Программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"
рабочая программа по чтению

Малинина Ольга Владимировна

         Программа учебного курса внеурочной детальности «Чтение с увлечением» для 1–4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями, внесёнными приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; на основе авторской программы интегрированного курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» М.В.Буряк, Е.Н.Карышевой, 2023 год.

          Особенность данной программы заключается в том, что программа представляет собой интеграцию предметов «Литературное чтение», «Русский язык», Окружающий мир»,

Особенность данной программы заключается в том, что программа представляет собой интеграцию предметов «Литературное чтение», «Русский язык», Окружающий мир»,

«История» и является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся начальной школы, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_s_uvlecheniem.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г. Бирюсинска

Программа по внеурочной деятельности

«Чтение с увлечением»

1-4 классы

 

Учитель начальных классов

Малинина О.В.

2024

СОДЕРЖАНИЕ

1.        Пояснительная записка                                                                                              с. 3

2.        Место внеурочного курса в учебном плане                                                             с. 4

3.        Содержание внеурочного курса                                                                                с. 4

4.        Планируемые результаты изучения внеурочного курса                                         с. 6

5.        Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса                                                                                                     с. 9

Пояснительная записка

         Программа учебного курса внеурочной детальности «Чтение с увлечением» для 1–4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями, внесёнными приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; на основе авторской программы интегрированного курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» М.В.Буряк, Е.Н.Карышевой, 2023 год.

          Особенность данной программы заключается в том, что программа представляет собой интеграцию предметов «Литературное чтение», «Русский язык», Окружающий мир»,

Особенность данной программы заключается в том, что программа представляет собой интеграцию предметов «Литературное чтение», «Русский язык», Окружающий мир»,

«История» и является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся начальной школы, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.

Цель программы: расширение литературно-образовательного пространства   обучающихся начальной школы;

Задачи:

—        создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности;

—        обеспечить овладение обучающимися читательских умений и интереса к чтению книг;

—        способствовать формированию у учащихся читательской компетентности и расширению читательского кругозора; формирование социально-активной, творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности.

Программа имеет уровневое построение:

         1        класс — «Чтение с увлечением. По дорогам сказок» (литературное чтение + русский язык)

         2        класс — «Удивительный мир природы» (литературное чтение + окружающий мир).

         3        класс — «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг»

         4        класс — «Чтение с увлечением. Живые страницы истории».

         «Чтение с увлечением. По дорогам сказок» (литературное чтение + русский язык) способствует формированию читательской компетентности первоклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т. к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

         В программе «Удивительный мир природы» (литературное чтение + окружающий мир) все задания направлены на формирование второклассников навыков работы с текстами

художественных произведений, повышение читательской культуры, развитие речи, расширение читательского кругозора,

   Практические задания для обучающихся 3 класса по интегрированному курсу «Чтение с увлечением, По страницам добрых книг» (литературное чтение + русский язык) и задания для обучающихся 4 класса по интегрированному курсу «Чтение с увлечением, живые страницы истории» (литературное чтение + окружающий мир), направлены на формирование у школьников навыков работы с теистами художественных произведений, повышение читательской культуры, развитие речи, расширение читательского кругозора.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Формы организации занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли.

На занятиях используются следующие формы контроля:

Текущий        –        позволяет        определить        динамику        индивидуального        уровня продвижения обучающихся,        результаты        которого фиксируются        учителем        на каждом        занятии        в  «Индивидуальных        картах        успешности».        По        окончании всего курса        учитель имеет возможность с помощью данных карт отследить уровень сформированности компетентностей   каждого   учащегося   по   освоению   новых   знаний,        умений, навыков, способностей.

Итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии. По окончании всего курса обучающиеся заполняют в тетради «Лист самооценивания», который позволяет каждому ученику оценить себя, определить умения, которыми он овладел в результате изучения курса «Чтение с увлечением. Живые страницы истории».

Самооценка – фиксируется учеником в тетради в конце каждого занятия и отражает      определение границ своего «знания-незнания».

Место внеурочного курса в учебном плане

Программный материал составлен и адаптирован с учетом индивидуального подхода в обучении. На изучение предмета «Чтение с увлечением» в 1 классе отводится 33 часа (33 недели, 1 час в неделю);  во 2, 3, 4 классе – 34 часа (34 недели, 1 час в неделю).

Содержание внеурочного курса

        Для реализации программы используется учебно-методический комплекс, на основе которого составлена рабочая программа:

-        Авторская программа «Чтение с увлечением» МВ. Буряк, ЕН. Карышева. Интегрированный образовательный курс «Учение с увлечением» Издательство «Планета». 2023г.

-        М.В. Буряк, Е,Н. Карышева, Рабочая тетрадь «Чтение с увлечением». Издательство «Планета». 2023г.

Первый класс (33ч)

«Чтение с увлечением. По дорогам сказок» (литературное чтение, русский язык).

Сказки о животных (18ч)

Русская народная сказка «Колобок», русская народная сказка «Лиса и журавель», русская народная сказка «Теремок», русская народная сказка «Рукавичка», русская народная сказка

«Лисичка со скалочкой», русская народная сказка «Лиса и кувшин», русская народная сказка

«Журавль и цапля», русская народная сказка «Заюшкина избушка», русская народная сказка

«Петушок и бобовое зернышко», русская народная сказка «Снегурушка и лиса», русская народная сказка «Волк и семеро козлят», русская народная сказка «Три медведя», русская народная сказка «Петушок золотой гребешок», русская народная сказка «Лиса и волк», русская народная сказка «Жихарка», русская народная сказка «Медведь и лиса», русская народная сказка «Бычок-смоляной бочок», русская народная сказка «Мужик и медведь».

Бытовые сказки (3 ч)

Русская народная сказка «У страха глаза велики», русская народная сказка «Морозко», русская народная сказка «Пастушья дудочка».

Волшебные сказки (11ч)

Русская народная сказка «Репка», русская народная сказка «Петушок и жерновцы», русская народная сказка «Скатерть, баранка и сума», русская народная сказка «Несмеяна.царевна», русская народная сказка «Гуси—лебеди», русская народная сказка «Маша и медведь», русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка

«Мальчик с пальчик», русская народная сказка «Самое дорогое», русская народная сказка

«Белая уточка», русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка».

Резерв (1ч)

Второй класс (34ч)

«Удивительный мир природы» (литературное чтение, окружающий мир).

Рассказы и сказки В. Бианки (6ч)

 Музыкант. Лесной Колобок — Колючий Бок. Подкидыш. Теремок. Заяц, косач, медведь и лиса. Плавунчик.

Рассказы и сказки Н. Сладкого (7ч)

Непослушные малыши. Трясогузхины письма. Топик и Катя. Осень на пороге. Кто в моем доме живет. Кто такой? Лиса-плясунья.

Рассказы и сказки Е. Чарушина (5ч)

Друзья. Что за зверь? Волчишко. Кошка Маруська. Болтливая сорока.

Рассказы М. Пришвина (4ч)

 Ёж. Этажи леса. Охота за бабочкой. Хромка.

Рассказы и сказки Э. Шима (5ч)

Неслышные голоса. Молчком-то лучше! Медведь-рыболов. Дятел. Синицы. Пищухи и Поползень. Заячье семейство.

Рассказы и сказки Г. Скребицкого (6ч)

Белая шубка. Длинноносые рыболовы. Сказка о Весне. Длиннохвостые разбойники. Пушок Дружба.

Резерв (1ч)

Третий класс (34ч)

«Чтение с увлечением. По страницам добрых книг»

Рассказы и сказки В. Осеевой (3ч)

Отомстила, почему? Волшебная иголочка (сказка).

 Рассказы Н. Артюховой (9ч)

Подружки. Три косухи. Камень. Строгая бабушка. Большая берёза. Мяу. Фарфоровые шаги. Совесть заговорила. Кролик и репутация. Новые соседи.

Рассказы Л. Воронковой (2ч)

Что сказала бы мама? Ласковое слово.

Рассказы Е. Пермяка (4ч)

Чужая. Надёжный человек. Обманное озеро. Славка.

Рассказы и сказки В. Драгунского (2ч)

Сверху вниз, наискосок! Надо иметь чувство юмора.

Рассказы и сказки Н. Носова (6ч)

 Леденец- Про репку. Карасик. Клякса. Прятки. Замазка. Про тигра.

Рассказ А. Гайдара (1 ч)

Совесть.

Рассказы М. Зощенко (6ч)

 Трусишка. Вася. Показательный ребёнок. Лёля и Минька. Бабушкин подарок. Не надо драться.

Резерв (1ч)

Четвертый класс (34ч)

«Чтение с увлечением. Живые страницы истории»

Государственные символы России (1ч)

Рассказы об исторических событиях XlII•XIX веков (10ч)

О. Тихомиров «Александр Невский». Г. Шторм «На поле Куликовом». К. Кочегаров «Минин н Пожарский». С. Алексеев «Рассказы о Степане Разине, казаках и восставшем народе», С. Алексеев «Рассказы о царе Петре и его времени». А. Митяев «Сражение при Гангуте». А.Митяев «Адмирал Ушаков». С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах». С. Алексеев «Рассказы об отечественной войне 1812 года». А, Митяев «Адмирал Нахимов».

Рассказы об исторических событиях ХХ века (22ч)

С„Алексеев «Брестская крепость». С. Алексеев «Они защищали Москву». А.Цессарский

«Операция «Мост». Ю„Стрехнин «Крепость черноморцев». Ю.Стрехнин «Город отважных». В.Богомолов «За оборону Сталинграда». А.Нагибов «За оборону Кавказа». М„Лободин «За оборону Ленинграда». А. Митяев «В холодном море». Е. Воробьев «Тринадцатый лыжник». А Шишов «Лесная девочка». В. Воскобойников «В городе на Каме», «Землянка», «Мешок овсянки», «Ракетные снаряды». Л. Кассиль «Плот Алексея Андреевича». С„Сергеев-Ценский

«Хитрая девчонка». Б Лавренев «Разведчик Вихров». Е. Воробьев «Последние выстрелы». В Даненбург «Весенняя музыка Вены». В.Данснбурн «Чтоб всегда было солнце». С Алексеев

«Последний штурм». Д. Дашин «За свобождение Праги». Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине».

Резерв (1ч)

Планируемые результаты освоения курса

Личностные        результаты        освоения        программы        начального        общего        образования, формируемые при изучении учебного курса внеурочной деятельности литературного клуба

«Чтение с увлечением».

Гражданско-патриотическое воспитание:

—        становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

—        осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

—        первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

—        освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

—        осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

—        выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

—        неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

—        проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

—        приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

—        понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

—        соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

—        бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

—        осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

—        бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

—        неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

—        ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

 

—        овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

—        потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Метапредметные        результаты        освоения        программы        начального        общего        образования, формируемые при изучении учебного курса внеурочной деятельности литературный клуб

«Чтение с увлечением»

1.        Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:

—                сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

—        объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

—        определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

—        находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

—        выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев

Базовые исследовательские действия:

—        определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

—        формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

—        сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

—        проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

—        формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

—        прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Работа с информацией:

—        выбирать источник получения информации;

—        согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

—        распознавать        достоверную        и        недостоверную        информацию        самостоятельно        или        на основании предложенного учителем способа её проверки;

—        соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

—        анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

 

—        самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

2.        Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

—        воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

—        проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

—        признавать возможность существования разных точек зрения;

—        корректно и аргументировано высказывать своё мнение;

—        строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

—        создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

—        готовить небольшие публичные выступления;

—        подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность (сотрудничество):

—        формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

—        принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—        проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

—        ответственно выполнять свою часть работы;

—        оценивать свой вклад в общий результат;

—        выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;

3.        Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

—        планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

—        выстраивать последовательность выбранных действий;

Самоконтроль:

—        устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

—        корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении учебного курса внеурочной деятельности литературный клуб «Чтение с увлечением»

Предметные результаты

1        класс

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

-        понимать литературу как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье и обществе;

-        первоначальному этическому представлению понятий о добре и зле, дружбе, честности.

2        класс

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:

 

-        понимать литературу как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;

-        уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов;

-        устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;

-        осознавать значимость чтения для личного развития.

3        класс

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

-        уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, работать с планом произведения; - понимание литературы как средства сохранения духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;

-        осознавать значимость чтения для личного развития.

4        класс

К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:

-        понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

-        выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; - самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

-        знать название темы и сюжеты 2–3 произведений фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

-        знать не менее 6–7 народных сказок, уметь их рассказывать;

-        знать пословицы, 2–3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

1.Учебно-методическое обеспечение:

Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009

Буряк М. В., Карышева Е. Н. Чтение с увлечением.1, 2,3,4 класс. Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением.

Буряк М. В., Карышева Е. Н. Чтение с увлечением. 1,2,3,4 класс. Тетрадь для обучающихся.

Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста, «Оникс21 век», 2007

Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

2.Наглядные пособия:

- демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов;

- репродукции картин в соответствии с содержанием программы;

- художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

- иллюстрации к литературным произведениям.

3.Технические средства:

- компьютер;

- мультимедийный проектор и экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Математика с увлечением" 2класс

Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"

      Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Программа по внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Программа по внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением", 34 часа, 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением".

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением"....

Календарно- тематическое планирование к учебной программе по внеурочной деятельности "Учение с увлечением"

Комплексная программа внеурочной деятельности тесно связана с системой воспитательной работы. Комплексная программа внеурочной деятеоьности носит интегрированный характер и включает все основные напра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика с увлечением» в 1 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» составлена на основе авторской программы интегрированного курса «Удивительный мир природы. Математика с ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе "Чтение с увлечением" . Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями второклассников....