улицы Кургана», «За уральской грядой» и многие другие. 29 декабря 1973 года было присвоено звание «Почётный гражданин города Кургана». - Перед вами стихотворение С. Васильева. - Прочитайте его название. - Что вы знаете о берёзе? - Предположите, о чём стихотворение С. Васильева «Белая берёза»? Прослушивание аудиозаписи и просмотр видеоролика. - Послушайте стихотворение. Подтвердятся ли ваши предположения? - О каком времени года говорится в стихотворении? - Как думаете, почему это стихотворение в этом разделе - «Люблю природу русскую. Весна»? - Ответьте на вопросы: - От чьего имени написано стихотворение? - Когда рассказывает солдат о случившемся? – Опишите состояние солдата. Динамическая пауза | -«Белая берёза». Ответы учащихся. Высказывают свои предположения. Слушают, смотрят, эмоционально воспринимают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. - От имени солдата, участника войны. - После войны. Он говорит: «...Я помню…» - Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война Динамическая пауза | Регулятивные УУД: Уметь принять и сохранить учебную задачу Познавательные УУД: Уметь выполнять действия по плану Строить рассуждения, понятные для собеседника Осуществлять самоконтроль | Презентация | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный, практический, групповая работа | - На сколько частей автор разделил стихотворение? - Какие чувства испытывает автор в каждой части этого стихотворения? Давайте послушаем это стихотворение ещё раз и ответим на поставленный вопрос. - Давайте вернёмся к нашему прогнозированию. Только ли о берёзе говорится в этом стихотворении? Или здесь заложен более глубокий смысл? Подумайте, что олицетворяет берёза в стихотворении «Русская берёза» С. Васильева? - С. Васильев пишет о берёзке, как о русской женщине, о матери. Она ранена, она страдает, но находит в себе силы выстоять и радовать других. Берёзка не погибла, а возродилась для жизни вновь, как и наша страна, восставшая из руин. Об этом хочет сказать нам автор в последней части своего стихотворения. - Какова главная мысль этого стихотворения? | Слушают, обдумывают, высказывают своё мнение. 1 часть – чувство грусти, сожаления, сопереживания. 2 часть – чувство страха, тревоги, потом гордости. 3 часть – чувство радости, нежности. 4 часть – чувство восхищения, уважения, уверенности в завтрашнем дне. Высказывают свои мысли. -Русская берёзка – это символ Родины, России. -Нужно защищать свою Родину, никому не давать в обиду. | Регулятивные УУД: Уметь принять и сохранить учебную задачу Оценивать правильность выполнения заданий. | Презентация | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный, практический | Подготовка к выразительному чтению. -Сейчас я прочитаю выразительно это стихотворение. Ваша задача выделить важные моменты, запомнить их и потренироваться прочитать это стихотворение выразительно про себя. | Слушают чтение учителя. Тренируются в чтении. | Регулятивные УУД: Уметь принять и сохранить учебную задачу
| Презентация | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный | Выразительное чтение стихотворения учащимися по частям и целиком. - Прочитайте, пожалуйста, стихотворение и постарайтесь показать те чувства, которые хотел выразить автор. | Чтение учащимися по желанию | Регулятивные УУД: Осуществлять самоконтроль, сохранять учебную цель и задачу | Презентация | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный, практический | Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке. Составление синквейна. (Работа в группах). 1 ряд – о Родине 2 ряд – о берёзе 3 ряд – о весне - Прочитайте, что у вас получилось. - Чему учит нас стихотворение С. Васильева? 2. Самооценка и взаимооценка работы на уроке. 3. Домашнее задание. - Дома подготовьте выразительное чтение стихотворения. Нарисуйте березу такой, как вы ее сегодня представили, слушая стихотворение С. Васильева «Белая берёза». Из ваших работ мы создадим свою картинную галерею. | Проводят рефлексию | Познавательные УУД: рефлексия. Регулятивные УУД: контроль, оценка. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 3 класс УМК "Школа 21 века"
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Ф.Тютчев "Весенняя гроза""(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”.Задачи урокаДидактические:По...
Технологическая карта-урока-литературного-чтения.Тема-«П.Платонов Цветок на земле».(УМК Школа России, 3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жиз...
Технологическая карта урока литературного чтения.Тема «П.Платонов Цветок на земле 2» (УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: А.П. Платонов «Ещё Цветок на земле»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «Б. Шергин \'Собери по ягодке - наберешь кузовок».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: «Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»» Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жизнью и творче...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «П. Платонов \'Еще мама 2\'».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: А.П. Платонов «Ещё мама»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Еще мама»; создание услови...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: "В. Драгунский “Тайное становится явным”", УМК “Школа России”, 2 класс.
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным». За...