Урок литературного чтения 2 класс В.Осеева "Почему"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок составлен в рамках ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 159 КБ |
карточки для работы в группе | 228 КБ |
лист самооценки | 42 КБ |
карточки для проверки домашнего задания | 108.5 КБ |
карточки с домашним заданием | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 2 класс
.
Тема урока : В. Осеева «Почему?»
Цели урока:
Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.
Задачи:
- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Универсальные учебные действия.
1. Личностные
-Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Уважать мнение одноклассников.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
-Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Познавательные:
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.
4.Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Ход урока
І. Организационный момент. Психологический настрой.
ІІ. Актуализация знаний.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной;
И я спросила их, поднявши веки:
« Что главное, скажите, в человеке?»
«Конечно, разум, - первый мне ответил:
С ним каждый путь и правилен и светел.
«Благодарю, что просветил меня»
Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил: «Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу»
Я поклонилась в пояс мудрецу.
«Да нет, не то – заволновался третий,
Дослушайте, что строго он ответил:
«Невелика моя об этом повесть:
Но главное у человека – совесть».
- Итак, какие главные качества человека?
Разум
Воля
Совесть
ІІІ. Постановка темы и цели урока.
- Прочитайте эпиграф нашего урока: «Самое главное украшение – чистая совесть» (Цицерон).
« Мозговая атака»
- Дайте, объяснение значения слова совесть.
- Что такое совесть?
- Нужна ли совесть человеку?
- Что значит поступать по совести? (честно, откровенно, чистосердечно).
- Когда совесть чиста?
- Я предлагаю обратиться к словарю. Прочитайте, что обозначает слово СОВЕСТЬ.
Совесть - способность человека к различению добра и зла, сознание добра и зла.
- Сегодня, ребята, мы продолжаем работу над рассказом, с которым познакомились вчера.
- Кто автор этого произведения? Валентина Александровна Осеева
- Как называется произведение? « Почему?»
Постановка цели урока
- Давайте попробуем предположить о том, чему будет посвящен этот урок.
(Мы будем читать, пересказывать текст, обсуждать поступок мальчика, почему он поступил так, а не иначе)
- Верно, при первичном чтении трудно всё понять и осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот и мы попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.
Рубрика «В гостях у автора» (карточка)
Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нем не думала.
Мама огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.
- Что хотела нам сказать автор?
(ответы детей)
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите зелёный цвет, если были сомнения – жёлтый, если нужна помощь – красный.
ІV. Проверка домашнего задания.
- А вот насколько внимательно вы дома прочитали рассказ В. Осеевой «Почему?» мы сейчас узнаем. Вам надо: восстановить последовательность событий в рассказе.
Работа в парах.
План неправильный.
- Бум наказан.
- Мальчик с собачкой
- Сын признался.
- Чашка разбилась.
- У каждого своё «почему?»
- Это … Бум!
- Ночью.
- Расстроенный лай.
- Все дома!
- Он будет жить в будке.
- Бум один на крыльце.
План правильный.
- Мальчик с собакой.
- Чашка разбилась.
- Это … Бум!
- Он будет жить в будке.
- Бум наказан.
- Бум один на крыльце.
- Ночью.
- Расстроенный лай.
- Сын признался.
- Все дома!
- У каждого своё «Почему?».
Проверка. Читаем «цепочкой». У кого так, поднимите руки. Молодцы!
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите зелёный цвет, если были сомнения – жёлтый, если нужна помощь – красный.
V. Осознание изученного материала.
- Пересказ первого пункта.
- Что однажды случилось с мальчиком?
- -Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.
Чтение по ролям .
- - Как вы думаете, он обманывал раньше? Как он выглядел в этот момент? (Тихонько сполз, опустил глаза, колени дрожали, язык заплетался, уши горели)
- - Почему мальчик не признался маме сразу?
(Сильно испугался, чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка была дорога и маме и сыну).
- - Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?
Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?
- Выборочное чтение.
Найдите в тексте слова: « Ты очень испугался? Если ты нечаянно…»
- – Что испытывал мальчик? (Мальчик испытывал тревогу, страх, переживания, мучение совести)
- Как об этом пишет автор, прочитайте абзац, начало « Время шло..»
(« на сердце тяжело», « мурашки пробегали по спине», « вина становилась больше», « кусал ногти», « не мог ни на что решиться», « утыкался лицом в подушку»)
- - Как вы думаете, почему автор приводит описание природы?
(Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу, начинается дождь. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя. Таким образом, описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика).
СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН
10. - Подведем итог.
- Каждый человек имеет право на ошибку. Главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.
- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите зелёный цвет, если были сомнения – жёлтый, если нужна помощь – красный.
VI. Работа в группах(раздаются карточки)
Замените фразы одним словом.
Проверка.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.
- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите зелёный цвет, если были сомнения – жёлтый, если нужна помощь – красный.
VII.Творческая работа.
Обозначь на палитре цветом своё отношение к главному герою. Обоснуй свой выбор.
Начало рассказа Конец рассказа
VIII. Итог урока.
- Что живёт в душе мальчика? ( совесть) Выберите правильный ответ.
Вывод: - Произведения В.Осеевой проникнуты огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце. Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научится прислушиваться к голосу совести.
IX. Рефлексия.
- Сейчас, каждый из вас должен задать себе вопрос:
- Чему я научился на этом уроке?
- Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос Почему?
- Какой урок вынес мальчик из этого случая? А вы?
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.
- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите зелёный цвет, если были сомнения – жёлтый, если нужна помощь – красный.
X. Домашнее задание.
- Попробуйте дать ответ Буму. Ответ Буму: - Бум, тебя выгнали во двор, потому что…. |
- Попробуйте дать ответ маме от имени сына. Ответ маме: - Мама, я не сказал тебе правду, потому что…. |
- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы. Ответ сыну: Я очень обрадовалась тому, что… |
Предварительный просмотр:
МАМА |
|
МАЛЬЧИК |
|
БУМ |
|
Предварительный просмотр:
Лист самооценки | |||||
Задание 1 «Мозговая атака» | Задание 2 Работа в парах (проверка домашнего задания) | Задание 3 Работа по тексту | Задание 4 Синквейн | Задание 5 Работа в группах | Задание 6 Творческая работа |
- если всё получилось | |||||
- если есть сомнения | |||||
- если нужна помощь | |||||
ТВОЯ ОЦЕНКА ___________ ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ___________ |
Лист самооценки | |||||
Задание 1 «Мозговая атака» | Задание 2 Работа в парах (проверка домашнего задания) | Задание 3 Работа по тексту | Задание 4 Синквейн | Задание 5 Работа в группах | Задание 6 Творческая работа |
- если всё получилось | |||||
- если есть сомнения | |||||
- если нужна помощь | |||||
ТВОЯ ОЦЕНКА ___________ ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ___________ |
Предварительный просмотр:
План
- Бум наказан.
- Мальчик с собачкой
- Сын признался.
- Чашка разбилась.
- У каждого своё «почему?»
- Это … Бум!
- Ночью.
- Расстроенный лай.
- Все дома!
- Он будет жить в будке.
- Бум один на крыльце.
начало рассказа конец рассказа
начало рассказа конец рассказа
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....