"Осмысленное чтение", 4 модуль, 3 класс, "Как собака с человеком стала дружить"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", модуль 4, класс 3, "Как собака стала с человеком дружить"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_4_klass_3_kak_sobaka_s_chelovekom_stala_druzhit.docx | 121.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль 4 | Управляем вниманием |
Занятие | 2 |
Класс | 3 |
Общая продолжительность | 20 минут |
Стиль | Художественный |
Объём основного текста | 317 слов |
Источник | Николай Тимофеев ([Электронный ресурс] портал авторских произведений Проза.ру https://proza.ru/2017/12/19/2154) |
Ход занятия | |
Чтение 1-го фрагмента основного текста | 2-3 минуты |
Чтение дополнительных текстов для поиска ответа на вопрос с достоверной или недостоверной информацией | 5 минут |
Чтение 2-го фрагмента основного текста | 2-3 минуты |
Ответы на вопросы по всему основному тексту | 2 минуты |
Выполнение дополнительного задания | 7 минуты |
Комментарий | |
Предлагается текст из двух крупных фрагментов. Между чтением 1-го и 2-го фрагментов задаётся не связанный с содержанием 1-го фрагмента вопрос с достоверной или недостоверной информацией (вопрос используется для отвлечения внимания от содержания прочитанного). Для поиска ответа на вопрос предлагаются три дополнительных текста, но только один из них поддерживает или опровергает утверждение в вопросе. Продолжается чтение 2-го фрагмента текста. Задаются вопросы по основному тексту. Выполняется дополнительное задание. |
Читаем 1-й фрагмент текста
Как собака с человеком стала дружить (отрывок)
Так вот, жила собака в лесу. Как и её дальняя родственница лиса, иногда бегала ночью в деревню, чтобы украсть курицу или ещё чем-нибудь поживиться. А человек придумал ловушку и однажды поймал собаку.
- Что, – говорит, – с тобой делать? За воровство тебя надо бы убить, да шкурка у тебя линяет, для шапки она не годится. Привяжу-ка я тебя около дома, пока шкурка не созреет. Придётся тебя кормить, зато шапка будет тёплая.
Так он и сделал: привязал собаку на железную цепь, чтобы не перегрызла привязь и не убежала. Живёт так собака день, неделю, месяц. Думает, как бы человека уговорить, чтобы шапку из неё не делал, ничего придумать не может. Иногда даже надеется, что он забудет о шапке. Человек о шапке, конечно, не забыл, но произошёл случай, который всё изменил.
Однажды ночью во двор залезла лиса.
- Собака, – говорит лиса, – ты уж знаешь, где у человека куры сидят. Покажи мне, чтобы я время зря не теряла: взяла курицу и – в лес.
- Лиса, ты меня извини, хотя ты и родственница мне, но я тебе не разрешу курицу своровать. Человек вроде забыл про шапку, а если ты курицу при мне украдёшь, он сразу вспомнит.
Читаем утверждение, вопрос, дополнительные тексты. Выбираем текст и обсуждаем
Утверждение и вопрос. Собаки и лисы являются родственниками, с точки зрения биологии. Так ли это? Пояснение. Принять решение о правильности или ошибочности утверждения помогут тексты из разных источников. Только в одном тексте есть достаточные сведения для ответа на вопрос. |
Текст 1. По отношению к человеку поведение лисы от собачьего отличается кардинально. Даже выращенная в неволе, лисица никогда полностью не доверяет людям, и хотя может подчиняться или научиться выполнять команды, способна в любой момент проявить агрессию. Основная причина — тысячелетний одомашненный статус собаки, изменивший ее характер на генетическом уровне, у лис отсутствует. (портал «Усатики» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://usatiki.ru/lisa-eto-sobaka-ili-koshka/
Текст 2. Все представители семейства собачьих — звери с острыми ушами и мордой, тонкими ногами, невтяжными когтями и пушистым хвостом, которым они прикрывают нос и передние лапы во время отдыха зимой. (Энциклопедия о собаках [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wiki.dog/lisy-bednye-rodstvenniki-sobak)
Текст 3. Слух у лисы, а также обоняние развиты отлично, именно на них эти животные в первую очередь полагаются во время охоты. Что же касается зрения, то оно также неплохо развито, более того адаптировано для ночного образа жизни и позволяет хорошо видеть в темноте. (Научно-популярный журнал «Познавайка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.poznavayka.org/zoologiya/hitraya-lisa-lisitsa/)
Читаем 2-й фрагмент текста
- Подумаешь, – лиса говорит, – я и сама найду курицу, без тебя. Ты на цепи привязана, никак мне не помешаешь.
Лиса обходит собаку, та рвётся – достать до лисы цепь не даёт. И начала собака громко лаять. Человек проснулся, вышел на крыльцо. Лисы уже не было, убежала.
- Что случилось? – спрашивает человек.
- Лиса курицу хотела украсть, вот я и залаяла.
- Молодец, ты просто молодец! – обрадовался человек. – Давай ты будешь охранять мой дом от лис, от волков и от других воров. Будешь мне помощником. Я тебя буду хорошо кормить, домик тебе тёплый сделаю. А шапку я и лисью или заячью сошью. Согласна?
- Согласна, только из меня шапку не делай.
Так и стала жить собака у человека и помогать ему во всём. Потом они крепко подружились. И когда говорят, что собака – друг человека, Тузик согласен наполовину: главное, собака – помощник человека, с этого и дружба у них началась.
Отвечаем на вопросы и обсуждаем
- От чьего имени ведется рассказ?
- Можем ли мы утверждать, что прочитали сказку? Обоснуйте свой ответ.
- Как древняя собака добывала себе пищу?
- Почему человек решил оставить собаку себе насовсем?
- Почему собака решила остаться жить с человеком?
- Кто «выиграл» от этой ситуации – человек, лисица или собака? Обоснуйте свой ответ
Выполняем задание
Подумайте, в каких сферах жизни человека используются собаки. Подготовьте выступление перед одноклассниками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся I класса. Тема: Собака - друг человека".
Внеклассное меропрятие II этапа работы по формированию познавательного интереса учащихся по теме: Собака - друг человека".I этап - этап самостоятельной работы в группах по 6-8 челове...
Рабочий лист по осмысленному чтению. 2 класс. Текст "Вежливая галка"
Рабочий лист по осмысленному чтению. 2 класс. Текст "Вежливая галка"...
Рабочий лист по осмысленному чтению. 2 класс. Текст "Весна-красна"
Рабочий лист по осмысленному чтению. 2 класс. Текст "Весна-красна"...
Рабочий лист по осмысленному чтению. 2 класс. Текст "Манежная площадь"
Рабочий лист по осмысленному чтению. 2 класс. Текст "Манежная площадь"...
Рабочий лист по осмысленному чтению .3 класс. Текст "Профессии будущего"
Рабочий лист по осмысленному чтению .3 класс. Текст "Профессии будущего"...
Конспект внеурочного занятия "Учимся анализировать научно-познавательный текст" ("Осмысленное чтение", 4 класс)
Цель: развитие умения осмысленного чтения посредством организации работы с научно-познавательным текстом. Планируемые результаты: Предметные результаты:знать понятие «научно-познавател...
Осмысленное чтение 3 класс Модуль 4
Осмысленное чтение Модуль 4 для 3 класса...