Осмысленное чтение 3 класс Модуль 4
методическая разработка по чтению (3 класс)

Осмысленное чтение Модуль 4 для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osmyslennoe_chtenie_3_klass_modul_4.docx809.97 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль 4

Управляем вниманием

Занятие

1

Класс

3

Общая продолжительность

20 минут

Стиль

Художественный

Объём основного текста

275 слов

Источник

Кузнецов О. А. Похождения хитрого Соленопсиса / О. А. Кузнецов. Москва: Детская литература, 1991 / Фрагмент книги

Ход занятия

Чтение 1-го фрагмента основного текста

2-3 минуты

Чтение дополнительных текстов для поиска ответа на вопрос с достоверной или недостоверной информацией

5 минут

Чтение 2-го фрагмента основного текста

2-3 минуты

Ответы на вопросы по всему основному тексту

5 минут

Выполнение дополнительного задания

5 минут

Комментарий

Предлагается текст из двух крупных фрагментов. Между чтением 1-го и 2-го фрагментов задаётся не связанный с содержанием 1-го фрагмента вопрос с достоверной или недостоверной информацией (вопрос используется для отвлечения внимания от содержания прочитанного). Для поиска ответа на вопрос предлагаются три дополнительных текста, но только один из них поддерживает или опровергает утверждение в вопросе. Продолжается чтение 2-го фрагмента текста. Задаются вопросы по основному тексту. Выполняется дополнительное задание.


Читаем 1-й фрагмент текста

Путь муравья лежал мимо пня, где бедствовали новорожденные несмышленыши. Пень знакомый и ничем не интересный. Сколько раз разведчик пробегал здесь и не обращал на него никакого внимания, а тут остановился, что-то такое поразмыслил, размахивая усами, как саблями, и полез по грубой коре вверх.

На первый взгляд странная, ненужная трата сил. Не мог же он видеть, что на пне муравьишки. Пень для него - все равно что для нас с вами восемнадцатиэтажный дом. Разве мы можем знать, стоя на тротуаре, что по крыше этого дома бродит, например, кошка? А муравей все-таки полез!

И никакой странности там не было. Просто у муравьев очень чувствительные усы - недаром их антеннами называют. Усами эти насекомые различают и запахи и звуки и даже воспринимают слабые радиоволны. Вполне возможно, растерянно крутившие своими усишками несмышленыши посылали вокруг какие-то особые колебания, что-то вроде сигнала бедствия, вот его и принял разведчик.

Читаем утверждение, вопрос, дополнительные тексты. Выбираем текст и обсуждаем

Утверждение и вопрос. Многие считают, что муравьи могут передавать полученную информацию об окружающей среде своим сородичам через усики. Верно ли это?

Пояснение. Принять решение о правильности или ошибочности утверждения помогут тексты из разных источников. Только в одном тексте есть достаточные сведения для ответа на вопрос.

Текст 1. Все муравьи живут в сооруженных муравейниках или же гнездах, которые связаны с грунтом, а также в отдельных случаях этих насекомых можно встретить под камнями или в древесине. В одном гнезде численность этих насекомых достигает миллиона особей. Как уже было сказано ранее в каждом муравьином гнезде обязательно имеется царица, которая ни при каких обстоятельствах не покидает его.

Текст 2. Отличительной особенностью этих насекомых является то, что все особи, которые обитают в одном гнезде, имеют одинаковый запах. Это позволяет им в первую очередь узнавать друг друга, а также предотвращать проникновение других муравьев в свое жилище.

[Электронный ресурс] Интересные факты о муравьях для детей

Текст 3. У муравьев отсутствуют нос, уши и вкусовые рецепторы, зато их усики являются универсальным органом чувств. Они отвечают за осязание, обоняние и вкус одновременно, и состоят из рукоятей, жгутиков и лобных валиков. С их помощью насекомые распознают молекулы различных веществ, чувствуют воздушные потоки и вибрации, а также принимают внешние сигналы от окружающей среды и других насекомых. Усики передают в мозг информацию обо вкусах, запахах и фактуре предметов вокруг. Муравьи даже могут передавать эти данные друг другу. Запах воспринимается жгутиками усиков, насекомые могут различать его тончайшие оттенки.

Читаем 2-й фрагмент текста

Так или иначе, он взобрался на пень, увидел бедняг и ужасно поразился. Он сроду не встречал таких худосочных детишек! В том муравейнике, где он жил, молодежь кормили хорошо, а тут - прямо заморыши! Они поползли навстречу разведчику, их буквально качало от истощения. Если бы, к несчастью, подул слабенький ветер, их бы обязательно развеяло.

Крайний муравьишка (как раз первенец) приблизился к огромному разведчику, и тут этот не сентиментальный бродяга, отчаянная голова, сделал нечто такое, что заслуживает самой высокой похвалы. Он отрыгнул капельку прямо в рот малышу - накормил его! И пусть вас не смущает такой необычный способ кормежки. Отрыжка у муравьев зато сладкая.

Первенец сразу развеселился и помчался вниз, к матери, чтобы поделиться с ней полученным угощением.

А лихой разведчик уже кормил следующего муравьишку, потом другого, и так всех. И всем хватило по капельке.

Отвечаем на вопросы и обсуждаем

  1. Что указывает на то, что усики у муравьев чувствительные?
  2. Правда ли, что маленьких муравьишек кормят сладкой отрыжкой?
  3. Расскажите, почему в этот раз муравей не прошёл мимо уже знакомого и ничем не интересного пня?
  4. С чем автор сравнивает данный пень?
  5. Что помогло развеселиться первенцу? К кому он помчался?
  6. Верно ли, что история о муравьях похожа на статью из энциклопедии?

Выполняем задание

Чаще всего встречаются муравейники куполообразной формы, но иногда мураши предпочитают селиться в гнилых древесных стволах, больших старых пнях. Изнутри муравейник выглядит по-разному, но структура выделения и организации специализированных камер свойственно любому гнездовью мурашей.

Внутренние камеры можно разделить на следующие

  1. «Солярий» — небольшая камера под самым куполом муравейника, насекомые греются в ней в теплое время года;
  2. «Зимовальная камера» — располагается ниже уровня почвы, в ней муравьи переживают холода, погрузившись в анабиоз;
  3. «Царская камера» или «комната королевы» — здесь находится матка, занимающаяся откладыванием яиц;
  4. «Хлебный амбар» или «зернохранилище» — предназначено для хранения семян трав и деревьев;
  5. «Детский сад» или «ясли» — камеры, в которых созревают яйца и появляются на свет личинки муравьев;
  6. «Мясная кладовка» или «холодильник» — в них хранятся трупы насекомых, червей и гусениц.
  7. «Коровник» — где муравьи содержат и выращивают тлей.
  8. «кладбище» — это место, где находятся отходы и умершие особи. Оно значительно удалено от муравейника, так как муравьи понимают, что трупы и отходы — это источник болезней и заразы.

Используя текст, установите соответствие между информацией из текста и рисунком. В окошки вставьте нужные цифры.

Муравей возвращался в свой муравейник, однако на него неожиданно накинулись муравьи, охраняющие вход. Так продолжалось несколько раз. Но через некоторое время он все же без затруднений прошел в муравейник. Объясните, почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"...

"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"...

"Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс, "Бобры"

Методическая разработка вматериала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс. "Бобры"...

"Осмысленное чтение", 3 модуль, 2 класс, "Почему плачет синичка"

Методическая разработка в рамках проекта "Осмысленное чтение", 3 модуль. 2 класс, "Почему плачет синичка"...

"Осмысленное чтение", 4 модуль, 3 класс, "Лисичкин хлеб"

Методическая разработка в рамках проекта "Осмысленное чтение", модуль 4, класс 3, "Лисичкин хлеб"...

"Осмысленное чтение", 4 модуль, 3 класс, "Как собака с человеком стала дружить"

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", модуль 4, класс 3, "Как собака стала с человеком дружить"...

"Осмысленное чтение", 5 модуль, 4 класс, "Как появились деньги на Руси"

Методическая разработка в рамках проекта "Осмысленное чтение", 5 модуль, 4 класс, "Как появились деньги на Руси"...