Технологическая карта урока литературного чтения, Тема: Ю. Ермолаев «Проговорился»
методическая разработка по чтению (3 класс)
В данном файле представленна технологическая карта урока литературного чтения по теме: Ю.Ермолаев "Проговорился"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litra_1.docx | 35.01 КБ |
litra_1_konspekt.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО ЗернПК)
Технологическая карта
урока литературного чтения,
проведенного 18 апреля 2024 года в 3 «А» классе МБОУ СОШ УИПО г. Зернограда
в процессе прохождения преддипломной практики
студенткой 4-А группы
специальности Преподавание в начальных классах
Савченко Евгении Дмитриевны
г. Зерноград
2024г
Класс, предмет: 3 «А» Литературное чтение
Тема: Ю. Ярмолаев «Проговорился»
Цель: организация деятельности по формированию умения характеризовать героев, выделять главную мысль прочитанного текста.
Задачи урока: Дидактические: - актуализировать знания о произведении Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»; - содействовать усвоению знаний обучающих о биографии автора Ю. Ярмолаева и произведении «Проговорился»; - формировать умения чтения по ролям. |
Развивающие: -Способствовать развитию памяти, внимания. -Развивать способность строить монологические высказывания -развивать навык техники чтения вслух. |
Воспитательные: - содействовать развитию речи, внимания, творческое воображение через прием словесного рисования; - воспитывать интерес к предмету и культуре общения. |
Планируемые результаты урока:
Предметные | — читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); (П1) — характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); (П2) |
Метапредметные | — формулировать с помощью учителя цель; (ПУУД1) — анализировать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; (ПУУД2) — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; (КУУД1) — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; (КУУД2) — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; (РУУД1) — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; (РУУД2) |
Личностные | — освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности (Л1) — потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. (Л2) |
Межпредметные связи:
Оснащение урока:
- дидактические средства: учебник Литературного чтения 3 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал (карточки), рабочие тетради
- интерактивное/электронное оборудование: электронная доска.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Формы контроля: фронтальный, взаимоконтроль, индивидуальный.
ХОД УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |||
Пред- метные | Мета-пред-метные | Личностные | ||||||
#1052;ОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) | Задача этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне («хочу», «надо», «могу») | Формирование готовности восприятия учебного материала Беседа | Приветствует учащихся. Настраивает учеников на работу и активное участие в деятельности. Предлагает обучающимся познакомиться с цитатой. | Приветствуют учителя. Знакомятся с цитатой. | (КУУД1) | (Л2) | ||
#1040;КТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ | Задача этапа: организация подготовки и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия | Беседа Повторение | Актуализирует знания о творчестве изученных поэтов и разделе. Задает вопросы для актуализации произведения Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | Отвечают на вопросы учителя. Актуализируют знания о произведении. | (П2) | (КУУД1) (КУУД2) | (Л1) | |
#1054;РГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Целеполагание | Задача этапа: выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности. | Подводящий диалог Беседа | Читает для обучающихся фрагмент произведения Ю. Ярмолаева для подведения к теме. Организует подводящий диалог. Помогает определить тему и цель урока. | Отвечают на вопросы. Формулируют тему и задачи урока. | (П2) | (КУУД2) (ПУУД2) (ПУУД1) (КУУД1) (РУУД1) (РУУД2) | (Л2) |
Открытие нового знания. | Задача этапа: построение проекта выхода из затруднения | Инструктаж Беседа Рассказ учителя Слушание Выборочное чтение | Учитель знакомит обучающихся с биографией Ю.Ярмолаева. Задает вопросы по биографии, а также о предположительном содержании произведения, которое будет прочитано. Проводит речевую разминку для дальнейшего чтения текста. Организует первичное чтение текста по желанию. | Слушают биографию писателя. Отвечают на вопросы. Выполняют речевую разминку. Читают произведение. | (П2) (П1) | (РУУД2) (КУУД2) (КУУД1) | (Л1) | |
Первичное закрепление | Задача этапа: первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Беседа Работа с текстом Временная работа в парах Творческое задание | Задает вопросы по содержанию произведения. Проводит физминутку. Проводит словарную работу. Организует парную работу по тексту. | Отвечают на вопросы. Выполняют физминутку. Объясняют значение слов. Работают в парах. | (П1) | (КУУД2) (ПУУД2) | (Л1) | |
Самостоятельная работ а | Задача этапа: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценкой | Самостоятельная работа Инструктаж | Организует самостоятельное задание на карточках. Предлагает ответить на вопросы по тексту. Организует фронтальную проверку. | Выполняют задание. Читают ответы на вопросы. | (П2) | (РУУД2) | (Л1) | |
Повторение и включение в систему знаний | Задача этапа: выявление границ применимости нового знания. | Беседа Творческое задание | Учитель организует повторное чтение по ролям. Подводит итоги урока. | Читают по ролям. Отвечают на вопросы. | (П1) (П2) | (ПУУД2) (КУУД1) (КУУД2) | (Л1) | |
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Задача этапа: рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности. | Самооценка | Проводит рефлексию с помощью опорных предложений. Определяете домашнее задание. | Оценивают свою деятельность на уроке и освоение темы. |
| (Л2) |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: Ю. Ермолаев «Проговорился»
Организационная часть урока:
-Здравствуйте ребята.
Повернитесь к своему соседу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, скажите пару приятных слов и пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.
-Я хочу начать урок с изречения Сэмюэл Смайлс «Книги — лучшие товарищи старости, в то же время они — лучшие руководители юности».
-Как понимаете высказывание? Книги необходимо читать в любом возрасте, не важно стар ты или молод, книги учат многому. Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор людей.
-На уроках литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить.
Актуализация опорных знаний и умений.
Повторение изученного
- Ребята, какой мы с вами начали изучать раздел?
-По страницам журнала
- С каким произведением мы познакомились?
-Кто автор — этого произведения?
- Кто мне скажет, на кого учился и где работала Л. Кассиль?
- учился на физико- математическом факультете, специализируясь на аэродинамическом цикле. Был редактором и художникам журнала.
- Найдите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».
- Была бы охота, а выучиться можно.
-Знание и мудрость украшают человека.
-Наука даром не дается – наука трудом берется.
- Давайте одну из них возьмём девизом урока. «Знание и мудрость украшают человека»
Учитель начинает урок с чтения рассказа Ю. И. Ермолаева:
- Бежала через лесную дорожку речка. А через речку был мостик. Хороший мостик с перилами. Но прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. « Вот какая плохая доска!» - подумала Таня и пошла по другой стороне мостика.
Прошли по мостику и два дружка – Николка с Петей. Тоже чуть не упали. «Вот противный мостик!» – рассердились мальчики.
Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всем своим друзьям сказали: «Не ходите по мостику. Там одна доска оторвалась». Хорошо сделали, что сказали. А можно было ещё лучше сделать.
-Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Определите главную мысль этого рассказа. (Лучше не говорить, а делать.)
- Как вы думаете, полезный совет вам дал автор?
-Знаете ли вы, ребята, кто автор этого произведения?
- Это Юрий Иванович Ермолаев. Какие его произведения вам уже знакомы? (« Лучший друг», «Два пирожных»)
-Что вы знаете об авторе?
- Он автор детских произведений
-А название произведения вы прочитаете в учебнике на странице 179: «Проговорился».
– Прочитайте тему урока.
Тема: «Проговорился»
–Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы сможем поразмышлять…
Цель: Мы познакомимся с рассказом «Проговорился»
Мы узнаем, кто проговорился. Мы сможем поразмышлять о поведении героев.
-Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете?
-Узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать.
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Ю. И. Ермолаева
Фронтальная форма работы
–Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.
- Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».
СЛАЙД
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом произведении? Когда так говорят: «проговорился»?
- О том, что кто-то выдаст чью-то тайну или расскажет о чём-нибудь.
- откройте учебник на странице 180
-Рассмотрите иллюстрацию.
СЛАЙД
-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ?
О девочке и попугае Рассказы детей
Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах.
- Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них?
СЛАЙД
-Назовите слова – синонимы или выражения, которые могут заменить название рассказа
(разболтал, сказал лишнее, выдал тайну, не подумал, о чем рассказывать).
- Предположите, кто должен проговориться.
Первичное восприятие текста.
- перед чтением предлагаю вам провести речевую разминку. Посмотрите на доску.
- Прослушайте текст и ответьте на вопрос: о чем проговорился попугай? (чтение текста на стр. 179-181 учителем или заранее подготовленным обучающимся)
Проверка качества первичного восприятия текста.
- О чем же проговорился попугай? (По фразам, которые произносил попугай, дети поняли, какая Ира на самом деле. Ведь попугай повторил не те слова и звуки, которым она его учила, а те, которые он чаще всего слышал от своей хозяйки. Вот и получилось, что попугай «проговорился».)
Закрепление изученного материала
ФИЗМИНУТКА
- Понравился ли вам рассказ?
- Понравилась ли главная героиня? Почему? (Нет! Она грубая и невоспитанная девочка. Все время отмахивалась от любой просьбы своей бабушки. Ирочка – хвастунья. Она не хотела просто показать ребятам попугая, а хотела всех удивить, «какая она способная дрессировщица».)
СЛАЙД
- Получилась ли из девочки настоящая дрессировщица?
-Как нужно дрессировать животных? (добрым словом, лаской, а еще личным примером)
-Как вы понимаете слова одноклассника Ирочки Алеши: «Как не хочет? Он нам очень многое сказал!»
-Подумайте, почему произошла такая неприятность? (Девочка не была вежливой, она грубо разговаривала с бабушкой. Попугай все слышал. Он повторил за героиней невежливые слова.)
-Посмеялись ли ребята над девочкой? Почему? (Нет, потому, что она сама все поняла.)
-Посмеялся ли сам писатель Ю. Ермолаев над своей героиней?
- Можно ли его рассказ назвать юмористическим?
- Как Ирочке исправить ситуацию?
Творческая работа (работа в группах)
-Придумайте продолжение рассказа, чтобы у Ирочки все закончилось благополучно.
- Что хотел показать писатель в этом рассказе? Какие мысли он в вас пробудил?
(Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания. Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь».)
-Какой совет автора можно прочитать между строк?
(Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их.)
Предлагаю вам выполнить самостоятельное задание на карточках. Ответьте на вопросы, с помощью учебника.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды? 2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только | Чтобы помочь нам представить настроение Ирочки. Взъерошился, покосился, отвернулся. |
- давайте немного поиграем, посмотрите на доску, что вы видите? Верно это чистоговорки, а вы знаете, что такое чистоговорки? Давайте прочитаем.
- Ребята для закрепления текста я предлагаю вам еще раз прочитать произведение по ролям. Давайте определим количество ролей.
Подведение итога урока
-Итак ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги урока.
-Подводят итог урока
- Почему этот рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»?
-Потому что было мало журналов, он был поучительным и интересным
- С каким произведением мы сегодня познакомились? –Проговорился.
- Чему учит рассказ? -Вежливости, доброте, учтивости.
- Что вам понравилось в рассказе?
- Что в рассказе вам НЕ понравилось? - Поведение Ирочки
- А у вас были такие случаи? Как должны поступать воспитанные дети?
Оцените свою работу на уроке у вас на партах лежат карточки закончите предложение.
Я узнал(а)…
Я повторил(а)…
Было трудно…
Меня удивило…
Было интересно…
Теперь я умею…
Д/З стр. 179-181 читать по ролям
#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды? 2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только |
#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды? 2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только |
#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды? 2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только |
#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды? 2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только |
#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды? 2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только |
#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды? 2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только |
#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды? 2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только |
#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды? 2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только |
#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды? 2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только |
#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды? 2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок чтения. Тема: Ю.Ермолаев "Проговорился"
Тип урока: решение частных задачПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих спос...
Конспект урока по литературному чтению Тема: Ю.Ермолаев «Два пирожных».
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; в...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Ю. Ермолаев «Проговорился» (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать художественное произведение, воспринимать выраженные в нём чувства и настроения в процессе чтения и анализа рассказа Ю. Ермолаева "Про...
Литературное чтение. Ю.И. Ермолаев "Проговорился". 3 класс
Тема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование...
Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по литературному чтению Тема: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль произведения; воспитывать положительные качества личности; прод...
Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев "Проговорился". 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с произведением Ю. И. Ермолаев «Проговорился», формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказомЗа...