Урок литературного чтения 2 класс В.Осеева "Почему"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Важговская Оксана Владимировна

Урок составлен в рамках ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 2 класс

.

Тема урока :  В. Осеева «Почему?»

Цели урока:

 Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.

  Задачи:

-  Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

   Универсальные учебные действия.

1. Личностные

 -Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение

- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- Уважать мнение одноклассников.

-  Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

2.Регулятивные:

-Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

3.Познавательные:

-Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Сравнивать  и группировать  объекты  по нескольким признакам; находить части текста; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.

-Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

совершенствовать умение  работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.                                            

4.Коммуникативные:

-Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.

- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Ход урока

І. Организационный момент. Психологический настрой.

ІІ. Актуализация знаний.

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной;

И я спросила их, поднявши веки:

« Что главное, скажите, в человеке?»

«Конечно, разум, - первый мне ответил:

С ним каждый путь и правилен и светел.

«Благодарю, что просветил меня»

Я поклонилась, голову склоняя.

Второй ответил: «Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу»

Я поклонилась в пояс мудрецу.

«Да нет, не то – заволновался третий,

Дослушайте, что строго он ответил:

«Невелика моя об этом повесть:

Но главное у человека – совесть».

- Итак, какие главные качества человека?

Разум

Воля

Совесть

ІІІ. Постановка темы и цели урока.

- Прочитайте эпиграф нашего урока: «Самое главное украшение – чистая совесть» (Цицерон).

« Мозговая атака»

 - Дайте, объяснение значения слова совесть.

- Что такое совесть?

- Нужна ли совесть человеку?

- Что значит поступать по совести? (честно, откровенно, чистосердечно).

- Когда совесть чиста?

-  Я предлагаю обратиться к словарю. Прочитайте, что обозначает слово СОВЕСТЬ.

Совесть - способность человека к различению добра и зла,      сознание добра и зла.

- Сегодня, ребята, мы продолжаем работу над рассказом, с которым познакомились вчера.

- Кто автор этого произведения? Валентина Александровна Осеева

- Как называется произведение? « Почему?»

Постановка цели урока

 -  Давайте попробуем предположить о том, чему будет посвящен этот урок.

(Мы будем читать, пересказывать текст, обсуждать поступок мальчика, почему он поступил так, а не иначе)

-  Верно,  при первичном чтении трудно всё понять и осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот и мы попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.

Рубрика «В гостях у автора» (карточка)

                        Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

 - Понравился тебе рассказ?

   Я ответила:

 - Не знаю. Я о нем не думала.

                  Мама огорчилась.

 - Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

         С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а  иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

- Что хотела нам сказать автор?

(ответы детей)

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите зелёный цвет, если были сомнения – жёлтый, если нужна помощь  – красный.

ІV. Проверка домашнего задания.

- А вот насколько внимательно вы дома прочитали рассказ В. Осеевой «Почему?» мы сейчас узнаем. Вам надо: восстановить последовательность событий в рассказе.

Работа в парах.

План неправильный.

  1. Бум наказан.
  2. Мальчик с собачкой
  3. Сын признался.
  4. Чашка разбилась.
  5. У каждого своё «почему?»
  6. Это … Бум!
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Все дома!
  10.  Он будет жить в будке.
  11.  Бум один на крыльце.

План правильный.

  1. Мальчик с собакой.
  2. Чашка разбилась.
  3. Это … Бум!
  4. Он будет жить в будке.
  5. Бум наказан.
  6. Бум один на крыльце.
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Сын признался.
  10.  Все дома!
  11.  У каждого своё    «Почему?».

Проверка. Читаем «цепочкой». У кого так, поднимите руки. Молодцы!

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите зелёный цвет, если были сомнения – жёлтый, если нужна помощь  – красный.

V. Осознание изученного материала.

  1. Пересказ первого пункта.

- Что однажды случилось с мальчиком?

  1. -Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.

          Чтение  по ролям .

  1. - Как вы думаете, он обманывал раньше? Как он выглядел в этот момент? (Тихонько сполз, опустил глаза, колени дрожали, язык заплетался, уши горели)

  1. - Почему мальчик не признался маме сразу?

(Сильно испугался, чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка была дорога и маме и сыну).

  1. - Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?

Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

  1. Выборочное чтение.

Найдите в тексте слова: « Ты очень испугался? Если ты нечаянно…»

  1. – Что испытывал мальчик? (Мальчик испытывал тревогу, страх, переживания, мучение совести)

-  Как об этом пишет автор, прочитайте абзац, начало « Время шло..»

(« на сердце тяжело», « мурашки пробегали по спине», « вина становилась больше», « кусал ногти», « не мог ни на что решиться», « утыкался лицом в подушку»)

  1. - Как вы думаете, почему автор приводит описание природы?

(Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу,  начинается дождь. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя. Таким образом, описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика).

СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН    

10. - Подведем итог.

- Каждый человек имеет право на ошибку. Главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите зелёный цвет, если были сомнения – жёлтый, если нужна помощь  – красный.

VI. Работа в группах(раздаются карточки)

Замените фразы одним словом.

Проверка.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите зелёный цвет, если были сомнения – жёлтый, если нужна помощь  – красный.

VII.Творческая работа.

Обозначь на палитре цветом своё отношение к главному герою. Обоснуй свой выбор.

                        Начало рассказа                        Конец рассказа

        

        

 VIII.  Итог урока.

       - Что живёт в душе мальчика? ( совесть) Выберите правильный ответ.

Вывод: - Произведения В.Осеевой проникнуты огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце. Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научится прислушиваться к голосу совести.

IX.  Рефлексия.

- Сейчас, каждый из вас должен задать себе вопрос:

- Чему я научился на этом уроке?

- Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос Почему?

- Какой урок вынес мальчик из этого случая? А вы?

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите зелёный цвет, если были сомнения – жёлтый, если нужна помощь  – красный.

X. Домашнее задание.

- Попробуйте дать ответ Буму.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что…



Предварительный просмотр:

        МАМА

  • Закрыла лицо руками                                     Ждала

  • Лицо потемнело                                              Расстроилась

  • Не ложилась спать                                        Догадалась

 

  • Прочитает мысли                                          Рассердилась

 

                                        МАЛЬЧИК

  • Колени дрожали                                                         Стало стыдно

  • Уши горели                                                                 Солгал

  • Обманул маму                                                           Переживал

 

  • На сердце становилось тяжелее                             Испугался

                               БУМ

  • Жалобно взвизгивал, вздыхал                          Ждал

  • Глаза смотрели на дверь                                    Тосковал

  • Бегал к окнам, скребся                                      Радовался

  • В восторге катался по полу                               Просился



Предварительный просмотр:

Лист самооценки

Задание 1

«Мозговая атака»

Задание 2

Работа в парах

(проверка домашнего

задания)

Задание 3

Работа по тексту

Задание 4

Синквейн

Задание 5

Работа в группах

Задание 6

Творческая работа

 - если всё получилось

- если есть сомнения

- если нужна помощь

ТВОЯ ОЦЕНКА ___________

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ___________

Лист самооценки

Задание 1

«Мозговая атака»

Задание 2

Работа в парах

(проверка домашнего

задания)

Задание 3

Работа по тексту

Задание 4

Синквейн

Задание 5

Работа в группах

Задание 6

Творческая работа

 - если всё получилось

- если есть сомнения

- если нужна помощь

ТВОЯ ОЦЕНКА ___________

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ___________



Предварительный просмотр:

План

  1. Бум наказан.
  2. Мальчик с собачкой
  3. Сын признался.
  4. Чашка разбилась.
  5. У каждого своё «почему?»
  6. Это … Бум!
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Все дома!
  10.  Он будет жить в будке.
  11.  Бум один на крыльце.

начало рассказа                                                                конец рассказа

начало рассказа                                                          конец рассказа



Предварительный просмотр:

Домашнее задание.

- Попробуйте дать ответ Буму.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что…

Домашнее задание.

- Попробуйте дать ответ Буму.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что…

Домашнее задание.

- Попробуйте дать ответ Буму.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что…

Домашнее задание.

- Попробуйте дать ответ Буму.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что…

Домашнее задание.

- Попробуйте дать ответ Буму.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что…

 Домашнее задание.

- Попробуйте дать ответ Буму.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что…

Домашнее задание.

- Попробуйте дать ответ Буму.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что…

Домашнее задание.

- Попробуйте дать ответ Буму.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...