"Осмысленное чтение", 4 модуль, 3 класс, "Лисичкин хлеб"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Моргунова Ольга Геннадьевна

Методическая разработка в рамках проекта "Осмысленное чтение", модуль 4, класс 3, "Лисичкин хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_4_klass_3_lisichkin_hleb.docx883.74 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль 4        

Управляем вниманием

Занятие

1

Класс

3

Общая продолжительность

20 минут

Стиль

Художественный

Объём основного текста

312 слов

Источник

Михаил Пришвин

Ход занятия

Чтение 1-го фрагмента основного текста

3 минуты

Чтение дополнительных текстов для поиска ответа на вопрос с достоверной или недостоверной информацией

5 минут

Чтение 2-го фрагмента основного текста

3 минуты

Ответы на вопросы по всему основному тексту

2 минуты

Выполнение дополнительного задания

7 минуты

Комментарий

Предлагается текст из двух крупных фрагментов. Между чтением 1-го и 2-го фрагментов задаётся не связанный с содержанием 1-го фрагмента вопрос с достоверной или недостоверной информацией (вопрос используется для отвлечения внимания от содержания прочитанного). Для поиска ответа на вопрос предлагаются три дополнительных текста, но только один из них поддерживает или опровергает утверждение в вопросе. Продолжается чтение 2-го фрагмента текста. Задаются вопросы по основному тексту. Выполняется дополнительное задание.


Читаем 1-й фрагмент текста

 Лисичкин хлеб

Однажды я проходил по лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжёлую сумку и стал своё добро выкладывать на стол.

— Это что за птица? — спросила Зиночка.

— Терентий, — ответил я.

И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и чёрных.

Ещё у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.

— Сами лечатся, — ответил я.

Читаем утверждение, вопрос, дополнительные тексты. Выбираем текст и обсуждаем

Утверждение и вопрос.  Деревья лечат не только себя, но и других:  зверей, птиц, людей. Согласны ли вы с этим утверждением?

Пояснение. Принять решение о правильности или ошибочности утверждения помогут тексты из разных источников. Только в одном тексте есть достаточные сведения для ответа на вопрос.

   Текст 1. Традиционно при рубках деревьев ветки и хвоя сжигаются. Однако хвоя и продукты ее переработки (мука,  дробленая/измельченная хвоя, настои, гранулы и пр.) являются ценным кормом для сельскохозяйственных животных. В качестве корма животным используется только хвоя осенней и зимней заготовки, т.к. в ней минимальное содержание смолистых веществ, вредных для организма, и в это время хвоя богата ценными, биологически активными элементами.  ([Электронный ресурс]. – 2022. Режим доступа: https://втораяиндустриализация.рф/xvoya-i-produkty-ee-pererabotki-kak-cennyj-korm-dlya-zhivotnyx/)

Текст 2.  Интересный факт. Если рана слишком большая, то умные звери обрабатывают её «пихтовым бальзамом». Для этого копытные сдирают с пихт кору рогами и копытами, а хищники – когтями, после чего трутся больным местом о ствол, покрывая повреждённую часть тела особым древесным соком  «живицей». (Интернет-журнал «Третий возраст» [Электронный ресурс]. – 2022.  Режим доступа: https://www.3vozrast.ru/article/dosug/sreda/12882/)

Текст 3. Самый простой пример животного самолечения – вылизывание ран. Это и массаж, и обеззараживание одновременно. Многим известна поговорка: «Заживёт как на собаке». Действительно, с древнейших времён замечено, что заживление ран и различных повреждений кожи у собак происходит в короткий срок и без нагноений. Оказалось, что собачья слюна обладает мощным обеззараживающим действием. (Интернет-журнал «Третий возраст» [Электронный ресурс]. – 2022.  Режим доступа: https://www.3vozrast.ru/article/dosug/sreda/12882/)

Читаем 2-й фрагмент текста

— Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.

Тоже нарочно для Зиночки принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, Петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес, — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

— Заячья...

— А хлеб — лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть.

— Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из леса Лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Отвечаем на вопросы и обсуждаем

  1. Какие ягоды принес охотник из леса?
  2. Какие части растений показал охотник Зиночке?
  3. Чем полезна смола для деревьев?
  4. Почему смекалистый охотник сказал Зиночке, что хлеб лисичкин?
  5. Почему девочка с удовольствием съела горбушку черного хлеба?

Выполняем задание

Назовите деревья и найдите каждому дереву его листок 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/108f/00041bb6-3b89f25d/img1.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/108f/00041bb6-3b89f25d/img3.jpg

Вспомните и расскажите одноклассникам какие еще растения могут лечить других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 1 класс "Лисичкин хлеб"

Литературное чтение 1 класс "Лисичкин хлеб"...

Урок чтения в 1 классе "Лисичкин хлеб"

Методическая разработка урока слушания в первом классе...

"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"...

"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"...

"Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс, "Бобры"

Методическая разработка вматериала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс. "Бобры"...

"Осмысленное чтение", 3 модуль, 2 класс, "Почему плачет синичка"

Методическая разработка в рамках проекта "Осмысленное чтение", 3 модуль. 2 класс, "Почему плачет синичка"...

"Осмысленное чтение", 4 модуль, 3 класс, "Как собака с человеком стала дружить"

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", модуль 4, класс 3, "Как собака стала с человеком дружить"...