Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев "Проговорился". 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство с произведением Ю. И. Ермолаев «Проговорился», формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомиться с произведением.
- Учить понимать главную мысль произведения.
- Учить реагировать на поступки героев, давать им оценку.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление: умения рассуждать, анализировать и делать выводы при работе с текстом.
- Развивать интерес к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей через творческое задание.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к учебнику при прочтении рассказа.
- Воспитывать культуру общения, доброжелательность и доброту,через анализ произведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 02.05.2022 Школа: МКОУ «Потаповская ООШ» Класс: 3 Урок: 4 Время: 10:50-11:30 Кабинет: 2 | Студент: Кистанова Анна Николаевна. Группа: 42 Учитель: Кольцова Наталья Сергеевна
|
Тема урока: Ю. И. Ермолаев «Проговорился»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство с произведением Ю. И. Ермолаев «Проговорился», формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомиться с произведением.
- Учить понимать главную мысль произведения.
- Учить реагировать на поступки героев, давать им оценку.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление: умения рассуждать, анализировать и делать выводы при работе с текстом.
- Развивать интерес к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей через творческое задание.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к учебнику при прочтении рассказа.
- Воспитывать культуру общения, доброжелательность и доброту,через анализ произведения
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: слово учителя | Приветствует учащихся, настраивает на работу. - Доброе утро, ребята! Проверьте готовность к уроку. - Покажите мне пальцы вверх, если у вас хорошее настроение и вы готовы к продуктивной работе. - Отлично, приступим. | Приветствуют учителя. | Метапредметные: Л: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: самоопределение к деятельности | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя Словесный: речевая разминка
| Организует устную разминку. - А сейчас,давайте разомнем наши голосовые связки. Посмотрите на слайд. Все бобры добры для своих бобрят? Все бобры добры для своих бобрят! Все бобры добры для своих бобрят? Все бобры добры для своих бобрят! - Прочитаем все вместе медленно и четко. Теперь по рядам. Теперь быстрее читает 2 ряд. 1 и 3 ряд. Все вместе и четко. - Молодцы! - Сегодня нам с вами обязательно понадобятся навыки выразительно чтения и умение верно расставлять интонации (на слайде портрет писателя) -Знаете ли вы этого человека? - Предлагаю поближе познакомиться с творчеством Ю.И. Ермолаева. - Свои произведения Ермолаев называл «грустными шутками, забавность которых таит в себе много важного и поучительного». Дети любят писателя за его чувство юмора, умение по - доброму посмеяться над своим героем. Читая его рассказы, можно получить много полезных советов о том, как нужно поступать. - Посмотрите на выставку книг. Возможно некоторые из них вы уже прочитали. - Предположите, какие новые знания или полезную информацию вы можете получить в результате знакомства с его произведениями | Осуществляют речевую разминку. Можем получить новые полезные советы Высказывают предположения | Предметные: знать материал по прошлому произведению Метапредметные: П: поиск и выделение необходимой информации. П:построение речевого высказывания | Презентация, слайд 1-3 |
Постановка учебной задачи | Ф Словесный:учебный диалог Проблемный: определение темы урока | Подводит к постановке учебной задачи. - Попробуйте определить тему урока.Найдите в учебнике первое произведение этого автора. - Сегодня мы познакомимся с произведением Ю.И. Ермолаева «Проговорился». -Какую цель мы поставим сегодня на уроке? -Составим план сегодняшнего урока (на доске в разброс): - План: 1. Познакомиться с произведением. 2. Учиться читать выразительно в соответствии с содержанием текста. 3. Поработать самостоятельно. 4. Подвести итоги | Осуществляют поиск произведения. «Проговорился» познакомиться с произведением «Проговорился» Составляют план урока - План: 1. Познакомиться с произведением. 2. Учиться читать выразительно в соответствии с содержанием текста 3. Поработать самостоятельно. 4. Подвести итоги. | Предметные: уметь определять тему, цель урока Метапредметные: П: поиск и выделение необходимой информации. Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | Презентация,слайд 4-6 | |
«Открытие» нового знания детьми (12 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Практический: работа с учебником Словесн: учебный диалог. | Знакомит с биографией автора. - Прочитайте название произведения на странице 179, рассмотрите иллюстрацию к нему на странице 180. Назовите слова – синонимы или выражения, которые могут заменить название рассказа. - Предположите, кто может проговориться? Словарная работа. (На слайде записаны слова (в столбик с ударениями), дети стараются пояснить, если они затрудняются, то учитель зачитывает слова в контексте) Взъерошился - взлохматиться, подняться кверху (о волосах, шерсти, перьях). Смутиться - прийти в замешательство, смущение Жёрдочка - перекладина для сидения птицы; насест Дрессировщица – женщина, занимающаяся дрессировкой (обучением, воспитанием) животных. Динамическая пауза Раз-присели, Два-привстали Три-до потолка достали На четыре-прыгнули А на пять- за парту сели опять Первичное знакомство с текстом.Учитель читает рассказ. Проводит работу на осознанность текста. Прослушайте текст и ответьте на вопрос: о чем проговорился попугай? - Внимательно следите за интонациями, которые я использую при чтении. - Понравилось ли вам произведение? -Какой это жанр? - Какова главная мысль произведения,кто сумел опредлелить? -Кто действующие лица? -О чем же проговорился попугай? - | Попугай произносит грубые слова. Разболтал, сказал лишнее, выдал тайну, не подумал, о чем рассказывать Попугай
Высказывают предположения Да! Рассказ Вежливыми нужно быть везде, а не только в школе. Ира,попугай,одноклассники По фразам, которые произносил попугай, дети поняли, какая Ира на самом деле. Попугай повторил не те слова и звуки, которым она его учила, а те, которые он чаще всего слышал от своей хозяйки. Вот и получилось, что попугай «проговорился». | Предметные: знать жанры произведений Метапредметные: П: поиск и выделение необходимой информации. П:построение речевого высказывания Личностные: умение определять главную мысль произведения. | Презентация,слайд 7-9 Учебник |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесн: учебный диалог Практич: чтение П | Проводит повторное чтение на оценку. А сейчас,прочитайте текст про себя и подготовитьесь к варазительному чтению. Помните, что вы должны считать громко. Спрашивает несколько человек выразительное чтение. Выберите пословицы, которые можно отнести к рассказу «Проговорился». Обсуждайте выбор в парах. Изба красна пирогами, а человек делами. Труд кормит, а лень портит. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Землю красит солнце, а человека - труд. Все тайное становится явным. Не по виду суди, а по делам гляди. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Ученье – свет, а неученье - тьма. Правда, что шило в мешке – не утаишь. Вежливым человек должен быть всегда. | Читают рассказ. Высказывают свое мнение | Предметные: уметь выразительно читать текст. Метапредметные: К:работа в паре | Учебник. Презентация Слайд 10-11 |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: тест. Словесный:учебный диалог Ф С | Организует самостоятельную работу. Контролирует выполнение работы. - Попробуйте представить себя в роли дрессировщицы – Ирочки. -Чему Ирочка учила попугая? П рочитайте. -Как Ирочка общалась с бабушкой? Как это надо прочитать? -Найдите и прочитайте, какая была погода. - Можно ли по описанию погоды сказать, какое настроение было у девочки. -Как вы понимаете выражение «предчувствуя восторженные похвалы»? -Прочитайте, как девочка общалась с попугаем в классе. - А теперь представьте себя в роли попугая. Как вел себя попугай? Передайте это правильными интонациями при чтении. -Найдите в тексте, как менялось настроение Ирочки. - Попробуйте передать это настроение при чтении интонацией голоса. - Кто готов выразительно прочитать текст по ролям? (бабушка, попугай, Ирочка, автор, одноклассники) Выбирает несколько человек на роли | Грубо и неуважительно «Струйки теплого ветра несли с собой приятные запахи, светило солнышко». Радостное настроение у Иры. Сначала вежливо, потом Ирочка рассердилась Читают по ролям | Метапредметные: Р:контроль,коррекция; П:анализ | Презентация:слайд 12 Учебник |
Включение в систему знаний (6 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесн: слово учителя Творч:составление конца рассказа Г | Организует повторение изученного материала. - А теперь вам предстоит выполнить творческую работу. Объединяйтесь в группы .Какие правила работы в группе мы знаем? - Придумайте и запишите на листочках, как можно было закончить рассказ, чтобы у Ирочки все закончилось благополучно. Расскажите свой вариант продолжения. Заслушиваются варианты | Работать сообща,не перебивать друг друга Работают в группе. | Метапредметные: П:анализ; П:структурирование знаний; Р:коррекция,оценка; К:планирование учебного сотрудничества; К:работа в группе. | Раздаточный материал:листы А4 |
Рефлексия деятельности (3-5 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный : Учебный диалог Ф | Проводит рефлексию деятельности учащихся. - Итак, ребята, давайте с вами вспомним, с каким произведением мы сегодня познакомились. Кто автор произведения? -Какая главная мысль? - Достигли цели? Оцените себя на уроке лестницей успеха. - Отлично!Спасибо за урок. | «Проговорился» Ю.И.Ермолаев Вежливым человек должен быть всегда. Высказывают своё мнение | Метапредметные: П: построение речевого высказывания Личностные: самоопределение | Презентация,слайд 13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...
Технологическая карта урока литературного чтения «Праздник поэзии», 3 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Праздник поэзии» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для систематизации з...
Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение. За...
Технологическая карта урока литературного чтения «Литература зарубежных стран» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование представления у учащихся знаний о зарубежной литературе.Задачи урокаДидактические:знать: значения незнакомых слов, зарубежных героев...
Технологическая карта урока литературного чтения «Мы вместе фантазёры!» ( УМК " Школа России", 3 класс)
Тема урока «Мы вместе фантазёры!»Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Н. Н. Носова «Федина задача&raq...