"Осмысленное чтение", 4 модуль, 3 класс, "Лисичкин хлеб"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Методическая разработка в рамках проекта "Осмысленное чтение", модуль 4, класс 3, "Лисичкин хлеб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_4_klass_3_lisichkin_hleb.docx | 883.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль 4 | Управляем вниманием |
Занятие | 1 |
Класс | 3 |
Общая продолжительность | 20 минут |
Стиль | Художественный |
Объём основного текста | 312 слов |
Источник | Михаил Пришвин |
Ход занятия | |
Чтение 1-го фрагмента основного текста | 3 минуты |
Чтение дополнительных текстов для поиска ответа на вопрос с достоверной или недостоверной информацией | 5 минут |
Чтение 2-го фрагмента основного текста | 3 минуты |
Ответы на вопросы по всему основному тексту | 2 минуты |
Выполнение дополнительного задания | 7 минуты |
Комментарий | |
Предлагается текст из двух крупных фрагментов. Между чтением 1-го и 2-го фрагментов задаётся не связанный с содержанием 1-го фрагмента вопрос с достоверной или недостоверной информацией (вопрос используется для отвлечения внимания от содержания прочитанного). Для поиска ответа на вопрос предлагаются три дополнительных текста, но только один из них поддерживает или опровергает утверждение в вопросе. Продолжается чтение 2-го фрагмента текста. Задаются вопросы по основному тексту. Выполняется дополнительное задание. |
Читаем 1-й фрагмент текста
Лисичкин хлеб
Однажды я проходил по лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжёлую сумку и стал своё добро выкладывать на стол.
— Это что за птица? — спросила Зиночка.
— Терентий, — ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и чёрных.
Ещё у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.
— Сами лечатся, — ответил я.
Читаем утверждение, вопрос, дополнительные тексты. Выбираем текст и обсуждаем
Утверждение и вопрос. Деревья лечат не только себя, но и других: зверей, птиц, людей. Согласны ли вы с этим утверждением? Пояснение. Принять решение о правильности или ошибочности утверждения помогут тексты из разных источников. Только в одном тексте есть достаточные сведения для ответа на вопрос. |
Текст 1. Традиционно при рубках деревьев ветки и хвоя сжигаются. Однако хвоя и продукты ее переработки (мука, дробленая/измельченная хвоя, настои, гранулы и пр.) являются ценным кормом для сельскохозяйственных животных. В качестве корма животным используется только хвоя осенней и зимней заготовки, т.к. в ней минимальное содержание смолистых веществ, вредных для организма, и в это время хвоя богата ценными, биологически активными элементами. ([Электронный ресурс]. – 2022. Режим доступа: https://втораяиндустриализация.рф/xvoya-i-produkty-ee-pererabotki-kak-cennyj-korm-dlya-zhivotnyx/)
Текст 2. Интересный факт. Если рана слишком большая, то умные звери обрабатывают её «пихтовым бальзамом». Для этого копытные сдирают с пихт кору рогами и копытами, а хищники – когтями, после чего трутся больным местом о ствол, покрывая повреждённую часть тела особым древесным соком – «живицей». (Интернет-журнал «Третий возраст» [Электронный ресурс]. – 2022. Режим доступа: https://www.3vozrast.ru/article/dosug/sreda/12882/)
Текст 3. Самый простой пример животного самолечения – вылизывание ран. Это и массаж, и обеззараживание одновременно. Многим известна поговорка: «Заживёт как на собаке». Действительно, с древнейших времён замечено, что заживление ран и различных повреждений кожи у собак происходит в короткий срок и без нагноений. Оказалось, что собачья слюна обладает мощным обеззараживающим действием. (Интернет-журнал «Третий возраст» [Электронный ресурс]. – 2022. Режим доступа: https://www.3vozrast.ru/article/dosug/sreda/12882/)
Читаем 2-й фрагмент текста
— Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, Петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес, — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья...
— А хлеб — лисичкин. Отведай.
Осторожно попробовала и начала есть.
— Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из леса Лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
Отвечаем на вопросы и обсуждаем
- Какие ягоды принес охотник из леса?
- Какие части растений показал охотник Зиночке?
- Чем полезна смола для деревьев?
- Почему смекалистый охотник сказал Зиночке, что хлеб лисичкин?
- Почему девочка с удовольствием съела горбушку черного хлеба?
Выполняем задание
Назовите деревья и найдите каждому дереву его листок |
Вспомните и расскажите одноклассникам какие еще растения могут лечить других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 1 класс "Лисичкин хлеб"
Литературное чтение 1 класс "Лисичкин хлеб"...
Урок чтения в 1 классе "Лисичкин хлеб"
Методическая разработка урока слушания в первом классе...
"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"
Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"...
"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"
Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"...
"Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс, "Бобры"
Методическая разработка вматериала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс. "Бобры"...
"Осмысленное чтение", 3 модуль, 2 класс, "Почему плачет синичка"
Методическая разработка в рамках проекта "Осмысленное чтение", 3 модуль. 2 класс, "Почему плачет синичка"...
"Осмысленное чтение", 4 модуль, 3 класс, "Как собака с человеком стала дружить"
Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", модуль 4, класс 3, "Как собака стала с человеком дружить"...